Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 11:04, курсовая работа
Коммерческие банки - это финансовые институты, получившие специальную лицензию от ЦБ, которая позволяет принимать вклады от населения и предприятий, а также предоставлять кредиты. Они обслуживают население и предприятия; занимая деньги от своего имени, они затем ссужают эти средства своим заемщикам.
Введение:
Глава I Коммерческий банк – как основное звено банковской системы
1.1 Понятие коммерческого банка и его организационное устройство.
1.2 Принципы и функции деятельности коммерческих банков
1.3 Классификация и виды коммерческих банков
1.4 Иностранные коммерческие банки
Глава II Статистический анализ доходности , операций коммерческих банков
2.1 Активные и пассивные операции коммерческих банков
2.2 Доходы от агентских операций коммерческих банков
2.3 Внеоперационные доходы коммерческих банков
Глава III Проблемы и перспективы деятельности коммерческих банков в КР
ГЕРМАНИЯ. В Германии число кредитных
институтов составляет свыше 4 тыс., в том
числе более 1 тыс. средних и мелких банков
с годовым оборотом менее 100 млн ДМ. Эти
кредитные институты имеют почти 45 тыс.
филиалов, а всего в Германии насчитывается
около 49 тыс. кредитных учреждений. При
численности населения 80 млн человек каждое
отделение банка обслуживает в среднем
1600 человек.
Двухуровневая структура банковской системы
Германии включает:
• Дойче Бундесбанк (федеральный центральный
банк);
• коммерческие (универсальные) банки;
• сберегательные банки;
• кооперативные центральные банки;
• кредитные кооперативы;
• банки специального назначения (государственные
и частные ипотечные банки);
• почтовые, коммунальные и сберегательные
банки;
• специализированные банки.
Центральный банк Германии - Дойче Бундесбанк,
который имеет правление во Франкфурте-на-Майне,
девять земельных центральных банков
в качестве главных управлений и почти
200 главных отделений и филиалов. Центральный
банк выступает как федеральное юридическое
лицо публичного права и на 100 % принадлежит
Федерации. Компетенцию и задачи Федерального
банка определяет специальный закон.
Денежно-кредитная политика Дойче Бундесбанка
разрабатывается Советом (совещательный
орган), в состав которого входят члены
правления Федерального банка и президенты
земельных центральных банков. Члены правления
назначаются Президентом страны согласно
предложению федерального правительства,
а президенты земельных центральных банков
назначаются также Президентом согласно
предложениям Бундесрата. Главой Совета
Центрального банка и правления (исполнительный
орган) являются президент и вице-президент
Немецкого федерального банка.
Федеральный банк согласно предоставленному
ему законом праву не обязан выполнять
указания федерального правительства,
но оказывает ему поддержку в проведении
общей экономической политики.
К числу крупнейших немецких универсальных
банков относятся:
Дойче Банк (Deutsche Bank AG), Дрезднер Банк (Dresdner
Bank AG) и Коммерцбанк (Cornmerzbank AG). Эти банки
осуществляют практически все виды операций
за исключением эмиссии банкнот и предоставления
ипотечного кредита.
Все коммерческие банки Германии можно
условно разделить на три основные группы:
• около 350 частных банков (кредитные банки),
в число которых входят три крупных, региональные
и прочие кредитные банки, частные банки,
а также филиалы иностранных банков (данная
группа банков выполняет 1/3 операций всех
банков страны);
• свыше 70 публично-правовых сберегательных
касс и земельных банков (жироцентралей),
которые выполняют 1/2 операций всех банков;
• приблизительно 3 тыс. кооперативных
банков (системы Фолькс-банка и Райфейзенбанка)
с их центральными банками, выполняющих
около 1/5 операций банков.
Несмотря на то что частные банки, кооперативные
кредитные учреждения и публично-правовые
сберегательные кассы имеют различия
в проводимой ими политике, специализации
и связанного с этим банковского «разделения
труда» не существует.
Основное преимущество универсальной
немецкой банковской системы по сравнению
с англосаксонской банковской системой
с разделением функций заключается в более
высокой стабильности на базе эффектов
диверсификации и связанной с этим высокой
надежности денежных вкладов. Банк, действующий
на универсальной основе, в состоянии
предоставить клиенту широкий круг операций
и услуг, и за счет этого он может перераспределить
доходы и потери от банковской деятельности.
