- Текущие расходы на содержание бюджетных учреждений и выполнение основных функций государства. Эти расходы не приводят к расширению государственной деятельности.
- Капитальные расходы. Эти расходы направляются на увеличение имущества и резервов, которыми располагает государство.
1. Капитальные
вложения в основные средства
2. Создание государственных
запасов и резервов
3. Приобретение
земли и нематериальных активов
4. Капитальные
трансферты
- Предоставление кредитов, за вычетом их погашения. Разделы подразделяются на подразделы, в которых отражаются направления предоставления средств. В текущие расходы включаются три подраздела: закупка товаров и оплата услуг, выплата заработной платы и субсидии и текущие трансферты.
В каждый подраздел включаются
еще статьи расходов, которые аналогичны
статьям, применяемым в функциональной
классификации.
4. Классификация
источников внутреннего финансирования
дефицитов бюджетов РФ. Представляет
собой группировку заемных средств,
привлекаемых для покрытия дефицита.
Состоит из трех уровней:
Раздел, т.е. форма привлечения
кредитных ресурсов. В разделы
включаются подразделы, определяющие
конкретные виды привлеченных средств.
В каждый подраздел включены две
статьи – привлечение средств
и погашение основной суммы задолженности.
- Государственные ценные бумаги.
- Кредитные ресурсы, получаемые от банков.
- Прочие внутренние источники финансирования, в том числе от продажи имущества государства.
5. Классификация источников
внешнего финансирования дефицита федерального
бюджета. Представляет собой группировку
заемных средств, полученных из внешних
источников. Состоит она из разделов и
статей. Разделы показывают виды привлеченных
ресурсов. В статьях отражается получение
кредитов и погашение основной суммы долга.
- Кредиты международных финансовых организаций
- Кредиты иностранных государств
- Государственные ценные бумаги
6. Классификация
видов государственных внутренних
долгов РФ, субъектов РФ и муниципальных
образований. Представляет собой
группировку долговых обязательств.
Включает в себя разделы, которые
отражают источник внутреннего
долга. В основном это отдельные
виды ценных бумаг и кредитов,
полученных государственными и
муниципальными органами.
7. Классификация
видов государственного внешнего
долга и государственных внешних
активов РФ. Эта классификация отражает
по разделам виды кредитов, полученных
из отдельных источников, виды ценных
бумаг и отдельные виды имущества и другие
активы, принадлежащие РФ за рубежом.
8. Ведомственная
классификация расходов федерального
бюджета. Эта классификация представляет
собой группировку расходов по
главным распорядителям бюджетных
средств. Она совпадает с третьим
и четвертым уровнем функциональной
классификации.
9. Ведомственная
классификация расходов бюджетов
субъектов РФ и местных бюджетов.
Эта классификация устанавливается
не федеральным законодательством,
а законами субъектов РФ и
постановлениями муниципальных
образований. Первый уровень этой
классификации – разделы представляют
собой группировку расходов по
региональным и местным главным
распорядителям бюджетных средств.
Второй уровень – статьи –
это целевые статьи, которые предусмотрены
функциональной классификацией.
6. Проанализируйте
возможное влияние на развитие
отечественной автомобильной промышленности
следующих факторов: льготного налогообложения
предприятий автомобильной промышленности,
повышения таможенных пошлин на ввозимые
на территорию страны автомобили зарубежного
производства, субвенций предприятиям
автомобильной промышленности из федерального
бюджета. Приведите соответствующие примеры
из средств массовой информации. Предложите
свой вариант развития отечественного
автопрома.
Для автомобильной промышленности
Российской Федерации с учетом национальной
специфики, наиболее актуальны мероприятия,
предусматривающие действие особых
экономических зон, возможность
проведения протекционистской политики
при решении вопросов экспорта и
импорта, защиту рынка с учетом перспективы
вступления в ВТО (посредством налогового
регулирования и предоставления
льгот отечественным производителям).
А также финансирование государством
инновационных программ – не только
в части их разработки, но и в
части внедрения и постановки
на промышленное производство
Нельзя не отметить, что
именно с вопросом промышленной сборки
связаны первые положительные предпосылки
для дальнейшего оздоровления отечественного
автопрома – в начале 2011 года
Российской Федерацией было аннулировано
соглашение о льготных режимах промышленной
сборки для иностранных автопроизводителей.
