Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 09:10, курсовая работа
Основная цель работы - анализ динамики инвестиционной активности в российской экономике, определение путей формирования благоприятного инвестиционного климата в стране.
В ходе выполнения работы поставлены задачи:
1. Определить понятия инвестиционного климата и его составляющих;
2. Рассмотреть теоретические основы государственного регулирования инвестиционной активности; цели и методы государства в сфере управления инвестиционной деятельностью;
Введение 2
Глава 1. Инвестиционная активность, как составляющая инвестиционного климата 4
1.1. Понятие и структура инвестиционного климата 4
1.2 Государственное регулирование инвестиционной активности в РФ. Функции и методы государственного управления инвестиционной сферой 10
1.3 Нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность 14
Глава 2.Анализ инвестиционного климата в российской экономике 29
2.1 Иностранные инвестиции в России. Общая характеристика состояния и проблемы создания благоприятного инвестиционного климата в российской экономике 29
2.2 Объем иностранных инвестиций в экономике России 41
2.3 Пути и меры по формированию благоприятного инвестиционного климата в российской экономике 46
Заключение 49
Список литературы 51
Это мировая политика государства, направленная на решение первоочередных задач, связанных с развитием общества. Инвестиционная деятельность обоснованна и необходима для решения общенациональных и социальных проблем отдельно региона, при изменении экономической стратегии региона, при реализации социально значимых, но убыточных инвестиционных проектов.
Инвестиционная политика
связана с государственным
Исходным моментом государственного регулирования на уровне субъекта Федерации по опыту регионального управления в таких ведущих субъектах Федерации, как Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская, Новгородская, Свердловская области, является научно обоснованное определение приоритетов региональной экономической политики и стратегии. В расчете на долгосрочную перспективу это рационализация налоговой системы субъекта, бюджетная самодостаточность, создание целостной системы потребительского рынка, поддержка малого бизнеса и предпринимательства с целью формирования его как одного из ведущих секторов экономки региона, налаживание эффективного управления имущественным комплексом. Эффективное управление государственным имуществом сопряжено с созданием условий для формирования благоприятного инвестиционного климата.[21,Ст.91]
В системе стимулирования инвестиционной активности следует выделить финансовые источники: прибыль, получаемую как за период окупаемости инвестиционного проекта, так и дальнейшего использования (эксплуатации) объекта; дивиденды как часть прибыли от внедрения разработок; гранты, включаемые в условия инвестиционных конкурсов и торгов, а также в разработку и внедрение инвестиционных программ; финансовые льготы для участников инвестиционной деятельности; целевое финансирование из бюджета части инвестиционных затрат, связанных с фундаментальными исследованиями и разработками.
К основным функциям государственного регулирования инвестиционной активности относятся:
• определение направлений экономического развития страны и разработка государственных инвестиционных программ;
• проведение исследований и формирование прогнозов развития инвестиционного рынка;
• создание экономических
основ осуществления
• выработка экономической и финансово-кредитной политики государства с учетом мер по стимулированию, регулированию и контролю инвестиционной деятельности;
• организация финансирования особо важных проектов;
• мониторинг инвестиционной деятельности;
• разработка нормативной базы;
• лицензирование отдельных видов деятельности.[19,Ст.29]
Государственное регулирование инвестиционной активности может осуществляться двумя методами:
Регулирование осуществляется на основе законодательных актов, которые подразделяются на основные и общие. К основным законодательным актам федерального уровня относятся три группы документов:
1)Законы Российской Федерации:
2) Указы Президента Российской Федерации:
3) Постановления Правительства Российской Федерации:
2. Экономические методы
К экономическим методам государственного регулирования инвестиционной деятельности относятся амортизационная политика, кредитная и валютная политика, система налогообложения, бюджетное инвестирование, система финансирования и кредитования капитальных вложений и т.д.
Различаются две группы мероприятий по государственному регулированию инвестиционной активности:
- совершенствование налогообложе
- совершенствование механизма начисления амортизации и использования амортизированных отчислений;
- защита интересов инвесторов;
- принятие антимонопольных мер;
- публикация рейтинговых
оценок субъектов
- развитие финансового лизинга и т.д.
2. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности:
- разработка, утверждение
и финансирование
- предоставление
- экспертиза инвестиционных проектов;
- разработка и утверждение стандартов, норм и правил и контроль за их соблюдением и т.д.[19,Ст.30]
Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, является существующая система законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования - с другой.
Действующие законодательные и подзаконные акты, составляющие общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности, можно классифицировать по различным признакам, однако наиболее важной является классификация правовых факторов по задачам и объему регулирования в сфере инвестиционной деятельности. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы.
