Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 15:35, реферат
Таким образом, распределение общего объема льгот и дотаций между семьями с доходом выше и ниже прожиточного минимума не является достаточным основанием для их отмены. Намерения правительства по реформированию системы льгот и дотаций достаточно хорошо известны - привести обязательства государства в соответствие с имеющимися ресурсами, перераспределить социальные расходы в пользу социально уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям, усилить адресность социальной поддержки населения.
Введение
1. Сущность и функции финансов
1.1 Социально-экономическая сущность финансов
1.2 Функции финансов
1.3 Социальные реформы и финансы
2. Финансовое обеспечение реализации социальной политики
2.1 Основные принципы финансирования социальной политики
2.2 Финансирование социальной сферы из Консолидированного бюджета РФ
2.3Роль государственных внебюджетных социально-страховых фондов финансирования социальных программ
2.4 Негосударственные источники финансирования социальных программ
Заключение
Список использованной литературы
Объем государственного финансирования
социальных программ определяется задачами
государства в социальной сфере.
Задача социальной политики во всех странах
с переходной экономикой должным
образом уравновесить стимулирование
экономического роста и обеспечение
социальной защищенности. Чтобы обеспечить
финансовую устойчивость системы социальной
защиты, необходимо укрепить аппарат
сбора налогов, осуществить наращивание
институциональных и
Институциональные и экономические
преобразования, проведенные в
В евразийских странах произошло более резкое сокращение реальной заработной платы, формальный рынок труда практически исчез, растет безработица. Доля пенсионных расходов и выплат по другим программам социального страхования высока, однако страховые выплаты не позволяют иметь приемлемый уровень доходов. Социальная помощь характеризуется дублирующимися пособиями, неточной адресностью и в основном представлена субсидиями на жилье и коммунальные услуги. Высокая ставка налогов и социальных сборов способствовала повышению удельного веса неформального сектора экономики и, как следствие, сокращению социальных отчислений.
Система социальной защиты,
адекватная рыночной экономике, может
быть создана только в результате
существенного роста уровня доходов
населения, улучшения положения
на рынке труда. Серьезное влияние
на состояние рынка труда могут
оказывать институты рынка
Вступление в третье тысячелетие можно рассматривать как новую стадию экономического развития России, присоединения к странам, определяемым как "нарождающийся рынок" ("emerging markets"). Одним из критериев отнесения к этой группе стран Всемирный Банк считает годовой ВВП на душу населения менее 9,6 тыс. долл. Новая стадия развития требует продолжения глубоких реформ, касающихся взаимоотношений рынка, общества и государства.
Формирование социальной политики в России совпало с коренными преобразованиями главных ценностей социального государства. Если во второй половине XX в. основой для социальной политики промышленно развитых стран являлись такие ценности как коллективизм, солидарность, социальная справедливость, успехи в реализации которых нашли свое воплощение в "шведском социализме", то современные модернисты на первое место выдвигают ответственность, и прежде всего личную ответственность. Выдвинуты идеи "индивидуальных достижений" и "конкуренции". Считается недопустимым, чтобы индивидуум перебрасывал на государство свою ответственность перед семьей, местным сообществом и страной.
Велико и внимание к
проблеме свобод человека, без которых
нет личных достижений. Идеологи постиндустриального
общества на первое место ставят проблему
трансформации роли государства. Государство
не должно предоставлять гражданам
гарантированный минимум услуг,
а создавать все условия для
их активности, для успеха их личных
усилий, т.е. все социальные институты
ориентируются не на пострадавших,
а на людей, которые сами пытаются
оказать сопротивление
Динамика государственных социальных расходов в переходный период с точки зрения финансового обеспечения социальных расходов в переходной экономике России четко просматриваются три этапа, имеющие существенные различия.
Первый этап - 1991-95 гг. - характеризуется наращиванием государственных расходов на социальные нужды. Это период экстенсивного увеличения средств, доля которых к 1995 г. достигла огромной величины - более 50% (с учетом субсидий жилищно-коммунального хозяйства и общественному транспорту) в консолидированном бюджете с учетом социальных внебюджетных фондов[3].
