Исследование проблем оптимизации структуры доходов бюджетов разных уровней в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Доходы бюджетов формируются в соответствии с налоговым и/или бюджетным законодательством РФ.
С момента исполнения операции денежных средств на счёт органа, исполняющего бюджет, они считаются поступившими в доход бюджета.
Доходы бюджетов создаются за счет двух видов доходов: налоговых и неналоговых. Кроме того, в доходы бюджета настоящего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Содержание работы

1. Социально-экономическая сущность, источники и механизм формирования доходной части бюджета федерации и субъектов
1.1 Понятие и сущность бюджетных доходов как составной части доходов федерации и субъектов
1.2. Налоговые доходы как основа формирования финансовых ресурсов органов власти разных уровней и бюджетной системы
1.3. Неналоговые доходы бюджета федерации и субъектов
2. Характеристика политики государства по оптимизации структуры

2.1 Проблема сбалансированности бюджета
2.2 Бюджетная система РФ
2.3 Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации(оптимизация)

3. Исполнение свода бюджетов всех уровней (консолидированного бюджета) Российской Федерации по доходам
2.1. Анализ поступлений в бюджет
2.2. Анализ доходов бюджета по регионам

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 493.64 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО образованиЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

БАЛТИЙСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.КАНТА

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

Кафедра «Финансы, денежное

обращение и кредит»

 

 

К У Р С О В А Я     Р А Б О Т А

на тему: Исследование проблем оптимизации структуры доходов бюджетов разных уровней в Российской Федерации

                   (по дисциплине «Финансы»)

 

Студента 2  курса  бакалавриата

очной  формы обучения по профилю

подготовки «Финансы и кредит»

(«Экономика предприятий и организаций»)

 направления «Экономика»

************

 

Научный руководитель:

Юданова А.Л.

 

 

Калининград

2013

 

                                                  Содержание  
 
 

  1. Социально-экономическая сущность, источники и механизм формирования доходной части бюджета федерации и субъектов  

1.1 Понятие и сущность  бюджетных доходов как составной  части доходов федерации и  субъектов 
1.2. Налоговые доходы как основа формирования финансовых ресурсов органов власти разных уровней и бюджетной системы 
1.3. Неналоговые доходы бюджета федерации и субъектов 

  1. Характеристика политики государства по оптимизации структуры

 

 

    1. Проблема сбалансированности бюджета

 

          2.2      Бюджетная система РФ 
          2.3      Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов                   Российской Федерации(оптимизация)

 

 

  1. Исполнение свода бюджетов всех уровней (консолидированного бюджета) Российской Федерации по доходам 

2.1. Анализ поступлений  в бюджет 
2.2. Анализ доходов бюджета по регионам

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социально-экономическая сущность, источники и механизм формирования доходной части бюджета федерации и субъектов  
    1. Понятие и сущность бюджетных доходов как составной части доходов федерации и субъектов

Доходы бюджетов формируются  в соответствии с налоговым и/или  бюджетным законодательством РФ.

С момента исполнения операции денежных средств на счёт органа, исполняющего бюджет, они считаются поступившими в доход бюджета.

Доходы бюджетов создаются за счет двух видов доходов: налоговых и неналоговых. Кроме того, в доходы бюджета настоящего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы составляют предусмотренные налоговым законодательством  федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, а также пени и  штрафы.

К неналоговым доход можно отнести:

доходы от использования  имущественной собственности государства;

доходы от продажи и  реализации государственного и/или  муниципального имущества;

доходы от льготных услуг, которые оказывают органы государственной власти и местного самоуправления;

штрафы, компенсации;

доходы, полученные от бюджетов различных уровней бюджетной  системы в виде финансовой поддержки  и бюджетных ссуд.

К доходам от применения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:

арендная плата за сдачу  во временное использование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

% по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

доходы в форме прибыли, которые приходятся на доли в уставных капиталах хозяйственных обществ, а также дивидендов по акциям, относящимся к Российской Федерации, субъектам Федерации или муниципальным образованиям.

В систему налоговых платежей в  государственный бюджет включаются: прямые налоги и косвенные налоги.

 

К косвенным налогам, которые состовляют до 70−90% от всех налоговых поступлений в государственный бюджет, относятся: налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы; таможенные пошлины и сборы. При этом самую главную роль в этой группе имеет НДС (до 40% в группе косвенных налогов). [http://www.grandars.ru]

налог, который взимается с маленькой  группы товаров, что даёт высокую  доходность (нефть, природный газ, легковые автомобили, автомобильный бензин, спирт этиловый и спиртные напитки, табак и табачные изделия). Таможенные платежи, пошлины и сборы поступают  исключительно в государственный  бюджет.[ http://www.grandars.ru]

 

К тому же, доходы бюджетов разделяются  на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов – это закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Они бывают как налоговыми, так и неналоговыми.

К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются  нормативы отчислений в бюджеты  субъектов Федерации или местные  бюджеты на очередной финансовый год. Эти нормативы определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы.

Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации  состовляют не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

Расходы бюджетов всех уровней базируются на определённых методологических принципах и нормативах минимального бюджетного обеспечения ради оказания государственных услуг. Эти нормативы устанавливает только правительство.

Расходы бюджетов различных уровней группируются на текущие и капитальные.

Капитальные расходы — это различные расходы на инновационную и инвестиционную деятельность. К ним относятся расходы на: инвестиции в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; иные средства, предоставляемые как бюджетные кредиты юридическим лицам; расходы на проведение капитального переустройства объектов государственного имущества; расходы на расширение воспроизводства.

Капитальные расходы составляют некий бюджет развития. Порядок его основания устанавливает федеральный закон.

Текущие расходы бюджетов — это такие расходы, которые обеспечивают функционирование органов государственного управления, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений.

Расходы бюджетов осуществляются в формах:

  • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
  • средств на оплату товаров, работ и услуг по различным государственным и/или муниципальным контрактам;
  • трансфертов населению;
  • бюджетных кредитов;
  • субвенций и субсидий;
  • инвестиций в уставные капиталы действующих или снова создаваемых юридических лиц;
  • кредитов иностранным государствам;
  • средств на обслуживание и погашение долговых обязательств.

К получателям бюджетных средств  можно отнести бюджетные учреждения, но кредиты за счёт бюджетных средств  обычно даются юридическим лицам по основанию законов о бюджетах.

Государственные доходы — это часть  национального дохода страны, которая обращается в процессе его распределения через многообразные виды денежных зачислений в собственность и рациональное применение их государством с целью формирования финансовой базы для выполнения непростых задач по осуществлению социально-экономической политики, а также обеспечению защиты и безопасности страны.[ http://www.grandars.ru]

Согласно ст. 41 БК РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. [http://www.consultant.ru/popular/budget/]

В доходы бюджета текущего года поступает остаточная часть средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Согласно ст. 49 БК РФ в доходы федерального бюджета попадают собственные налоговые доходы федерального бюджета, кроме некоторых налоговых доходов, отдаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам различных уровней бюджетной системы Российской Федерации. В доходы федерального бюджета полностью зачисляются собственные неналоговые доходы. В процессе осуществления федерального бюджета в его доходы могут определяться средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления. В доходы федерального бюджета поступает остаток средств на конец предыдущего года.[http://www.consultant.ru/popular/budget/]

Согласно ст. 55 БК РФ доходы бюджетов субъектов РФ вырабатывают за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за изъятием доходов, вручаемых в порядке регулирования местным бюджетам. [http://www.consultant.ru/popular/budget/]

Согласно ст. 60 БК РФ доходы местных  бюджетов базируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты полностью поступают доходы от продажи и использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления и другие доходы согласно п. 4 ст. 60 БК РФ. [http://www.consultant.ru/popular/budget/]

  Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти субъектов РФ, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Другие неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов РФ в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ местного самоуправления». [http://sbiblio.com]

 

Государственный бюджет контролирует разные денежные потоки государства, упрочивает связи между главным центром и субъектами федерации, легально проверяет действия правительства, несёт важную информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности, а также устанавливает параметры экономической политики и задает нормы для возможных поступков правительства.

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической  жизни его составление, утверждение  и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

План сбора доходов  и использования расходов имеет  практически каждый экономический  институт (предприятие, фирма, отрасль  экономики, банк, экономические и  финансовые фонды т. п.). Бюджеты имеют  и все социально-политические институты (госорганизации, политические партии и т.п.).

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой  функционирования государства и  осуществления им тех функций, которые  общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы  финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей :

Доходы государственного бюджета — завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального  сектора и других крупных сфер финансовых отношений, а расходы  государственного бюджета — исходный пункт движения госресурсов на потребности, намеченные государством и обществом. [http://www.grandars.ru/student/finansy/gosudarstvennyy-byudzhet.html]

 

 

 

 

 

 

1.2. Налоговые доходы как  основа формирования финансовых ресурсов органов власти разных уровней и бюджетной системы

Существует  Федеральный фонд финансовой поддержки  субъектов Федерации. Он создан для оказания финансовой помощи (трансфертов) регионам, имеющим душевой бюджетный доход ниже среднедушевого по всем субъектам Федерации. Такие регионы получают статус «нуждающихся в поддержке».

Передаваемые  средства вышестоящего бюджета, которые используются на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями.

Инвестиции  и другие капитальные расходы  производятся за счет средств федерального бюджета, когда их значимость выходит  за рамки региональных интересов.

 

 

[http://info.minfin.ru/fbdohod.php]

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые  доходы от следующих федеральных  налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов:

налога на прибыль организаций  по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций  при выполнении соглашений о разделе  продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 80 процентов;

Информация о работе Исследование проблем оптимизации структуры доходов бюджетов разных уровней в Российской Федерации