Инвестиционный климат: теоретические основы и оценка состояния в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы - анализ динамики инвестиционной активности в российской экономике, определение путей формирования благоприятного инвестиционного климата в стране.
В ходе выполнения работы поставлены задачи:
1. Определить понятия инвестиционного климата и его составляющих;
2. Рассмотреть теоретические основы государственного регулирования инвестиционной активности; цели и методы государства в сфере управления инвестиционной деятельностью;

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Инвестиционная активность, как составляющая инвестиционного климата 4
1.1. Понятие и структура инвестиционного климата 4
1.2 Государственное регулирование инвестиционной активности в РФ. Функции и методы государственного управления инвестиционной сферой 10
1.3 Нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность 14
Глава 2.Анализ инвестиционного климата в российской экономике 29
2.1 Иностранные инвестиции в России. Общая характеристика состояния и проблемы создания благоприятного инвестиционного климата в российской экономике 29
2.2 Объем иностранных инвестиций в экономике России 41
2.3 Пути и меры по формированию благоприятного инвестиционного климата в российской экономике 46
Заключение 49
Список литературы 51

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

       Такой “отраслевой  дисбаланс” не  случаен  -  он  в  значительной  мере отражает реальное положение сегодняшней России  в  международном  разделении труда.  Страна  выступает  на  мировой  экономической  сцене  как  экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первого передела, и как  импортер  иностранной высокотехнологичной продукции и услуг,  рассчитанных  в  первую  очередь  на потребительский спрос. В то же время такая отраслевая  структура  инвестиций свидетельствует и о том, какие категории  иностранных  инвесторов  в  первую очередь готовы производить прямые вложения в  Россию,  невзирая  на  высокие риски и крайне неблагоприятный инвестиционный климат. Прежде всего это:    

1. Крупнейшие транснациональные  корпорации, рассматривающие вложения в Россию  как способ  получения доступа к российским  ресурсам   и  внутреннему  рынку.  Инвестиции  в  Россию  являются  для  них лишь относительно небольшой частью глобальной долгосрочной инвестиционной стратегии,  что  позволяет  им  мириться  с высокой рискованностью  и временной невыгодностью вложений.  К  этому  разряду    можно отнести крупнейших иностранных  инвесторов  в  российском  топливно-энергетическом  комплексе  (Exxon,  Amoco,  Occidental   Petroleum),химической промышленности (Procter&Gamble), пищевой промышленности (CocaCola, BAT Industries), финансовом бизнесе (Chase        Manhattan Bank, Citibank,   ABN-AMRO),   отчасти - в   области        телекоммуникаций (Siemens, Alcatel,);   

2.  Средний  и  мелкий  иностранный  капитал,  привлекаемый  в   Россию        сверхвысокой  рентабельностью и быстрой   окупаемостью   отдельных проектов  (как правило,  при этом,  не  требующих очень   высоких   капитальных затрат), прежде всего -  в торговле,  строительстве и        сфере услуг.  Указанные  преимущества  перекрывают  в  глазах  этих        инвесторов  общие  недостатки  и  риски,  присущие   инвестиционному        климату России;   

3. Инвесторы из числа представителей российской диаспоры  в зарубежных  странах,  а  также  компании,  вкладывающие   в   Россию   незаконно вывезенный за ее пределы и легализованный за  рубежом капитал.  Для   таких инвесторов  также  в  первую  очередь характерны  вложения  в высокорентабельные и быстроокупаемые  проекты;  риски  инвестиций  в  Россию для них существенно снижаются за счет хорошего знания местной специфики и обширных деловых и статусных контактов в стране. [23]

       При этом, как уже было отмечено, все указанные категории инвесторов практически не направляют инвестиций в фондоемкие  отрасли,  находящиеся  в наиболее тяжелом экономическом  положении.  Помимо  общих  рисков, присущих всем вложениям в  Россию, инвесторов  отпугивают  низкая  рентабельность  и необходимость   долгосрочных   инвестиционных   программ   по   техническому перевооружению, характерные для большинства российских машиностроительных  и металлургических предприятий, высокая конкуренция со стороны  производителей из стран с более  стабильной  экономикой  (производство  высокотехнологичной продукции,  легкая  промышленность),  отсутствие  частной  собственности  на землю (сельскохозяйственное производство).

       Кроме ”отраслевого  дисбаланса”  в  прямых  иностранных  инвестициях  в Россию налицо и территориальная неравномерность - по данным  Госкомстата,  в 2007 году свыше 67%  зарубежных  вложений  пришлось  на  Москву  и Московскую область, а еще свыше 20% - на долю всего семи  других  субъектов Российской Федерации. Таким образом, большая доля  инвестиций  из-за  рубежа идет либо в регионы с развитой торговой, транспортной (в  первую  очередь  - внешнеторговой) и информационной инфраструктурой и  высоким  потребительским спросом (Москва и область,  Санкт-Петербург,  отчасти  -  Приморский  край), либо в регионы с  высокой  плотностью  экспортноориентированных  предприятий ТЭК  (Тюменская,  Томская,  Самарская,  Нижегородская  области,  Татарстан).