Увеличение государственных
расходов осуществлялось в первую очередь
за счет региональных бюджетов и средств
государственных внебюджетных фондов.
Суммарная величина обязательных страховых
взносов в государственные
Завершением первого этапа
стало признание обществом
Второй этап - 1995-98 гг. - период
поиска эффективных форм и методов
реализации социальной политики, пытающихся
сохранить опыт и достижения советского
периода, параллельно с частичным
внедрением рыночных механизмов в социальное
обеспечение. Этот период уместнее назвать
временем выживания социально-культурных
отраслей, попыток недопущения тотального
разрушения социальной инфраструктуры,
поскольку сопровождался
Третий этап - 1999-2010 гг. - связан с принятием рамок практически всех институциональных социальных реформ согласно "Стратегии развития Российской Федерации до 2010 г." фонда "Центр стратегических разработок", мер по её реализации в "Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу", приоритетных задач и плана первоочередных мер Правительства РФ на 2000-2001 годы по их реализации [4].
К этому времени совокупные
государственные расходы на социальную
сферу достигли 18% ВВП. Соотношение
доходов государственных
Эффективность проводимых социальных
реформ во многом зависит от того, насколько
быстро социальная сфера может адаптироваться
к действию законов рыночной экономики,
какие объективные и
В настоящее время основные черты адаптации пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования, жилищно-коммунальной сферы к рыночным отношениям в России проглядываются с достаточной очевидностью.
Основные черты такой модели с финансовой точки зрения:
1) провозглашение субсидиарности в качестве базового принципа социальной политики в России[6];
2) относительное сокращение
бюджетных и рост внебюджетных
финансовых источников, усиление
роли социального страхования,
поддержание сети социального
обслуживания населения.
усиливается его роль в социальном обеспечении; появились и развиваются новые, не существовавшие ранее его виды (медицинское страхование, страхование от безработицы), претерпевают изменения традиционные его виды (в пенсионном обеспечении идет внедрение накопительных финансовых инструментов).
3) законодательное закрепление
минимального набора
Ввиду невозможности продолжения
экстенсивного наращивания
расширение сфер использования
рыночных инструментов социальной защиты
(обязательного и
нетрадиционные формы привлечения средств фирм и домашних хозяйств (расширение муниципальных займов) к финансированию строительства жилья, социальной инфраструктуры и т.д.;
существенное расширение сферы платности социальных услуг дифференцированного качества;
привлечение ресурсного потенциала
некоммерческого сектора к
участие ряда регионов в международных проектах и программах, финансируемых из международных источников и др.
Финансовые ресурсы общества, потенциал которых используется при финансировании социальных программ и проектов подразделяются на:
1) государственные и
федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, бюджеты государственных внебюджетных социальных фондов.
2) негосударственные финансовые ресурсы:
кредитные ресурсы; привлечение средств фирм и домашних хозяйств;
потенциал некоммерческого сектора в целом, в том числе различных фондов.
Соотношение бюджетных и внебюджетных, государственных и частных финансовых потоков в каждой отдельной взятой отрасли, да и в каждом регионе складывается по-разному. По оценке экспертов, около 70% финансовых ресурсов социальной защиты населения формируется за счет внебюджетных социально-страховых фондов. В целом на социальную политику в России в 1998-99 гг. расходовалось около 18% ВВП, свыше 9% - из консолидированного бюджета РФ и около 8,5% ВВП - из государственных социальных внебюджетных фондов. Доля финансовых ресурсов, направляемых населением на оплату различных общественных услуг, включая услуги жилищно-коммунального хозяйства, городского транспорта и услуг социальной сферы, сопоставима с расходами федерального бюджета на социальную политику[8].
2.2 Финансирование
социальной сферы из
Консолидированный бюджет Российской Федерации состоит из федерального бюджета; бюджетов 89 субъектов Российской Федерации; местных бюджетов. Особое место в финансировании социальной сферы играют внебюджетные социально-страховые социальные фонды.
Бюджеты субъекта Российской
Федерации (региональный бюджет) - это
форма образования и
Бюджетный кодекс РФ определил
трехуровневую бюджетную
Информация о работе Механизм распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы