Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:39, курсовая работа
Предметом исследования доходы и расходы консолидированного бюджета Российской Федерации.
Задачами работы являются:
- рассмотрение структуры консолидированного бюджета РФ;
- изучение доходов консолидированного бюджета РФ;
- изучение расходов консолидированного бюджета РФ
- определение значения консолидированного бюджета в финансовом планировании страны.
Введение…………………………………………………………………......……….3
1 Консолидированный бюджет РФ……………………………………..……...…...5
1. 1 Понятие консолидированного бюджета и его использование…..………...….5
1.2 Виды консолидированного бюджета……………………………………………6
1.2.1 Федеральный бюджет……………………………………………….......…......6
1.2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)…...…......8
1. 2. 3 Местные бюджеты………………………………………………………..…….…...…10
1.3 Доходы консолидированного бюджета…………………………......………...12
1.4 Расходы консолидированного бюджета…………………………...…....……..17
1.5 Источники покрытия дефицита бюджета…………………………...……...….21
2 Анализ доходов и расходов консолидированного бюджета России в
2009-2011г…………………………………………………………………………...24
3 Проблемы сбалансированности консолидированного бюджета РФ и пути по их преодалению на современном этапе………………………………....….……….32
3.1 Проблемы формирования консолидированного бюджета РФ………….........32
Заключение…………………………………………………………………....……..34
Список использованной литературы…………………………………...………….36
Приложение………………………………………………………………………….38
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Институт экономики и менеджмента
Кафедра «Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы»
на тему:
«Консолидированные бюджеты»
Выполнил: студент гр. ЭФК-091
Проверил: Домнина Н.В.
Новокузнецк
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Консолидированный бюджет РФ……………………………………..……...…...5
1. 1 Понятие консолидированного бюджета и его использование…..………...….5
1.2 Виды консолидированного
1.2.1 Федеральный
бюджет………………………………………………......
1.2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)…...…......8
1. 2. 3 Местные бюджеты………………………………………………………..
1.3 Доходы консолидированного бюджета…………………………......………...
1.4 Расходы
консолидированного бюджета…………………………...…....……..
1.5 Источники покрытия дефицита бюджета…………………………...……...….21
2 Анализ доходов и расходов консолидированного бюджета России в
2009-2011г……………………………………………………
3 Проблемы сбалансированности
консолидированного бюджета РФ
и пути по их преодалению
на современном этапе……………………………….
3.1 Проблемы формирования консолидированного бюджета РФ………….........32
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………...…………
Приложение……………………………………………………
Введение
Изучение бюджетной системы и бюджетного процесса обрело в настоящее время особую актуальность.
Ведущую, определяющую роль
в формировании и развитии экономической
структуры любого современного общества
играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной
властью экономической политики
Целью настоящей работы является рассмотрение консолидированного бюджета Российской Федерации как важнейшего элемента финансовой системы общества, изучение состава, структуры и функционирования консолидированного бюджета, а также выявления наиболее значительных проблем поступления доходов в консолидированный бюджет.
Тема является актуальной, так как на основе анализа консолидированного бюджета Российской Федерации можно судить о ситуации в стране в целом.
Объектом исследования является консолидированный бюджет Российской Федерации.
Предметом исследования доходы и расходы консолидированного бюджета Российской Федерации.
Задачами работы являются:
- рассмотрение структуры консолидированного бюджета РФ;
- изучение доходов консолидированного бюджета РФ;
- изучение расходов консолидированного бюджета РФ
- определение значения консолидированного бюджета в финансовом планировании страны.
Информационной и методологической основой работы послужили такие источники, как: - Бюджетная система России: Под ред. проф. Г.Б. Поляка, - Бюджетный кодекс Российской Федерации. №145-ФЗ от 31.07.1998; В.А. Свищева; И.Н Мысляева; Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. Романовского М. В. и Врублевской О. В.; Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации; Финансы / Под ред. Дробозиной Л.А.
- сайт Министерства
Финансов Российской Федерации;
- статьи в Интернет.
1 Консолидированный бюджет РФ
1. 1 Понятие консолидированного бюджета и его использование
Понятие "консолидированный бюджет" впервые введено в Российской Федерации Законом РСФСР от 10 октября 1991 г. №1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР". В ст. 8 этого Закона было сказано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов.
