Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 11:04, курсовая работа
Коммерческие банки - это финансовые институты, получившие специальную лицензию от ЦБ, которая позволяет принимать вклады от населения и предприятий, а также предоставлять кредиты. Они обслуживают население и предприятия; занимая деньги от своего имени, они затем ссужают эти средства своим заемщикам.
Введение:
Глава I Коммерческий банк – как основное звено банковской системы
1.1 Понятие коммерческого банка и его организационное устройство.
1.2 Принципы и функции деятельности коммерческих банков
1.3 Классификация и виды коммерческих банков
1.4 Иностранные коммерческие банки
Глава II Статистический анализ доходности , операций коммерческих банков
2.1 Активные и пассивные операции коммерческих банков
2.2 Доходы от агентских операций коммерческих банков
2.3 Внеоперационные доходы коммерческих банков
Глава III Проблемы и перспективы деятельности коммерческих банков в КР
По закону банки обязаны хранить резерв в определенной пропорции к своим обязательствам по депозитам. Суммы на резервном счете и кассовая наличность служат первым рубежом, гарантирующим платежеспособность банка. Это первичный резерв банка. Однако этот резерв не обеспечивает общей потребности банка в ликвидных средствах. В случае непредвиденного отзыва депозитов банку понадобится вторая линия резервов, чтобы не отзывать ссуды или продавать ценные бумаги. Ко вторичным резервам относят некоторые виды краткосрочных активов. Это казначейские векселя, ценные бумаги, банковские акцепты. Резервная норма - одна из инструментов фискальной политики государства.
Заключение.
Кредитная система стран с рыночной экономикой состоит из трёх звеньев:
- коммерческие банки
Коммерческие банки - это финансовые институты, получившие специальную лицензию от ЦБ, которая позволяет принимать вклады от населения и предприятий, а также предоставлять кредиты. Они обслуживают население и предприятия; занимая деньги от своего имени, они затем ссужают эти средства своим заемщикам.
Центральный банк (ЦБ) - это "банк банков". Он имеет дело не с населением, а с коммерческими банками. Основная функция ЦБ - предохранять банковскую систему от крушения, регулировать через предложение денег общую экономическую ситуацию в стране.
Одной из важнейших составляющих банковского надзора является разработка и установление экономических нормативов для коммерческих банков и других финансовых учреждений:
• Максимальный размер риска на одного заемщика.
• Коэффициенты адекватности (достаточности) капитала.
• Норматив ликвидности.
• Норматив открытой валютной позиции.
В Кыргызстане коммерческие
банки выполняют следующие
О лизинге Кыргызстана несколько слов: лизинг в нашей республике только набирает обороты. Некоторые банки в разное время уже опробовали этот вид услуги, но широко лизинговым сделкам не дает развернуться, во-первых, несовершенство законодательной базы, во-вторых, то, что банки не могут привлечь ресурсы на длительный срок, чтобы купить современное высокотехнологичное оборудование.
Понятно, что недостаточно просто объявить о создании новых кредитных институтов. Коренным образом должна измениться вся система отношений внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений банков и их клиентов, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового банковского работника - хорошо образованного, думающего, инициативного и готового идти на обдуманный и взвешенный риск. На это требуется время.
Аннотация Коммерческие банки - это кредитные учреждения, реализующие экономические интересы населения, государства, предприятий и т.д. и они имеют свои цели и задачи, которые они перед собой поставили. Одна из целей коммерческого банка – это получение максимальной прибыли. Прибыль банка образуется из разницы процентов, взимаемых с клиентов и выплачиваемых им по банковским операциям, а также за счет комиссионных сборов за оказываемые услуги. Другой важной целью коммерческого банка является “подешевле купить – подороже продать”. Коммерческие банки явились результатом перехода от централизованно- управляемой экономики к рыночной. Коммерческие банки базируют свою деятельность на риске и прибыли. Но потом монополия была упразднена. Так, к концу 1991 года на территории бывшего СССР действовало 1616 коммерческих банка, из которых примерно 1500 – в Российской Федерации, вместе с филиалами их количество составило 3500. Курсовая работа состоит из трёх глав, которые описывают коммерческие банки и их основные операции.