Для представления своих интересов в законодательном,
наблюдательном и прочих государственных
органах все группы банков объединены
в союзы. Действующие на уровне Федерации
банковские центральные союзы частных
банков, сберегательных касс и кооперативных
банков располагают региональными и нередко
местными организациями. В состав союзов
входят также ревизионные объединения.
Деятельность кредитных организаций регламентируется
жесткими правовыми нормами. Параллельно
с общими предписаниями гражданского,
общественного права и специальными законами
для отдельных банковских групп существует
также закон о банковском деле.
Федеральное ведомство по надзору за банковским
делом в Берлине осуществляет государственный
надзор за всеми кредитными организациями.
Ведомство является самостоятельным федеральным
верховным органом, который подчиняется
указаниям и служебному надзору федерального
министра финансов. Президент ведомства
назначается федеральным Президентом
по предложению федерального правительства,
которое должно предварительно выслушать
и мнение представителя Дойче Бундесбанка.
ЯПОНИЯ. В 1995 г. в Японии действовало
около 6200 коммерческих финансово-кредитных
организаций. Банковский бизнес возведен
в Японии в ранг первейшей государственной
важности. За послевоенный период в Японии
не было отмечено ни одного случая несостоятельности
или банкротства банка1, как результат
политики государства в области банковского
контроля и надзора, а также поддержки
слабых банков. Следует подчеркнуть, что
получить государственную лицензию на
право осуществления банковских операций
в Японии крайне сложно. Тем не менее дефицита
банков в стране нет.
Особую роль в банковской системе играет
Банк Японии, который был учрежден в 1882
г. как центральный банк. С момента создания
Банка Японии единственное изменение
его статуса произошло в 1942 г., когда был
создан Совет по политике - высший орган
для принятия управленческих решений.
Членами Совета являются: управляющий
банка, представители министерства финансов,
агентства по экономическому планированию
частного банковского бизнеса и промышленности.
Банк Японии, 55% уставного капитала которого
(примерно 1 млн долл.) принадлежит правительству,
а 45% - частным компаниям, обладает эмиссионным
правом, т.е. правом выпуска денежных знаков;
устанавливает официальную учетную процентную
ставку, служит «банком банков» и банкиром
правительства. Он формирует денежную
политику и обеспечивает средства для
ее реализации, определяет потребности
в резервах для депозитных институтов,
осуществляет контроль (надзор) за деятельностью
банков и других кредитных институтов.
Роль центрального банка закреплена законодательно
в Законе о Банке Японии. Последний руководит
банковской системой страны, включая и
государственные банки. В Японии их насчитывается
11, точнее, два банка и девять банковских
корпораций.
Следует также отметить особый статус
государственных спецбанков и государственных
финансовых корпораций. Спецбанки - Импортный
банк Японии и Японский банк развития,
финансовые корпорации - Народная финансовая
корпорация, Финансовая корпорация малого
бизнеса и др.
Коммерческие банки в Японии - основные
банки (городские, региональные и иностранные)
- выполняют широкой круг операций и услуг
для своих клиентов (свыше 300 видов). В их
числе: прием средств в депозиты (вклады
до востребования и срочные); предоставление
кратко-, средне- и долгосрочных ссуд малому
и среднему бизнесу, крупным корпорациям,
федеральным и местным органам власти;
финансовые и трастовые услуги, электронные
услуги, брокерские услуги, операции с
дорожными чеками и пр.
Представление о кредитной системе Японии
будет неполным, если не отметить почтово-сберегательные
кассы, которые призваны аккумулировать
мелкие сбережения населения. Этой же
сферой деятельности занимаются и гигантские
городские банки, местные банки и др. Однако
японские сберкассы при почтовых отделениях,
как ни парадоксально, предоставляют индивидуальным
клиентам гораздо больший набор услуг,
чем частные банки, позволяют на более
выгодных условиях человеку среднего
достатка получать кредиты и хранить сбережения.
