Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:37, реферат
В сегодняшнем сложном мире все мы должны разбираться в маркетинге. Продавая машину, подыскивая работу, собирая средства на благотворительные нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы. Нам нужно разбираться в маркетинге и нашей роли потребителей, и граждан. Знание маркетинга позволяет нам вести себя более разумно в качестве потребителей, будь то покупка зубной пасты или нового автомобиля
Введение.
В сегодняшнем сложном мире все мы должны разбираться в маркетинге. Продавая машину, подыскивая работу, собирая средства на благотворительные нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы. Нам нужно разбираться в маркетинге и нашей роли потребителей, и граждан. Знание маркетинга позволяет нам вести себя более разумно в качестве потребителей, будь то покупка зубной пасты или нового автомобиля
Прежде чем говорить о развитии маркетинга, в том числе и в Российской Федерации, необходимо немного порассуждать об эволюции самого понятия «маркетинг», о том, что же он из себя представляет, каковы его цели и задачи.
Маркетинг"
(от английского «market» — «рынок»
Современный
же маркетинг ставит производство товаров
и оказание услуг в прямую зависимость
от рынка, от непосредственного потребителя
товаров и услуг и даже от возможности
сформировать предпочтения последнего.
Определение маркетинга.
Вся деятельность фирмы (включая программы научно-технической подготовки производства, капиталовложения, использование финансовых средств, рабочей силы, дизайн, сервисное и техническое обслуживание покупателей) должна в обязательном порядке базироваться на точном знании потребностей данного целевого рынка, объема и структуры покупательского спроса и особенностей потребителей в ближайшей и отдаленной перспективах.
Практическая ипостась маркетинга состоит в выработке конкретных рекомендаций по различным аспектам производственно-коммерческой деятельности фирм и нацелена на решение таких задач, как анализ и изучение рынков, позиционирование продуктов, ценообразование, товарно- распределительная политика, реклама и управление сбытом.
Вне
зависимости от степени развитости
рыночных отношений, которые делают
жизненно необходимым использование
маркетинга в практике производственно-коммерческой
деятельности предприятий и фирм,
он всегда остается реально существующей
системой увязки производства и потребления,
способом их согласованного взаимодействия,
играющим важнейшую роль в воспроизводственных
процессах. Данное обстоятельство отражено
во многих определениях маркетинга, предложенных
зарубежными и отечественными авторами.
«Маркетинг – вид человеческой деятельности,
направленный на удовлетворение нужд
и потребностей людей посредством
обмена» (Ф. Котлер); «Маркетинг – определённая
форма разрешения противоречий производства
и потребления как моментов воспроизводственного
процесса» (О. Третьяк). Американская ассоциация
маркетинга считает, что маркетинг
– «предпринимательская деятельность,
связанная с планированием
Функции маркетинга:
1) изучение рынка той или иной продукции и услуг по основным группам потребителей;
2) планирование производства и
услуг исходя из потребностей
потенциальных и реальных
3)
обеспечение сбыта посредством
целенаправленного воздействия
на процесс принятия решений
со стороны потенциальных и
реальных покупателей (которые
руководствуются как
4) поиск путей реализации
5)
изучение деятельности
6) организация научно-
7)
определение перспективных
Выполнение
перечисленных функций требует
от фирмы разработки и осуществления
маркетинговых программ, понимания
реального соотношения
Маркетинговая
деятельность позволяет определить,
для кого, что, как и сколько
производить, т. е. ответить на главные
вопросы рыночного
Маркетинг в России.
Первые упоминания о маркетинге в отечественных изданиях относятся к 1960-м годам. В пропагандистской литературе суть маркетинга нередко сводилась к «навязыванию товаров потребителю». Характерно название вышедшей в СССР книги «В паутине маркетинга». Вместе с тем в 70-е годы наши ученые, особенно сотрудники ИМЭМО АН СССР, ВНИКИ МВТ СССР, МГУ, МГИМО обратились к изучению и осмысливанию сложных, неоднозначных новых социально-экономических и организационных аспектов регулирующей деятельности капиталистических фирм в сфере реализации.
После
Совещания по безопасности и сотрудничеству
в Европе (Хельсинки, 1975 г.), где было
принято соглашение о развитии международных
экономических связей, в том числе
торговли на принципах маркетинга,
начала функционировать секция по вопросам
маркетинга при Торгово-промышленной
палате СССР. Подробное знакомство
с практикой применения маркетинга
в ГДР и Венгрии позволило
сделать вывод о
Но принципиальная возможность развития маркетинга в России появилась только с реформами 90-х годов, когда наша страна приоткрыла свои границы для иностранных предпринимателей, которые не преминули возможностью занять своё место на необъятных просторах нашего развивающегося рынка.
