Механизм финансовой поддержки бюджетов нижестоящего уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

Как всякое системное образование бюджетная система представляет собой совокупность не просто составляющих ее самостоятельных, независимых друг от друга элементов, а совокупность взаимодействующих между собой взаимосвязанных, взаимообусловленных институтов, функционирующих в соответствии с едиными принципами для достижения общих целей и задач. Достижение сбалансированности бюджета в целом возможно только в результате повседневной деятельности государственных органов, называемой бюджетным регулированием, направленным на перераспределение доходов и расходов между бюджетами всех уровней.

Содержание работы

ГЛАВА I МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ БЮДЖЕТОВ НИЖЕСТОЯЩЕГО УРОВНЯ
1.1 Содержание межбюджетных отношений …………………………….. 4
1.2 Формы предоставления финансовой помощи федерального бюджета РФ……………………\……………………………9
1.3 Средства финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней……………………18
ГЛАВА II АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ БЮДЖЕТА ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ИЗ ВЫШЕСТОЯЩИХ БЮДЖЕТОВ
2.1 Финансовая поддержка из бюджета ХМАО – Югры….……………… 21
2.2 Анализ финансовой поддержки бюджета города Нижневартовска за 2010 год……………………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………. 35
Список использованной литературы……………………………................ 37

Файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ.docx

— 89.16 Кб (Скачать файл)

2) при недостаточности  собственных и регулируемых доходов  бюджету ЗАТО выделяются из  федерального бюджета дотации  на финансирование расходов, связанных  с функционированием органов  местного самоуправления. Размер  дотаций утверждается федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год;

3) превышение доходов  над расходами бюджета ЗАТО  не подлежит изъятию в бюджеты  других уровней бюджетной системы.

Исполнение бюджета ЗАТО производится Федеральным казначейством  РФ. Дополнительные льготы по налогам  и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в  налоговых органах ЗАТО, предоставляются  органами местного самоуправления соответствующих  образований по согласованию с Минфином РФ. [2]

1.2. Формы предоставления финансовой помощи федерального бюджета РФ

 

В рамках межбюджетных отношений предусматривается, что отдельные виды расходов могут  передаваться из федерального бюджета  и бюджеты субъектов РФ путем  включения соответствующих норм (положений) в закон о федеральном  бюджете с одновременным внесением  изменений в Бюджетный кодекс. Аналогичные нормы регламентируют передачу отдельных видов расходов из бюджета субъекта РФ местным бюджетам. Предусмотрен также порядок передачи собственных доходов бюджета  одного уровня к бюджетам другого  уровня.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ может  быть осуществлено в следующих формах:

- предоставление дотаций на  выравнивание уровня минимальной  бюджетной обеспеченности;

- предоставление субвенций и  субсидий на финансирование отдельных  целевых расходов;

- предоставление бюджетных кредитов;

- предоставление бюджетной ссуды  на покрытие временных кассовых  разрывов, возникающих при исполнении  бюджета субъекта РФ.

Средства финансовой помощи из федерального бюджета, предусмотренные к перечислению в бюджеты субъектов РФ, выделяются только субъектам РФ, выполняющим  требования бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах  и сборах без каких-либо исключений, дополнений и (или) особых условий.

Средства, необходимые для осуществления  отдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения  субъектов РФ, муниципальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный  вид расходов и учитываются раздельно  по каждому передаваемому виду расходов.

Средства, переданные федеральному бюджету, бюджету субъекта РФ, местному бюджету  в качестве обеспечения отдельных  государственных полномочий, учитываются  в соответствующем бюджете как  доход в форме безвозмездных  перечислений. В течение года органы законодательной и исполнительной власти не вправе принимать решений, приводящих к увеличению расходов бюджетов либо снижению (выпадению) доходов бюджетов других уровней бюджетной системы  РФ, без внесения изменений и дополнений и соответствующие законы о бюджетах, компенсирующих увеличение расходов, снижение (выпадение) доходов.

