Инвестиционная политика государства. Механизмы реализации и критерии эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ основных направлений государственной политики стимулирования инвестиций в современных условиях.
Задачами при написании данной курсовой работы являются:
характеристика понятий «инвестиций и инвестиционной деятельности»;
рассмотрение основных методов и инструментов государственного регулирования инвестиционной деятельности;
характеристика направлений развития рынка инвестиций в условиях глобализации Мировой экономики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Экономическая сущность и виды инвестиций..........................................................................................................................4
1.1. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности……………………4
1.2. Виды инвестиций. Взаимосвязь финансовых и реальных инвестиций…..7
1.3. Состав инвестиционной сферы. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности……………………………………………………………………..15
1.4. Факторы инвестиций………………………………………………………..18
Глава 2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности…………………………………………………..21
2.1. Сущность инвестиционной политики государства, критерии эффективности и основные направления ее реализации…………………………………...21
2.2. Механизмы стимулирования инвестиционной активности……………...24
2.3. Влияние мер государственной поддержки на инвестиционную активность в России……………………………………………………………………28
2.4. Стратегическое управление инвестиционной деятельностью при переходе экономики на инновационный тип развития……………………………….31
Заключение………………………………………………………………...37
Список использованных источников И ЛИТЕРАТУРЫ…40

Файлы: 1 файл

Щербинина ГРЭ курсовик.docx

— 98.17 Кб (Скачать файл)

Отношения, связанные с  инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, иностранными инвесторами (нерезидентами) на территории РФ регулируются специальными нормативными актами, ГК РФ, Законом «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» и договорами13.

 

 

1.4. Факторы инвестиций

 

Инвестиции можно подразделить на три основные категории:

1. Закупка жилых зданий  и сооружений;

2. Инвестиции в заводы  и оборудование предприятий;

3. Прирост товарно-материальных  запасов.

Около четверти всей совокупности инвестиций приходится на жилищное строительство, одна двадцатая – на изменение запасов, а остальная часть, примерно 70% суммарных капиталовложений – это инвестиции в здания, сооружения, машины и оборудование предприятий.

Почему предприятия инвестируют? В конце концов, они покупают капитальные товары, когда ожидают, что такое действие принесет им прибыль, т.е., их выручка от инвестиций будет больше издержек. Это простое утверждение содержит 3 элемента, являющихся центральными для понимания инвестиций: выручка, издержки и ожидания.

Выручка. Инвестиции будут приносить фирме дополнительную выручку, если с их помощью она сможет реализовать свою продукцию на большую сумму денег. Это означает, что очень важным детерминантом инвестиций является совокупный уровень выпуска (или ВВП). Когда заводы и фабрики полностью не используются, фирмам нужно сравнительно мало новых производственных сооружений, и поэтому уровень инвестиций низок. Т.е. инвестиции зависят от выручки, которая определяется состоянием общеэкономической активности.

Одна из значительных теорий динамики инвестиций базируется на принципе акселератора. Согласно этому принципу, уровень инвестиций определяется главным  образом темпом изменения выпуска. Другими словами, уровень инвестиций будет высок, когда выпуск увеличивается, и в то же время, инвестиции будут малы (или даже чистые капиталовложения будут отрицательны), когда выпуск сокращается. Существует связь между изменением выпуска и инвестициями: увеличение фактического выпуска на 5% по отношению к потенциальному приводит к росту доли инвестиций в ВВП от 1% до 2%.

Вторым важным фактором, определяющим уровень капиталовложений, являются издержки инвестирования. Поскольку инвестиционные товары используются в течение многих лет, расчет издержек инвестиций – дело, в значительной степени, более сложное, чем вычисление денежных затрат производства других товаров типа каменного угля или пшеницы. Если купленный товар употребляется много лет, мы должны рассчитать стоимость (издержки) капитала, выраженную в ставке процента по кредиту.

Чтобы это понять, нужно  учесть, что инвесторы часто добывают финансы для закупки капитальных благ посредством займов (скажем, через рынки закладных или облигаций). Каковы издержки заимствования? Они равны ставке процента по заемным фондам. Тому, кто забыл или не знает - процентная ставка – это цена, уплаченная за взятие в кредит денег на некоторый период времени; например, вы должны заплатить 13%, чтобы получить взаймы 1000 $ на год. В случае с семьей, покупающей дом, издержки - это ставка процента закладной.