Благодаря этому государственные почтово-сберегательные
кассы, административно подчиняющиеся
почтовому ведомству, смогли аккумулировать
крупные финансовые ресурсы.
ШВЕЙЦАРИЯ. Швейцария - страна банков. На
1,5 тыс. жителей приходится один банк. В
стране функционирует 140 филиалов (отделений)
крупных иностранных банков. Швейцарская
банковская система объединяет более
500 банковских организаций.
Все швейцарские банки традиционно делятся
на три основные группы:
• крупнейшие национальные банки - Юнион
бэнк оф Свитцелэнд (Union Bank of Switzerland), Суисс
бэнк корпорэйшн (Suiss Bank Corporation) и Суисс
кредит бэнк (Suiss Credit Bank);
• кантональные, местные и сберегательные
банки, в основном работающие с местными
вкладчиками в своих регионах. Они предоставляют
также ссуды и осуществляют расчетно-кассовые
операции;
• частные банки, основной вид деятельности
которых - управление инвестиционными
портфелями.
Рассмотрение лишь банковской системы
Швейцарии не дает полного представления
о своеобразии и широких возможностях
приложения капитала в этой стране. В кредитную
систему Швейцарии органично входят также
финансовые компании. Они делятся на:
• компании, рекламирующие себя для приема
депозитов, которые обязаны отвечать всем
требованиям федерального банковского
законодательства;
• компании, не принимающие депозиты,
но выполняющие другие банковские операции.
Они подпадают под регулирование лишь
некоторых статей данного законодательства.
Отличительной чертой швейцарской банковской
системы является строгий контроль за
деятельностью банков и инвестиционных
компаний. После второй мировой войны
в Швейцарии не было ни одного случая банкротства.
Контроль за банками имеет трехступенчатую
структуру и осуществляется Федеральной
банковской комиссией, Национальным Банком
и Швейцарской банковской ассоциацией.
Деятельность банков, ее регулирование
и контроль проходят в соответствии с
Федеральным банковским законом о банках
и сберегательных банках от 8 ноября 1934
г. Главное назначение Закона - защита
интересов клиента.
Банковская лицензия выдается Федеральной
банковской комиссией только в том случае,
если банк отвечает всем требованиям Закона.
Исключения не допускаются. В случае, если
обнаруживаются нарушения Закона, выданная
лицензия может быть немедленно отозвана.
При этом уклонение от уплаты налогов
преступлением в Швейцарии не считается.
Нарушение валютного регулирования других
стран также не подпадает по швейцарскому
уголовному праву в разряд преступлений.
К особенностям банковской системы Швейцарии
следует отнести также функционирование
Банковского комитета.
Банковский комитет - это независимый
орган, не подчиняющийся ни правительству,
ни Национальному банку. Комитет контролирует
соблюдение банками Закона о банковской
деятельности, свода правил и установленных
нормативов. Он призван защищать интересы
акционеров. Комитет в своей деятельности
опирается на независимые аудиторские
службы, которые находятся вне банка, а
также на внутренний аудит банка. Комитету
предоставлено право при назначении людей
на руководящие банковские посты высказывать
свое мнение. В Швейцарии деятельности
этого органа придают большое значение.
Решения банковского комитета обязательны
для выполнения.
США. В начале XX в. в США имелось не
менее 5 тыс. эмиссионных (национальных)
банков, каждый из которых обладал правом
выпускать в обращение банкноты на сумму
своего основного капитала. При этом каждый
из национальных банков был обязан принимать
в уплату билеты всех остальных банков
(несмотря на то, что они не являлись законными
платежными средствами). Банки находились
под контролем особого департамента Казначейства,
во главе которого стоял назначаемый Президентом
США Контролер денежного обращения.
Кредитная система США состоит из следующих
основных элементов: банковской системы
(Федеральной резервной системы - ФРС,
выполняющей функции центрального банка
страны; коммерческих банков; инвестиционных
банков; сберегательных банков; ссудо-сберега-тельных
ассоциаций) и небанковских кредитных
институтов: почтовых сберегательных
касс; финансовых компаний; кредитных
кооперативов; страховых компаний; пенсионных
фондов; фондов социального страхования;
обществ взаимного кредита; институтов
страхования депозитов и пр. В экономической
литературе встречаются и иные классификации1.
