Использование форм финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении основных форм бухгалтерской (финансовой) отчетности для анализа финансовой состоятельности организации, выявлении их взаимосвязи.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать следующие задачи курсовой работы:
1 изучить нормативное регулирование порядка составления форм бухгалтерской (финансовой) отчетности;
2 познакомиться с методическими аспектами анализа данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
3 проанализировать форму «Бухгалтерский баланс»;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретико-методологические основы анализа форм бухгалтерской (финансовой) отчетности 4
1.1 Нормативное регулирование порядка составления форм бухгалтерской (финансовой) отчетности 4
1.2 Методические аспекты анализа данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности 8
2 Аналитические возможности форм бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «Хлебозавод №1» 14
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Хлебозавод №1» 14
2.2 Анализ показателей формы «Бухгалтерский баланс» бухгалтерской (финансовой) отчётности 18
2.3 Анализ показателей формы «Отчет о финансовых результатах» бухгалтерской (финансовой) отчётности 27
2.4 Взаимосвязь показателей форм бухгалтерской (финансовой) отчетности 32
3 Совершенствование анализа финансовой отчетности посредством выявления, оценки и отражения «скрытых» и «мнимых» активов и обязательств 36
Заключение 41
Список использованных источников 43

Файлы: 1 файл

Использование основных форм бухгалтерской отчетности для анализа финансовой состоятельности организации .doc

— 326.00 Кб (Скачать файл)

 Отчет о финансовых результатах - является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности активов предприятия, рентабельности реализованной продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и других показателей. Отчет о финансовых результатах должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. [3]. Основными статьями отчета являются доходы и расходы (приложение Б).

Доходами организации  признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов участников (собственников имущества).

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и в виде иных пояснений, оформленных в табличной и текстовой форме.

 

 

1.2 Методические аспекты  анализа данных годовой бухгалтерской  (финансовой) отчетности

 

 Анализ финансовой  отчетности – это процесс,  при помощи которого оценивается  прошлое и текущее финансовое  положение и результаты деятельности  организации [6].

Объект анализа - это то, на что направлен анализ.

При анализе используются общенаучные и специальные методы.

Анализ финансовой (бухгалтерской) отчетности базируется, прежде всего, на общенаучных методах исследования (таблица 1) [7].

Таблица 1 - Содержание общенаучных методов, используемых при осуществлении анализа финансовой (бухгалтерской) отчетности

Метод

Содержание метода

Анализ – расчленение, разложение

 Например, финансовое состояние организации можно разложить на такие его составляющие как ликвидность, деловая активность, рентабельность

Синтез 

Позволяет соединить части, выделенные в процессе анализа, установить их взаимодействие, познать предмет анализа, обобщить результаты

Индукция - наведение

Исследование предмета анализа  от частного к общему, от единичных фактов к обобщенным количественным и качественным характеристикам различных сторон финансово-хозяйственной деятельности организации

Дедукция - выведение

 Например, в начале анализа можно рассчитать и оценить общие (агрегированные) показатели финансового состояния, а затем для выявления причин их изменения перейти к исследованию частных показателей, характеризующих величину, структуру, состояние активов

Аналогия 

Познание одних объектов, явлений на основании их сходства с другими

Моделирова-ние - образец

Исследование в ходе анализа  объекта, явления, процесса на основе замены его на аналог, модель, содержащую существенные черты оригинала (например, использование  факторных моделей для выявления  резервов, путей улучшения финансового состояния)


 

Методика анализа –  это система правил и требований, гарантирующих эффективное приложение метода. В совокупности метод и методика представляют методологическую основу экономического анализа. Все аналитические методы можно сгруппировать в две большие группы: качественные (логические) и количественные (формализованные) [38].

 К качественным (неформализованным,  логическим) методам относятся аналитические  приемы и способы, основанные  на логическом мышлении, на использовании  профессионального опыта аналитика,  на профессиональной интуиции: метод сравнения; метод построения систем аналитических таблиц; метод построения систем аналитических показателей; метод экспертных оценок; метод сценариев; психологические и морфологические методы.

Количественные (формализованные) методы - это приемы, использующие математику. Их можно разделить на бухгалтерские, статистические, классические методы анализа, экономико-математические.

В практике анализа финансовой отчетности широкое распространение  получили шесть специальных методов [8]:

1 горизонтальный (динамический, временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

2 вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом, оценка изменения удельного веса отдельных статей по сравнению с предыдущим периодом;

Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно дополняют друг друга. Поэтому на практике можно  построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной финансовой формы, так и динамику отдельных ее показателей.

3 трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда (основной тенденции изменения показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов). С помощью тренда определяются возможные значения показателей в будущих периодах, т. е. строятся прогнозы в отношении финансового состояния организации в перспективе;

4 коэффициентный анализ (анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений статей отчетности и определение взаимосвязей показателей;

5 сравнительный (пространственный) анализ — сравнение показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными;

6 факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических методов исследования.

Критерии оценки финансового состояния предприятия с помощью финансовых коэффициентов обычно подразделяют на следующие группы: платежеспособность; прибыльность, или рентабельность; эффективность использования активов; финансовая (рыночная) устойчивость; деловая активность.

 Преимущества метода  финансовых коэффициентов:

А) простота и оперативность расчёта;

Б) возможность выявить тенденции в изменении финансового состояния;

 В) возможность сопоставить исследуемое предприятие и другие аналогичные предприятия и др.

Экспертные методы используются в тех случаях, когда не подходят инструментальные и при измерениях нельзя опереться на физические явления или они пока очень сложны. Экспертные методы основываются на интуиции, в них преобладают субъективные начала. Сложность объектов экономических измерений способствовала широкому распространения экспертных оценок в качестве метода измерения. Выделяют два уровня использования экспертных оценок: качественный и количественный.

