Исследование проблем оптимизации структуры доходов бюджетов разных уровней в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Доходы бюджетов формируются в соответствии с налоговым и/или бюджетным законодательством РФ.
С момента исполнения операции денежных средств на счёт органа, исполняющего бюджет, они считаются поступившими в доход бюджета.
Доходы бюджетов создаются за счет двух видов доходов: налоговых и неналоговых. Кроме того, в доходы бюджета настоящего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Содержание работы

1. Социально-экономическая сущность, источники и механизм формирования доходной части бюджета федерации и субъектов
1.1 Понятие и сущность бюджетных доходов как составной части доходов федерации и субъектов
1.2. Налоговые доходы как основа формирования финансовых ресурсов органов власти разных уровней и бюджетной системы
1.3. Неналоговые доходы бюджета федерации и субъектов
2. Характеристика политики государства по оптимизации структуры

2.1 Проблема сбалансированности бюджета
2.2 Бюджетная система РФ
2.3 Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации(оптимизация)

3. Исполнение свода бюджетов всех уровней (консолидированного бюджета) Российской Федерации по доходам
2.1. Анализ поступлений в бюджет
2.2. Анализ доходов бюджета по регионам

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 493.64 Кб (Скачать файл)

Таким образом, бюджетная система РФ представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных бюджетов, основанных на экономических отношениях и правовых нормах и функционирует в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее — БК РФ). При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

В российской статистике принято  рассматривать два типа бюджетов:

  • консолидированный — складывающийся из федерального, регионального и местных бюджетов;
  • расширенный — федеральный бюджет вкупе с внебюджетными фондами. [http://www.aup.ru/books/m177/2_5.htm]

Так как система налогообложения  в России, закрепляемая Налоговым  Кодексом, представляет собой три  уровня: федеральный, региональный, и  местный, то и налоги распределяются по уровням. Конкретные виды налогов  и сборов в разбивке по уровням  следующие:

  • Федеральные налоги (16 видов):
  • НДС;
  • акцизы, налоги на прибыль организаций;
  • подоходный налог с физических лиц, таможенные сборы и пр.
  • Региональные (7 видов):
  • налог на имущество организаций,
  • налог на недвижимость
  • дорожный и транспортный налоги
  • налог с продаж
  • регион лицензионные сборы
  • Местные (5 видов):
  • земельный налог
  • налог на имущество физических лиц
  • налог на рекламу
  • налог на наследование или дарение
  • местные лицензионные сборы

Бюджетная система РФ функционирует  в соответствии со следующими принципами:

  • единство бюджетной системы;
  • разграничение доходов и расходов между уровнями;
  • самостоятельность бюджетов разных уровней;
  • полнота отражения доходов и расходов;
  • сбалансированность бюджета;
  • эффективность и экономность использования средств;
  • общее покрытие расходов бюджета;
  • гласность;
  • достоверность;
  • адресность и целевой характер использования.

Важной  самостоятельной частью бюджетной  системы России как суверенного  государства является федеральный  бюджет. Именно он обеспечивает централизацию  части бюджетных ресурсов общегосударственного характера. Через федеральный бюджет регулируется процесс распределения  и перераспределения национального  дохода между субъектами федерации, входящими в состав России, а также  между экономическими районами.

 

Отдельное, не менее, а, может быть, и  более важное звено бюджетной  системы Российской Федерации составляют многочисленные местные бюджеты. Если в советские времена стремление к всеобщей централизации приводило  к тому, что удельный вес местных  бюджетов в государственном бюджете  СССР не превышал 10-15%, то с началом  рыночных преобразований в ведение  местных властей были переданы отрасли  хозяйства, связанные с непосредственным обслуживанием населения, массовая сеть социально-культурных учреждений. За счет местных бюджетов в настоящее  время обеспечивается финансирование более 80% бюджетных расходов на здравоохранение, более 60% расходов на просвещение, крупные  бюджетные средства направляются на развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов  Федерации образует понятие "Консолидированный  бюджет" РФ. Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной  системы и не утверждается законодательным  органом власти.

Разработка  и исполнение бюджетов любого уровня представляет собой чрезвычайно  сложную процедуру, включающую его  составление, рассмотрение, утверждение, собственно исполнение, а также контроль за исполнением, что получило название бюджетного процесса.

Бюджетный процесс — не просто сложный, но и чрезвычайно длительный процесс. Его составление и рассмотрение длится более года. Согласно ст. 12 БК РФ, годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Весь финансовый год продолжается его исполнение, около полугода занимает составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Для завершение исполнения бюджета, кроме бюджетного периода (финансового года) предоставляется еще и льготный период, составляющий один месяц, в течение которого заканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета.

