Контрольная работа по дисциплине "Финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:08, контрольная работа

Описание работы

1. Что такое финансы?
2. Охарактеризуйте основные этапы развития финансов.
3. Что представляют собой деньги и чем они отличаются от финансов?
4. Чем финансы отличаются от кредита?
5. Чем финансы отличаются от государственного бюджета?

Файлы: 1 файл

РАБТЕТРАДЬ 1 ЧАСТЬ 2013 Г.docx

— 438.14 Кб (Скачать файл)

 

10. Подберите и  проанализируйте определения финансов, и финансовой системы приводимые  в трудах экономистов.

Часть зарубежных ученых проводила  исследования на микроуровне, в частности  они изучали финансы фирм, предприятий. Эти ученые трактуют термин «финансы»  как набор специфических инструментов и приемов, с помощью которых  можно формировать потоки средств  на предприятии. Так, по мнению Е. Никбахта и А. Гропелли, финансы это - применения различных приемов для достижения максимального благосостояния бизнеса  или общей стоимости капитала, который вложен в дело.

Относительно отечественной  особенности финансовой науки, то здесь  существует несколько подходов. Достаточно распространенной среди значительной части отечественных ученых является так называемая распределительная  концепция финансов. Например, М. Романовский, известный представитель Санкт-петербургскому финансовой школы, для макроуровня  формулирует это так: "Соединение двух основ - государства и налогов  при денежной форме порождает  так называемый -  феномен государственных  финансов, со всеми присущими им атрибутами, такими как: налоги, государственный  бюджет , а так же государственный  долг. Государственные финансы являются  совокупностью перераспределительных  денежных отношений, регламентированных государством и связанных с формированием и использованием основных (общественных) денежных фондов (доходов), которые необходимы государству для дальнейшего выполнения своих функций. Метким высказыванием по сути указанной концепции можно считать определение В.М. Опарина "Финансы - совокупность экономических отношений, которые связаны с обменом, или распределением и перераспределением в денежной стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), а в определенных условиях развития и национального богатства". На микроуровне, в рамках этого же подхода, рассматривают понятие "финансы предприятий", под которыми понимают совокупность экономических отношений, тесно связанных с движением денежных потоков, их последующим формированием, распределением и использованием полученных доходов и денежных фондов предприятия в процессе экономической деятельности.

Представители англо-американской финансовой школы Т. Коуплэнд, Р. Брэйли, С. Росс, Ю. Бригхем и другие трактуют финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих  финансовые услуги фирмам, гражданам, а также правительствам.

Мнение других, а также  российских учёных состоит в том, что сущность финансовой системы  страны раскрывается через её подсистемы и составляющие: банковскую, кредитную, денежную, бюджетную, налоговую.

В экономической практике современной России можно встретить  два наиболее часто встречающихся  варианта определения финансовой системы.

Первый вариант определения, предложенный Л.А. Дробозиной, Г.К. Поляком, отражает практический, прикладной подход: финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и  используются фонды денежных средств  хозяйствующих субъектов, граждан  и государства.

Второй вариант определения (научная школа Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, В.В. Ковалёв, В.В. Иванов и др.) отражает более академичный, классически-теоретизированный  подход: финансовая система - это форма  организации денежных отношений  между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению  совокупного общественного продукта.

"Финансовая система" - в российской экономике понятие  развивающиеся. Подходы к определению  состава подсистем также различны  между собой. В большинстве  своём, несмотря на различия  подходов, учёные-экономисты в составе  финансовой системы выделяют  примерно схожий набор элементов.

  1. Каковы, с Вашей точки зрения, современные тенденции развития децентрализованных финансов в Российской Федерации? Приведите соответствующие примеры из средств массовой информации, касающиеся развития потребительского кредитования, ипотечного кредитования, страхования и др.

Децентрализованные финансы  используются для регулирования  и стимулирования экономики и  социальных отношений на микроуровне. На этом уровне формируется преобладающая  часть финансовых средств. От состояния  децентрализованных финансов во многом зависит общее финансовое положение  в стране. И поэтому, как мне  кажется,  тенденция развития децентрализованных финансов положительная и быстро развивающаяся. В Российской Федерации  идет стимулирование малого бизнеса, нововведения в антимонопольную политику и  т.п.

Что касается развития потребительского кредитования, ипотечного кредитования, страхования и др. То получение таковых стало для  населения стало гораздо проще  и доступнее, также существует огромное количество выгодных предложений, что делает более мобильным, упрощенным получение таковых. Например, автокредиты, ипотека от СБЕРБАНКА.

 

ГЛАВА 2. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ  ФИНАНСАМИ

Задания для самостоятельной  работы

 

    1. Какие функции в области управления финансами выполняет Министерство финансов Российской Федерации?

Министерство финансов Российской Федерации  проводит внутренний контроль над использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, также Министерство финансов может осуществлять финансовый контроль над исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Кроме того, Министерство финансов организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц — получателей гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

    1. Какие функции в области управления финансами выполняет Центральный банк Российской Федерации?

Центральный Банк РФ выполняет следующие функции:

1. Во взаимодействии с  Правительством Российской Федерации  разрабатывает и проводит единую  денежно-кредитную политику;

2. Монопольно осуществляет  эмиссию наличных денег и организует  наличное денежное обращение.