В первую группу входят так называемые комплексные законодательные и подзаконные акты, носящие универсальный характер и устанавливающие основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории РФ отечественных и зарубежных инвесторов, либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли Российского законодательства.[19,Ст. 29]
К таким актам относятся:
1. Гражданский кодекс РФ. Законодательные акты в сфере приватизации. Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах». Система отраслевых актов налогового законодательства. Федеральные законы «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях», Закон «О недрах». Таможенный кодекс РФ и иные акты таможенного законодательства, а также некоторые другие законодательные акты.
2. Правовые акты Президента
РФ (например, Указы «О
государственной программе
3. Правовые акты Правительства РФ (например, постановления о порядке лицензирования отдельных видов деятельности, о ввозных таможенных тарифах и т.д.), некоторые акты Центрального банка РФ и отдельные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.
Вторую группу правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность, составляют предметные или рамочные законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в РФ.
К таким актам относятся прежде всего Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ», Федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «О соглашениях о разделе продукции» и некоторые другие законодательные акты, а также правовые акты Президента РФ (например, Указы «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями», «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ» и др.), правовые акты Правительства РФ (например, постановления «Об утверждении Положения о порядке заключения и реализации инвестиционных соглашений», «О порядке определения продукции, импортируемой предприятиями с иностранными инвестициями для собственных нужд» и др.) и отдельные ведомственные нормативные акты Министерства финансов РФ, государственной налоговой службы РФ, Государственного таможенного комитета РФ и т.д.[17,Ст.22]
Основу российского законодательства в области инвестиций составляют следующие нормативные акты:
1. Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999.
2. Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999.
3. Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12 1995.
4. Указ Президента РФ «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» от 27.03.1993.
5. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ» от 25.01.1995.
6. Постановление правительства РФ «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику РФ» от 19.12.1997.
7. Постановление правительства РФ «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику РФ» от 29.09.1994 (в ред. от 20.08.1997).
Регулирование на национальном, внутригосударственном уровне тесно связано с регулированием на международном уровне. Поэтому наряду с внутренним инвестиционным законодательством иностранные инвестиции регулируются также через заключение международных договоров. По данным центра ООН по транснациональным корпорациям, по состоянию на 31 декабря 1997г. было заключено 265 международных договоров по вопросам инвестиций.
Нормы международных договоров пользуются приоритетом перед нормами внутреннего законодательства. В ст.5 закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР» закреплено положение, что «если международным договором, действующим на территории РСФСР, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РСФСР, применяются правила международного договора». [3]
Международные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений могут быть двусторонними и многосторонними (примером является Сеульская конвенция).
Наряду с определением понятия инвестиций такие соглашения включают четыре основные обязательства, которые государства принимают на себя в связи с деятельностью на их территории инвесторов другого государства. В частности, договаривающиеся государства обязуются: создавать благоприятный режим для капиталовложений инвесторов и связанной с ними деятельности; обеспечивать надлежащую защиту иностранной собственности; предоставлять инвестору возможность беспрепятственно переводить свои доходы. Государства соглашаются также на рассмотрение споров по вопросам капиталовложений с инвестором в международном арбитраже.
Для государств, заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, имеет определенное значение участие в многосторонних международных соглашениях, которые призваны обеспечить защиту прав инвесторов и уменьшить возможные риски, которые они несут в связи с капиталовложениями в других странах.
Одним из таких соглашений является Сеульская конвенция 1985г., вступившая в силу 12 апреля 1988 г. Еще одно широко применяемое в настоящее время многосторонне соглашение - Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, которая подписана 18 марта 1965г. и вступила в силу 14 октября 1966 г.
Особое значение для иностранных инвесторов имеет правовая система, позволяющая ориентироваться на законодательство страны, в которую осуществляются инвестиции. К сожалению, в России правовая система не обеспечивает такой защищенности в должной мере.
Новые правовые формы, будь то законы или подзаконные нормативные акты, часто вступают в силу без должной огласки, поэтому нередко даже специалисты не имеют возможности своевременно получать информацию об изменении законодательства. Планирование экономической деятельности осложняется и тем, что законы, как правило, вступают с момента их опубликования, поэтому субъекты хозяйственной деятельности и органы исполнительной власти не имеют времени перестроиться в соответствии с изменившимися правовыми условиями. Во многих случаях юридические нормы имеют обратную силу.[23]
Информация о работе Инвестиционный климат: теоретические основы и оценка состояния в России