Действующей Конституцией РФ определен круг органов  государственной власти, участвующих  в разработке и утверждении бюджета, а также в контроле за его исполнением. Первым этапом бюджетного процесса является его составление исполнительными органами власти. Составлению бюджета предшествует разработка планов — прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс государства по территории России (СФБ). В денежной форме он выражает социально-экономическое развитие страны, позволяет полнее анализировать движение стоимости общественного продукта и национального дохода, учитывать объем и направления использования финансовых ресурсов. СФБ выражает финансовую программу в общем виде, задача же бюджета — ее конкретное, развернутое выражение. СФБ помогает органам исполнительной власти определять доходы бюджета и постатейно разрабатывать его расходы. [http://www.budgetrf.ru/]

Непосредственная  работа по составлению проектов бюджетов проводится Министерством финансов РФ, а также налоговыми и таможенными  органами. Полученные данные сообщаются вышестоящими органами исполнительной власти непосредственно нижестоящим  или исполнительным органам власти в установленные сроки, обеспечивающие утверждение бюджета до начала финансового  года.

Следующая стадия бюджетного процесса — его  рассмотрение и утверждение в законодательных органах: Федеральном Собрании (Парламенте) РФ, представительных органах субъектов Федерации и местных самоуправлениях. Составленный и согласованный проект федерального бюджета РФ Правительство РФ до 1 сентября вносит на рассмотрение в Государственную Думу. Вместе с ним направляется ряд документов, отражающих прогнозы социально-экономического развития страны на предстоящий период, направления бюджетной и налоговой политики, федеральные целевые программы и т. п. Проект Федерального бюджета и сопутствующие документы направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы, Президенту РФ, Совету Федерации, комитетам Думы и в Счетную палату.

Получив заключения от комитетов, Государственная  Дума начинает рассмотрение бюджета  в нескольких чтениях (так, бюджет на 2006 г. принимался в трех чтениях). Принятый Госдумой бюджет по Конституции в  течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. В случае его отклонения Федеральным Собранием бюджет передается в Госдуму для повторного голосования  и считается принятым, если при  повторном голосовании за него проголосовало  не менее 2/3 от общего числа депутатов (ст. 105 Конституции РФ).

Принятый  Федеральный закон о бюджете  в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания. После  этого начинается непосредственное исполнение бюджета, организуемое Правительством РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и утверждаются в форме федеральных  законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов  Российской Федерации, местные бюджеты  разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований. [http://www.budgetrf.ru/]

         Таким образом, государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны, представляющий собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении называется бюджетным процессом.

Согласно  ст. 215 БК РФ кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным  казначейством.[http://novainfo.ru/problema-sbalansirovannosti-gosudarstvennogo-byudzheta-rossiyskoy-federacii]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3   Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов                   Российской Федерации(оптимизация)

 

В экономической теории сложились  несколько подходов к проблеме сбалансирования  бюджета.

1. Ежегодно балансируемый бюджет — сводится с нулевым сальдо (доходы равны расходам). Недостатки: такой бюджет не является экономически нейтральным, т.к. подобная политика является проциклической, а не антициклической, как может показаться на первый взгляд.

Например, в экономике  наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления  сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные  расходы, либо использовать сочетание  этих мер. Следствием этих мероприятий  будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение  текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные  задачи.

Такую бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции  резкого снижения государственных  расходов на социальную сферу, проводило  в 1992 г. правительство Е.Гайдара, пытавшееся таким образом сократить бюджетный  дефицит. Однако тогда не удалось  ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.

2. Бюджет, балансируемый на циклической основе, должен балансироваться не ежегодно, а в пределах экономического цикла. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет.

Так, в период спада государство  осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает  государственные расходы, т.е. сознательно  увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема  государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные  расходы. Возникает положительное  сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму. [http://ppt.ru/kodeks.phtml?kodeks=2]

Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников  данного подхода, — это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как  устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для государственного бюджета США  и ряда европейских стран).

Из зарубежной практики показателен  профицит бюджета в Румынии времен Чаушеску. Этот коммунистический лидер очень боялся как бюджетного дефицита, так и закабаления страны посредством роста внешнего долга. Такая политика оказала угнетающее действие на экономику страны, сдерживала рост инвестиций, что стало одной из причин падения режима Чаушеску.

Небольшой бюджетный дефицит  для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим  хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти  блага в будущем за меньшие  деньги. Кроме того, государство, в  отличие от домохозяйств, может постоянно  тратить больше, чем зарабатывать.

Однако передозировка  любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает  инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.

Поэтому важно добиваться возможно большей сбалансированности бюджета государства. Сбалансированность бюджета означает, что в каждом бюджете годовой объем предусмотренных расходов соответствует суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета.

Снижению дефицита бюджета  способствует его гласность, т. е. доступность  всей информации об утвержденном бюджете, отчетах по его исполнению, по решениям органов местного самоуправления и  вопросам, вызывающим среди них разногласия.

Также сбалансированность бюджета  зависит от надежности показателей  прогноза социально-экономического развития.

Не меньшее значение имеет  реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

Кроме того, бюджетные средства должны выделяться в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств  с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Первостепенное внимание надо обратить и на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Так, едва ли можно упрекнуть правительство  РФ, если оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям  в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит  возникает из-за неумения руководства  страны обуздать финансовые претензии  министерств, ведомств и различных  лоббистских групп.

Информация о работе Исследование проблем оптимизации структуры доходов бюджетов разных уровней в Российской Федерации