Инвестиционная политика государства и её приоритеты на современном этапе развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть инвестиционную политику в Республике Беларусь на современном этапе.
Задачи работы: описать инструмент инвестиционной политики Республики Беларусь; проанализировать особенности инвестиционной политики Республики Беларусь, рассмотреть инвестиционный климат Республики Беларусь, анализ поступления иностранных инвестиций в Республику Беларусь, описать совершенствование инвестиционной политики Республики Беларусь.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.

Содержание работы

Введение

1.
Теоретические основы инвестиционной политики государства
7-10
1.1
Экономическая сущность инвестиционной политики государства
7-9
1.2
Инвестиционная политика: цели, задачи и инструменты
9-10
2.
Анализ (тенденции) развития инвестиционной политики Республики Беларусь
11-
2.1
Анализ инвестиционной среды в Республике Беларусь
11-16
2.2
Приоритетные направления государственной инвестиционной политики в Республике Беларусь
17-21
2.3
Основные формы привлечения и тенденции развития инвестиций в Республику Беларусь
21-26
3.
Проблемы и перспективы развития инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
27-31

Заключение


Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

Основным программным документом, определяющим формирование инвестиционной политики в республике является Национальная прогpaммa привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2015 года. Программа определяет стратегию и механизмы привлечения внутреннего и внешнего капитала, а так же законодательные и организационно-экономические мероприятия для создания благоприятной инвестиционной средыюю.

Основополагающим документом, определяющим общие условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, является Инвестиционный кодекс, принятый в 2001 году. Он направлен на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов на территории республики.

Важная роль в создании благоприятного инвестиционного климата в Республике Беларусь принадлежит Консультативному Совету по иностранным инвестициям, возглавляемому Премьер-министром. В его состав входят представители государственных структур, международных организаций, а также иностранных инвесторов, работающих на белорусском рынке.

С целью увеличения объемов привлечения иностранных инвестиций и содействия реализации конкретных инвестиционных проектов в республике создано РУП «Национальное инвестиционное агентство» – это специализированная государственная организация, которая обладает широкими полномочиями для установления прямого конструктивного диалога без посредников между государством и частным капиталом, оказания практической помощи инвесторам по принципу «одного окна», взаимодействия с органами государственного управления с целью быстрой и адекватной реакции на инвестиционные предложения [28].

Агентство создано по кардинально новому принципу, а именно, принципу партнерства с ведущими частными компаниями, занимающими активную позицию в инвестиционной сфере как в Республике Беларусь, так и за рубежом.

Основными задачи Агентства являются:

  • поиск и привлечение стратегических инвесторов и долгосрочных инвестиций в экономику Республики Беларусь;
  • координация работы по поиску и внедрению в практику новых для республики схем финансирования инвестиционных проектов (проектное, структурированное, страховое финансирование и др.);
  • пропаганда инвестиционных возможностей Республики Беларусь за рубежом;
  • развитие международного и межрегионального инвестиционного сотрудничества;
  • повышение квалификации специалистов в сфере инвестиционной деятельности [28].

Таким образом, белорусское законодательство в достаточной мере гарантирует безопасность вложений иностранных инвесторов в национальную экономику.

Сегодня основным направлением для достижения поставленных целей является курс на дальнейшую либерализацию условий хозяйствования, совершенствование правовых механизмов защиты инвестиций, способствующих активизации инвестиционной деятельности, создание равных, недискриминационных условий осуществления инвестиций для всех инвесторов.

И существенные шаги в этом направлении уже сделаны.

 

 

2.2 Приоритетные направления государственной инвестиционной политики в Республике Беларусь

Республика Беларусь имеет положительный опыт деятельности иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями, транснациональными корпорациями. Созданы совместные предприятия с немецким концерном «МАН» (выпуск легковой и грузовой автомобильной техники), компанией «Карл Цейсс» (производство оптических изделий), а также иностранные предприятия – «Кока-кола Бевриджис Белоруссия», «Рестораны МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание). Созданные коммерческие организации с участием зарубежного капитала имеют ряд преимуществ перед национальными субъектами хозяйствования.

