Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 07:31, курсовая работа
Местное самоуправление — обязательный компонент демокра¬тического
государственного строя. Оно осуществляется самим на¬селением через свободно
избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на
местные представи¬тельные и исполнительные органы, они наделяются
определен¬ными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты.
1. Введение 3
2. Местные бюджеты_ 6
2.1. Понятие местных бюджетов_ 6
2.1. Функции местных бюджетов_ 6
2.3. Права и обязанности органов местного самоуправления_ 8
3. Доходная часть местных бюджетов 10
3.1. Источники доходов местных бюджетов_ 10
3.2. Собственные доходы местных бюджетов, местные налоги_ 11
3.2.1 Современные направления совершенствования подсистемы местных налогов 15
3.3. Другие собственные доходы местных бюджетов_ 16
3.4. Регулирующие доходы местных бюджетов_ 18
3.4.1. Современные тенденции изменения местных бюджетов. 19
3.5. Доходы других муниципальных образований,
находящихся на территории данного субъекта. 20
4. Полномочия органов местного самоуправления по
формированию местных бюджетов 21
5. Основные принципы межбюджетных отношений, средства и
порядок бюджетного регулирования. 22
6. Порядок формирования и функционирования фонда
финансовой поддержки муниципальных образований в субъекте РФ_ 24
7. Основы бюджетного процесса в муниципальном образовании_ 26
Расходная часть местных бюджетов 27
8.1. Расходы местных бюджетов. 27
9. Бюджетный процесс в городе Брянске. 32
10. Бюджет города Брянска на 2001 г. 43
Всего расходов 46
11. Проблемы местного самоуправления_ 47
11.1. Финансовые проблемы развития регионов_ 47
11.2. ОСНОВЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ_ 52
12. Заключение 57
Список использованной литературы: 59
1. Введение 3
2. Местные бюджеты_ 6
2.1. Понятие местных бюджетов_ 6
2.1. Функции местных бюджетов_ 6
2.3. Права и обязанности органов местного самоуправления_ 8
3. Доходная часть местных бюджетов 10
3.1. Источники доходов местных бюджетов_ 10
3.2. Собственные доходы местных бюджетов, местные налоги_ 11
3.2.1 Современные направления совершенствования подсистемы местных налогов 15
3.3. Другие собственные доходы местных бюджетов_ 16
3.4. Регулирующие доходы местных бюджетов_ 18
3.4.1. Современные тенденции изменения местных бюджетов. 19
3.5. Доходы других муниципальных образований,
находящихся на территории данного субъекта. 20
4. Полномочия органов местного самоуправления по
формированию местных бюджетов 21
5. Основные принципы межбюджетных отношений, средства и
порядок бюджетного регулирования. 22
6. Порядок формирования и функционирования фонда
финансовой поддержки муниципальных образований в субъекте РФ_ 24
7. Основы бюджетного процесса в муниципальном образовании_ 26
Расходная часть местных бюджетов 27
8.1. Расходы местных бюджетов. 27
9. Бюджетный процесс в городе Брянске. 32
10. Бюджет города Брянска на 2001 г. 43
Всего расходов 46
11. Проблемы местного самоуправления_ 47
11.1. Финансовые проблемы развития регионов_ 47
11.2. ОСНОВЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ_ 52
12. Заключение 57
Список использованной литературы: 59
Переход от административно-командных методов управления к рыночным методам
хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой системы РФ и
ее основного звена – бюджетной системы.
В 1998 г. были приняты нормативные документы, регламентирующие экономические
отношения всей бюджетной системы страны. К ним следует, в первую очередь,
отнести Налоговый и Бюджетный Кодексы. Кроме того, утверждена концепция
реформирования межбюджетных отношений на 1999-2001 гг., принят и воплощается
в жизнь Закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления».
В настоящее время отрабатывается законодательный механизм перераспределения
компетенции между федеральным и территориальным уровнями государственной
власти, органами местного самоуправления. Существует серьезное отставание
теоретических и практических разработок в области государственных финансов
применительно к условиям современной России. Важная роль в реформировании
бюджетных отношений отводится местным бюджетам. Местные бюджеты принято
считать низовым звеном бюджетной системы РФ. Вместе с тем, они являются
фундаментом бюджетной системы, не укрепив которой, нельзя кардинально
улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми
на каждый уровень государственной власти.
К компетенции местных органов власти, наиболее тесно связанных с населением,
относится решение многих вопросов: социальной защиты населения, жилья,
здравоохранения, образования, транспорта, коммунального хозяйства, экологии.
Для финансирования данных расходов местным органам самоуправления необходим
достаточный уровень доходных источников местных бюджетов.
Одним из основных принципов построения и функционирования бюджетной системы
РФ является принцип самостоятельности бюджетов. Данный принцип
предусматривает, что расходы каждого бюджета должны покрываться его доходами.