Первая группа
проблем заключается в выявлении текущего
состояния банковского сотрудничества
стран-участниц ЕврАзЭС, соответствия
банковских систем интеграционным требованиям
Сообщества и уровня их взаимного участия.
Вся мировая практика указывает на то,
что процессы объединения являются в современном
мире насущно необходимыми. При всем многообразии
форм экономической интеграции ее развитие
в основном проходит три этапа. Первый
этап интеграции включает режим свободной
торговли, который несильно зависим от
состояния согласованности экономики
стран-участниц. Второй этап включает
формирование таможенного союза и обеспечение
однотипности механизмов регулирования
экономик интегрирующихся государств.
Третий этап включает создание общего
рынка капитала, единого экономического
пространства и валютного союза, а для
этого необходимо устранение количественных
и качественных диспропорций в уровнях
развития экономик для обеспечения равных
нагрузок на каждое государство. В противном
случае более слабая экономика одной из
стран становится своеобразным «финансовым
балластом» для более сильных стран, так
как компенсация ее финансовых рисков
ложится на их плечи. Интеграция экономически
эффективна между странами, которые обладают
одинаковым уровнем экономического развития.
Наибольшее влияние на развитие банковских
систем Содружества оказывают процессы,
происходящие в банковских секторах России
и Казахстана. Банковские системы этих
государств наиболее тесно связаны кредитными
отношениями. Последствия американского
ипотечного кризиса выявили зависимость
казахстанской банковской системы от
внешних источников заемных средств в
отличие от российской банковской системы.
Проблема привлечения финансирования
с международных рынков капитала является
общей для всех стран-участниц ЕврАзЭС.
Для снижения зависимости от внешних источников
финансирования странами ЕврАзЭС может
быть использован опыт восточноазиатских
стран, которые пошли по пути снижения
доли внешнего банковского кредитования
за счет развития регионального рынка
облигаций, который менее подвержен влиянию
глобального кризиса в случае его возникновения.
Этот механизм позволяет трансформировать
облигации в кредитные ресурсы, а также
снизить подверженность валютным рискам.
Наряду с капитализацией банков за счет
собственных накоплений и привлечения
средств на фондовом рынке, большое влияние
на степень концентрации капитала оказывает
реорганизация банков в виде слияния и
присоединения.
В странах ЕврАзЭС применяются разные
по своему уровню, структуре и технологической
оснащенности системы безналичных расчетов.
При этом следует отметить, что практически
во всех государствах Сообщества сохраняется
высокий уровень наличных расчетов в экономике.
Банковские системы стран ЕврАзЭС имеют
ряд общих рисков:
- экономические и отраслевые;
- низкий уровень благосостояния и значительное
неравенство доходов населения;
- неразвитость нормативно-правовых систем;
- неоднородность стандартов бухгалтерского
учета;
- недостаточное доверие к банковской
системе.
Полноценной интеграции стран-участниц
ЕврАзЭС препятствуют следующие факторы:
- недостаточный уровень экономического
развития, производственной специализации
и резкое отставание развития экономик
Кыргызстана и Таджикистана;
- структурные диспропорции;
- разные темпы проведения государствами-членами
ЕврАзЭС рыночных реформ;
- низкоэффективный механизм согласования
интересов Сторон и реализации на практике
достигнутых договоренностей;
- нестабильность обменных курсов национальных
валют и обусловленные этим валютные риски;
- недостаток ликвидных платежных средств
на рынке ЕврАзЭС;
- долларизация экономик стран Сообщества;
- неэффективное взаимодействие банковских
систем Сообщества;
- отсутствие платежно-расчетной системы
в национальных валютах.
