Механизм распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 15:35, реферат

Описание работы

Таким образом, распределение общего объема льгот и дотаций между семьями с доходом выше и ниже прожиточного минимума не является достаточным основанием для их отмены. Намерения правительства по реформированию системы льгот и дотаций достаточно хорошо известны - привести обязательства государства в соответствие с имеющимися ресурсами, перераспределить социальные расходы в пользу социально уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям, усилить адресность социальной поддержки населения.

Содержание работы

Введение
1. Сущность и функции финансов
1.1 Социально-экономическая сущность финансов
1.2 Функции финансов
1.3 Социальные реформы и финансы
2. Финансовое обеспечение реализации социальной политики
2.1 Основные принципы финансирования социальной политики
2.2 Финансирование социальной сферы из Консолидированного бюджета РФ
2.3Роль государственных внебюджетных социально-страховых фондов финансирования социальных программ
2.4 Негосударственные источники финансирования социальных программ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 79.92 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Сущность и функции  финансов

1.1 Социально-экономическая  сущность финансов

1.2 Функции финансов

1.3 Социальные реформы  и финансы

2. Финансовое обеспечение  реализации социальной политики

2.1 Основные принципы финансирования  социальной политики

2.2 Финансирование социальной  сферы из Консолидированного  бюджета РФ

2.3Роль государственных внебюджетных социально-страховых фондов финансирования социальных программ

2.4 Негосударственные источники  финансирования социальных программ

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Финансы - это особая форма  экономических отношений по поводу образования и распределения  денежных доходов и накоплений предприятий, участвующих в производстве и  реализации продукции (работ и услуг), создания централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

С 1 января 2001 г. был ликвидирован Фонд занятости и социальная защита безработных перешла в разряд государственного обеспечения. Здесь форма и содержание, по крайней мере, обрели единство. Правда, доля зарегистрированных безработных неуклонно сокращается, хотя уровень общей безработицы остается достаточно высоким - 8% к началу 2002г. и по прогнозам в ближайшие 5 лет будет выше 7%[1]. Из них пособие получают сегодня только каждый шестой - седьмой безработный. При этом ограничен минимальный (не ниже 20% от прожиточного минимума) и максимальный (не выше прожиточного минимума в регионе) размер пособия. Более половины безработных в 2000 и 2001 гг. получали минимальное пособие. В 2001 г. коэффициент замещения заработной платы снизился в 3,5 раза и составлял немногим более 17%.

Все государственные пособия, исключая немногие пока привилегированные категории не достигают прожиточного минимума. Степень защиты государственным обеспечением определяется уровнем минимальных социальных гарантий. В отношении к прожиточному минимуму соответствующей категории населения они составляли в 1999г. и 2001г. (на 1.01): пособие на детей - 7% и 5%; стипендии - 19% и 12%; пособие по безработице 10% и 7%; тарифная ставка 1 разряда ЕТС 10% и 14%.

Социальное пособие по бедности не относятся к числу  федеральных гарантий, и устанавливается  региональными органами власти. Различное  финансовое положение регионов стало  причиной неравенства возможностей и условий оказания социальной помощи бедным. Наибольшее распространение  в организации социальной помощи получила натуральная форма ее предоставления - выдача продуктов питания, одежды, обуви, организация бесплатных обедов, оказание услуг и предоставление льгот на оплату товаров и услуг  и т.д. По данным мониторинга Министерства труда и социального развития, в 1999-2000 гг. непосредственно социальное пособие по бедности (по нуждаемости) предоставлялось в 21 регионе, при  этом только в 17 регионах оно выплачивалось  в денежной форме. По данным статистики в регионах, выплачивающих пособие  по бедности, доля бедных в общей  численности населения не опускалась ниже 25-30%, реально же получали пособие 5-7%.

Система социальной помощи в форме льгот на получение  социальных услуг, которая по сложившейся  традиции предоставляется в виде перекрестного финансирования, по мнению многих специалистов, оказалась малоэффективной  в условиях рыночных преобразований. В подтверждение несовершенства этой системы приводится много аргументов: их несоответствие складывающимся условиям функционирования экономики, нерациональное использование выделяемых на эти  цели средств, дублирование выплат, льгот  и дотаций на одни и те же цели за счет сохранения разных источников финансирования.

Обследования Госкомстата  за самый благополучный в прошедшем  десятилетии год - 1997 - показали, что  только 1/3 семей (домохозяйств) имела  в своем составе получателей  какой-либо социальной помощи в натуральной  или денежной форме. Следует уточнить, это не все члены семей, тогда  это была бы треть населения, а  только некоторые члены этой трети  семей. Наиболее распространенной можно  назвать льготу на оплату транспортных расходов и оплату жилья. Ее имели  соответственно некоторые члены  из 15,6% и 10,8% семей. На каждого получателя в месяц эта льгота составила  соответственно 10% - 8% от прожиточного минимума. Льготу (дотацию) на оплату отдыха (включая и отдых детей) и на медицинское обслуживание имели  только по 1,1% семей.

Таким образом, распределение  общего объема льгот и дотаций  между семьями с доходом выше и ниже прожиточного минимума не является достаточным основанием для их отмены. Намерения правительства по реформированию системы льгот и дотаций достаточно хорошо известны - привести обязательства  государства в соответствие с  имеющимися ресурсами, перераспределить социальные расходы в пользу социально  уязвимых групп населения при  одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям, усилить  адресность социальной поддержки населения. Но ликвидация системы дотаций и льгот полностью или частично лишает население определенного социального блага, а перераспределения средств в пользу бедных семей не происходит совсем, а если и происходит, то в очень усеченном размере. И это наглядно демонстрирует проведенное реформирование детских пособий и жилищных субсидий.