Американская банковская система имеет
ряд уникальных особенностей в построении
и организации ее работы.
Функции центрального банка в США выполняет
Федеральная резервная система, основанная
в 1913 г. вопреки оппозиции крупных банков
и банковских корпораций. Целями образования
ФРС были: создание здорового экономического
климата в стране, поддержка и контроль
за деятельностью банков.
Банки-члены ФРС - наиболее крупные частные
коммерческие банки, на долю которых приходится
свыше 70% всех депозитов кредитной системы
США. Они служат акционерами федеральных
резервных банков и получают на свой акционерный
пай 6%-ный дивиденд. Помимо этого преимущество,
которым пользуются банки-члены ФРС, обусловлено
прежде всего тем, что они становятся клиентами
одного из федеральных резервных банков
и пользуются его услугами, в том числе
и в получении необходимых денежных сумм
путем займа или учета коммерческих бумаг.
Причем если возможность получения ссуды
в коммерческом банке ограничена ресурсами
этого банка, то при обращении банка-члена
в федеральный резервный банк такое ограничение
фактически отпадает, поскольку этот банк
может в активных операциях рассчитывать
на ресурсы всей ФРС. Банки же, которые
не являются членами системы, для пополнения
кассы прибегают к услугам своих корреспондентов,
банков-членов ФРС. Таким образом, в функции
банка банков ФРС осуществляет всестороннее
обслуживание банков-членов.
Коммерческие банки США выполняют широкий
спектр операций и услуг, в том числе принимают
средства в депозиты (вклады до востребования
и срочные); предоставляют кратко-, средне-
и долгосрочные ссуды малому и среднему
бизнесу, крупным корпорациям, федеральным
и местным органам власти; выполняют финансовые
и трастовые услуги. Однако американские
банки не могут (по законодательству) выступать
владельцами ценных бумаг, кроме случаев
возмещения непогашенного кредита. Между
коммерческой и трастовой деятельностью
банков проходит «китайская стена»; информация,
полученная трастовым отделом, не может
передаваться в другой.
В отличие от коммерческих банков специализированные
кредитные институты занимаются кредитованием определенных
сфер и отраслей хозяйственной деятельности.
Как правило, можно выделить одну или несколько
их основных операций. Эти институты доминируют
в относительно узких секторах рынка ссудных
капиталов и имеют специфическую клиентуру.
Финансовые компании, занимающиеся потребительским
кредитом, выдают кредит не прямо потребителям,
а покупают их обязательства у розничных
торговцев и дилеров со скидкой (7-10%). При
продаже товара продавец взимает с покупателя
первоначальный взнос наличными (как правило,
10-12% цены товара). Остаток долга покупатель
выплачивает регулярными взносами ежемесячно
или в другие сроки.
Взимаемые финансовыми компаниями ставки
выше, чем ставки по обычным банковским
ссудам, из-за применяемых методов взимания
средств -с общей суммы займа или со стоимости
покупки. Например, 10% с суммы займа при
погашении задолженности равными месячными
платежами в течение года практически
соответствуют 18% годовых.
Юридический статус финансовых компаний,
специализирующихся на кредитовании продаж
в рассрочку, позволяет им принимать от
населения депозиты, однако отказывает
в праве называться «банковскими компаниями».
Это лишает их возможности привлекать
средства на тех же условиях, что и банки,
и они вынуждены конкурировать с последними,
предлагая кредиторам более высокие процентные
ставки.
Особое место среди банкоподобных специальных
институтов занимают кредитные,
строительные кооперативы - строительные
общества, которые формируют капитал
из сберегательных вкладов своих членов
и выдают последним ипотечный кредит.
Эти институты работают вместе с кредитными
товариществами и финансируют таким образом
строительство частных домов.
Следующий вид специализированных кредитно-финансовых
институтов -учреждения, занимающиеся
сберегательными операциями. Существует несколько их видов. Ссудо-сберегательные
ассоциации, получившие распространение
в США, - это учреждения со строго ограниченными
функциями. Главная форма мобилизации
средств заключается в привлечении сбережений
населения путем продажи собственных
акций. Лица, внесшие свои сбережения в
ассоциацию, становятся ее акционерами
и получают доход в форме дивиденда. Изъятие
сбережений (выкуп акций) разрешается
лишь с уведомлением за 30-90 дней. Важнейшим
и по сути дела единственным видом активных
операций этих учреждений выступают ипотечные
операции.
