Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 09:10, курсовая работа
Основная цель работы - анализ динамики инвестиционной активности в российской экономике, определение путей формирования благоприятного инвестиционного климата в стране.
В ходе выполнения работы поставлены задачи:
1. Определить понятия инвестиционного климата и его составляющих;
2. Рассмотреть теоретические основы государственного регулирования инвестиционной активности; цели и методы государства в сфере управления инвестиционной деятельностью;
Введение 2
Глава 1. Инвестиционная активность, как составляющая инвестиционного климата 4
1.1. Понятие и структура инвестиционного климата 4
1.2 Государственное регулирование инвестиционной активности в РФ. Функции и методы государственного управления инвестиционной сферой 10
1.3 Нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность 14
Глава 2.Анализ инвестиционного климата в российской экономике 29
2.1 Иностранные инвестиции в России. Общая характеристика состояния и проблемы создания благоприятного инвестиционного климата в российской экономике 29
2.2 Объем иностранных инвестиций в экономике России 41
2.3 Пути и меры по формированию благоприятного инвестиционного климата в российской экономике 46
Заключение 49
Список литературы 51
Несмотря на это, либерализация рынка ГКО/ОФЗ привела к довольно значительному проникновению на этот рынок зарубежных портфельных инвесторов Основными иностранными инвесторами, вкладывающими на рынке внутреннего российского долга средства своих клиентов, являются крупнейшие зарубежные финансовые структуры - Merrill Lynch, Lehman Brothers, J.P. Morgan, Credit Suisse и т.п. В настоящее время основной задачей правительства становится не дополнительное привлечение иностранных инвесторов, а попытка вытеснить их в реальный сектор (до сих пор во многом безуспешная).
Иностранные инвестиции сконцентрированы в промышленности и сфере торговли. В промышленности иностранные инвесторы сохраняют интерес к обрабатывающим отраслям. В географической структуре наибольший объем инвестиций, поступивших в РФ в I квартале 2009 г., был направлен из Нидерландов, Люксембурга и Германии, на которые пришлось 35,9% всех иностранных вложений в российскую экономику. Объем иностранных инвестиций, поступивших в I квартале 2009 г. в нефинансовый сектор российской экономики без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США, составил 12,0 млрд. долл., что на 30,3% ниже показателя за I квартал 2008 г. В I квартале 2009 г. в виде переведенных за рубеж доходов иностранных инвесторов, а также выплат процентов за пользование кредитами и погашения кредитов, было изъято из российской экономики 12,07 млрд. долл., что на 15,3% меньше аналогичного показателя 2008 г. В то же время, если в I квартале 2008 г. было изъято 82,6% объема поступивших за этот период иностранных инвестиций, в текущем году данный показатель составил 100,3%. Кроме этого, впервые за последнее три года инвестиции из России за рубеж превысили объемы иностранных вложений в российскую экономику (превышение оценивается в 63,7%). (см. приложение 1)
По сравнению с прошлым годом произошло снижение иностранных инвестиций по всем направлениям их использования. Как и в предыдущем году, в относительном выражении наибольшее снижение в I квартале текущего года отмечено в сегменте прямых инвестиций, которые уменьшились по сравнению с I кварталом 2008 г. на 43,0% до 3,2 млрд. долл. Наибольшее снижение в абсолютном выражении отмечено в сегменте прочих инвестиций: они уменьшились на 2,8 млрд. долл. до 8,7 млрд. долл. В относительном выражении прочие инвестиции сократились на 24,4%. Портфельные инвестиции по итогам I квартала 2009 г. оцениваются в 115 млн долл., что на 6,5% ниже уровня I квартала 2008 г. С учетом более высоких темпов снижения прямых инвестиций в I квартале текущего года, их доля в структуре совокупных вложений в российскую экономику сократилась. Говоря о прямых инвестициях, следует отметить, что неблагоприятным фактором является снижение в 2,6 раза (до 1,7 млрд. долл.) взносов в уставный капитал предприятий, находящихся на территории РФ. Их доля в структуре прямых иностранных инвестиций сократилась до 52,1% (I квартал 2008 г. – 75,9%). Кредитная составляющая прямых вложений выросла на 5,3% до 1,2 млрд. долл., что привело к увеличению доли кредитов, полученных от зарубежных совладельцев организаций, в структуре прямых вложений до 37,6% (I квартал 2008 г. – 20,3%). В отраслевой структуре наибольший объем иностранных вложений направлялся в промышленность, доля отрасли увеличилась до 52,3%, хотя в абсолютном выражении иностранные инвестиции в промышленность снизились на 2,1 млрд. долл. (см. приложение 2)