^ Вторая группа проблем заключается в выявлении текущего
состояния банковской системы Кыргызстана,
ее инвестиционной активности и соответствия
интеграционным требованиям ЕврАзЭС.
Развитие банковской системы на территории
Кыргызстана неразрывно связано с развитием
банковской системы сначала России, в
состав которой Республика входила с 1863
года, а затем СССР.
В Кыргызстане ликвидирована государственная
монополия в банковском деле и сформирована
двухуровневая банковская система, состоящая
из Национального банка Кыргызской Республики
(НБКР) и его региональных представительств
– первый уровень и 22 коммерческих банков
с филиальной сетью – второй уровень.
НБКР руководствуется Законом «О Национальном
банке Кыргызской Республики», Законом
«О банках и банковской деятельности в
Кыргызской Республике». НБКР использует
имеющиеся в его распоряжении инструменты
денежно-кредитной политики, основным
из которых являются операции на открытом
рынке. В целях повышения эффективности
проводимой денежно-кредитной политики
НБКР проводит адекватную ситуации процентную
политику и операции на денежном рынке.
НБКР осуществляет валютные операции,
исходя из принятого Кыргызской Республикой
режима плавающего обменного курса, поддерживая
международные резервы на уровне, достаточном
для обеспечения финансовой стабильности
страны. Решения о валютных интервенциях
исходят из выбора приоритетов между необходимостью
выравнивания спроса и предложения на
несбалансированном межбанковском валютном
рынке и целями реализации денежно-кредитной
политики.
НБКР использует следующие инструменты
денежно-кредитной политики:
Банковская система
-высокий уровень «долларизации» депозитов;
-в депозитной базе преобладают депозиты
юридических лиц;
-преобладающий высокий уровень депозитов
до востребования. Сроки и объемы привлеченных
депозитов ограничивают возможности долгосрочного
кредитования;
-наблюдается тенденция снижения удельного
веса кратко- и среднесрочных кредитов,
но их доля остается на высоком уровне
(на 31.12.2007г. - 34,2%);
-качество кредитного портфеля имеет тенденцию
улучшения при низком уровне неработающих
кредитов;
-высокий уровень ликвидности банковской
системы;
-достаточный уровень норматива адекватности
капитала.
В настоящее время в Кыргызстане на фоне
недостаточно капитализированного рынка
ценных бумаг в вопросе привлечения сбережений
населения продолжают доминировать банки,
поэтому для экономики Республики необходима
инвестиционная активность банковской
системы, ее способность аккумулировать
внутренние источники денежных средств
Республики, а также ее соответствие интеграционным
требованиям ЕврАзЭС.
Банковская система Кыргызстана с 2002 года
претерпевает значительные изменения,
связанные с активным проникновением
в систему иностранного капитала, в частности,
это связано с приходом казахстанского
капитала в банковскую систему Республики
и в связи с этим можно выделить отдельный
новый этап развития банковского сектора
Республики. На сегодняшний день банки
с участием казахстанского капитала представлены
следующим образом:
В Кыргызстане до прихода казахских
инвесторов уже функционировали
банки, сформированные с участием иностранного
капитала, такие как ДемирКыргыз
Интернешнл Банк (100% доля капитала иностранных
инвесторов), Кыргызский инвестиционно-кредитный
банк, Бишкекский филиал Национального
Банка Пакистана, Аманбанк, Экобанк, Представительство
Межгосбанка в КР.
С приходом иностранных банков развитие
банковской системы Республики вышло
на качественно новый уровень, характеризуемый
улучшением качества обслуживания клиентов,
внедрением на рынок новых банковских
услуг, технологическим прогрессом и слиянием
небольших коммерческих банков. Финансовые
показатели системы за период с 2002 по 2007
годы имеют устойчивую тенденцию к росту,
наиболее значительные из них: рост депозитной
базы, рост прибыли банков. Наблюдаются
качественные изменения и в банковском
законодательстве.
