Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:30, курсовая работа
Доходы бюджетов формируются в соответствии с налоговым и/или бюджетным законодательством РФ.
С момента исполнения операции денежных средств на счёт органа, исполняющего бюджет, они считаются поступившими в доход бюджета.
Доходы бюджетов создаются за счет двух видов доходов: налоговых и неналоговых. Кроме того, в доходы бюджета настоящего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
1. Социально-экономическая сущность, источники и механизм формирования доходной части бюджета федерации и субъектов
1.1 Понятие и сущность бюджетных доходов как составной части доходов федерации и субъектов
1.2. Налоговые доходы как основа формирования финансовых ресурсов органов власти разных уровней и бюджетной системы
1.3. Неналоговые доходы бюджета федерации и субъектов
2. Характеристика политики государства по оптимизации структуры
2.1 Проблема сбалансированности бюджета
2.2 Бюджетная система РФ
2.3 Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации(оптимизация)
3. Исполнение свода бюджетов всех уровней (консолидированного бюджета) Российской Федерации по доходам
2.1. Анализ поступлений в бюджет
2.2. Анализ доходов бюджета по регионам
за нарушение законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, устанавливающего;
правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, - соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет по нормативу 100 процентов;
внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, - в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов;
за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения - в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов;
2. Характеристика политики государства по оптимизации структуры
2.1 Проблема сбалансированности бюджета
Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета. Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения бюджета определяется превышение доходов над расходами, до утверждения бюджета, то необходимо осуществить сокращение профицита в следующей последовательности:
сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности;
сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов (для федерального бюджета);
предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.
Если эти меры по каким-то причинам осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство.
Однако наиболее сложная ситуация и наиболее часто встречающаяся в экономической практике - дефицит бюджета, т. е. превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов - это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов - это критический дефицит.[ http://info.minfin.ru/]
Бюджетный кодекс РФ регламентирует условия, противодействующие возникновению дефицита бюджетов, определяет его границы. Так, текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующего бюджета. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.
Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта РФ.
Размер дефицита местного бюджета не может превышать 3% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.
За каждым бюджетным уровнем законодательством закреплены свои источники финансирования дефицита бюджета.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета как правило являются внутренние и внешние источники следующих видов. К первым относятся:
кредиты, полученные Россией от кредитных организаций в валюте РФ;
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Ко вторым относятся:
государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Внутренними источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть:
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;
бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
кредиты, полученные от кредитных организаций. Внешние источники определяются в соответствии с законодательством РФ.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в форме:
муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, или кредитов, полученных от кредитных организаций.
В настоящее время устойчивость бюджета с точки зрения как доходов, так и расходов выражается в обеспечении стабильности этих параметров в процентном отношении к ВВП.
Согласно ст. 92 БК РФ, в
случае принятия бюджета на очередной
финансовый год с дефицитом законом
(решением) об этом бюджете утверждаются
источники финансирования дефицита
бюджета. В законодательства указываются
следующие источники покрытия дефицита
федерального бюджета. [http://ppt.ru/kodeks.phtml?
1. Внутренние источники следующих видов:
2. Внешние источники следующих видов:
Существует три традиционных способа покрытия дефицита бюджета: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение налогообложения, 3) производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег. Но в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, так как это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» отражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны. [http://www.cbr.ru/]
Согласно ст. 88 БК РФ, если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита бюджета, а именно:
Созданный в начале 2000-х в России профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.
Принцип сбалансированности бюджета, сформулированный в ст. 33 БК РФ, означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Согласно этой статье БК РФ, сбалансированность бюджета ориентирована на поддержание финансовой стабильности, реальности и выполнимости бюджета, утвержденного на предстоящий год. Все расходы, которые государство (субъект РФ либо муниципальное образование) планирует произвести в предстоящем году, в суммарном количестве не могут превышать суммарного количества планируемых на предстоящий год доходов и средств, поступающих из источников финансирования бюджетного дефицита. При этом органы исполнительной и законодательной (представительной) власти при составлении и утверждении проекта бюджета, его последующем выполнении должны учитывать принцип сбалансированности бюджета и предпринять все меры, необходимые для уменьшения показателя дефицита бюджета, т.е. превышения его расходной части над доходной.
Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации, а также не может превышать 5% объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
Важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его применение в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Для России же в силу ее федеративного устройства важную роль заслуживает не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, воздействующих на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно созданный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнять свои распределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. Таким же образом не может проявляться эффект проводимой на местах бюджетной политики в условиях ее постоянного противостояния несбалансированному федеральному бюджету.
Важное значение имеет единство бюджетной системы, которое образовано на принципах самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех входящих в нее бюджетов.
Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное устройство государства.
К источникам бюджетного права в Российской Федерации отнесены:
Рассмотрим бюджетное устройство Российской Федерации и взаимодействие бюджетов всех уровней.
Как уже указывалось, бюджетная система в первую очередь определяется действующим государственным устройством.
В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных же государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:
1. государственный бюджет (или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства);
2. бюджеты членов федерации (штатов — в США, земель — в ФРГ, провинций — в Канаде, субъектов Федерации — в России);
3. местные бюджеты (городских, районных, поселковых, сельских)).
Разделение полномочий в
области налогообложения и
В соответствии
с Конституцией РФ (ст.71 и 132) и Бюджетным
кодексом РФ (ст.10) бюджетная система
РФ состоит из трех уровней. Первый
уровень — это собственно федеральный
бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов. Второй уровень
состоит из бюджетов субъектов РФ
(региональных бюджетов, в настоящее
время — 89 бюджетов регионов) и бюджетов
территориальных
При этом все бюджеты разных уровней
самостоятельны и не включаются друг
в друга, т. е. местные бюджеты, например,
не включаются в региональные бюджеты.
Взаимодействие бюджетов всех уровней
и единство бюджетной системы страны обеспечивается
посредством налоговой политики. [http://www.aup.ru/books/m177/