Равенство бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным  бюджетом означает установление единой доли всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в их бюджеты и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, являющиеся основой для расчета финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета, определяются на основе единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и иных особенностей субъектов РФ и согласовываются с субъектами РФ до принятия закона о федеральном бюджете.

Соглашения между РФ и субъектом  РФ, содержащие нормы, нарушающие единый порядок взаимоотношений между  федеральным и региональными  бюджетами, являются недействительными  и исполнению не подлежат.

Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ осуществляется в следующих формах предоставления:

- дотаций на выравнивание уровня  минимальной бюджетной

- обеспеченности субъектов РФ;

- субвенций и субсидий на  финансирование отдельных целевых  расходов;

- бюджетных кредитов;

- бюджетной ссуды на покрытие  временных кассовых разрывов, возникающих  при исполнении бюджета субъекта  РФ.

Дотация (Dotation, Grant, от лат. dotatio — дар, пожертвование) — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. [5]

Дотации на выравнивание уровня минимальной  бюджетной обеспеченности предоставляется  при условии подписания соглашения об исполнении бюджета субъекта РФ через Федеральное казначейство РФ.

Дотации на выравнивание уровня минимальной  бюджетной обеспеченности из федерального региональному бюджету определяются на основе нормативов финансовых затрат по обеспечению минимальных государственных  социальных стандартов.

Перечень, виды и количественные значения минимальных государственных социальных стандартов устанавливаются федеральным  законом и определяются возможностями  консолидированного бюджета РФ. Нормативы  финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы  минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются Правительством РФ.

Бюджеты всех уровней составляются и исполняются на основе принципа приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением минимальных  государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств. Если не обеспечено финансирование этих стандартов на уровне минимальной  бюджетной обеспеченности.

Межбюджетные отношения бюджетной  системы России сформированы в соответствии с концепцией реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации  в 1999-2001 гг., когда были заложены основы новой системы оказания финансовой помощи из федерального бюджета субъектам  Российской Федерации.

Система финансовой помощи бюджетам других уровней направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов при одновременном создании стимулов для проведения на региональном уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной  политики и повышении эффективности  бюджетных расходов. Исходя из этого, она соответствует следующим  основным требованиям:

1) разделение финансовой помощи  в зависимости от поставленных  целей и механизмов распределения  на текущую и инвестиционную, а также выравнивающую и "стимулирующую";

2) выделение в составе текущей  помощи дотаций, субвенций и  субсидий как основных форм  финансовой поддержки;

3) распределение финансовой помощи  должно проводиться по единой  методике на основе прозрачных  формул с проверяемыми (воспроизводимыми) расчетами и объективных критериев  бюджетной обеспеченности регионов  либо заранее установленных условий  и процедур конкурсного отбора;

4) в расчетах бюджетной обеспеченности  не должны использоваться отчетные  данные о фактически произведенных  бюджетных расходах (необходима  объективная и прозрачная оценка  относительных различий в расходных  потребностях в расчете на  душу населения или потребителя  бюджетных услуг) и фактически  поступивших (начисленных) налоговых  доходах (необходимы методы сравнения  налогового потенциала различных  территорий с учетом уровня  и структуры развития региональной  экономики);

5) методики и процедуры распределения  финансовой помощи должны быть  установлены федеральными законами  и принимаемыми на их основе  нормативно-правовыми актами Правительства  Российской Федерации;

6) жесткость бюджетных ограничений:  утверждение всего объема финансовой  помощи конкретным регионам (муниципалитетам)  законом о соответствующем бюджете  (в абсолютных цифрах), ограничения  на перечисление в течение  бюджетного года средств, не  распределенных между регионами  (муниципалитетами) законом о бюджете;

7) максимально возможная стабильность (предсказуемость) объема и принципов  распределения финансовой помощи, позволяющая субъектам Федерации  (муниципальным образованиям) самостоятельно  прогнозировать для себя основной  объем получаемой финансовой  поддержки на среднесрочную перспективу;

8) установление на федеральном  уровне общих принципов и требований  к формам и механизмам выравнивания  бюджетной обеспеченности муниципальных  образований.