В современных условиях правовой основой консолидированного бюджета является БК РФ.
Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории [1].
Составление консолидированного бюджета Российской Федерации, а также разработку его прогноза осуществляет Министерство финансов РФ.
Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Федерации и муниципальных районов не подлежат утверждению. Они являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующих агрегированные показатели по доходам и расходам бюджетов бюджетной системы.
Показатели консолидированных бюджетов используют:
— для анализа формирования доходов и использования расходов бюджетов страны и регионов;
— при разработке прогнозов экономического и социального развития государства, регионов, субъектов Федерации;
— при финансовом планировании, состоянии балансов при разработке планов доходов и расходов бюджетов;
— для определения степени централизации финансовых ресурсов, отражаемых в федеральном бюджете государства.
Бюджеты, входящие в консолидированный бюджет Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
1.2 Виды консолидированного бюджета
В российской бюджетной практике существуют следующие виды консолидированных бюджетов [4]:
1) консолидированный бюджет РФ (состоит из Федерального бюджета и свода всех консолидированных бюджетов РФ);
2) консолидированные бюджеты субъектов РФ (состоят из бюджетов субъектов РФ и консолидированных бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъектов);
3) консолидированные бюджеты муниципальных районов (состоят из свода всех видов бюджетов, утвержденных на территории местного самоуправления).
Федеральный бюджет — ведущее звено консолидированного бюджета , в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (парламентом) Российской Федерации.
По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации [6].
Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны. Он активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер [7].
Средства федерального бюджета выступают важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров [3].
В последние годы роль и значение государства возрастают, увеличиваются и затраты на содержание государственных органов управления. Это связано с изменением содержания и расширением функций государства и органов управления государством (образованием института президентства, федеральных округов, расширением парламента, Конституционного Суда и др.) [4].
Законодательно дано право устанавливать налоги, сборы, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих принципов налогообложения, согласно ст. 72 Конституции РФ, относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ в стране избирается Федеральное Собрание России, Президент РФ, Правительство РФ, наделенные рядом государственных функций, в том числе бюджетными правами. Для управления народным хозяйством, выполнения законодательства, организационно-воспитательных и иных функций образуются органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, ведомства и др.) [8].
Для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий в Российской Федерации формируется централизованный финансовый(денежный) фонд —
федеральный бюджет РФ, что закреплено в Конституции Российской Федерации.
Через федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение внутреннего валового продукта п созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования, обороноспособности и т. д. [5]
Доходы бюджета, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам, размеры заимствований устанавливаются Федеральным законом об утверждении федерального бюджета на финансовый год [7].
Региональными бюджетами являются бюджеты
национально-государственных и административно-
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Бюджетный фонд субъекта Федерации является государственной собственностью [1].
Роль региональных бюджетов субъектов Российской Федерации в экономическом и социальном развитии заключается в следующем.
Во-первых, сосредоточение
финансовых ресурсов в бюджетах регионов
Российской Федерации позволяет органам
представительной и исполнительной власти
регионов иметь финансовую базу для реализации
своих полномочий в соответствии с Конституцией
РФ, в чем и заключается главная рель региональных
бюджетов. Посредством бюджетов образуются
денежные фонды административно-
Во-вторых, формирование региональных бюджетов, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность регионам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона. Региональные бюджеты позволяют органам власти в регионах обеспечить планомерное развитие образовательных, медицинских учреждений, организаций культуры и искусства, жилищного фонда и дорожного хозяйства.
В-третьих, с помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических учреждений культуры и др [9].
В-четвертых, имея в распоряжении финансовые бюджетные средства, органы власти регионов могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы.
В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в региональных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей экономики, промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы.
В-шестых, региональные бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных производств и промыслов, что позволяет создавать дополнительные рабочие места и вносить вклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе [4].
Роль региональных бюджетов в социально-экономическом развитии региона может еще больше возрастать при определенных условиях. Такими условиями являются, прежде всего, наделение соответствующими полномочиями органов власти субъектов Российской Федерации по формированию и исполнению их бюджетов.