Местные бюджеты, их роль и проблемы укрепления доходной базы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Обязательный компонент демократического государственного строя – местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, представительные органы наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы местных бюджетов………………………………….………..4
1.1. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований…………………………………………………………………………….….4
1.2. Доходы местных бюджетов РФ…………………………………………………….11
1.3. Расходы местных бюджетов РФ………………...………………………………….19
2. Анализ местного бюджета на примере города Новосибирска……………………..22
2.1. Анализ доходов бюджета города Новосибирска………………………………….22
2.2 Анализ расходов бюджета города Новосибирска…………………………….…...28
3. Совершенствование бюджетной политики муниципального образования……….35
3.1. Проблемы муниципальной бюджетной политики………………………..………35
3.2. Перспективы бюджетной политики на местном уровне…………………………39
Заключение……………………………………………………………………….………41
Список использованных источников………………………………………………...…42

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ФИНАНСАМ.doc

— 343.50 Кб (Скачать файл)

- доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены в границах городских округов, - по нормативу не менее 50 %.

В бюджеты муниципальных районов поступают:

- доходы от продажи земельных участков, от передачи в аренду земельных участков, которые расположены на межселенных территориях, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не менее 50 %;

- доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены на межселенных территориях, - по нормативу не менее 50 %.

В бюджеты поселений поступают:

- доходы от продажи земельных участков, от передачи в аренду земельных участков, которые расположены в границах поселений, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не менее 50 %;

- доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые расположены в границах поселений, - по нормативу не менее 50 % [БК РФ].

К неналоговым доходам местных бюджетов также относятся безвозмездные и безвозвратные перечисления в виде:

- финансовой помощи из  бюджетов других уровней в  форме дотаций и субсидий;

- субвенций из региональных  фондов компенсаций;

- перечислений из бюджетов  территориальных государственных  внебюджетных фондов;

- перечислений от физических  и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Расходы местных бюджетов РФ

 

Расходы местных бюджетов – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходы обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.

Основная часть расходов местных бюджетов связана с решением вопросов местного назначения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы муниципального района или города.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 6.10.2003 г. № 131 – ФЗ доходы  местных бюджетов каждого муниципального образования идут на решение местных вопросов конкретного муниципального образования. Поскольку в данной курсовой работе мы рассматриваем местный бюджет города Новосибирска, перечислим виды расходов городских округов, которые решаются за счет средств местного бюджета городского округа:

  1. организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения и снабжения населения топливом;
  2. содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;
  3. обеспечение малоимущих граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
  4. создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения;
  5. участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  6. организация охраны общественного порядка муниципальной милицией;
  7. обеспечение первичных мер пожарной безопасности;
  8. организация мероприятий по охране окружающей среды;
  9. организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти;
  10. предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; предоставление дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
  11. организация оказания скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
  12. создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
  13. организация библиотечного обслуживания населения;
  14. создание условий для организации досуга и обеспечения услугами организаций культуры;
  15. охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения;
  16. обеспечение условий для развития массовой физической культуры и спорта;
  17. создание условий для массового отдыха жителей и организация обустройства мест массового отдыха населения;
  18. опека и попечительство;
  19. формирование и содержание муниципального архива;
  20. организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
  21. организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
  22. организация благоустройства и озеленения территории, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах городского округа;
  23. планирование застройки, территориальное зонирование земель городского округа, установление правил землепользования и застройки территории городского округа, изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа, ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации;
  24. организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.

Расходы местных бюджетов наиболее ярко отражают последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти – разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест влекут собой расширение расходов местных бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ местного бюджета на примере города Новосибирска

2.1.  Анализ доходов бюджета города Новосибирска

Важнейшим инструментом экономической и социальной политики любого города является его бюджетная политика. Бюджет города Новосибирска – крупнейший по величине доходов среди бюджетов всех муниципальных образований. За 2004 - 2007 гг. доходы города выросли почти в два раза и на конец 2007 года достигли 26,7 млрд. руб. В 2007 году произошли знаковые изменения в межбюджетных отношениях с субъектом Российской Федерации: вместо дотаций город получил дополнительные отчисления подоходного налога, и бюджет Новосибирска стал бездотационным. Также в этом году Новосибирск принимает трехлетний бюджет на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов.

