10. Подберите и
проанализируйте определения финансов,
и финансовой системы приводимые
в трудах экономистов.
Часть зарубежных ученых проводила
исследования на микроуровне, в частности
они изучали финансы фирм, предприятий.
Эти ученые трактуют термин «финансы»
как набор специфических инструментов
и приемов, с помощью которых
можно формировать потоки средств
на предприятии. Так, по мнению Е. Никбахта
и А. Гропелли, финансы это - применения
различных приемов для достижения
максимального благосостояния бизнеса
или общей стоимости капитала,
который вложен в дело.
Относительно отечественной
особенности финансовой науки, то здесь
существует несколько подходов. Достаточно
распространенной среди значительной
части отечественных ученых является
так называемая распределительная
концепция финансов. Например, М. Романовский,
известный представитель Санкт-петербургскому
финансовой школы, для макроуровня
формулирует это так: "Соединение
двух основ - государства и налогов
при денежной форме порождает
так называемый - феномен государственных
финансов, со всеми присущими им
атрибутами, такими как: налоги, государственный
бюджет , а так же государственный
долг. Государственные финансы являются
совокупностью перераспределительных
денежных отношений, регламентированных
государством и связанных с формированием
и использованием основных (общественных)
денежных фондов (доходов), которые необходимы
государству для дальнейшего выполнения
своих функций. Метким высказыванием по
сути указанной концепции можно считать
определение В.М. Опарина "Финансы -
совокупность экономических отношений,
которые связаны с обменом, или распределением
и перераспределением в денежной стоимости
валового внутреннего продукта (ВВП), а
в определенных условиях развития и национального
богатства". На микроуровне, в рамках
этого же подхода, рассматривают понятие
"финансы предприятий", под которыми
понимают совокупность экономических
отношений, тесно связанных с движением
денежных потоков, их последующим формированием,
распределением и использованием полученных
доходов и денежных фондов предприятия
в процессе экономической деятельности.
Представители англо-американской
финансовой школы Т. Коуплэнд, Р. Брэйли,
С. Росс, Ю. Бригхем и другие трактуют
финансовую систему как совокупность
ряда учреждений и рынков, предоставляющих
финансовые услуги фирмам, гражданам,
а также правительствам.
Мнение других, а также
российских учёных состоит в том,
что сущность финансовой системы
страны раскрывается через её подсистемы
и составляющие: банковскую, кредитную,
денежную, бюджетную, налоговую.
В экономической практике
современной России можно встретить
два наиболее часто встречающихся
варианта определения финансовой системы.
Первый вариант определения,
предложенный Л.А. Дробозиной, Г.К. Поляком,
отражает практический, прикладной подход:
финансовая система - это совокупность
различных сфер финансовых отношений,
в процессе которых образуются и
используются фонды денежных средств
хозяйствующих субъектов, граждан
и государства.
Второй вариант определения
(научная школа Санкт-Петербургского
университета экономики и финансов,
В.В. Ковалёв, В.В. Иванов и др.) отражает
более академичный, классически-теоретизированный
подход: финансовая система - это форма
организации денежных отношений
между всеми субъектами воспроизводственного
процесса по распределению и перераспределению
совокупного общественного продукта.
"Финансовая система"
- в российской экономике понятие
развивающиеся. Подходы к определению
состава подсистем также различны
между собой. В большинстве
своём, несмотря на различия
подходов, учёные-экономисты в составе
финансовой системы выделяют
примерно схожий набор элементов.
- Каковы, с Вашей точки зрения, современные тенденции развития децентрализованных финансов в Российской Федерации? Приведите соответствующие примеры из средств массовой информации, касающиеся развития потребительского кредитования, ипотечного кредитования, страхования и др.
Децентрализованные финансы
используются для регулирования
и стимулирования экономики и
социальных отношений на микроуровне.
На этом уровне формируется преобладающая
часть финансовых средств. От состояния
децентрализованных финансов во многом
зависит общее финансовое положение
в стране. И поэтому, как мне
кажется, тенденция развития децентрализованных
финансов положительная и быстро
развивающаяся. В Российской Федерации
идет стимулирование малого бизнеса, нововведения
в антимонопольную политику и
т.п.
Что касается развития
потребительского кредитования, ипотечного
кредитования, страхования и др.
То получение таковых стало для
населения стало гораздо проще
и доступнее, также существует огромное
количество выгодных предложений, что
делает более мобильным, упрощенным получение
таковых. Например, автокредиты, ипотека
от СБЕРБАНКА.
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВАЯ
ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ
Задания для самостоятельной
работы
- Какие функции в области управления финансами выполняет Министерство финансов Российской Федерации?
Министерство финансов Российской Федерации проводит внутренний контроль над использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, также Министерство финансов может осуществлять финансовый контроль над исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Кроме того, Министерство финансов организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц — получателей гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.
- Какие функции в области управления финансами выполняет Центральный банк Российской Федерации?
Центральный Банк РФ выполняет
следующие функции:
1. Во взаимодействии с
Правительством Российской Федерации
разрабатывает и проводит единую
денежно-кредитную политику;
2. Монопольно осуществляет
эмиссию наличных денег и организует
наличное денежное обращение.