Отсутствие в Республике обширных природных
запасов и инвестиционная зависимость
формируют ориентированность институтов
экономики на инвестиционное частно-государственное
сотрудничество, в том числе в рамках ЕврАзЭС.
Банковская система Кыргызстана как одна
из важных структур экономики непосредственно
участвует в инвестиционных процессах.
Каким образом банковский сектор реагирует
на конъюнктуру рынка и общества, от этого
зависит и капитализация рынков и политическая
стабильность.
Основной целью денежно-кредитной политики
Национального банка Кыргызской Республики
является сдерживание темпов прироста
общего уровня цен, снижение инфляции
при предложении денег на уровне, способствующем
устойчивости финансовой системы и экономическому
росту.
Анализ текущего состояния банковской
системы Кыргызстана выявил отсутствие
применения в банковской деятельности
Республики Системы защиты вкладов (депозитов),
обеспечивающей усиление способности
банков аккумулировать внутренние источники
денежных средств Республики. Следующим
опытом расширения привлечения внутренних
источников денежных средств населения
Кыргызстана служит опыт банковских систем
России и Казахстана по эффективному использованию
инструментов исламского банковского
дела.
^ Третья группа пробле��, исследованных в работе, заключается
в выявлении и адаптации к условиям деятельности
банковской системы Кыргызстана опыта
банковских систем России и Казахстана
по внедрению и использованию Системы
защиты вкладов (депозитов) и инструментов
исламского банкинга, необходимых для
укрепления банковской системы Республики
и приведения ее в соответствие интеграционным
требованиям ЕврАзЭС.
Возможность применения практического
опыта России и Казахстана служит основой
в догоняющей стратегии развития и стимулирования
экономического роста. Российская Федерация
пошла по пути законодательного установления
процедуры отбора банков в систему страхования
вкладов на основе обоснованных и понятных
критериев такого отбора. Это позволяет
контролировать уровень рисков, который
принимает на себя система страхования.
Законом определены четыре критерия для
вхождения банка в систему страхования
вкладов:
В диссертационном исследовании
дан анализ текущего состояния банковской
системы, которой не выявил факторы,
препятствующие внедрению Системы
защиты вкладов (депозитов) и использованию
внутренних резервов Республики посредством
аккумулирования денежных средств
вкладчиков и увеличения доверия населения
к банковской системе.
В диссертационной работе осуществлен
расчет эффективности внедрения Системы
защиты вкладов, основанный на анализе
показателей уровня доходов, процентных
ставок коммерческих банков и установленной
планки суммы возмещения, которая позволяет
охватить мероприятиями по защите вкладов
(депозитов) около 90 процентов вкладчиков
из числа физических лиц. Имеющая место
тенденция внедрения в практику банковской
системы Республики Системы защиты вкладов
(депозитов) повлияла на экономические
ожидания населения Кыргызстана и выразилась
в увеличении объема вкладов физических
лиц еще до начала внедрения в практику
банковской системы Системы защиты вкладов
(депозитов).
В диссертационной работе проанализирован
опыт банковских систем
Необходимо создание унифицированной
общей центрально-азиатской Системы защиты
депозитов Таджикистана, Узбекистана
и Кыргызстана, государств, готовящих
свою экономику для включения на втором
этапе в Таможенный союз – Беларусь, Казахстан
и Россия. По мнению некоторых российских
экспертов, расширение интеграции центрально-азиатских
стран повысит конкурентоспособность
этих государств, тем самым позволит эффективнее
интегрироваться в рамках ЕврАзЭС. Любая
интеграция подразумевает делегирование
части национального суверенитета, а к
возможности для этого должно прийти непосредственно
само общество и ее руководство, в первую
очередь.