В соответствии с этими требованиями финансовая помощь из федерального бюджета  субъектам Российской Федерации  будет предоставляться через 5 фондов:

- Фонд финансовой поддержки  субъектов Российской Федерации;

- Фонд компенсаций; 

- Фонд софинансирования социальных  расходов;

- Фонд регионального развития;

- Фонд реформирования региональных  финансов.

Фонд финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации - регионов (ФФПР) является в качестве основного по объему, методологии и формированию исходных данных канала распределения  финансовой помощи субъектам Федерации.

Созданный в 2001 г. Фонд компенсаций  используется для предоставления субъектам  Федерации целевой финансовой помощи (субвенций и субсидий) на реализацию федеральных законов, как правило, предусматривающих социальные выплаты (пособия) или льготы отдельным категориям населения. При этом обязательства  региональных и местных бюджетов по социальным выплатам и льготам, установленные  федеральными законами, но не обеспеченные средствами Фонда компенсаций, должны быть сокращены с одновременным  расширением прав субъектов Федерации  самостоятельно регулировать, в предусмотренных  федеральным законодательством  случаях, состав и уровень принимаемых  к финансированию расходов в размере  не менее выделенной из Фонда компенсаций  субвенции (субсидии). Распределение  субвенций Фонда компенсаций  проводятся между всеми без исключения субъектами Федерации, вне зависимости  от их уровня бюджетной обеспеченности, пропорционально численности соответствующих  категорий населения (с учетом, в  необходимых случаях, коэффициентов  удорожания бюджетных услуг).

Фонд софинансирования социальных расходов (ФССР) создан для стимулирования субъектов Федерации поддерживать на определенном уровне предоставление (финансирование) основных общественных услуг. Средства (субсидии) ФССР должны распределяться между всеми без  исключения субъектами Федерации для  долевого финансирования (частичного возмещения) приоритетных социально-значимых расходов (прежде всего, на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение, социальную помощь населению) при соблюдении определенных условий.

Финансовая помощь субъектам Российской Федерации на поддержку инвестиций в региональную инфраструктуру сосредоточена  в рамках Фонда регионального  развития, который должен объединять средства, распыленные между программами  развития регионов. Общие принципы распределения субсидий Фонда регионального  развития:

- целевая поддержка капитальных  вложений в общественную инфраструктуру;

- софинансирование капитальных  вложений из бюджетов субъектов  Федерации;

- определение долгосрочных квот  субъектов Федерации на основе  формализованной методики и объективных  критериев;

- соблюдение субъектами Федерации  федеральных стандартов инвестиционного  процесса.

Фонд развития региональных финансов формируется за счет средств займа  Международного банка реконструкции  и развития (МБРР). Средства данного  Фонда (субсидии) предоставляются отобранным на конкурсной основе субъектам Федерации  при условии выполнения ими программ реформ в бюджетной сфере.

Хотя в бюджетном законодательстве РФ провозглашена самостоятельность  бюджетов разных уровней бюджетной  системы, собственных источников доходов  для многих регионов явно недостаточно для финансирования расходов регионального  и местного характера, поэтому большое  значение имеет финансовая помощь из федерального центра. В таких условиях представляется целесообразным продолжить практику предоставления финансовой помощи субъектам РФ, находящимся в сложном  финансовом положении, на строго формализованной  основе в рамках методов, доказавших свою эффективность на практике. При  этом реформа межбюджетных отношений  и оказание финансовой помощи должны проводиться таким образом, чтобы  способствовать возникновению у  регионов стимулов к обеспечению  ответственного управления бюджетами.

Порядок предоставления и расчета  конкретных размеров дотаций определяется федеральным законом.

Субвенции и субсидии региональным бюджетам предоставляются на финансирование следующих целевых расходов:

Информация о работе Механизм финансовой поддержки бюджетов нижестоящего уровня