Консалюдированный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования доходы и расходы консолидированного бюджета Российской Федерации.
Задачами работы являются:
- рассмотрение структуры консолидированного бюджета РФ;
- изучение доходов консолидированного бюджета РФ;
- изучение расходов консолидированного бюджета РФ
- определение значения консолидированного бюджета в финансовом планировании страны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………......……….3
1 Консолидированный бюджет РФ……………………………………..……...…...5
1. 1 Понятие консолидированного бюджета и его использование…..………...….5
1.2 Виды консолидированного бюджета……………………………………………6
1.2.1 Федеральный бюджет……………………………………………….......…......6
1.2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)…...…......8
1. 2. 3 Местные бюджеты………………………………………………………..…….…...…10
1.3 Доходы консолидированного бюджета…………………………......………...12
1.4 Расходы консолидированного бюджета…………………………...…....……..17
1.5 Источники покрытия дефицита бюджета…………………………...……...….21
2 Анализ доходов и расходов консолидированного бюджета России в
2009-2011г…………………………………………………………………………...24
3 Проблемы сбалансированности консолидированного бюджета РФ и пути по их преодалению на современном этапе………………………………....….……….32
3.1 Проблемы формирования консолидированного бюджета РФ………….........32
Заключение…………………………………………………………………....……..34
Список использованной литературы…………………………………...………….36
Приложение………………………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Курсач консалюдированный бюджет.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

 

      1. Местные бюджеты

 

Местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образований — административно-территориальных образований (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений).

Бюджет каждого муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования, обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В Российской Федерации насчитывается 24 тысяч местных бюджетов (без учета городских и сельских поселений) [1].

Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления " и Бюджетным кодексом РФ [1].

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим.

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ, в которой записано: "Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью" (ст. 130). И далее в Конституции РФ сказано: "Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения" [8].

Создание финансовой базы — главная роль местных бюджетов.

Во-вторых, формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства [3].

В-третьих, с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения [2].

В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.).

В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнитель ной власти могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей [2].

В-шестых, финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов [6].

Роль местных бюджетов в социальном и экономическом развитии регионов будет возрастать по мере стабилизации экономики страны и расширения полномочий органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов и их использованию.

Доходы местного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления. Средства местного бюджета относятся к объектам муниципальной собственности. Это определяет собственника бюджетных средств, которым является не орган местной власти, а административно-территориальное образование. Органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью. Статья 72 Конституции РФ относит вопросы разграничения государственной собственности, куда входят и бюджетные средства, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов [7].

Формирование и исполнение местных бюджетов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями [9].

 

1.3 Доходы  консолидированного бюджета

 

Доходы бюджетов представляют собой  поступающие в собственность  государства и муниципальных образований денежные средства — финансовые ресурсы, необходимые для эффективного осуществления государством и муниципальными образованиями возложенных на них публичных, социальных, экономических и иных функций [5].

При этом в юридической литературе государственные доходы (т.е. доходы федерального и регионального бюджетов) определяются как часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой основы, необходимого для финансирования деятельности государства [1].

В свою очередь, под муниципальными доходами (т.е. под доходами местных бюджетов) понимается часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение муниципального образования с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности органов местного самоуправления [8].

 Система государственных и муниципальных доходов в совокупности образует доходы консолидированного бюджета. В современной финансовой науке для целей более глубокого изучения рассматриваемой категории принято классифицировать доходы бюджетов по самым различным основаниям. И одной из значимых является классификация видов доходов, выделяемых в зависимости от формы их образования. При. использовании указанного основания деления (классификации) различают три вида доходов бюджетов:

- неналоговые доходы бюджетов;

- налоговые доходы бюджетов;

- безвозмездные перечисления.

В Российской Федерации соотношение налоговых и неналоговых доходов в бюджетах из года в год меняется, но в целом тенденции остаются в пределах общемировых — роль доходов, аккумулируемых вне налогообложения, в большинстве зарубежных стран, как правило, минимальна [1].

К неналоговым доходам принято относить [6]:

— платежи штрафного характера и административные сборы (взимаемые штрафы; суммы, полученные от реализации конфискованного имущества);

— доходы от использования объектов федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности;

— доходы от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности;

— доходы от экономической деятельности государственных и муниципальных органов, государственных и муниципальных предприятий;

— финансовые средства, полученные в возмещение ущерба;

— поступления в виде внешних заимствований;

— средства самооблажения граждан;

— доходы от внешнеэкономической деятельности, продажи государственных ценных бумаг и т.д.

В свою очередь, с учетом положений статей 41—54 БК РФ система неналоговых доходов бюджетов может быть представлена следующим образом [1]:

Во-первых, доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а именно:

— средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

— средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

— плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах, в том числе путем выпуска займов;

— средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

— доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, ее субъектам либо муниципальным образованиям.

— часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей и другие предусмотренные законодательством доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Во-вторых, доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

В-третьих, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах [6].

В-четвертых, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.

В-пятых, доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы российской Федерации, за исключением бюджетных кредитов.

В-шестых, доходы в виде заемных средств (в том числе от бюджетов других уровней), а также доходы, полученные от выпуска и размещения государственных и муниципальных ценных бумаг [1].

Неналоговые доходы бюджетов в настоящее время существенно уступают по объемам налоговым поступлениям. Однако именно по степени эффективности управления сбором неналоговых доходов можно с уверенностью делать выводы о компетентности или о некомпетентности конкретных государственных управленцев [5].

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушение налогового законодательства Российской Федерации [4].

Согласно пункту 1 ст. 8 НК РФ налог — это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В свою очередь, под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) [1].

Поэтому при установлении сборов законом должны быть определены  их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Система налогов и сборов Российской Федерации состоит из трех видов налогов и сборов:

-федеральные налоги и сборы;

-региональные налоги и сборы;

-местные налоги и сборы.

Однако основное отличие этих видов налогов и сборов заключается не в бюджете, в который они зачисляются, а в том, на какой территории эти налоговые платежи вводятся и взимаются. Так, федеральные налоги и сборы должны устанавливаться Налоговым кодексом РФ (установленные до его введения в действие, т.е. до 1 января 1999 г., продолжают взиматься, поскольку это не противоречит Кодексу) и обязательны к уплате на всей территории России. Региональные налоги и сборы (налоги и сборы ее субъектов) вводятся представительными (законодательными) органами власти субъекта Российской Федерации и взимаются на территории соответствующего субъекта Федерации, в котором введен данный налог или сбор. Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся на соответствующей территории представительным органом местного самоуправления и обязательны к уплате на территории этого муниципального образования [3].

 

    1.  Расходы консолидированного бюджета

 

Расходы бюджета есть форма перераспределения имеющихся в распоряжении публичных властных институтов финансовых ресурсов в целях максимально возможного удовлетворения потребностей, обеспечивающих осуществление процесса государственного и муниципального управления [7].

Под расходами бюджетов следует понимать сложную систему перераспределения включаемых в доходы бюджетов денежных средств, в процессе функционирования которой такие доходы направляются на финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований. Иными словами, расходы бюджета являются комплексом отношений, способов и приемов, благодаря которым средства из бюджетов поступают по своему назначению [5].

Информация о работе Консалюдированный бюджет