Правительство часто осуществляет мероприятия налогово-бюджетной  политики, чтобы воздействовать на инвестиции в тех или иных секторах экономики. Налоговый режим в различных секторах или даже в различных странах оказывает глубокое воздействие на инвестиционную активность компаний, целью деятельности которых является прибыль.

Третьим фактором, детерминирующим инвестиции, являются ожидания и уверенность бизнесменов. Инвестиции – это, прежде всего азартная игра, основанная на прогнозе будущих событий; это пари на превышение выручкой от капиталовложений издержек инвестирования. Если предприниматели полагают, что будущая экономическая конъюнктура в Европе будет характеризоваться депрессией, то они откажутся вкладывать деньги в этот континент. Напротив, если бизнесмены ожидают в близком будущем резкого подъема деловой активности, то они начнут планировать строительство новых заводов.

Таким образом, инвестиционные решения висят на волоске ожиданий и прогнозов будущих событий. Но, как сказал один умный человек: « Предсказание – опасная вещь, особенно в отношении будущего». Бизнесмены тратят много энергии, анализируя инвестиции и пытаясь уменьшить неопределенность, связанную с этими инвестициями.

Мы можем резюмировать наш обзор факторов, лежащих в  основе инвестиционных решений, следующим образом:

Предприятия инвестируют, чтобы  заработать прибыль. Поскольку капитальные товары используются в течении многих лет, инвестиционные решения зависят от 1) спроса на выпуск, производимый за счет новых капиталовложений; 2) процентных ставок и налогов, влияющих на издержки инвестиций и 3) ожиданий бизнесменов по поводу состояния экономики14.

 

 

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1. Сущность инвестиционной политики государства, критерии эффективности и основные направления ее реализации

 

Как известно, слово «политика» в переводе с греческого означает искусство управления государством. Поэтому в самом широком смысле инвестиционная политика может рассматриваться как часть государственной экономической политики, направленная на обеспечение эффективной инвестиционной деятельности15.

Инвестиционная политика государства – часть социально-экономической  политики государства, представляющая собой систему мер государственного регулирования экономики, направленную на формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов.

Разрабатывая инвестиционную политику необходимо учитывать критерии эффективности ее реализации. При этом распространенным заблуждением является ориентация на такой критерий, как прирост инвестиций, рост валового внутреннего продукта (ВВП), рост дохода и потребления на душу населения. Это не вполне правомерно, во-первых, потому, что такой рост является результатом всей экономической политики и вычленить вклад инвестиционной составляющей весьма непросто; во-вторых, потому, что между приростом инвестиций и их результатом в форме прироста ВВП обязательно будет разрыв во времени, не позволяющий использовать значения этих показателей для конкретных лет в качестве рассматриваемого критерия. Что же касается роста потребления, то он может временно иметь место и в случае падения объемов инвестиций (при снижении нормы накопления).

Важно, чтобы применяемые  критерии не только характеризовали  результаты реализации прежде всего инвестиционной политики государства, но и могли получить либо четкую количественную, либо качественную оценку. С этой точки зрения в числе соответствующих критериев могут быть рекомендованы:

  1. повышение эффективности и увеличение объемов инвестиций с одновременным увеличением доли инновационных инвестиций в их структуре, в том числе – поддержка создания так называемых закрывающих технологий, т.е. тех, которые обесценили ранее сделанные капиталовложения, сколь бы велики они ни были.
  2. снижение инвестиционных рисков и, следовательно, улучшение кредитного рейтинга России, публикуемого ведущими международными рейтинговыми агентствами, обеспечивающее снижение стоимости заимствований на мировом рынке капитала как для государства, так и для российских корпораций;
  3. повышение качества инвестиционного законодательства;
  4. развитие инфраструктуры инвестиционного рынка;
  5. повышение качества жизни населения на основе реализации инвестиционных проектов развития социальной сферы;
  6. опережающий рост инвестиционной активности в депрессивных регионах страны, обеспечивающий поэтапное сокращение их многократного отставания от наиболее развитых регионов.