Эту меру можно смело расценивать,
как первый шаг на пути защиты и
возрождения российской автомобильной
промышленности. Также, несомненной
победой российские автоконцерны могут
считать, что в последний период
заключения контрактов на льготную промышленную
сборку, китайским компаниям, в числе
прочих подававшим заявку, было отказано
в соглашении, несмотря на то, что
потенциальные инвестиции с их стороны
могли бы составить по экспертным
оценкам около 380 млн. долларов. Официальная
версия отказа заключается в несоответствии
китайской продукции требованиям
безопасности. Значение же этого шага
для возрождения и защиты российского
автопрома переоценить сложно.
Уровень риска для иностранных
инвесторов, вкладывающихся в российскую
промышленность (не только в автомобилестроение),
всегда был достаточно высок. Инвестиции
зарубежных компаний в отечественный
автопром обусловлены, прежде всего, собственными
интересами, но никак ни развитием российской
автомобильной промышленности. Основной
причиной того, что на протяжении последних
пяти лет поток инвестиционных поступлений
со стороны иностранных автомобильных
компаний не иссякает, является низкая
стоимость организации производства продукции
– на территории нашей страны, с использованием
мощностей наших автопроизводителей,
но под маркой компании-инвестора.
Подводя итог, следует сформулировать
наиболее краткую формулу возрождения
отечественного автопрома: будет государственная
поддержка, направленная на финансирование
целевых программ – будет развитие; будет
развитие – будет высокая инвестиционная
привлекательность.
7. Чем отличается
бюджетный процесс на разных
уровнях бюджетной системы Российской
Федерации?
Принципиальное отличие
федерального бюджета от региональных
и муниципальных – наличие
секретных статей расходов, что накладывает
определенные ограничения на бюджетный
процесс. Главное отличие, которое
существует между бюджетами субъектов
федерации и муниципалитетов, состоит
в последствиях того влияния, которое
оказывает на денежный фонд разная
степень ответственности населения
за результаты финансово-хозяйственной
деятельности руководителей органа
власти. Одновременно с проектом закона
о федеральном бюджете рассматриваются
и утверждаются проекты законов о бюджетах
государственных внебюджетных фондов.
Бюджетный процесс на федеральном уровне
является ориентиром, под который подстраивается
бюджетный процесс на региональном уровне,
а под него в свою очередь подстраивается
бюджетный процесс на муниципальном. Соответственно,
любое отклонение бюджетного процесса
на федеральном уровне, от установленных
в БК РФ сроков, автоматически ведет к
срыву бюджетного процесса на региональном
и муниципальном уровнях.
8. Какие типы
государственного устройства вы
знаете.?
Существует три "классических"
типа государственного устройства: унитарное
государство, федеративное государство
(федерация), конфедерация.
- Унитарное государство - это цельное государство, части (территориальные подразделения) которого (департаменты, провинции, округа, и т. д.) являются только административно - территориальными образованиями, не имеющими каких - либо суверенных прав.
- Федеративное государство - это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства.
- Конфедерация - "государственный союз государств". То есть ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т.д. .
ГЛАВА 4. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ,
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ
Задания для самостоятельной
работы
1. За счет чего
формируется доходная часть бюджета
Российской Федерации? Приведите
иллюстрации из официальных источников.
Доходная часть бюджета
формируется за счет: 1) налоговых поступлений
(Федеральные, региональные, местные);
2) неналоговых поступлений (доходы от
использования имущества, находящегося
в государственной или муниципальной
собственности, доходы от платных услуг,
оказываемых бюджетными учреждениями,
части прибылей унитарных предприятий,
иные неналоговые доходы); 3) безвозмездных
и безвозвратных платежей (субсидии, субвенции,
дотации).
2. Охарактеризуйте
роль и значение налоговых
поступлений в доходную часть
бюджетов различных уровней. Приведите
соответствующие цитаты из официальных
источников и примеры из средств массовой
информации.
С точки
зрения формирования бюджетов (федерального,
субъектов федерации и местных),
налоги - есть необходимая экономическая
составляющая, обеспечивающая решение
задач (функций), возлагаемых на страна,
а именно:
- удовлетворение
общественных потребностей на содержание
аппарата менеджмента, органов безопасности,
обороны, правопорядка, решение социальных
проблем и так далее;
- регулирование
экономической деятельности субъектов
хозяйствования и развитие инфраструктуры;
- решение
вопросов освоения новых технологий, программ
и производств;
- обеспечение
международных договорных обязательств
и т.д.
