Инвестиционная политика государства. Механизмы реализации и критерии эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ основных направлений государственной политики стимулирования инвестиций в современных условиях.
Задачами при написании данной курсовой работы являются:
характеристика понятий «инвестиций и инвестиционной деятельности»;
рассмотрение основных методов и инструментов государственного регулирования инвестиционной деятельности;
характеристика направлений развития рынка инвестиций в условиях глобализации Мировой экономики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Экономическая сущность и виды инвестиций..........................................................................................................................4
1.1. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности……………………4
1.2. Виды инвестиций. Взаимосвязь финансовых и реальных инвестиций…..7
1.3. Состав инвестиционной сферы. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности……………………………………………………………………..15
1.4. Факторы инвестиций………………………………………………………..18
Глава 2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности…………………………………………………..21
2.1. Сущность инвестиционной политики государства, критерии эффективности и основные направления ее реализации…………………………………...21
2.2. Механизмы стимулирования инвестиционной активности……………...24
2.3. Влияние мер государственной поддержки на инвестиционную активность в России……………………………………………………………………28
2.4. Стратегическое управление инвестиционной деятельностью при переходе экономики на инновационный тип развития……………………………….31
Заключение………………………………………………………………...37
Список использованных источников И ЛИТЕРАТУРЫ…40

Файлы: 1 файл

Щербинина ГРЭ курсовик.docx

— 98.17 Кб (Скачать файл)

По мере улучшения инвестиционного  климата, повышения инвестиционного рейтинга России ведущими мировыми агентствами процесс постепенного увеличения доли привлеченных и заемных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал будет лишь углубляться, оказывая позитивное влияние на взаимодействие финансового и реального секторов отечественной экономики18.

Следует отметить, что снижение ставки налога на прибыль банков с 43 до 24 %, предопределенное вводом главы 25 НК РФ, а также сформировавшаяся позитивная тенденция увеличения собственного капитала банков, привели к существенному повышению их инвестиционного потенциала.

Оживление инвестиционной активности банков в реальном секторе экономике  неразрывно связано с увеличением  объема «длинных» пассивов, источником которых, по мере формирования благоприятного инвестиционного климата и снижения инвестиционных рисков, должны стать сбережения населения, являющиеся мощным и лишь в минимальной степени вовлеченным в хозяйственный оборот ресурсом развития ипотечного кредитования жилищного строительства.

Новые перспективы открываются  и для развития лизинга. Тем не менее, и здесь остаются значительные резервы повышения качества государственного регулирования лизинговых сделок, прежде всего касающиеся отмены сохраняющегося двойного налогообложения получаемых доходов лизингодателя и декларативного характера большинства льгот, возможность получения которых предусмотрена Федеральным законом № 164-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 января 2002 г. № 10-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»

В деле привлечения инвестиций уникальным механизмом аккумулирования ресурсов и их трансформации в инвестиции путем эмиссии облигаций (привлечение заемного капитала) или акций (увеличение собственного капитала компании) является фондовой рынок.

Хотя финансирование инвестиций в основной капитал при помощи эмиссии ценных бумаг до настоящего времени не получило в России должного развития, свойственного не только промышленно развитым, но и многим развивающимся странам, потенциал роста российского рынка ценных бумаг весьма значителен.

Для того чтобы роль рынка  ценных бумаг в обеспечении реального  сектора экономики остро необходимыми долгосрочными инвестиционными  ресурсами целесообразно применение системы мер государственного регулирования, включающей:

- снижение налогообложения эмиссий ценных бумаг;

- льготное налогообложение доходов частных инвесторов паевых инвестиционных фондов;

- унификацию порядка определения и ставок налогообложения доходов инвесторов на рынке ценных бумаг;

- упрощение процедуры государственной регистрации эмиссий ценных бумаг;

- введение строгих и прозрачных стандартов отчетности для инвестиционных институтов, работающих на рынке ценных бумаг;

- создание необходимых условий для расширения спектра финансовых инструментов на фондовом рынке.

Из экономической теории известно, что чем дефицитнее рассматриваемый ресурс, тем выше требования к эффективности его использования. С этой точки зрения особую актуальность приобретает разграничение государственного финансирования инвестиций на реализацию социально значимых проектов, финансируемых в рамках целевых программ, и коммерчески окупаемых проектов, осуществляемых либо за счет Федеральной адресной инвестиционной программы, либо за счет средств Бюджета развития.

К механизмам повышения эффективности  использования государственных инвестиционных ресурсов, усиления их позитивного влияния на инвестиционную активность в экономике относится формирование Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) и Бюджета развития19.

 

2.3. Влияние мер государственной поддержки на инвестиционную активность в России

 

Прежде чем оценивать  влияние мер, предпринимаемых Правительством России в целях стабилизации финансовой системы и экономики в целом на инвестиционную активность, необходимо определиться с рядом вопросов.