Вот тогда-то Россия воочию увидела, что такое маркетинг, испытав на себе маркетинговую программу "сникеризации", блестяще разработанную и проведенную всемирно известной компанией "Марс". В 1993 г. эта компания, принадлежащая семье Марсов, по итогам конкурса ближневосточного журнала "Идеи и финансы" занимала третье место в мире по размерам богатства, владея состоянием в 14 млрд. долларов. "Марс" в течение четырех десятилетий завоевывал мировой рынок на основе концепции питательной и калорийной пищи, которую воплощает батончик шоколада "Марс". Поначалу он выглядел совсем не таким, каким пришел к нам в Россию, а напоминал... кусок мыла в невзрачной бумажной упаковке. Но его и воспринимали не как лакомство, а как полноценную высококалорийную пищу, которая даже входила в дневной рацион британского солдата. К моменту "завоевания" России частная компания "Марс Инкорпорейтед" выросла в настоящую империю с гигантскими заводами не только в США, Европе и Англии, но и в Гонконге, Японии и Австралии.
Первые пробные шажки на российском рынке сделало дочернее предприятие компании "Мастер Фудс" в конце 80-х - начале 90-х годов. Рубль был и тогда неконвертируемым, рынок шоколада еще не родился, а объем продаж не зависел от спроса и рекламы. Сладкие батончики поступали мелкими партиями, а глава фирмы Джон Скиннер лично развозил коробки по магазинам. В "Елисеевском" и "Новоарбатском" набор из четырех шоколадок ("Марс", "Сникерс", "Милки Уэй" и "Твикс") продавался по пять рублей, в то время как один доллар стоил уже двадцать рублей.
Началом маркетинговой программы "Марс" стала рекламная кампания "Сникерсов", впервые показанная по тогда еще советскому телевидению во время чемпионата мира по футболу 1990 г. в Италии. Испытать "сатис-фэкшн", который к тому же утоляет голод, пожелали сразу же миллионы бывших советских людей. И вот "Мастер Фудс" нанимает 26 коммерческих агентов, назначает трех официальных дистрибьюторов в Москве - и шоколадки двинулись в Москву целыми траками. По словам генерального директора рекламного агентства ДМВ Сергея Коптева, в стране нет сейчас города, не охваченного "Сникерсами". Об уровне "сникеризации" России красноречиво свидетельствует тот факт, что в ответ на объявление с просьбой прислать в "Останкино" обертку из-под съеденного "Сникерса" для участия в популярной лотерее, где разыгрывались путевки на чемпионат мира по футболу, в студию пришла масса писем, в которых содержались обертки, общий вес которых составил... 16 тонн!
Но компания "Марс" - это не только шоколадки. Вслед за ними на российский рынок вышли картофельное пюре, рис и соусы "Анкл Бенкс", наборы кошачьей и собачьей диетологии. Недавно в подмосковном Ступино полным ходом шло строительство трех предприятий по производству знаменитой продукции, в которые фирма "Марс" инвестировала 100 млн. долларов. Мощность трех фабрик - 150 тыс. разнообразных фирменных продуктов в год. Все это производиться по стандартам ЕЭС с применением экологически чистой технологии. Фабрики дают рабочие места для одной тысячи местных жителей.
Урок маркетинговой программы, преподанный компанией "Марс", подтверждает незыблемое правило маркетинга:
ПРОИЗВОДИ И ПРОДАВАЙ НЕ ТО, ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ И ЧТО ТЕБЕ УДОБНО ПРОИЗВОДИТЬ, А ТО, В ЧЕМ СУЩЕСТВУЕТ ПОТРЕБНОСТЬ, А ЕСЛИ ТАКОВАЯ ПОКА ОТСУТСТВУЕТ - СУМЕЙ СОЗДАТЬ ЕЕ.
С
началом реформирования российской
экономики возросла популярность маркетинговых
идей среди ученых и практиков, на
многих предприятиях начали возникать
отделы маркетинга, развилась система
бизнес-образования, где много внимания
было уделено теории маркетинга. Вокруг
маркетинга возникла своеобразная эйфория,
когда он стал восприниматься нашими
управленцами чуть ли не как панацея
от всех трудностей, переживаемых фирмами
в условиях переходной экономики. Это
в известной мере отражает название
одной из первых хороших российских
книг по этой тематике «Формула успеха
— маркетинг». Но вслед за этим наступило
определенное разочарование в попытках
построить предпринимательскую
деятельность российских фирм по классическим
маркетинговым образцам. И сейчас
предстоит большая работа по осмыслению
российского опыта
Предпосылки
возникновения маркетинга в России
связаны, прежде всего, с изменениями
в отношениях собственности. Закон
о собственности в РСФСР, принятый
в декабре 1990 г., дал полные права
частной собственности. Проведенная
затем приватизация привела на практике
к разрушению монополии государственной
собственности и утверждению
многообразных форм собственности
и хозяйствования. Многие руководители
впервые получили право принимать
хозяйственные решения без
По данным опроса руководителей российских промышленных предприятий, проведенного весной 1994 года, от половины до двух третей опрошенных оценивали свои решения по важным хозяйственным вопросам (о ценах, выпуске продукции, зарплате, инвестициях) как «полностью свободные" от опеки сверху. Производители и потребители от преимущественно предписательных форм связей перешли на преимущественно рыночные (сделки, контракты).