С учетом изложенного к  основным направлениям инвестиционной политики государства на современном этапе реформирования российской экономики следует отнести:

  • «удержание» внешних факторов оживления инвестиционной активности, предполагающее отказ от ускоренного укрепления рубля в отрыве от процесса повышения конкурентоспособности реального сектора российской экономики, и оказание максимального содействия сохранению благоприятной конъюнктуры мировых сырьевых рынков;
  • снижение процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики, на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;
  • завершение налоговой реформы, предполагающей расширение инвестиционных возможностей субъектов рынка, а также совершенствование амортизационной политики;
  • повышение инвестиционной привлекательности предприятий на основе решения проблемы «эффективного собственника»;
  • развитие инфраструктуры инвестиционного рынка и формирование атмосферы взаимного доверия между инвестиционными институтами и частными инвесторами;
  • формирование условий для трансформации в инвестиции сбережений населения;
  • снижение административных барьеров инвестиционной деятельности, включая упрощение бюрократических процедур выбора инвестором местоположения создаваемых предприятий и получения необходимых согласований на прединвестиционной стадии реализации инвестиционных проектов;
  • формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков на основе укрепления судебной системы и повышения качества гарантий защиты прав инвесторов с целью стимулирования трансформации в реальные инвестиции сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних стратегических инвесторов;
  • применение дифференцированного инструментария стимулирования инвестиционной деятельности в различных отраслях экономики с учетом их стратегических перспектив, приоритетности развития для экономики страны и возможности получения мультипликативного эффекта за счет перелива инвестиционного спроса по цепочкам межотраслевых взаимодействий;
  • снижение неравномерности инвестиционной привлекательности российских регионов, имеющих глубокие различия как в уровне экономического развития, так и в уровне рисков долгосрочного инвестирования в основной капитал;
  • повышение результативности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе: повышения эффективности отбора и реализации целевых программ; разработки обеспечивающих согласование интересов предприятий, инвестиционных институтов и государства механизмов поддержки приоритетных проектов; усиления государственного контроля за целевым использованием бюджетных инвестиций16.

 

2.2. Механизмы стимулирования инвестиционной активности

 

Повышение эффективности  хозяйственной деятельности и укрепление инвестиционного потенциала предприятий  и организаций может стать  следствием углубления встречного процесса мобилизации внутренних резервов и применения адекватных сложившимся социально-экономическим условиям форм и методов государственного регулирования. Среди них: усиление государственного контроля за динамикой тарифов на услуги естественных монополий; снижение бремени долгов путем их долгосрочной реструктуризации; обеспечение максимальной прозрачности финансовых потоков на основе перехода к международной системе бухгалтерского учета; повышение качества менеджмента на предприятиях и укрепление их инвестиционного потенциала за счет повышения эффективности хозяйствования и т.д.

Что же касается формирования собственного инвестиционного потенциала субъектов рынка, основными источниками которого являются амортизационные отчисления и чистая прибыль, то он в настоящее время предопределяется введенной с 1 января 2002 г. главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Соответственно, процесс трансформации этих источников в инвестиции самым непосредственным образом связан с амортизационной и налоговой политикой государства17.

Ключевым направлением совершенствования  амортизационной политики следует считать расширение сферы применения ускоренной амортизации и самостоятельности предприятий в области определения норм амортизации и стоимостной оценки основных фондов.

Другое направление налогового стимулирования инвестиционной деятельности состоит в создании условий, при которых частный сектор экономики сможет с помощью государства сам заработать право на снижение налогового бремени. Идея соответствующего механизма государственного регулирования отличается от действовавшего ранее авансового предоставления льгот по налогообложению прибыли и заключается в возмещении предприятию части уплаченного налога на прирост прибыли, полученный за счет роста эффективности производства.

Важными направлениями стимулирования инвестиционной активности являются: расширение сферы применения инвестиционного  налогового кредита, предоставляющего собой отсрочку налогового платежа в целям стимулирования инвестиционной активности и обновления основных средств предприятиями на базе кредитного соглашения с налоговыми органами; ускоренное возмещение налога на добавленную стоимость при строительстве; отнесение на издержки производства и реализации продукции расходов на НИОКР.

Рассмотренные выше меры инвестиционной политики государства направлены на обеспечение прироста собственного инвестиционного потенциала предприятий. Не меньшее значение имеет и расширение инвестиционных возможностей за счет увеличения объемов использования заемных и привлеченных средств, что также требует развития применяемых методов государственного регулирования.

Информация о работе Инвестиционная политика государства. Механизмы реализации и критерии эффективности