Во-первых, важно понять, по каким показателям мы будем  судить о наличии или отсутствии инвестиционной активности в стране.

Во-вторых, стоит рассматривать  систему мер Правительства в  двух аспектах, - мер, направленных на поддержание ликвидности субъектов экономики и как следствие обеспечение их платежеспособности, и мероприятий, способных оказать долгосрочное воздействие на развитие отдельных секторов экономики.

В-третьих, целесообразно  разделять принимаемые меры на прямые и косвенные с позиции влияния, как на деловую, так и на инвестиционную активность в экономике.

Отметим также, что пока преждевременно однозначно говорить о реальном воздействии предпринятых действий Правительства и Центрального банка РФ на развитие экономики России. На текущий момент мы располагаем лишь первыми отчетами по их применению в I кв. 2012 г. Вместе с тем, если обратиться к их содержанию, то уже сейчас можем оценивать их способность повлиять на поддержание деловой активности в экономике и, возможно, даже на развитие рынка инвестиций.

Существенный эффект будут  иметь меры косвенной поддержки. Речь идет о снижении ставки налога на прибыль, увеличении амортизационной  премии.

Среди мер государственной  поддержки стоит отметить субсидии, субвенции и в целом финансирование мер по поддержке финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики. Однако вряд ли можно утверждать, что эти меры будут иметь большое значение для поддержания инвестиционной активности. При предусмотренных 227,9 млрд. руб. на 2012 г., исполнение за I кв. составило 14,4 млрд. руб.

Также внимания заслуживают  кредиты, предоставленные ЦБ РФ, и  средства Фонда национального благосостояния, размещенные на депозитах Внешэкономбанка  и, соответственно, предоставленные  другим банкам. Федеральным законом от 13.10.2008. № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы РФ» было предусмотрено, что средства Фонда национального благосостояния могут быть размещены во Внешэкономбанке на депозиты сроком до 31.12.2019 на сумму не более 410 млрд. руб. по ставке 7 %. По этому же закону ЦБ РФ предоставил Сберегательному банку РФ 500 млрд. руб. на срок до 31.12.2019 в виде субординированного кредита без обеспечения. Внешэкономбанк в свою очередь обязан был предоставить субординированные кредиты без обеспечения банку ВТБ (200 млрд. руб.) и Россельхозбанку (25 млрд. руб.) на срок до 31.12.2019 по ставке 8 %. Отметим, что Внешэкономбанк также предоставил кредиты коммерческим банкам на общую сумму 32,1 млрд. руб. (Альфа-банк, Номос-банк, Ханты-Мансийский банк, Газпромбанк).

Одним из направлений, способным  стимулировать инвестиционную активность, является поддержка строительной отрасли, что также нашло отражение в программе антикризисных мер. Так, в качестве имущественного взноса в Государственную корпорацию Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства было внесено 240 млрд. руб. Фонд приступил к реализации программ по финансированию строительства домов с высокой степенью готовности, а также программ по переселению граждан из ветхого жилья. По состоянию на 01.01.2013 из средств Фонда 78 субъектам РФ перечислено 46 млрд. руб. В то же время Фонд размещает временно свободные денежные средства в размере 168 млрд. руб. на банковских депозитах. Ясно, что локомотивом инвестиционной активности в строительной отрасли Фонд пока не станет, хотя положительный эффект от его деятельности очевиден.

По состоянию на 01.01.2013 из средств федерального бюджета фактически выделено 2664 млрд. руб. в виде взносов в уставные капиталы, кредитных ресурсов и субсидий, из средств ЦБ РФ – 6 077,3 млрд. руб. в виде кредитных ресурсов и посредством размещения депозитов на счетах банков. В сумме получается 8 741,3 млрд. руб. реальных денежных «вливаний». Сроки и условия предоставления такого рода кредитов дают основания полагать, что поступление этих ресурсов в экономику способно стимулировать если не инвестиционную, то хотя бы активность банков по предоставлению кредитов.

Согласно данным официальной  статистики об уровне инвестиционной активности можно судить по такому показателю, как, например, инвестиции в основной капитал. В I кв. 2012 г. по результатам предварительного анализа по сравнению с данными I кв. прошлого года произошло снижение инвестиций в основной капитал на 15,8 %. Необходимо отметить, что снижение зафиксировано и по таким показателям, как валовой внутренний продукт, индекс промышленного производства, внешнеторговый оборот и др.

Если обратиться к балансу  ЦБ РФ, то необходимо отметить существенное увеличение средств в статье активов «Кредиты и депозиты» с 325 млрд. руб. на 01.10.2012 до 3 871 млрд. руб. на 01.01.2013, при том, что показатель денежной базы, равно как и денежной массы, не изменился. Это еще одно подтверждение эмиссионной активности ЦБ РФ, которое, однако, не сопровождалось изменением параметров, на которые в принципе должно оказываться влияние.

