Местные бюджеты, их роль и проблемы укрепления доходной базы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Обязательный компонент демократического государственного строя – местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, представительные органы наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы местных бюджетов………………………………….………..4
1.1. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований…………………………………………………………………………….….4
1.2. Доходы местных бюджетов РФ…………………………………………………….11
1.3. Расходы местных бюджетов РФ………………...………………………………….19
2. Анализ местного бюджета на примере города Новосибирска……………………..22
2.1. Анализ доходов бюджета города Новосибирска………………………………….22
2.2 Анализ расходов бюджета города Новосибирска…………………………….…...28
3. Совершенствование бюджетной политики муниципального образования……….35
3.1. Проблемы муниципальной бюджетной политики………………………..………35
3.2. Перспективы бюджетной политики на местном уровне…………………………39
Заключение……………………………………………………………………….………41
Список использованных источников………………………………………………...…42

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ФИНАНСАМ.doc

— 343.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

   Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирская академия финансов и банковского дела

 

 

 

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

Тема: «Местные бюджеты, их роль и проблемы укрепления доходной базы»

 

 

 

 

 

 

  Выполнила

М.С. Зиновьева

Группа ИВВ-83

 

                Руководитель

         канд. экон. наук, доцент

 

                  Т.В. Пирогова         

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск

2008

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы местных бюджетов………………………………….………..4

1.1. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований…………………………………………………………………………….….4

1.2. Доходы местных бюджетов РФ…………………………………………………….11

1.3. Расходы местных бюджетов РФ………………...………………………………….19

2. Анализ местного бюджета на примере города Новосибирска……………………..22

2.1. Анализ доходов бюджета города Новосибирска………………………………….22

2.2 Анализ расходов бюджета города Новосибирска…………………………….…...28

3. Совершенствование бюджетной  политики муниципального образования……….35

3.1. Проблемы муниципальной бюджетной  политики………………………..………35

3.2. Перспективы бюджетной политики на местном уровне…………………………39

Заключение……………………………………………………………………….………41

Список использованных источников………………………………………………...…42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Обязательный компонент демократического государственного строя – местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, представительные органы наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовая база местных органов власти – их бюджеты. Предоставленные этим органам бюджетные и имущественные права дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Тема данной курсовой работы является актуальной, поскольку местные бюджеты являются неотъемлемой частью финансовой системы Российской Федерации, их роль важна в социально-экономическом развитии регионов, и с каждым годом возрастает в связи с расширением прав органов власти. 

Бюджетной системе Российской Федерации, в том, числе входящих в нее местных бюджетов уделяется внимание различных авторов в учебниках, в периодической литературе и в газетах.

Объектом курсовой работы являются местные бюджеты, предметом – роль и проблемы местных бюджетов в укреплении доходной базы.

Цель курсовой работы – рассмотрение местных бюджетов, их роли и проблем в укреплении доходной базы.

Для реализации цели курсовой работы необходимо решить ряд поставленных задач: 

- рассмотреть теоретические основы местных бюджетов;

- провести анализ доходов бюджета на примере города Новосибирска;

- провести анализ расходов бюджета на примере города Новосибирска;

- определить проблемы  муниципальной бюджетной политики;

- рассмотреть перспективы  бюджетной политики на местном  уровне.

1. Теоретические  основы местных бюджетов

1.1. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований

 

Прежде чем перейти к изучению местных бюджетов, рассмотрим понятия бюджетной системы Российской Федерации и самого бюджета.

Бюджетная система Российской Федерации – система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов [ст.6  БК РФ].

Понятию «бюджет» можно дать несколько определений:

- бюджет – как финансовая категория – это совокупность императивных денежных отношений, возникающих при формировании и использовании бюджетного фонда;

- бюджет – как правовая категория – это сложный документ, в котором бюджет, как финансовая категория выражен количественно или суммарно;

- бюджет – в материальном смысле – представляет собой денежный фонд, который является материальной базой существования государства.

Иными словами – бюджет – это совокупность императивных денежных отношений, возникающих при формировании и использовании бюджетного фонда, образующих собой денежный фонд, который является материальной базой существования государства и находящих свое количественное и суммарное выражение в различного рода бюджетных документах (законах, решениях).

Бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюджетной системы. Структура бюджетной системы состоит из трех уровней (рис.1).

 

 

Рис. 1. Структура бюджетной системы

 

В данной курсовой работе мы подробнее остановимся на бюджете третьего уровня бюджетной системы – местных бюджетах. 

Местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образований – административно-территориальных образований (административных районов, поселков, городов).

Местный бюджет – «бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления» [23].

Бюджет муниципального образования – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:

1) сельское поселение  – один или несколько объединенных  общей территорией сельских населенных  пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления

2) городское поселение  – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

3) муниципальный район  – несколько поселений или  поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

4) городской округ –  городское поселение, которое не  входит в состав муниципального  района и органы местного самоуправления  которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № - 131 вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

5) внутригородская территория  города федерального значения  – часть территории города  федерального значения, в границах  которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [4].

В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов – на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).

Территории муниципальных образований в большинстве субъектов Российской Федерации совпадают с административно-территориальным делением, при этом городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению – город или поселок районного значения, сельскому поселению – сельсовет или сельский округ, но во многих регионах имеются расхождения.

В гражданских правоотношениях муниципальные образования выступают наравне с другими участниками гражданских правоотношений – гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и ее субъектами. От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации выделяют следующие виды местных бюджетов:

  1. Бюджеты муниципальных районов;
  2. Бюджеты городских округов;
  3. Бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга;
  4. Бюджеты городских и сельских поселений.

В Российской Федерации насчитывается 29 000 местных бюджетов (без учета городских и сельских поселений). Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении, а именно:

1) в формировании денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

2) в распределении и использовании этих фондов между отраслями народного хозяйства;

3) в контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Правовая форма местных бюджетов – «…местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований» [ст.11 БК РФ].

Формирование, утверждение, исполнение местных бюджетов и контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. В порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, органы местного самоуправления представляют в федеральные органы государственной власти  или органы государственной власти субъектов Российской Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов.

Бюджеты муниципальных образований являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Законом Российской Федерации «О местном самоуправлении».

Роль местных бюджетов в  социально-экономическом развитии районов заключается в сосредоточении финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования, что позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой записано: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». И далее в Конституции сказано: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения» [1, ст. 30].

Информация о работе Местные бюджеты, их роль и проблемы укрепления доходной базы