Сходной деятельностью занимаются взаимо-
^
В XVIII - начале XX вв., вплоть до проведения
кредитной реформы 1930-1932 гг., Россия
имела развитую, разветвленную банковскую
систему. (Исключение составлял лишь
период военного коммунизма, когда
товарно-денежные отношения и банковская
деятельность были по сути дела прекращены.)
Результатом проведения кредитной реформы
1930-1932 гг. явилось построение кредитной системы
распределительного типа. Роль коммерческих
банков в системе начала снижаться, и впоследствии
в нашей стране сложилась монобанковская
система, состоящая из государственных
банков.
Отличительными чертами банковских систем
социалистических стран были: концентрация
банковского дела в немногих кредитных
учреждениях, централизация управления
банками на основе планомерной организации
кредита, расчетов, государственной валютной
монополии. Центральные государственные
банки выступали в качестве универсальных
кредитных институтов, которые выполняли
большинство функций, присущих в экономически
развитых странах различным звеньям банковской
системы (исключая страховое дело).
Важным фактором, определяющим структуру
банков, их численность, выступает общая
направленность хозяйственного механизма.
Курс на жесткую централизацию, концентрацию
власти порождает монобанковскую систему,
основанную на функционировании только
одного банка (нескольких соподчиненных
банков). Концепция же разрушения монополизма,
децентрализации управления экономикой
логически обусловливает схему, основанную
на деятельности нескольких самостоятельных
банков. Именно по этому пути пошли такие
экс-социалистические страны, как Венгрия,
Китай, Югославия. Такая схема принята
и в мировой западной практике, где наряду
с центральным банком действует множество
частных и государственных кредитных
институтов (коммерческих, кооперативных,
специальных, с особыми задачами, со специальным
уставом и др.).
Разделение банков на эмиссионный и деловые
(коммерческие) не противоречит созданию
нового экономического механизма в России.
Банковская система, состоящая из центрального
банка, организующего денежное обращение
и не обслуживающего клиентов (за исключением
банков), а также банков, кредитующих предприятия,
организации и население, характерна для
всех развитых стран с рыночной экономикой.
Разделение банковских функций дает возможность
Центральному банку Российской Федерации
сосредоточить свое внимание на эмиссионной
деятельности, поддержании стабильности
банковской системы, денежно-кредитном
регулировании экономики, осуществлении
законотворческой функции и функции «кредитора
в последней инстанции».
Коммерческие банки ближе к интересам
клиента, полнее координируют с ним свою
деятельность, позволяют более оперативно
решать задачи, которые возникают перед
ними на современном этапе, и могут составить
конкуренцию прочим кредитным организациям.
Эксперты сходились по мнении, что банки
значительно ухудшили свою работу, что
реорганизация банковской системы не
принесла изменений, которые бы соответствовали
новой экономической модели, а настоящей
реформы не получилось.
В середине 90-х гг. в условиях развития
товарно-денежных отношений, экономических
методов хозяйствования роль банков в
экономике существенно повысилась. Являясь
центрами хозяйственной жизни, осуществляя
регулирование денежного оборота и ссудного
фонда, банки ведут работу, которую не
выполняет ни одно звено управления экономикой. Мировая банковская
история не знает аналога тому, что произошло
в России. За кратчайший срок в стране
возникло более 2500 самостоятельных банков,
немало кредитных организаций, осуществляющих
отдельные банковские функции. Для сопоставления:
США, чтобы создать 1000 банков, потребовалось
около 80 лет - с 1781 по 1860 г.
Динамика развития современной банковской
системы России в количественном аспекте
имеет следующий вид.
^ Численность коммерческих
банков
В целом по СССР
на 1 января 1989 г. -43
на 1 января 1990 г. -224
на 1 января 1991 г. -1357
в том числе по России
на 1 октября 1991 г. -1215
Информация о работе Коммерческий банк - как основное звено банковской системы