Национальное агентство инвестиций и приватизации осуществляет поддержку развития приоритетных для Беларуси отраслей и реализации промышленной политики государства. Наиболее привлекательными направлениями для вложения капитала в Республику Беларусь являются биотехнологии, фармацевтика, альтернативная энергетика, автомобилестроение [23].

В свете высокой зависимости от импорта энергоресурсов развитие альтернативной энергетики является приоритетной задачей белорусского Правительства.

Республика Беларусь обладает значительным природно-климатическим и ресурсным потенциалом для развития всех направлений альтернативной энергетики. По некоторым оценкам, технический потенциал развития возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ) в Беларуси составляет порядка 80 млн. тонн условного топлива в год, что превышает общий объем потребления энергоресурсов в стране (Приложение Б).

Тарифы на электрическую энергию, производимую из возобновляемых источников энергии, устанавливаются на уровне тарифов на электрическую энергию для промышленных  потребителей с присоединенной мощностью до 750 кВ·А, проиндексированных на изменение курса белорусского рубля по отношению к доллару США с применением повышающих коэффициентов (Приложение В).

В стране созданы законодательная база, институциональная структура, система целевых показателей и государственных программ с мониторингом их выполнения.

Наряду с высоким ресурсным потенциалом и наличием прогрессивной законодательной базы в сфере ВИЭ, Республика Беларусь предлагает иностранным инвесторам ряд уникальных преимуществ:

а) при заключении инвестиционного договора с Республикой Беларусь иностранная компания:

  • освобождается от ввозных таможенных пошлин и НДС при ввозе технологического оборудования в рамках реализации инвестиционного проекта; 
  • освобождается от уплаты земельного налога или арендной платы за участки на время строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором; 
  • получает право на предоставление в аренду земельного участка без проведения аукциона; 
  • получает право на вычет в полном объеме сумм НДС, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным проектом; 
  • определяет без проведения подрядных торгов генеральную проектную и подрядную организации, субподрядные проектные, строительные и иные организации для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом и пр [14].

б) при осуществлении деятельности на территории малых и средних городов и сельской местности иностранная компания освобождается от:

  • уплаты налога на прибыль в течение 7 лет с момента регистрации бизнеса; 
  • уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе оборудования; 
  • уплаты налога на недвижимость, государственных пошлин за выдачу специальных разрешений, отчислений в инновационные фонды, иных налогов и сборов и др.; 
  • обязательной продажи иностранной валюты [14].

Организация производства бытовой техники и электроники на территории Республики Беларусь открывает возможность беспрепятственного выхода на быстрорастущий рынок сразу трех стран-участниц ЕЭП (Россия, Беларусь, Казахстан), емкость которого в 2013г. составила  около 33 млрд. долл. США (41,7 млрд. долл. США, с учетом компьютеров, офисной техники и мобильных телефонов) [19].

Размещение производства бытовой техники и электроники на территории Республики Беларусь позволяет зарубежному производителю повысить ценовую конкурентоспособность своей продукции, ориентированной на рынки стран-участниц ЕЭП, за счет преодоления существенных таможенных барьеров (единых для всех стран-участниц ЕЭП). Так, на импорт бытовой техники установлены таможенные пошлины в размере: 20% — холодильники и морозильники; 16% — телевизоры  и мониторы  с ЖК и плазменными дисплеями; 15% — стиральные машины и СВЧ-печи; 5% — пылесосы. В ближайшем будущем рассматривается возможность увеличения тарифных пошлин на ряд продуктов: СВЧ печи – до 18%, кондиционеры в едином корпусе и сплит-системы — до 13,3% и 10%  соответственно (в настоящее время  0%); пылесосы мощностью до 2000 Вт — до 12,5% [19]. 

На сегодняшний день в сфере производства целого ряда бытовой техники (телевизоры, холодильники, морозильники, стиральные машины и т.д.) Республика Беларусь является  лидером среди стран СНГ.  В стране работают свыше 40 предприятий (с учетом производства компьютеров, офисной техники и мобильных телефонов свыше 55), обладающих необходимыми производственными мощностями, богатым опытом разработки и изготовления сложно-технической промышленной и потребительской продукции.

Среднесписочная численность работников, занятых в производстве бытовой техники и электроники (с учетом компьютеров, офисной техники и мобильных телефонов) составляет более 15,1 тысяч человек, средняя заработная плата которых составляет 497,2 $ [19].