Однако, анализ бюджетов на местном уровне свидетельствует о том, что принципы
самостоятельности не получают достаточного практического подтверждения.
Недостаток собственных средств местных бюджетов для финансирования
деятельности органов местного самоуправления компенсируется значительными
объемами дотаций, субвенций и других видов финансовой помощи местным
бюджетам.
В понятие «межбюджетные отношение» входит не только получение финансовой
помощи, но и законодательное
распределение доходов и
долговременной основе между звеньями бюджетной системы. Не решив эту
проблему, нельзя рассчитывать на качественное улучшение механизма бюджетного
регулирования, достижения реальной самостоятельности местных бюджетов. Для
того, чтобы принцип
самостоятельности местных
формального характера, помимо законодательного разграничения доходных и
расходных функций
между бюджетами различных
заинтересовать органы местного самоуправления в получении дополнительной
помощи из вышестоящих бюджетов. Дополнительная помощь может выделяться в
зависимости от выполнения
административно-
социально-экономических показателей:
- собственные доходы;
- кассовый план (инкассация торговой выручки);
-
товарооборот предприятий
- закупка мяса, молока, зерна;
-
объем промышленного
- платные услуги;
-
объем строительно-монтажных
При этом перед органами местного самоуправления возникает масса вопросов: как
собрать налоги (получение которых зависит от выполнения плана товарооборота,
финансового состояния предприятий); как организовать и стимулировать закупки
продовольствия. Но, вместе с тем, повысит их ответственность за
финансирование системы образования, здравоохранения, культуры, жилищно-
коммунального хозяйства и других мероприятий.
Разработка единой, научно обоснованной методики определения социальных
нормативов расходования бюджетных средств, учитывающей инфляционные процессы,
различие потребностей в социальных расходах, обеспечит объективность в
определении размеров минимального бюджета. Вместе с тем, необходимо
использовать регулирующие налоги не только как инструмент вертикального, но и
горизонтального выравнивания
доходов соответствующих
уменьшить потребность в трансфертах и других видах межбюджетной помощи.
Учитывая важность местных бюджетов в жизни регионов РФ рассмотрим подробнее
их законодательную базу, структуру и принципы формирования, роль органов
местного самоуправления в формировании и использовании этих средств.
Местное самоуправление — обязательный компонент демократического
государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно
избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на
местные представительные и исполнительные органы, они наделяются
определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и
имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность
составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться
переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения
конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления
распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в
известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в
первую очередь
местной и пищевой
продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения
жизнедеятельности населения.
Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного
муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также
контроль за исполнением которой осуществляются органом местного самоуправления
самостоятельно.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они
выполняют следующие функции:
• формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением
деятельности местных органов власти;
• распределение и использование этих фондов между отраслями народного
хозяйства;
• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций
и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Важное значение
имеют местные бюджеты в
экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении
государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры
общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих
более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов.
Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и
финансовых ресурсов.
В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями
бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их
государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы
местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников
доходов.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти
субъектов РФ обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные
бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально
необходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы местных
бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной
бюджетной обеспеченности.
Доходная часть минимальных местных бюджетов формируется путем закрепления
доходных источников на долговременной \ основе федеральным законом,
законом субъекта РФ. Если доходная часть минимального местного бюджета не
может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные органы
государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают
органам местного самоуправления другие доходные источники федерального бюджета
и бюджета субъекта РФ.
Свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не
принимаются.
Каждое муниципальное образование имеет собственое право на получение в
процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального
бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с
настоящим Федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации.
Формирование и исполнение местною бюджета осуществляются органами
местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом
муниципального образования.
Органы государственной власти гарантируют:
1) право представительных
органов местного
определять направления использования средств местных бюджетов:
2) право представительных
органов местного
распоряжаться свободными
остатками средств местных
в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или
уменьшения расходов;
3) компенсацию увеличения
расходов или уменьшения
возникших вследствие принятия федеральных законов и законов субъектов
Российской Федерации, а также иных решений органов государственной власти.
Формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой
методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных
норм, устанавливаемых органами государственной власти.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе
осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в
процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными
минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами
минимальной бюджетной обеспеченности.
В качестве составной части местных бюджетов могут быть предусмотрены сметы
доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными
образованиями. Порядок разработки, утверждения и исполнения этих смет
определяется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с
уставом муниципального образования.
7. Глава муниципального образования, иные долхмостиые лица местного
самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов в
соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской
Федерации, уставами муниципальных образований.
8. Органы местного
самоуправления представляют
местных бюджетов в установленном порядке.
Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений
от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в