Как отметил мэр города Новосибирска Владимир Городецкий в своем докладе в октябре 2007 года, «город Новосибирск – не просто самое крупное муниципальное образование России, но и муниципальное образование с самым большим бюджетом. Почти каждый год, начиная с 2000-го, бюджет Новосибирска прирастал более чем на треть. Благодаря динамичному развитию всех отраслей экономики, эффективной экономической политике города и области уже в текущем году наши финансовые возможности превысят 25 млрд. рублей. По сравнению с 2000 годом бюджетная обеспеченность на одного жителя увеличилась в 7 раз» [24].

Темпы роста доходной части бюджета в 2007 году по сравнению с 2006-м составили 157,7 %. Согласно решению Совета депутатов города Новосибирска от 21.05.2008 г. N 978 «Об исполнении бюджета за 2007 год» доходы города составили 26 786 232,9 тыс. рублей, расходы – 25 542 879,3 тыс. рублей второй год подряд с профицитом в сумме 1 243 353,6 тыс. рублей (в 2006 году бюджет города был впервые за многие годы исполнен с профицитом в размере 872,1 млн. рублей). Доходы бюджета города Новосибирска приведены в таблице 1.

 

 

 

 

Таблица 1 – Доходы бюджета города Новосибирска за 2007 год

 

Наименование показателей

Уточненный план на 2007 год, тыс. рублей

Исполнение за 2007 год, тыс. рублей

Исполнение, %

ДОХОДЫ

15 665 749,8

16 435 710,0

104,9

Налоги на прибыль, на доходы физических лиц

4 902 427,0

5 115 173,2

104,3

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

928 431,0

923 886,4

99,5

Единый сельскохозяйственный налог

434,0

424,1

97,7

Налог на имущество физических лиц

91 700,0

127 109,5

138,6

Земельный налог

2 983 536,5

3 300 447,6

110,6

Государственная пошлина, сборы

160 720,0

172 271,5

107,2

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

13 065,0

27 886,9

213,4

Налог на прибыль организаций, зачислявшийся до 1 января 2005 года в местные бюджеты

 

17 725,8

 

Платежи за пользование природными ресурсами

 

-3,6

 

Платежи за добычу полезных ископаемых

 

-3,6

 

Прочие налоги и сборы (по отмененным местным налогам и сборам)

 

919,2

 

Налог на рекламу

 

70,4

 

Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели

 

128,3

 

Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками

 

-3,6

 

Прочие местные налоги и сборы

 

724,1

 

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

2 955 400,0

3 223 335,3

109,1

Платежи при пользовании природными ресурсами

20 000,0

19 787,4

98,9

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

637 215,6

716 406,9

112,4

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

2 556 660,0

2 381 614,9

93,2

Административные платежи и сборы

4 100,0

3 440,4

83,9

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

141 270,0

162 695,2

115,2

Прочие неналоговые доходы

270 790,7

276 390,1

102,1

Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет

 

-15 159,4

 

Безвозмездные поступления

9 878 209,1

9 441 504,8

95,6

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

9 841 864,3

9 422 857,2

95,7

Субвенции от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

7 282 557,4

6 922 399,6

95,1

Субсидии от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

2 486 842,3

2 428 814,0

97,7

Прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы

72 464,6

71 643,6

98,9

Прочие безвозмездные поступления

36 344,8

18 647,6

51,3

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

967 059,2

909 018,1

94,0

Рыночные продажи товаров и услуг

966 851,9

908 893,1

94,0

Безвозмездные поступления от предпринимательской и  иной приносящей доход деятельности

207,3

125,0

60,3

ВСЕГО ДОХОДОВ:

26 511 018,1

26 786 232,9

101,0


 

Выполнение плана по доходам составило 101 %. Рост фонда оплаты труда и средней заработной платы в 2007 году по Новосибирску на 28 % обеспечил увеличение поступлений от налога на доходы физических лиц, а значит, и налоговых поступлений в целом. Так, доходы от налога на доходы физических лиц составили 5 115 173,2 тыс. рублей.

Также существенно возросла и доля земельного налога, его исполнение составило 110,6 % – 3 300 447,6 тыс. рублей. Единый сельскохозяйственный налог составил – 424,1 тыс. рублей.

Не маловажную роль сыграли доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, около 3 млрд. рублей в городской бюджет поступило от СО РАН, которое заплатило за 1860 га земли, находящейся в федеральной собственности. Но в конце 2007 года участок был размежеван, и в 2008 году таких поступлений в городскую казну не ожидается.

Субвенции от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации были исполнены на 95,1 % (6 922 399,6 тыс. рублей), субсидии – на 97,7 % (2 428 814,0 тыс. рублей). И как отмечалось выше, за счет дополнительных отчислений подоходного налога, бюджет города за 2007 был исполнен бездотационно по сравнению с 2006 годом, в котором размер дотаций от других бюджетов бюджетной систему Российской Федерации по состоянию на 27.11.2006 г. составлял 397 728 тыс. рублей.

Помимо этого, значительно снизился верхний предел внутреннего долга. На 1 января 2008 года он составил 1 846 192 тыс. рублей (на 1 января 2007 года – 4 034 000 тыс. рублей).

Практически весь 2007 год доходы превышали расходы, в результате чего общий профицит бюджета Новосибирска составил 1 млрд. 243 млн. рублей.

«29» октября 2007 года на публичных слушаниях были одобрены проекты бюджета города на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов. Как отметила в ходе публичных слушаний и заседания президиума начальник департамента экономики и финансов мэрии Ольга Молчанова, «…за пять лет бюджет города вырастет почти в пять раз, также к 2010 году бюджет возрастет по сравнению с 2006 годом почти в два раза (с 16,9 млрд. рублей до 33,4 млрд. рублей)» [25].

В тоже время нестабильность на финансовых рынках последних месяцев 2008 года делает процесс формирования бюджета на следующий год ещё более тщательным и ответственным.

«Нашему городу нельзя снижать темпы своего социально-экономического развития: комплекс мероприятий по строительству дорог, детских садов, благоустройству городских улиц необходимо продолжать реализовывать. Однако в сложившейся сложной экономической ситуации приходится расставлять приоритеты и направлять ресурсы на самые необходимые и жизненно важные расходы. Для нас самая главная задача – чтобы работники бюджетных организаций своевременно и в полном объёме получали заработную плату, чтобы продолжали работать школы, больницы, дошкольные учреждения, транспортное и коммунальное обслуживание населения производилось без перебоев…», - объяснила позицию муниципалитета Надежда Болтенко – председатель Совета депутатов города Новосибирска – «..Финансирование расходов по другим статьям будет происходить только после подробнейшего анализа текущего состояния бюджета» [26].

Проектом бюджета запланировано резервирование более 4,9 млрд. рублей. Это означает, что средства «зарезервированных» статей будут в первую очередь предусматриваться для финансирования приоритетных задач муниципалитета, и лишь в случае уверенности в поступлении запланированных доходов может быть принято решение о финансировании «зарезервированных» расходов.

Исходя из отчета об исполнении бюджета города за 9 месяцев 2008 года от 5.12.2008г. из утвержденных доходов в 30 937 527 075,08 рублей исполнено – 21 413 625 232,63 рублей (таб. 3).

 

Таблица 3 – Исполнение бюджета города за 9 месяцев 2008 года (доходы)

Наименование показателя

Утвержденные бюджетные назначения

Исполнено, руб.

Неисполненные назначения

Налоговые и неналоговые доходы

 

14 808 928 764,23

 

Налоги на прибыль, на доходы физических лиц

 

4 881 408 399,39

 

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

 

812 927 771,65

 

Единый сельскохозяйственный налог

 

826 229,86

 

Налоги на имущество физических лиц

 

2 020 054 486,38

 

Земельный налог

 

1 916 937 641,57

 

Государственная пошлина

 

139 557 027,72

 

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

 

3 365 911,12

 

Налоги на имущество

 

1 429 054,98

 

Прочие налоги и сборы (по отмененным местным налогам и сборам)

 

1 936 856,14

 

Налог на рекламу

 

225 297,44

 

Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели

 

134 326,89

 

Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками

 

-4 417,90

 

Прочие местные налоги и сборы

 

1 581 649,71

 

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

 

2 949 623 016,80

 

Платежи от государственных и муниципальных унитарных предприятий

 

2 517 178,81

 

Прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)

 

1 104 289 884,39

 

Платежи при пользовании природными ресурсами

 

25 546 536,50

 

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

 

1 163 900 359,53

 

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

 

2 082 007 517,67

 

Доходы от продажи квартир

 

342 077 489,09

 

Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)

 

1 322 580 779,72

 

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

 

161 986 315,22

 

Прочие неналоговые доходы

 

584 154 147,77

 

Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет

 

-16 428 955,38

 

Безвозмездные поступления

 

6 604 696 468,40

 

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

 

6 596 938 002,00

 

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

 

3 713 189 700,00

 

Иные межбюджетные трансферты

 

125 862 128,00

 

Прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы

 

12 211 300,00

 

Прочие безвозмездные поступления

 

7 758 466,40

 

ВСЕГО ДОХОДОВ:

30 937 527 075,08

21 413 625 232,63

9 523 901 842,45

Информация о работе Местные бюджеты, их роль и проблемы укрепления доходной базы