Функции
налогов заложены в их сущности,
проявляющиеся в способе действий
или непосредственно через их
свойства. Налогам свойственны две
основные функции:
- фискальная;
- экономическая
или регулирующая.
Фискальная
функция - предполагает, что налоги
являются доходом государства и
формируют основную доходную часть
бюджетов различных уровней государственной
власти. Фискальная функция налогов
является главной, основополагающей, т.
к. именно она формирует основную
часть бюджета.
3. Почему льготы по
налогообложению, имеющие стимулирующее
значение, часто приводят к негативным
результатам? Приведите соответствующие
примеры из средств массовой информации.
Предоставление
налоговых льгот и освобождений
напрямую не влечет расходования бюджетных
средств, данные меры, как правило, оборачиваются
сокращением доходов бюджета, то
есть уменьшают ресурсы, доступные
для решения поставленных перед
государством задач.
Налоговые льготы
и освобождения делают налоговую
систему хуже с точки зрения нейтральности,
справедливости, эффективности и
простоты. Налоговая система, характеризующаяся
предоставлением налоговых льгот
и освобождений, является искажающей,
поскольку стимулирует налогоплательщиков
осуществлять не те виды деятельности,
которые они бы осуществляли при
нейтральном режиме налогообложения,
а те, которым предоставляются
льготы. Налоговая система становится
менее справедливой, так как благодаря
льготам одни лица платят меньше налогов,
чем другие лица с такими же доходами.
При этом растут затраты на исполнение
требований налогового законодательства
и на налоговое администрирование,
налоговая система функционирует
менее эффективно.
4.Как Вы считаете, необходимо
ли снижение налога на добавленную
стоимость в ближайшие годы? Ответ проиллюстрируйте
соответствующими цитатами из официальных
источников и примерами из средств массовой
информации.
Я считаю, что
снижение НДС будет выгодным как
для производителей, так и для
потребителей, так как снизится себестоимость
продукции, следовательно, возможно и
цена. Но Минфин РФ уверен, что в условиях
дефицита бюджета в течение нескольких
ближайших лет вопрос о снижении ставки
НДС ставить нецелесообразно.
"Позиция Минфина
(о снижении ставки НДС, которая
сейчас составляет 18% - ред.) хорошо
известна. Мы были категорически
против этого, предупреждая, что
снижение НДС несет за собой
очень большие риски", - сказал
статс-секретарь, замглавы Минфина
РФ Сергей Шаталов на конференции
в пятницу. По его словам, на
сегодняшний день НДС является главным
источником пополнения бюджета. "Даже
в кризис его падение не так драматично,
как других налогов, которые были главными
для формирования бюджета", - продолжил
Шаталов. Поэтому, по его
словам, "в условиях хронического дефицита
бюджета на ближайшие годы, я думаю, что
вопрос о снижении ставки НДС не актуален".
5. Какие пути Вы видите
в оптимизации поступлений в
федеральный бюджет платежей за пользование
природными ресурсами? Ответ проиллюстрируйте
соответствующими цитатами из официальных
источников и примерами из средств массовой
информации.
Платежи за пользование
природными ресурсами- налоговые платежи,
предназначенные для пополнения
доходной части бюджета и рационального
использования природных ресурсов. Разработка оптимальной
концепции развития системы платежей
за пользование природными ресурсами
позволит разрешить ряд проблем соотношения
налогового и экологического законодательства,
состоящего из двух подсистем - природоресурсного
и природоохранительного законодательства,
и включить вопросы регулирования процессов
использования, воспроизводства, охраны
и защиты разнообразных природных ресурсов
в систему налоговых отношений.
Концепция реформирования
системы платежей, взимаемых за пользование
природными ресурсами.
В мировой практике выработано четыре
подхода к обеспечению платности природопользования:
использование налогового механизма при
установлении платежей за пользование
природными ресурсами;
формирование договорной системы, предусматривающей
использование договоров коммерческой
концессии при предоставлении природных
ресурсов в пользование;
установление смешанной фискальной системы,
сочетающей нормы гражданского, административного
и налогового права и включающей налоговые
и неналоговые платежи;
применение системы компенсационных неналоговых
платежей и штрафных санкций за превышение
предельно допустимых нормативов негативного
воздействия на окружающую среду.
Следует отметить, что в большинстве стран
мира изъятие природной ренты осуществляется
с помощью налогового механизма (США, страны
Европейского союза), а также путем использования
смешанных фискальных систем (страны Ближнего
Востока).