В Республике Беларусь существует развитая инфраструктура для разработки и создания  бытовой техники и электроники: более 20 кафедр в четырех вузах готовят востребованных промышленностью специалистов по 35 специальностям, имеющим прямое отношение к проблематике электронной отрасли. Кроме того, на протяжении ряда лет наблюдается положительная динамика инвестиций в обучение и подготовку персонала, связанных с технологическими инновациями, так в период с 2009 по 2013 году данный показатель увеличился на 43%.  В целях улучшения научно-производственной инфраструктуры  отрасли  в Республике Беларусь принято ряд программ: «Радиоэлектронная аппаратура общепромышленного назначения», «Бытовая и промышленная техника», «Микроэлектроника» и другие.

В Республике Беларусь действует комплексная государственная программа развития фармацевтической отрасли, согласно которой к 2015 году доля отечественных лекарственных средств, потребляемых в стране, должна составить 50% (в 2013 году данный показатель в стоимостном выражении составил 32,7%) [23].

В 2013 году совокупная емкость фармацевтического рынка ЕЭП в оптовых ценах составила около 35,2 млрд. долл. США (более 80% от суммарного фармацевтического рынка стран СНГ) [19].

В рамках создаваемого технопарка Белбиограда в Республике Беларусь будут существовать уникальные налоговые и инфраструктурные условия для создания и функционирования современного международно-интегрированного фармацевтического, нано- и биотехнологического кластера. Резиденты БелБиограда на 10 лет со дня их регистрации освобождаются от уплаты основных налогов (на прибыль, на недвижимость,  на землю), а в течение последующих 10 лет налоговая ставка уменьшена на 50%. Кроме того, резиденты имеют право на вычет в полном объеме сумм НДС за товары, услуги, имущественные права, использованные для проектирования, строительства и оснащения зданий и сооружений, располагаемых на территории БелБиограда.

В фармацевтической  отрасли Республики Беларусь занято более 8 тысяч специалистов разного уровня и широкого спектра квалификации. Ежегодно их число пополняется за счет дополнительного  выпуска учебными заведениями порядка 500 молодых специалистов, что создает устойчивую основу для кадровой подпитки новых производств и сегментов отрасли.   

Для активизации деятельности фармацевтических производств на территории Республики Беларусь со стороны государства предоставляется целый ряд преференций. Основные из них:

  • освобождение фармацевтических организаций от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость по технологическому оборудованию и комплектующим, необходимым для реализации инвестиционных проектов в области фармацевтики;
  • выделение бюджетных средств (в эквиваленте 44 млн. долл. США) на приобретение лицензий на лекарственные средства для лечения социально значимых заболеваний; на освоение новых лекарственных средств; продвижение продукции на внешних рынках [14].

 

 Как следует из вышеизложенного, в настоящее время акценты в инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных инвесторов, в области лицензирования, внешнеэкономической деятельности и в отношении действия стабилизационных норм. [28, c. 76-91]

Основные направления проведения инвестиционной политики в Республики Беларусь: модернизация и реконструкция действующих производств, освоение новых производств и использование мощностей машиностроительного комплекса; осуществление экологических мероприятий и создание экологически чистых и безотходных производств; внедрение и развитие возделывающих и перерабатывающих технологий в сельском хозяйстве.

Таким образом, в настоящее время государством взят курс на развитие перспективных, с точки зрения мировой науки, направлений исследований: информационные технологии, биотехнологии, оптико-электронные технологии и приборы, микроэлектроника, лазерные и плазменные технологии, приборостроение, машиностроение, лекарственные препараты.  

2.3 Основные формы привлечения  и тенденции развития инвестиций в Республику Беларусь

В 2011 году в реальный сектор экономики Беларуси (кроме банков) поступило $18,9 млрд. иностранных инвестиций, что в 2,1 раза больше, чем за 2010 год (Приложение Г).

Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (50% от всех поступивших инвестиций), Великобритании (23,3%), Кипра (6,6%), Австрии (5,1%). Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в организации торговли (35,6% от всех поступивших инвестиций), транспорта (30,8%), промышленности (26,1%) [14].

Информация о работе Инвестиционная политика государства и её приоритеты на современном этапе развития