Лекции по финансам предприятиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:37, курс лекций

Описание работы

7 тем.

Содержание работы

1.1 Сущность финансов предприятий
1.2 Финансы предприятий различных организационно-правовых форм
1.3 Функции финансов предприятий и организаций

Файлы: 1 файл

Лекции по фин предприятий.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

    Вторая  часть, в виде доходов и расходов, непосредственно не связанная с  формированием основного реализационного финансового результата, образует прочий финансовый результат, включающий операционные и внереализационные доходы и расходы.

    Если  за отчетный период организация от продажи продукции, товаров, работ, услуг, и других операций получила прибыль, то весь финансовый результат будет равен прибыли от продаж плюс прочие доходы минус прочие расходы.

    Если  организация получила убыток от продаж, то общий финансовый результат будет равен сумме убытка от продаж плюс прочие расходы минус прочие доходы. Полученный таким образом общий финансовый результат корректируется на сумму потерь, расходами и доходами связанные с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности организации.  

    1. Распределение и использование  прибыли

 

    Объектом  распределения является чистая прибыль  предприятия, т. е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей.

    Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

    В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели и др.

    Распределение чистой прибыли – одно из направлений  внутрифирменного планирования. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе организации, в соответствии с которым могут составляться сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовываться фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).

    Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, на социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

    К расходам, связанным с развитием  производства, относятся расходы  на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические  работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства и т. д.

    Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых  объектов, находящихся на балансе  предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т. п.

    К затратам на материальное поощрение  относятся единовременные поощрения  за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим и др.

    Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две  части. Первая часть увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления, вторая – характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет резервное значение и может быть использован в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирование различных затрат. 

    1. Факторы, влияющие на прибыль, и резервы ее увеличения
 

    Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) занимает наибольший удельный вес в структуре конечного финансового результата экономического субъекта. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. Динамика показателя себестоимости продукции интересна и с другой точки зрения. Снижение затрат в масштабе народного хозяйства страны свидетельствует об уровне хозяйствования в целом и отражает положительные процессы в экономике.

    На  многих предприятиях существуют подразделения  экономических служб, которые постатейно анализируют себестоимость и изыскивают пути ее снижения. Однако в значительной мере эта работа обесценивается инфляцией и ростом цен на сырье и топливно-энергетические ресурсы. В условиях роста цен и недостатка собственных оборотных средств предприятий возможность прироста прибыли в результате снижения себестоимости сильно ограничена.

    Увеличение  объема реализации продукции в натуральном  выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрастающие объемы производства продукции, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, расширение производства. Этот путь в настоящее время ограничивается для многих предприятий по причине инфляции, роста цен и недоступности долгосрочных кредитов. Предприятия, располагающие средствами и возможностями для проведения капитальных вложений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции.

    На  величину прибыли от реализации продукции влияет состав и размер нереализованных остатков на начало и конец отчетного периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли.

    Остатки нереализованной продукции образуются по следующим причинам:

    • часть готовой продукции закономерно оседает на складе, в связи с необходимостью ее комплектации, упаковки, подготовки к отгрузке, выписки расчетных документов и т. д.
    • остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, могут образовываться при применении определенных форм расчетов за отгруженную продукцию.
    • продукция отгружена и получена покупателем, но последний на законных основаниях отказался от ее оплаты.

    Резервом  увеличения финансовых результатов  деятельности экономического субъекта может быть прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. Если раньше операции, связанные с выбытием основных фондов, не оказывали заметного влияния на финансовые результаты, то в настоящее время, когда предприятия вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего и неустановленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее – продать или сдать в аренду.

    Финансовый  результат от реализации иного имущества  предприятия может быть и положительным, и отрицательным. Это зависит от состава и продажной цены реализуемых активов. Если речь идет о материальных активах, то следует исходить не столько из возможности получения прибыли, сколько из наличия запасов, которые из-за изменения экономической конъюнктуры, ассортимента выпускаемой продукции и по другим причинам оказываются ненужными или превышают уровень, достаточный для запланированного выпуска продукции.

    Ценные  бумаги приобретаются предприятием с разными целями. Поскольку они относятся к ликвидным средствам, то предприятие, быстро обратив их в деньги, может совершать платежи и расчеты, погашать обязательства. При покупке ценных бумаг важен их правильный выбор. Приобретать ценные бумаги можно лишь в том случае, если имеется обоснованная уверенность в росте их курсовой стоимости, тогда их продажа даст положительный финансовый результат. При падении курсовой стоимости реализовать эти бумаги будет весьма сложно, а при отсутствии доходов по ним такое вложение средств можно считать не активами, а убытками.

    В экономических расчетах и финансовом планировании используются производные  от прибыли относительные показатели. Которые подразделяются на три группы: рентабельность продукции, рентабельность производственных фондов, рентабельность вложений в предприятие.

    Рентабельность  продукции можно рассчитать, во-первых, по всей реализованной продукции и, во-вторых, по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.

    Во  втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она  зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости каждого вида.

    Рентабельность  производственных фондов рассчитывают как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств. Данный показатель может рассчитываться и по чистой прибыли.

    Рентабельность  вложений в предприятие определяется по стоимости имущества, имеющего в  его распоряжении. При расчете  используют показатели прибыли до налогообложения и чистой прибыли. Стоимость имущества определяется по бухгалтерскому балансу.

    Рентабельность  собственных средств предприятия  рассчитывают как отношение чистой прибыли к его собственным активам, определяемым по балансу.

Информация о работе Лекции по финансам предприятиям