Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 20:17, курсовая работа
Актуальность темы. Обязательный компонент демократического государственного строя – местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, представительные органы наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы местных бюджетов………………………………….………..4
1.1. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований…………………………………………………………………………….….4
1.2. Доходы местных бюджетов РФ…………………………………………………….11
1.3. Расходы местных бюджетов РФ………………...………………………………….19
2. Анализ местного бюджета на примере города Новосибирска……………………..22
2.1. Анализ доходов бюджета города Новосибирска………………………………….22
2.2 Анализ расходов бюджета города Новосибирска…………………………….…...28
3. Совершенствование бюджетной политики муниципального образования……….35
3.1. Проблемы муниципальной бюджетной политики………………………..………35
3.2. Перспективы бюджетной политики на местном уровне…………………………39
Заключение……………………………………………………………………….………41
Список использованных источников………………………………………………...…42
Из таблицы можно сделать вывод, что разница между утвержденными 29.10.2007 г. и измененными 23.12.2008 г. данными относительно бюджета на 2008 год составляет: по доходам – 2 101 589,0 тыс. рублей, по расходам – 4 340 310,7 тыс. рублей, дефицит вместо 1 610 962,5 тыс. рублей составит 3 759 629,5 тыс. рублей.
Что касается верхнего предела внутреннего долга города, то в решении от 26.03.2008 г. № 936 он был утвержден на 1 января 2009 года в сумме 3 257 154,5 тыс. рублей, в том числе предельный объем обязательств по муниципальным гарантиям в сумме 0,0 тыс. рублей, а в решении № 1125 от 23.12.2008 г. – 3 892 320,4 тыс. рублей.
Таким образом, всего расходов в бюджете – 2008 на здравоохранение, дорожное хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, целевые программы, бюджетные инвестиции и другое было утверждено решением Советов депутатов № 823 от 26.12.2007 г. – 30 178 960,8 тыс. рублей, а отчетом об исполнении бюджета за 9 месяцев 2008 года от 05.12.2008 года - 34 758 094, 3 тыс. рублей.
За 9 месяцев 2008 года из бюджета было исполнено (утверждено) на:
1) дорожное хозяйство – 2 374 620,2 (3 161 678,8) тыс. рублей;
2) жилищно-коммунальное хозяйство – 3 739 703,6 (6 659 446,0) тыс. рублей;
3) охрану окружающей среды – 526,
4) образование (школьное, дошкольное, детские дома, школы-интернаты, оздоровление детей и т.п.) - 7 681 239,6 (11 769 824,4) тыс. рублей;
5) культуру, кинематографию (библиотеки, театры, и другие организации исполнительных искусств) – 435 205,4 (630 369,9) тыс. рублей;
6) здравоохранение и спорт – 2 912 122,6 (4 677 212,2) тыс. рублей;
7) социальное обеспечение (пенсии, пособия) – 985 942,2 (1 630 806,3) тыс. рублей.
На жилищно-коммунальное хозяйство города, на здравоохранение и спорт, охрану окружающей среды за 9 месяцев прошедшего года, по данным отчета об исполнении бюджета, была израсходована только половина из утвержденных средств бюджета. Превышения исполненных средств над утвержденными нет ни в одной статье бюджета, результат исполнения бюджета за 9 месяцев – дефицит в сумме 3 820 567,2 тыс. рублей. Говорить об окончательном исполнении бюджета возможно лишь после полного отчета об его использовании – при полных годовых доходах и расходах. Но по всем прогнозам, бюджет 2008 года будет дефицитным.
3. Совершенствование бюджетной
политики муниципального
3.1. Проблемы муниципальной бюджетной политики
Современный этап реформирования местного самоуправления тесно связан с проводимой в стране бюджетной реформой. Од ним из ключевых ее направлений является формирование системы бюджетирования, ориентированного на результат, или программно-целевого управления бюджетом, с внедрением которого связывается переход всех уровней бюджетной системы к среднесрочному бюджетному планированию.
Новая редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации предполагает переход муниципальных образований на трехлетний бюджет, что уже нашло свое отражение в планировании бюджета на 2008 год и плановые 2009-2010 годы., а в октябре 2008 года вышло решение Совета депутатов города Новосибирска о бюджете города на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов.
С одной стороны такой метод дает возможность планировать долговременные проекты и программы, способствует оптимизации бюджетных расходов, позволяет установить четкую взаимосвязь между приоритетами социально-экономического развития муниципальных образований и проводимой ими бюджетной политикой. Суть данной политики в предсказуемости, прозрачности, преемственности, а также ее этапном совершенствовании на основе внедрения программно-целевого метода управления. С другой стороны, в ходе реформы местного самоуправления произошло расширение перечня вопросов местного значения, что привело к увеличению объема расходных обязательств и все запланированные бюджеты вплоть до 2011 года являются дефицитными. И по экспертным оценкам Счетной палаты РФ, представителей органов государственной власти субъектов Федерации, реальный дефицит местных бюджетов и потребности муниципальных образований в финансовых ресурсах для обеспечения исполнения собственных полномочий намного выше прогнозируемых [27]. Однако закрепления за местными бюджетами необходимых дополнительных доходных источников не наблюдается.