По итогам 2012 г. отмечено увеличение иностранных активов нефинансового сектора России и населения. Чистый вывоз частного капитала за 2011 г. составил 132,7 млрд. долл. США. За период с 01.08.2012 по 01.01.2013 сокращение международных резервов РФ составило 213 млрд. долл. США.

Таким образом, по крайней  мере, на текущий момент, почти 9 трлн. руб., которые «влили» в экономику, не повлияли на показатели, характеризующие объем денежной массы в обращении и кредитную активность банковской системы. Этот факт, а также то, что имело место существенное снижение международных ликвидных резервов РФ, девальвация национальной валюты, позволяет сделать вывод о том, что негативным результатом денежных влияний в рамках программы антикризисных мер становится отток капитала из России20.

 

2.4. Стратегическое управление инвестиционной деятельностью при переходе экономики на инновационный тип развития

 

Мировая экономика претерпевает изменения, впечатляющие своими масштабами.

Резкое ускорение в  последнее время темпов глобализации мировой экономики связано с  наличием существенной и тесной причинно-следственной взаимосвязи между инвестициями и экономическим ростом21. Инвестиции – составная часть ВВП, поэтому если быстро растет ВВП, то обнаруживается статистическая связь между инвестициями и ростом 22. Нельзя сказать, что увеличивая инвестиции можно добиться устойчивого роста. Но одно представляется ясным: важен не просто уровень инвестиций, а их качество и эффективность размещения.

Весь опыт 1990-х годов  показал, что переходная экономика  такой большой индустриальной страны, как Россия, не поддержанной масштабными зарубежными прямыми инвестициями, не может ( в своей трансформации в рыночную экономику) осуществить модернизацию без прямого вмешательства государства, без применения тех мер стимулирования государством экономического роста, которые свойственны, например, некоторым азиатским экономикам. Предпринятая в России попытка осуществить модернизацию на основе либерализации цен, раздачи и захвата собственности и репрессивной денежной и финансовой политики. Вызывающей падение инвестиций, была заранее обречена на неудачу: многократно сократились капитальные вложения в реальный сектор экономики и из внутренних источников23.

Стратегическое планирование и последующее на его основе стратегическое управление инвестиционной деятельностью необходимы для стимулирования активности экономических субъектов, определения оптимального соотношения финансовых ресурсов общества, используемых на инвестиции, обеспечения соответствия и пропорциональности в их движении, направления инвестиций по отраслям хозяйства и отдельным инвестиционным программам и проектам, соблюдения пропорциональности между процессом инвестирования и структурой валовых инвестиций, обеспечения высокой их эффективности, что, в конечном счете, должно привести к стабильному с поступающей тенденцией экономическому росту.

Как известно, правильная, научно обоснованная государственная инвестиционная политика играет ключевую роль в экономическом росте. Любая успешно действующая модель государственной инвестиционной политики должна опираться на фундамент рыночной системы, наиболее полным образом использовать сильные стороны национальной экономики, а для ее реализации требуется наличие целого ряда институтов, необходимых для создания благоприятного инвестиционного климата для инвестирования.

Как показывает опыт развития стран Юго-Восточной Азии, четкая государственная инвестиционная программа – залог серьезного обсуждения и принятия ее широкими кругами промышленников и финансистов. Первый шаг – это определение параметров стабильного долгосрочного развития. Второй шаг – определение уровня сбережений, который будет адекватен принятому темпу развития, и соответствовать этой цели. Далее определяется, достижимы ли эти уровни и нуждается ли экономика в специальных мерах по стимулированию сбережений и инвестиций. На этом этапе ключевыми вопросами являются система налогообложения и уровень дефицита государственного бюджета.

Набор работающих инструментов государственной инвестиционной политики достаточно ограничен, поэтому необходимо знать, какие инструменты в конкретных обстоятельствах дадут нужный эффект, какие не будут работать и каков будет конечный результат. В этой ситуации ценен исторический опыт государственной политики регулирования инвестиций, который указывает на существование моделей, объединяющих несколько инструментов. Можно выделить три модели государственной инвестиционной политики, которые исходят из того или иного принципа активизации инвестиций и стимулирования инвестиционной деятельности в целом.

В первой модели, условно  называемой «американской», ключевая роль в государственной инвестиционной политике отводится налоговым инструментам, при этом акцент делается, главным образом, на налоговом стимулировании частных инвестиций. Ключевым механизмом контроля над эффективностью распределения инвестиционных ресурсов является фондовая биржа. Именно развитый рынок ценных бумаг – необходимое условие успешной реализации данной модели. В данной модели отсутствуют какие-то особые стимулы к сбережению. Недостатком модели можно считать невозможность резкого увеличения накопления.

Информация о работе Инвестиционная политика государства. Механизмы реализации и критерии эффективности