3. Является кредитором  последней инстанции для кредитных  организаций, организует систему  их рефинансирования;

4. Устанавливает правила  осуществления расчетов в Российской  Федерации;

5. Устанавливает правила  проведения банковских операций;

6. Осуществляет обслуживание  счетов бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской  Федерации, если иное не установлено  федеральными законами, посредством  проведения расчетов по поручению  уполномоченных органов исполнительной  власти и государственных внебюджетных  фондов, на которые возлагаются  организация исполнения и исполнение  бюджетов;

7. Осуществляет эффективное  управление золотовалютными резервами  Банка России;

8. Принимает решение о  государственной регистрации кредитных  организаций, выдает кредитным  организациям лицензии на осуществление  банковских операций, приостанавливает  их действие и отзывает их;

9. Осуществляет надзор  за деятельностью кредитных организаций  и банковских групп;

10. Регистрирует эмиссию  ценных бумаг кредитными организациями  в соответствии с федеральными  законами;

11. Осуществляет самостоятельно  или по поручению Правительства  Российской Федерации все виды  банковских операций и иных  сделок, необходимых для выполнения  функций Банка России;

12. Организует и осуществляет  валютное регулирование и валютный  контроль в соответствии с  законодательством Российской Федерации;

    1. Охарактеризуйте современную финансовую политику Российской Федерации (с привлечением цитат из официальных источников). Для достижения каких целей финансовой политики целесообразнее (с Вашей точки зрения) использовать директивный финансовый механизм, а для каких — регулирующий. Какие конкретные пути реализации финансовой политики Вы видите? Какие органы государственного управления, с Вашей точки зрения, должны отвечать за реализацию различных направлений финансовой политики?

К основным направлениям (задачам) финансовой политики России на современном этапе можно отнести следующее:

  • устойчивый профицит федерального бюджета или сохранение сбалансированности федерального бюджета;
  • снижение государственного долга;
  • стабилизация национальной валюты и снижение темпов инфляции;
  • развитие банковского сектора, в первую очередь, в части совершенствования законодательной базы функционирования банковской системы;
  • переход к среднесрочному планированию;
  • продолжение налоговой реформы и реформы межбюджетных отношений (снижение налоговой нагрузки и расширение налоговой базы, внесение целого ряда поправок в Бюджетный кодекс РФ, совершенствование схем разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы).

Известно, что развитие экономики  и финансового благополучия страны зависит от качества налоговой системы. В последние годы в направлении  её совершенствования сделано немало - сформирована налоговая система, включающая 15 налогов и сборов, и четыре специальных  налоговых режима, введена плоская  шкала налога на доходы физических лиц.

 Бюджет России по-прежнему  чрезмерно зависит от нестабильных  и трудно прогнозируемых внешних  рынков, в связи с этим был  создан Стабилизационный фонд  в составе Федерального бюджета  РФ, с целью повышения устойчивости  экономики, федерального бюджета  к воздействиям внешнеэкономической  конъюнктуры. Стабилизационный фонд  формируется за счет 2-х источников, которые связаны с нефтью: часть  налога на добычу полезных  ископаемых (НДПИ) на нефть и часть  экспортной пошлины на нефть,  поступающих в бюджет при превышении  ценовой планки в 20 дол. за  баррель. Это говорит об направленности  финансовой политики РФ на  сырьевые ресурсы.

Подводя итоги, можно отметить, что финансовая политика России на данный момент целенаправленна и  скоординирована. Об этом свидетельствует  сокращение внешнего долга, сохранение профицита бюджета (или его сбалансированности), рост ВВП.

Также остаются такие проблемы, как: например, бюджетное законодательство пока не в полной мере отвечает современным  требованиям, государственный сектор по-прежнему слишком велик и трудноуправляем, остается низкая экономическая эффективность  расходов федерального бюджета, при  формировании бюджета в малой  степени используется программно-целевые  методы; нет стабильности налогового законодательства.

Стабильность налогового законодательства - основное условие  привлечения инвестиций в экономику. Отдельные главы Кодекса, принимались  и принимаются без достаточных  оснований и не всегда продуманно. Требует пересмотра и упрощенная система налогообложения малого бизнеса, резко снизившая налоговую  нагрузку, но не обеспечивавшая рост количества малых предприятий. Учитывая сложность  принятия изменений в Налоговый  кодекс РФ, завершение налоговой реформы  потребует немало времени.

Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно  участвует государство, поэтому, как  я считаю, наиболее уместно использовать его в процессах налогообложения, государственного кредита, расходов бюджета, бюджетного финансирования, организации бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансового планирования. Директивный тип финансового механизма предполагает обязательность для всех субъектов финансовых отношений установленных форм, видов и методов действий. В ряде случаев директивный финансовый механизм имеет смысл применять в финансовых отношениях, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений – агент государства (финансы государственных предприятий). 

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила  поведения в такой сфере финансов, где интересы государства прямо  не затрагиваются.  Следовательно, данный финансовый механизм имеет смысл  применять, например, при организации  внутрихозяйственных финансовых отношений  на частных предприятиях. В этом случае устанавливается лишь общий  порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. А предприятие самостоятельно разрабатывает  формы, виды денежных фондов, направление  их использования.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Финансы"