Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 20:17, курсовая работа
Актуальность темы. Обязательный компонент демократического государственного строя – местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, представительные органы наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы местных бюджетов………………………………….………..4
1.1. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований…………………………………………………………………………….….4
1.2. Доходы местных бюджетов РФ…………………………………………………….11
1.3. Расходы местных бюджетов РФ………………...………………………………….19
2. Анализ местного бюджета на примере города Новосибирска……………………..22
2.1. Анализ доходов бюджета города Новосибирска………………………………….22
2.2 Анализ расходов бюджета города Новосибирска…………………………….…...28
3. Совершенствование бюджетной политики муниципального образования……….35
3.1. Проблемы муниципальной бюджетной политики………………………..………35
3.2. Перспективы бюджетной политики на местном уровне…………………………39
Заключение……………………………………………………………………….………41
Список использованных источников………………………………………………...…42
Главная роль местных бюджетов - создание финансовой базы. Формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие муниципальных образований. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства. С помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития муниципальных образований по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения [5, с 621].
Имея, в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.)
Концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.
Финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов.
Отмечая роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисной является в экономике страны инфляция, и настроенность финансовой системы не позволяет местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение доходов над расходами).
1.2. Доходы местных бюджетов РФ
Местные бюджеты имеют большое значение в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов.
Доходы местного бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления.
Формируются доходы местных бюджетов за счет следующих источников:
1) местных налогов и сборов;
2) отчислений от федеральных
и региональных налогов и
3) неналоговых доходов.
Местные налоги и сборы – это налоги и сборы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты (муниципальных районов, поселений, и городских округов) предусмотрены Бюджетным кодексом Российской Федерации по нормативам (в процентах) на предстоящий финансовый год.
Законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год или иного закона субъекта Российской Федерации на ограниченный срок действия) могут быть установлены: единые для всех муниципальных районов и поселений субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в их бюджеты от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации.
Отчисления от федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами в пользу местных бюджетов осуществляются по таким видам, как:
Таким образом, доходы местных бюджетов можно определить в три группы (рис. 2).
Рис. 2. Доходы местных бюджетов
Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений, и регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотаций, субвенций, средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации выделяют следующие доходы местных бюджетов:
1) налоговые доходы бюджетов поселений:
В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов:
- земельного налога - по нормативу 100 %;
- налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 %.
В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:
- налога на доходы физических лиц - по нормативу 10 %;
- единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 %;
- государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, - по нормативу 100 %.
В бюджеты поселений зачисляются:
1. налоговые доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
2. налоговые доходы от федеральных, региональных и (или) местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным органами муниципальных районов.
2) налоговые доходы муниципальных районов:
В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих местных налогов:
- земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 %;
- налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 %.
В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:
- налога на доходы физических лиц - по нормативу 20 %;
- налога на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 30 %;
- единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 90 %;
- единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 %;
- единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 60 %;
- государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 %:
- по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации);
- за государственную регистрацию транспортных средств (внесение различных изменений в выданный ранее паспорт транспортного средства, за выдачу или продление срока действия акта технического осмотра транспортного средства и т.п.);
- за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции;
- за выдачу органом местного самоуправления муниципального района специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
3) налоговые доходы бюджетов городских округов:
В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов:
- земельного налога - по нормативу 100 %;
- налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 %.
В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:
- налога на доходы физических лиц - по нормативу 30 %;
- единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 90 %;
- единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 60 %;
- государственной пошлины - в соответствии с п. 2 ст. 61.1. Бюджетного кодекса РФ – 100%.
В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов предусмотренных специальными налоговыми режимами, по единым нормативам отчислений, установленным законами субъектов Российской Федерации для зачисления соответствующих налоговых доходов в бюджеты городских округов.
4) неналоговые доходы местных бюджетов:
Неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со ст. 41, 42 и 46 Бюджетного кодекса РФ, в том числе за счет:
- доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 %;
- доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 %
- доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями;
- части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 %.
В бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100 %.
В бюджеты городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают:
- доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 80 %;
- доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, - по нормативу 80 %.
В бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают:
- доходы от продажи земельных участков, от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 50 %;
- доходы от продажи земельных участков, от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах межселенных территорий муниципальных районов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 100 %.
В бюджеты поселений до разграничения государственной собственности на землю поступают:
- доходы от продажи земельных участков, от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 50 %;
В бюджеты поселений, муниципальных районов, городских округов подлежит зачислению плата за пользование водными объектами в зависимости от права собственности на водные объекты по нормативу 100 %.
В бюджеты городских округов поступают:
- доходы от продажи земельных участков, от передачи в аренду земельных участков, которые расположены в границах городских округов, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не менее 50 %;
Информация о работе Местные бюджеты, их роль и проблемы укрепления доходной базы