Динамический метод  – рассмотрение любого процесса и явления как целенаправленного процесса, находящегося в динамике и взаимосвязи с другими явлениями.

В анализе содержания отчетности важную роль играет метод детализации – метод последовательного раскрытия комплексных статей и показателей через частные [20].

Кроме этого в анализе отчетности применяется и дедуктивный метод исследования, когда анализ начинается с обобщающих показателей деятельности хозяйствующих субъектов: вначале изучение деятельности проводится в пределах отдельных подразделений, а затем материалы обобщаются по всей экономической системе. Анализу отчетности свойственен системный комплексный подход, он проводится с помощью разного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями отчетности. Можно выделить три основных типа моделей, которые используются в финансовом анализе: дескриптивные, предикативные и нормативные.

Дескриптивные - модели описательного характера. Они является основными для анализа финансовой отчетности. К ним относятся построение системы отчетных Балансов, представление отчетности в необходимых аналитических разрезах, анализ динамики и структуры показателей отчетности, система аналитических показателей, аналитические записки к отчетности;

Предикативные — модели прогностического характера, используются для прогнозирования будущего финансового состояния организации и результатов ее деятельности. Наиболее распространенными среди предикативных моделей являются расчет порога рентабельности (критического объема продаж), построение прогнозных финансовых отчетов, модели динамического и ситуационного анализа;

Нормативные - модели, которые позволяют сравнивать фактические результаты с ожидаемыми, запланированными, предусмотренными бюджетом. Такие модели используются главным образом во внутреннем финансовом анализе, предполагают определение нормативов по каждой статье расходов и выявление отклонений фактических значений показателей от нормативных.

Анализ относительных  показателей (коэффициентов) – это  расчет соотношений отдельных показателей, позиций отчета с позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей. Относительные показатели подразделяются на:

А) коэффициенты распределения применяются в том случае, когда требуется определить, какую часть тот или иной абсолютный показатель финансового состояния составляет от итога включающей его группы абсолютных показателей;

Б) коэффициенты координации используются для выражения соотношений разных по существу абсолютных показателей или линейных комбинаций, имеющих различный экономический смысл.

Сравнительный анализ –  это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, и  межхозяйственный анализ показателей  данной фирмы в сравнении с  показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Анализ начинается с  предварительного изучения отчетности, составления ее экономической модели. Цель этого этапа – установить внутренние и внешние связи системы, определить характер осуществляемых ею процессов и их причинно-следственную зависимость от разных факторов.

Большое значение при  проведении финансового анализа  имеет качество финансовой отчётности организации, которая на практике не всегда соответствует совокупности требований (понятности, уместности, надёжности и сопоставимости). Эти требования закреплены нормативными актами и являются качественными характеристиками информации, выступающими гарантом защиты интересов пользователей. Особенно серьезные негативные последствия это оказывает на интересы внешних пользователей, вследствие чего при анализе финансового положения организации необходимо оценить качество бухгалтерской финансовой информации, прежде всего ее надежность.

Значение финансового  анализа организации трудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строится разработка экономической стратегии предприятия. Анализ опирается на показатели промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности. На основе данных итогового анализа финансово состояния осуществляется выработка почти всех направлений экономической, в том числе и финансовой, политики предприятия. От того, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых антикризисных управленческих решений [9].

 

2 АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМ БУХГАТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ ОАО «ХЛЕБОЗАВОД № 1»

 

2.1 Организационно-экономическая  характеристика ОАО «Хлебозавод №1»

 

В качестве объекта исследования выступило ОАО «Хлебозавод №1», являющееся  производителем и поставщиком хлебобулочных изделий в г. Воронеже и Воронежской области. Адрес: 394030, г. Воронеж, ул. Ф. Энгельса, 88.

Воронежский хлебозавод №1 был основан  в 1929 году в помещении бывшей мельницы.

Первоначально завод  был оборудован 7 печами ХВ. Во время  войны завод был разрушен, а  затем в 1943 году восстановлен. Печи ХВ были заменены печами ХВЛ на 55 люлек. В 1955 году на заводе был впервые смонтирован расстойно-печной агрегат, в тестоприготовительном отделении установлено 7 безопарных агрегатов ХТР. В последующем подвергся реконструкции дрожжевой цех, ведены частичная автоматизация и механизация.

С 1986 года начали выпускать  кондитерские изделия. С 1987 года хлебозавод начал выпускать новые сорта хлеба: дарницкий, белый 1 сорта, белый 2 сорта. С 1994 года запущена линия по выработке батонов. В настоящее время на предприятии установлены и работают 3 мини пекарни. На хлебозаводе идет постоянное внедрение новых видов продукции. Освоены: «рулетик с маком», «плюшка», восточные сладости типа мягких конфет «Неженка».

Уставный капитал Общества составляется из номинальной стоимости акций Общества, приобретенных акционерами. Уставный капитал Общества определяет минимальный размер имущества Общества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Размер уставного капитала составляет 3 256 тыс. рублей и разделен на 325 600 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 10 (десять) рублей каждая.

Численность персонала  ОАО «Хлебозавод №1» составляет 700 человек.

Руководство организацией выполняет Генеральный директор. Он представляет ее во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом и средствами организации, заключает договора, издает приказы.

Организационная структура  управления ОАО «Хлебозавод №1» представлена на рисунке 1 [10].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Организационная структура управления

ОАО «Хлебозавод №1»

 

Генеральный директор имеет 1-го заместителя, который отвечает за проведение на хлебозаводе правильной технической политики, совершенствование техники, технологии и организации производства на основе новейших достижений науки.

Информация о работе Использование форм финансовой отчетности