3. Является кредитором
последней инстанции для кредитных
организаций, организует систему
их рефинансирования;
4. Устанавливает правила
осуществления расчетов в Российской
Федерации;
5. Устанавливает правила
проведения банковских операций;
6. Осуществляет обслуживание
счетов бюджетов всех уровней
бюджетной системы Российской
Федерации, если иное не установлено
федеральными законами, посредством
проведения расчетов по поручению
уполномоченных органов исполнительной
власти и государственных внебюджетных
фондов, на которые возлагаются
организация исполнения и исполнение
бюджетов;
7. Осуществляет эффективное
управление золотовалютными резервами
Банка России;
8. Принимает решение о
государственной регистрации кредитных
организаций, выдает кредитным
организациям лицензии на осуществление
банковских операций, приостанавливает
их действие и отзывает их;
9. Осуществляет надзор
за деятельностью кредитных организаций
и банковских групп;
10. Регистрирует эмиссию
ценных бумаг кредитными организациями
в соответствии с федеральными
законами;
11. Осуществляет самостоятельно
или по поручению Правительства
Российской Федерации все виды
банковских операций и иных
сделок, необходимых для выполнения
функций Банка России;
12. Организует и осуществляет
валютное регулирование и валютный
контроль в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
- Охарактеризуйте современную финансовую политику Российской Федерации (с привлечением цитат из официальных источников). Для достижения каких целей финансовой политики целесообразнее (с Вашей точки зрения) использовать директивный финансовый механизм, а для каких — регулирующий. Какие конкретные пути реализации финансовой политики Вы видите? Какие органы государственного управления, с Вашей точки зрения, должны отвечать за реализацию различных направлений финансовой политики?
К основным направлениям (задачам)
финансовой политики России на современном
этапе можно отнести следующее:
- устойчивый профицит федерального бюджета или сохранение сбалансированности федерального бюджета;
- снижение государственного долга;
- стабилизация национальной валюты и снижение темпов инфляции;
- развитие банковского сектора, в первую очередь, в части совершенствования законодательной базы функционирования банковской системы;
- переход к среднесрочному планированию;
- продолжение налоговой реформы и реформы межбюджетных отношений (снижение налоговой нагрузки и расширение налоговой базы, внесение целого ряда поправок в Бюджетный кодекс РФ, совершенствование схем разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы).
Известно, что развитие экономики
и финансового благополучия страны
зависит от качества налоговой системы.
В последние годы в направлении
её совершенствования сделано немало
- сформирована налоговая система, включающая
15 налогов и сборов, и четыре специальных
налоговых режима, введена плоская
шкала налога на доходы физических
лиц.
Бюджет России по-прежнему
чрезмерно зависит от нестабильных
и трудно прогнозируемых внешних
рынков, в связи с этим был
создан Стабилизационный фонд
в составе Федерального бюджета
РФ, с целью повышения устойчивости
экономики, федерального бюджета
к воздействиям внешнеэкономической
конъюнктуры. Стабилизационный фонд
формируется за счет 2-х источников,
которые связаны с нефтью: часть
налога на добычу полезных
ископаемых (НДПИ) на нефть и часть
экспортной пошлины на нефть,
поступающих в бюджет при превышении
ценовой планки в 20 дол. за
баррель. Это говорит об направленности
финансовой политики РФ на
сырьевые ресурсы.
Подводя итоги, можно отметить,
что финансовая политика России на
данный момент целенаправленна и
скоординирована. Об этом свидетельствует
сокращение внешнего долга, сохранение
профицита бюджета (или его сбалансированности),
рост ВВП.
Также остаются такие проблемы,
как: например, бюджетное законодательство
пока не в полной мере отвечает современным
требованиям, государственный сектор
по-прежнему слишком велик и трудноуправляем,
остается низкая экономическая эффективность
расходов федерального бюджета, при
формировании бюджета в малой
степени используется программно-целевые
методы; нет стабильности налогового
законодательства.
Стабильность налогового
законодательства - основное условие
привлечения инвестиций в экономику.
Отдельные главы Кодекса, принимались
и принимаются без достаточных
оснований и не всегда продуманно.
Требует пересмотра и упрощенная
система налогообложения малого
бизнеса, резко снизившая налоговую
нагрузку, но не обеспечивавшая рост количества
малых предприятий. Учитывая сложность
принятия изменений в Налоговый
кодекс РФ, завершение налоговой реформы
потребует немало времени.
Директивный финансовый механизм
разрабатывается для финансовых
отношений, в которых непосредственно
участвует государство, поэтому, как
я считаю, наиболее уместно использовать
его в процессах налогообложения,
государственного кредита, расходов бюджета,
бюджетного финансирования, организации
бюджетного устройства и бюджетного процесса,
финансового планирования. Директивный
тип финансового механизма предполагает
обязательность для всех субъектов финансовых
отношений установленных форм, видов и
методов действий. В ряде случаев директивный
финансовый механизм имеет смысл применять
в финансовых отношениях, в которых государство
непосредственно не участвует. Такие отношения
либо имеют большое значение для реализации
всей финансовой политики (рынок корпоративных
ценных бумаг), либо одна из сторон этих
отношений – агент государства (финансы
государственных предприятий).
Регулирующий финансовый
механизм определяет основные правила
поведения в такой сфере финансов,
где интересы государства прямо
не затрагиваются. Следовательно, данный
финансовый механизм имеет смысл
применять, например, при организации
внутрихозяйственных финансовых отношений
на частных предприятиях. В этом
случае устанавливается лишь общий
порядок использования финансовых
ресурсов, остающихся после уплаты
налогов и других обязательных платежей.
А предприятие самостоятельно разрабатывает
формы, виды денежных фондов, направление
их использования.