В диссертационной работе рассматривается
альтернативная, отличная от традиционной,
форма привлечения иностранных инвестиций,
которая основана на расширении применения
исламского банковского дела или исламского
банкинга. Цель привлечения внешних инвестиций
исламских государств видится в развитии
экстрамалого, малого, среднего предпринимательства,
на которое распространяется долгосрочная
внутренняя экономическая политика Республики,
посредством чего возможно расширение
границ среднего класса населения.
В диссертационной работе дан анализ тенденций
развития исламского банкинга в Казахстане
и России, в которых расширение практики
применения исламского банкинга подразумевает
в перспективе создание региональных
центров исламских финансов. Видится верным,
что доверие к экономикам этих государств
выше, нежели к странам, завершающим структурную
трансформацию своих экономик. В работе
приводен пример расширения исламского
банкинга по опыту Боснии и Герцеговины,
когда издержки по формированию исламского
банка минимизируются посредством трансформации
функционировавшего традиционного банка.
Необходимость расширения применения
исламского банкинга в Кыргызстане в диссертационной
работе обосновывается не только религиозно-демографическими
факторами, но и экономической эффективностью
и социальной целесообразностью.
В диссертационной работе систематизированы
банковские услуги, основанные на исламских
основах, а также раскрыты продукты исламского
банкинга. Примечательным является тот
факт, что Ислам сильнее и быстрее распространяется
среди городского населения, в частности,
среди молодежи в наиболее трудоспособном
возрасте – от 15-18 до 45-55 лет, то есть среди
именно той части населения, которая несет
на себе обязанности социальных отчислений
в доходную часть бюджета страны. Эти люди
большей частью являются кормильцами
своих семей, а банковские услуги большей
частью нацелены именно на этот клиентский
сегмент финансового рынка.
Основным ожиданием Кыргызской Республики
от реализации «пилотного» проекта по
внедрению исламских принципов финансирования
является рост мобилизации ресурсов как
внутренних, так и внешних, что будет способствовать
росту кредитования экономики, расширению
доступа населения к банковским услугам,
повышению роли финансового сектора и
его привлекательности для потенциальных
клиентов и инвесторов, в частности инвестиций
из стран-членов Исламского банка развития.
Республики, Штаб-квартирой ИБР и офисом
Управляющего от Кыргызской Республики
в Исламском банке развития и нашла положительный
отклик. Одним словом, «пилотный» проект
действует под непосредственным контролем
со стороны государства. Исполнительное
агентство (ОАО «ЭкоБанк») является акционерным
обществом, в котором государство не имеет
доли в его акционерном капитале.
В настоящее время организован руководящий
комитет проекта, в состав которого входят
высокопоставленные лица с трех сторон:
Правительство Кыргызской Республики,
Исламский Банк Развития и ОАО «ЭкоБанк».
На начальном этапе реализации проекта
исламский банкинг представлен в виде
«исламского окна» в традиционном коммерческом
банке. Успешный опыт внедрения и использования
исламской формы банковского дела формирует
основу сотрудничества с исламскими финансовыми
структурами, способными внедрять и финансировать
инвестиционные проекты.
Исламский банкинг и финансы способствуют
диалогу между конфессиями и демонстрируют
себя как фактор стабильности экономического
развития, а также рассматриваются как
дополнительный фактор расширения интеграции
в рамках стран – участниц ЕврАзЭС.
В настоящее время формирование ресурсной
базы и реализация кредитного предложения
банковской системой Республики находятся
в процессе развития. Немаловажно, чтобы
процесс развития банковской системы
происходил с учетом соответствия интеграционным
требованиям Евразийского экономического
Сообщества. В диссертации внедрение в
практику банковской системы Кыргызстана
Системы защиты депозитов и формы исламского
банкинга рассматриваются в качестве
унифицированных составляющих банковских
систем интегрированного пространства
Содружества.
Информация о работе Коммерческий банк - как основное звено банковской системы