На втором месте по
привлекательности для
В целом, иностранные инвестиции в добывающую промышленность уменьшились по сравнению с I кварталом 2008 г. в 2,2 раза до 1 млрд. долл. В текущем году выросла заинтересованность иностранных инвесторов к российскому обрабатывающему сектору, инвестиции в который по сравнению с I кварталом 2008 г. выросли на 22,0% до 5,2 млрд. долл. На фоне сокращения в I квартале 2009 г. вложений в металлургию (на 39,8% до 1,0 млрд долл. по сравнению с соответствующим периодом 2008 г.) отмечен рост инвестиций в другие обрабатывающие отрасли. Так, вложения в пищевую промышленность увеличились на 55,2% до 731 млн. долл., до 881 млн. долл. (в 2 раза) выросли инвестиции в производство кокса и нефтепродуктов. Разнонаправленная динамика иностранных инвестиций по отраслям промышленности привела к заметным изменениям в структуре иностранных инвестиций в промышленность за рассматриваемый период. Прямые вложения в добычу полезных ископаемых сократились по сравнению с I кварталом 2008 г. в 2,6 раза и составили 486 млн. долл. Прочие инвестиции в данную отрасль за рассматриваемый период снизились на 45,7%, что привело к снижению доли прямых вложений в совокупных инвестициях в добывающую отрасль с 56,5 до 48,6% и увеличению доли прочих инвестиций с 42,3 до 51,4%. Прямые и прочие инвестиции в обрабатывающие отрасли в I квартале 2009 г. увеличились на 88,5% и 8,4% по отношению к соответствующим показателям предыдущего года, что привело к росту доли прямых вложений в структуре иностранных инвестиций в обрабатывающей промышленности с 17,2 до 26,6% и снижению удельного веса прочих вложений с 82,6 до 73,3%. Структура иностранных инвестиций, направленных в I квартале 2009 г. в промышленность отличается от аналогичной структуры совокупных иностранных вложений в российскую экономику более низким удельным весом прямых инвестиций. (см. приложение5)
Прямые инвестиции в промышленность сократились по сравнению с I кварталом 2008 г. в 2,1 раза, в то время как прочие инвестиции в промышленность практически остались на уровне предыдущего года (снижение оценивается в 1,8%). В I квартале текущего года произошли изменения в географической структуре иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику. В первую пятерку стран – инвесторов в российскую экономику по итогам I квартала 2009 г. вошли Нидерланды, Люксембург, Германия, Кипр и Великобритания, на которые пришлось 50,9% поступивших в РФ иностранных инвестиций (в I квартале 2008 г. на первую пятерку стран-инвесторов пришлось 71,3%). В I квартале 2009 г. Нидерланды вернулись на лидирующую позицию в списке основных стран-инвесторов в РФ (по итогам I квартала 2008 г. Нидерланды находились на 2-ой позиции), хотя их вложения снизились по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. в 1,9 раза и составили 1,8 млрд. долл. Около 1,3 млрд. долл. (72,5% совокупных вложений из Нидерландов в РФ) пришлось на оптовую и розничную торговлю (I квартал 2008 г. – 444 млн. долл., или 12,9%), что составляет 50,9% всех иностранных инвестиций в данную отрасль (I квартал 2008 г. – 8,1%). В I квартале 2008 г. основная часть инвестиций из Нидерландов (1,9 млрд. долл., или 55,7%) была направлена в производство и распределение электроэнергии, газа и воды, что составило 97,7% от совокупных вложений иностранных инвесторов в данную сферу. (см. приложение 6)