Расчеты, выполняемые в муниципалитетах, свидетельствуют о том, что финансовых и материальных ресурсов не достаточно для решения муниципалитетами всего перечня вопросов местного значения. Это тем временем увеличивает и укрепляет роль финансовой помощи региональных бюджетам местным.
Проблемы слабого финансового обеспечения муниципальных образований связаны главным образом с отсутствием у органов местного самоуправления самостоятельности в части финансового обеспечения решения вопросов местного значения и как следствие – утратой заинтересованности в развитии доходной базы.
Это отражается в узкой базе местных налогов – по налоговому законодательству их всего два – земельный и налог на имущество физических лиц, в низком уровне их собираемости – удельный вес этих налогов в общем объеме доходов не велик, а также в трудностях их администрирования и регулирования. На сегодняшний день часть квартир и частных домов не зарегистрированы в органах юстиции, а большинство земельных участков не имеют собственников.
Таким образом, земельный налог и налог на имущество физических лиц, пока не могут стать определяющими в структуре доходов местных бюджетов, они дают намного меньше средств и не покрывают значительную часть расходных обязательств. Можно выделить следующие проблемы относительно регулирования местных налогов:
Еще одной проблемой бюджетной политики относительно доходной базы является – незаинтересованность местных органов управления в развитии производственной деятельности, так как налоги и доходы от имущества юридических лиц не зачисляются в местные бюджеты. От этого в целом страдает производственная экономика муниципальных образований.
Значительную долю в доходах местных налогах составляют неналоговые доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности. Эффективное использование муниципального имущества – это важный способ повышения доходов местных бюджетов. Однако во многих муниципальных образованиях учета муниципального имущества и доходов от его использования не достаточно налажен. Из-за нехватки средств, реестры на муниципальное имущество в основном сформированы в городских округах и муниципальных районах. Кроем того действующее законодательство ограничивает состав муниципальной собственности, лишь тем имуществом, которое необходимо для выполнения полномочий. Все остальное должно быть приватизировано, перепрофилировано или передано другому уровню власти, что влечет за собой невозможность передачи в аренду данного имущества, следовательно, из местных бюджетов измается крупный источник доходов.
Нехватка финансовых ресурсов в основном восполняется дотациями и субвенциями из вышестоящих бюджетов и займами. Это приводит к росту бюджетного иждивенчества муниципальных образований, к потере заинтересованности в наращивании собственной доходной базы и повышении собираемости налоговых и неналоговых доходов. У муниципалитетов не остается стимулов к поиску дополнительных ресурсов для развития и повышения доходной базы.
Таким образом, органы местного самоуправления практически лишены возможности эффективно влиять на доходные возможности местных бюджетов, что превращает среднесрочное планирование на муниципальном уровне в серьезную проблему. Переход муниципальных образований на новые принципы бюджетного планирования возможен лишь в условиях укрепления финансовых основ местного самоуправления, формирования достаточной доходной базы муниципалитетов. Внедрение и развитие среднесрочного бюджетного планирования на местном уровне, требует четкого закрепления конкретных полномочий и ресурсов за различными уровнями власти.
3.2. Перспективы бюджетной политики на местном уровне
В последнее время обсуждается целый комплекс предложений по совершенствованию регулирования межбюджетных отношений с целью обеспечения полного финансирования всех муниципальных полномочий.
Основные предложения в бюджетной политике, которые позволят укрепить финансовые основы местного самоуправления:
- увеличение нормативов
- развитие производственной
- отнесение транспортного
- совершенствование
- совершенствование методики
- оформление в собственность или в пользование (либо аренду) всех земельных участков;
- проведение работ по
- уточнение порядка, условий и
периодичности переоценки
- согласование действий органов
местного самоуправления с
- передача на местный уровень
полномочий по
- расширение перечня имущества, которое может находиться в муниципальной собственности;
- разработка методик и
- совершенствование методики
- установление порядка, механизмов
и условий предоставления
Недостаточная обеспеченность муниципалитетов финансовыми ресурсами приводит к сокращению расходов на реализацию собственных полномочий, порождает ряд острых проблем и не позволяет местному самоуправлению в полном объеме реализовать стоящие перед ним задачи. Именно на органы местного самоуправления как наиболее близкий к населению уровень власти возлагается решение социальных и экономических задач, в том числе по реализации крупномасштабных национальных проектов. Поэтому в рамках проводимых реформ необходимо обеспечить все условия, чтобы местное самоуправление превратилось в действительный институт, активно влияющий на динамику социально-экономического развития страны.
Необходимо развивать налоговое законодательство в интересах местного самоуправления для повышения самостоятельности и стимулирования работы по созданию точек экономического роста муниципальных образований.
Заключение
В данной курсовой работе были исследованы доходы местных бюджетов на примере города бюджета города Новосибирска.
Бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплектом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако, именно бюджет, показывает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Информация о работе Местные бюджеты, их роль и проблемы укрепления доходной базы