Описанная   выше   тенденция   к   неравномерному   отраслевому   и территориальному распределению прямых иностранных  инвестиций в  сочетании  с их незначительным для экономики в целом объемом заставляет сделать  вывод  о практически маргинальной роли прямых иностранных  инвестиций  в  сегодняшней России. 

Иностранный  капитал,  не  оказывая  почти  никакого  значительного воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас  роль «катализатора  роста»  лишь  в нескольких  узких   секторах   производства, ориентированных в первую  очередь на  зарубежный  спрос.

Развитие   этой тенденции (даже  при  количественном  росте  иностранных  инвестиций)  может привести  к  т.н.  «венесуэлизации»   российской   экономики   -   структуре национального хозяйства, при которой налицо  ослабление  связей  и глубокий технологический   разрыв    между    передовыми    экспортноориентированными отраслями, в значительной мере контролируемыми иностранным  капиталом  (ТЭК, деревообработка,   нефтехимия,   горная   промышленность,   металлургия    и обслуживающая   эти   отрасли   инфраструктура)   и   примитивным,    низко- производительным производством в других отраслях, ориентированных только  на внутренний спрос (все остальные отрасли).

       Избежать этой  тенденции и добиться  существенного количественного увеличения  прямых  иностранных вложений  в российскую  экономику   можно, очевидно,  путем выработки   комплексной   государственной   программы   по привлечению иностранных инвестиций. Учитывая опыт многих  зарубежных  стран, в число необходимых  для  России  мер  в  этом  направлении  (помимо  общего улучшения политической и макроэкономической ситуации) должны войти:

1. Создание реально действующей системы льгот для иностранных  инвесторов  в   отдельных отраслях и регионах (в частности, реализация механизма  раздела   продукции и создание реально действующих свободных экономических зон);

2. Четкое разграничение собственности  между  хозяйствующими  субъектами,  а   также между федеральными и местными властными структурами;

3. Создание стабильного экономического и  внешнеторгового  законодательства,   включая нормативную базу по концессиям и разделу продукции;

4.   Снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов; введение частной собственности на землю;

5. Создание механизмов страхования иностранных инвестиций.[19,Ст. 30]

       К   сожалению,  надо  отметить,  что   в  настоящее  время  реализация перечисленных выше мер представляется делом довольно  отдаленного  будущего.

Этот фактор в условиях высокой конкуренции со стороны  других стран  мира  за привлечение  зарубежных  инвестиций  не  позволяет   ожидать   существенного количественного  роста и изменения структуры  прямых  зарубежных  вложений  в Россию в ближайшем будущем, хотя определенный пропорциональный рост и  может наблюдаться.     

Целью портфельных инвестиций является вложение средств  инвесторов  в ценные бумаги наиболее прибыльно работающих предприятий, а  также  в  ценные бумаги, эмитируемые государственными и  местными  органами  власти  с  целью получения максимального дохода на вложенные средства. Портфельный  инвестор, в  отличие  от  прямого,  занимает  позицию  «стороннего  наблюдателя»   по отношению к предприятию-объекту инвестирования   и,   как   правило,   не вмешивается в управление им.

       Привлечение иностранных портфельных  инвестиций  также  является  для российской  экономики  достаточно  задачей.  С  помощью  средств  зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач:

1. Пополнение  собственного  капитала  российских   предприятий   в   целях   долгосрочного развития  путем  размещения  акций  российских  акционерных   обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;

2.Аккумулирование заемных средств российскими предприятиями для  реализации   конкретных  проектов  путем  размещения  среди   портфельных   инвесторов   долговых ценных бумаг российских эмитентов;

3.Пополнение федерального и местных бюджетов субъектов Российской Федерации   путем размещения среди  иностранных  инвесторов  долговых  ценных  бумаг,   эмитированных соответствующими органами власти;

4.Эффективная реструктуризация внешнего долга  Российской  Федерации  путем   его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их   среди зарубежных инвесторов.[23]

       Следует рассмотреть два основных  потока  привлекаемых  в Россию иностранных портфельных инвестиций: 1) вложения  портфельных  инвесторов  в  акции   и   облигации   российских   акционерных обществ, свободно обращающиеся  на  российском  и  зарубежном   рынке ценных бумаг; 2) вложения иностранных портфельных инвесторов  во  внешние и внутренние   долговые обязательства Российской  Федерации,  а  также  ценные  бумаги,   эмитированные субъектами Федерации.

В  настоящий момент иностранные портфельные инвестиции  в акции промышленных  предприятий не играют для российской экономики значительной  положительной роли.  Причина этого, однако, лежит не в природе этих инвестиций,  а в том положении на российском  рынке капиталов,  которое   создалось   в   результате   общего экономического кризиса и проведения чековой приватизации.  В связи с этим регулирование рынка капиталов и приведение его в соответствии  с нормальной мировой практикой является важнейшим фактором  для привлечения портфельных вложений  из-за  рубежа  и   включения   средств   иностранных   портфельных инвесторов в российский инвестиционный цикл.

Главными задачами,  стоящими  в этой  связи  перед  российскими  экономическими  властями  и  предприятиями, являются:

-   создание   стабильной   и   всеобъемлющей   нормативно-правовой   базы,   регламентирующей выпуск ценных бумаг российскими предприятиями и порядок   их обращения на фондовом рынке;

- правовое обеспечение прав  акционеров  и  владельцев  иных  корпоративных   ценных бумаг;

- создание  надежной  общенациональной  инфраструктуры  фондового   рынка,   открытой как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов; -  организация выпуска российскими предприятиями новых эмиссий ценных бумаг,   предназначенных, в частности,  и  для  размещения  на  зарубежных  рынках   капиталов;

- создание  внутрироссийской  системы  коллективных  инвестиций  (в первую   очередь - инвестиционных фондов и трастовых структур), что должно придать   рынку ценных   бумаг   дополнительную   стабильность   и   снизить   его   привлекательность для спекулятивного иностранного капитала.[24]

       Эти меры, безусловно, не могут сами по себе в условиях экономического и политического кризиса привести к  резкому  увеличению  объема  иностранных портфельных инвестиций, однако без  их  реализации  эта  область  инвестиций окажется практически потерянной для развития российской экономики.   

Финансирование доходных статей государственных и местных  бюджетов  за счет привлечения средств  зарубежных  портфельных  инвесторов  в  выпускаемые соответствующими органами  власти  долговые  ценные  бумаги  является  очень широко применяемым в зарубежных странах способом решения бюджетных  проблем.

Существенным  его  преимуществом  является  то,  что  такое   финансирование бюджета  является не инфляционным - это особенно важно  для  тех  государств, которые, подобно  России,  наряду  с  финансированием бюджета нуждаются в проведении жесткой денежной политики. К сожалению,  в России  этот  способ приобрел специфическую российскую окраску и из  средства  лечения болезни превратился в дополнительный фактор заболевания (особенно для  муниципальных бумаг).

       Существует две традиционных методики привлечения таких  инвестиций  в государственные ценные бумаги: 1) привлечение (допуск)  иностранных портфельных инвесторов   на   рынок   государственных (муниципальных) облигаций внутренних займов, как правило,   номинированных в национальной валюте; 2)  размещение   государственных   (муниципальных)   облигаций,   специально   предназначенных для зарубежных  инвесторов,  на  зарубежных  финансовых   рынках. Такие облигации,  являющиеся  частью  внешнего  государственного   долга, обычно номинируются в одной из ведущих мировых валют.

       Появившийся  в  1993  году  рынок  краткосрочных  рублевых  облигаций внутреннего займа (ГКО/ОФЗ), имевший  своей  целью  финансирование  дефицита федерального бюджета за счет средств российских инвесторов, также на  первых порах  был  закрыт  для   вложений   зарубежных   средств.   Такой   запрет, существующий в различных формах  в  разных  странах  мира,  в  целом  вполне обоснован - рынок внутреннего долга является  также  и  мощным  инструментом реализации денежной политики,  и  приток  или  отток  с  этого  рынка  более “мобильных”, чем средства внутренних  инвесторов,  иностранных  денег  может существенно  дестабилизировать  денежное  хозяйство  страны. 

Вместе  с  тем сверхвысокая доходность  ГКО/ОФЗ,  благоприятная  динамика  курса  рубля  по отношению  к доллару и меньшая рисковость вложений в  эти  ценные  бумаги  по сравнению с другими российскими  активами  привели  к  тому,  что  зарубежные портфельные инвесторы  (в  первую  очередь  -  некрупные)  стали  вкладывать деньги на этом рынке в обход  существующих  запретов,  заключая  договора  с российскими банками, основывая в России специальные дочерние  фирмы  и  т.п.

Статистики  таких  скрытых  вложений  не  существовало,  но,  по   некоторым оценкам, на долю иностранных инвесторов к началу 1996 года приходилось до 3- 5 % всех вложений в ГКО/ОФЗ, что составляло от 600  млн до  1  млрд долларов.

       Этот фактор, а также то, что  к  началу  1996  года  стала  очевидной нехватка средств российских инвесторов для финансирования  расходов  бюджета, привел к тому, что в феврале 1996  года  иностранные  портфельные  инвесторы были  допущены  на  российский  рынок  краткосрочных  облигаций   внутренних займов.  Однако  предложенная   российскими   властями   схема   инвестиций, призванная  защитить  стабильность   рынка   ГКО/ОФЗ   от   непредсказуемого притока/оттока иностранного  спекулятивного  капитала,  существенно  снизила доходность и ликвидность таких вложений.

Информация о работе Инвестиционный климат: теоретические основы и оценка состояния в России