Наибольший рост инвестиций в I квартале 2009 г. отмечен из Люксембурга (в 5 раз до 1,3 млрд. долл.). Основная часть совокупных инвестиций из Люксембурга в РФ в текущем году была направлена в связь – 938 млн. долл. (74,4% совокупных вложений в РФ из Люксембурга) и пищевую промышленность – 242 млн. долл. (19,2%). При этом в сфере связи на Люксембург пришлось 86,6% от совокупных иностранных вложений в данную отрасль, в пищевой промышленности – 33,1%. Инвесторы из Германии увеличили свои вложения в российскую экономику в начале 2009 г. до 1,2 млрд. долл., что на 36,0% выше соответствующего показателя за I квартал 2008 г. Основными сферами интереса немецких инвесторов в текущем году стали обрабатывающая промышленность и торговля, куда было направлено 663 млн. долл. (54,0% инвестиций в РФ из Германии) и 516 млн. долл. (42,1%). Также выросли показатели инвестиций Франции и США в РФ: на 44,9% до 600 млн. долл. и на 63,4% до 688 млн. долл., соответственно. (см. приложение 7)
Наибольшее снижение вложений среди лидеров стран – инвесторов в российскую экономику в начале текущего года отмечено из Великобритании, в I квартале 2009 г. они сократились в 4,1 раза по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. и составили 798 млн. долл. Кипр и Ирландия также снизили объем своих инвестиций в РФ по сравнению с I кварталом 2008 г. в 4 раза и в 2,6 раза до 1 млрд. долл. и 142 млн. долл., соответственно. Инвесторы из Великобритании в текущем году предпочитают вкладывать средства в обрабатывающую промышленность (531 млн. долл., или 66,5% вложений в РФ из Великобритании), связь (76 млн. долл., или 9,5%), а также в производство и распределение электроэнергии, газа и воды (80 млн. долл., или 10,0%). Основная часть инвестиций с Кипра пришлась на операции с недвижимым имуществом (244 млн. долл., или 24,2%) и добычу полезных ископаемых (176 млн. долл., или 17,4%). В пищевую промышленность и торговлю направлено 141 млн. долл. (14,0%) и 127 млн. долл. (12,6%) кипрских инвестиций, соответственно. По итогам I квартала 2009 г. в первую десятку стран – экспортеров капитала в РФ вошла Япония, инвесторы которой вложили в российскую экономику 393 млн. долл.; 282 млн. долл., или 71,8% японских инвестиций, было направлено в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых. В целом, по состоянию на конец марта 2009 г. объем накопленных иностранных инвестиций в экономику России достиг 226,7 млрд. долл., что на 2,6% выше показателя на конец марта 2008 г. Наибольший рост накопленных иностранных инвестиций по отношению к данным на конец марта 2008 г. (на 41,9%) отмечается из Германии. По отношению к началу текущего года из Германии, наоборот, произошло снижение накопленных иностранных инвестиций на 12,3%. (см. приложение 8)[24]
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности.
В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятия ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.
Среди мер
общего характера в качестве
первоочередных следует
1) достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
2) ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;
3) радикализация борьбы с преступностью;
4) торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
5) пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
6) мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
7) внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
8) запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
9) предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
10) формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
В числе
мер по активизации инвестиций
1) срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
2) принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
3) создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок;
4) создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;
5) разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.[23]
Привлечение в широких
инвестиций в российскую экономику преследует долговременные
стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт, поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров.
Информация о работе Инвестиционный климат: теоретические основы и оценка состояния в России