 

1. Сущность  и функции финансов

1.1 Социально-экономическая  сущность финансов

Процесс производства общественного  продукта в стране, обеспечение его  непрерывности, т.е. воспроизводства, опосредствуется  движением стоимости в денежной форме. На основе денежного оборота (наличного и безналичного) возникают  финансы. Как стоимостная категория  финансы выражают экономические  отношения по поводу образования, распределения  и использования денежных доходов  и накоплений хозяйствующих субъектов  и государства. Финансы охватывают лишь те экономические отношения, которые  связаны с формированием и  использованием различных фондов денежных средств - децентрализованных и централизованных.

Таким образом, финансы - это  особая форма экономических отношений  по поводу образования и распределения  денежных доходов и накоплений предприятий, участвующих в производстве и  реализации продукции (работ и услуг), создания централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Субъектами финансовых отношений, между которыми образуются финансовые потоки, являются: предприятия и  предприниматели (финансы хозяйствующих  субъектов), работающее население (финансы  домашних хозяйств), государство (централизованные фонды: бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит, фонды страхования, фондовый рынок).

Масштабы и интенсивность  финансовых потоков зависят от экономической  активности хозяйствующих субъектов  и населения, социальной политики государства. Удовлетворяя потребности, связанные  с развитием производства, потребности  работника и его семьи, финансы  предприятий и домохозяйств обслуживают  процесс смены форм стоимости (товарной, денежной). Финансы государства обслуживают  этот процесс в общегосударственном  масштабе, обеспечивая удовлетворение общественных потребностей (оборона, экология, управление и др.) и социальную защиту отдельных групп населения.

Именно стоимостная форма  движения товаров порождает соответствующий  денежный оборот и экономические  отношения распределительного характера. В этом и состоит сущность финансов. Поскольку материальной основой  финансов является общественное производство, то и финансовая устойчивость предприятий  и государства зависит от состояния  экономики. Спад производства сопровождается ростом взаимной задолженности и  неплатежами, все это тормозит процесс  финансового оздоровления экономики.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими  товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства  определяются экономическим строем общества, природой и функциями Государства.

Финансы - неотъемлемая часть  денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое  место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги - это всеобщий эквивалент, при помощи которого прежде всего  измеряются затраты труда ассоциированных  производителей, а финансы - экономический  инструмент распределения и перераспределения  валового внутреннего продукта (ВВП) [2] и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между:

предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распре делении;

государством и предприятиями  при уплате ими на логов в бюджетную систему и финансировании расходов;

государством и гражданами при внесении ими налогов и  добровольных платежей;

предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при  внесении платежей и получении ресурсов;

отдельными звеньями бюджетной  системы;

страховыми организациями  и предприятиями и населением при уплате страховых взносов  и возмещении ущерба при наступлении  страхового случая, а также де нежные отношения, опосредствующие кругооборот  фондов предприятий.

По своему материальному  содержанию финансы - это целевые  фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы - не тождественные понятия. Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов; она исследует закономерности развития финансовых отношений.

Хотя финансы относятся  к базисной категории, они во многом зависят от проводимой правительствами  финансовой политики.

Финансы - это прежде всего распределительная категория. При их помощи осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода. Доля национального дохода, перераспределяемая через все звенья финансовой системы, резко возросла: с 9-18% накануне Первой мировой войны до 35-50% и более в настоящее время.

1.2 Функции  финансов

Функция финансов - это проявление их сущности в действии.

Две основные функции финансов - распределительная и контрольная - осуществляются ими одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция  финансов связана с распределением стоимости произведенного общественного  продукта, формированием у субъектов  экономических отношений доходов  и накоплений, с созданием фондов денежных средств. Распределение как  стадия (фаза) воспроизводства общественного  продукта следует за стадией производства, финансы, опосредствуя этот процесс, обеспечивают образование, распределение и - на стадии обмена - использование доходов и  накоплений.

Движение общественного  продукта из производства в потребление  протекает в стоимостной форме, опосредуется денежным оборотом, обеспечивающим распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Здесь и проявляется сущность распределительной функции финансов.

Распределение национального  дохода заключается в создании так  называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному  доходу. Основные доходы формируются  при распределении национального  дохода среди участников материального  производства. Они делятся на две  группы:

зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых  в сфере материального производства;

доходы предприятий сферы  материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение, или перераспределение, национального дохода.

Перераспределение национального  дохода связано с межотраслевым  и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования  доходов и накоплений предприятий  и организаций; с наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход  не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); с перераспределением доходов между различными социальными  группами населения.

Активно участвуя в распределении  и перераспределении национального  дохода, финансы способствуют трансформации  пропорций, возникших при первичном  распределении национального дохода, в пропорции его конечного  использования. Доходы, создаваемые  в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными  и финансовыми ресурсами, и прежде всего между размером денежных фондов, с одной стороны, и объемом  и структурой средств производства и предметов потребления - с другой.

Распределение и перераспределение  доходов субъектов экономических  отношений осуществляются финансово-бюджетным  и кредитно-банковским методами. Первый из них используется при изъятии  части доходов предприятий и  работающего населения в бюджет, и при безвозвратном финансировании из бюджета. Принтером методе аккумулируемые банками кредитные ресурсы (за счет временно свободных денежных средств предприятий и населения) выдаются на основе возвратности и под проценты.

Информация о работе Механизм распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы