Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 07:31, курсовая работа
Местное самоуправление — обязательный компонент демокра¬тического
государственного строя. Оно осуществляется самим на¬селением через свободно
избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на
местные представи¬тельные и исполнительные органы, они наделяются
определен¬ными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты.
1. Введение 3
2. Местные бюджеты_ 6
2.1. Понятие местных бюджетов_ 6
2.1. Функции местных бюджетов_ 6
2.3. Права и обязанности органов местного самоуправления_ 8
3. Доходная часть местных бюджетов 10
3.1. Источники доходов местных бюджетов_ 10
3.2. Собственные доходы местных бюджетов, местные налоги_ 11
3.2.1 Современные направления совершенствования подсистемы местных налогов 15
3.3. Другие собственные доходы местных бюджетов_ 16
3.4. Регулирующие доходы местных бюджетов_ 18
3.4.1. Современные тенденции изменения местных бюджетов. 19
3.5. Доходы других муниципальных образований,
находящихся на территории данного субъекта. 20
4. Полномочия органов местного самоуправления по
формированию местных бюджетов 21
5. Основные принципы межбюджетных отношений, средства и
порядок бюджетного регулирования. 22
6. Порядок формирования и функционирования фонда
финансовой поддержки муниципальных образований в субъекте РФ_ 24
7. Основы бюджетного процесса в муниципальном образовании_ 26
Расходная часть местных бюджетов 27
8.1. Расходы местных бюджетов. 27
9. Бюджетный процесс в городе Брянске. 32
10. Бюджет города Брянска на 2001 г. 43
Всего расходов 46
11. Проблемы местного самоуправления_ 47
11.1. Финансовые проблемы развития регионов_ 47
11.2. ОСНОВЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ_ 52
12. Заключение 57
Список использованной литературы: 59
-
дотация на выравнивание
- субсидия на реализацию ФЗ “О соц. защите инвалидов в РФ” 138999,0;
- субвенция на реализацию ФЗ “О гос. пособиях гражданам имеющим
детей” 154998,0;
- дотации на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка
формирования фонда компенсации 189387,0.
Представительные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают
положение о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании в
соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными
федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных
бюджетов осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией Российской
Федерации и бюджетной классификацией субъекта Российской Федерации.
Решение о целях, формах и суммах долгосрочных (на срок свыше одного года)
заимствований принимает представительный орган местного самоуправления в
порядке, установленном уставом муниципального образования.
В случае, если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого
финансового года, расходование финансовых средств муниципального образования
до утверждения местного бюджета производится по соответствующим статьям
местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере одной
двенадцатой суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса
потребительских цен.
Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется представительными
органами местного самоуправления. Они вправе привлекать для этой цели
аудиторов, так же публикуют сведения об исполнении местного бюджета за
истекший финансовый год.
Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об
исполнении местных бюджетов в Государственный комитет Российской Федерации по
статистике.
Развитие экономического потенциала страны, увеличение населения, расширение
процесса урбанизации являются основными факторами увеличения числа и объема
территориальных бюджетов.
Рост территориальных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации,
следовательно, расширением
социально-бытовой
территориальных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и
поселковых бюджетов.
Рост городских поселений, увеличение числа городских жителей, рост крупных
городов, где бюджетные расходы на одного жителя в пять-семь раз выше, чем в
малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы
роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.
Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на
расходной части территориальных бюджетов. Главными сторонами деятельности
территориальных органов власти являются разработка и осуществление планов
экономического и социального развития на подведомственной им территории.
Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление
мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению
благоустройства населенных мест влекут расширение расходов территориальных
бюджетов. Возрастание расходов связано как с новым строительством, так и с
повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и
культурно-бытового назначения.
Следует отметить, что структура расходов отдельных видов территориальных
бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его
территориальным органам различного уровня. Так, республиканским, краевым,
областным и городским органам власти подчинена подавляющая часть предприятий
местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства и торговли, поэтому
удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов
наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же районных, поселковых и
сельских органов власти находятся в основном социально-культурные
учреждения.
1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные
законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта
Российской Федерации;
2) расходы, связанные
с осуществлением отдельных
переданных органам местного самоуправления;
3) расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным
займам;
4) расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по
ссудам;
5) ассигнования на
страхование муниципальных
собственности, а
также гражданской
риска;
6) иные расходы,
предусмотренные уставом
Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом
муниципального образования или иным правовым актом органа местного
самоуправления.
Размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг),
финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе
открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом
местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение
работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета,
выступают органы или должностные лица местного самоуправления.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов
финансируются следующие функциональные виды расходов:
• содержание органов местного самоуправления;
• формирование муниципальной собственности и управление ею;
• организация, содержание и развитие учреждений образования,
здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой
информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или
в ведении органов местного самоуправления;
• содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
• организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального
хозяйства;
• муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
• благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
• организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением
радиоактивных);
• содержание мест захоронения,
находящихся в ведении
• организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся
в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
• обеспечение противопожарной безопасности;
• охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
• реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
• обслуживание и погашение муниципального долга;
• целевое дотирование населения;
• содержание муниципальных архивов;
• проведение муниципальных
выборов и местных
Направление использования средств местных бюджетов характеризуется
следующими позициями:
1. Государственное управление
2. Правоохранительная
деятельность и обеспечение
3. Промышленность, энергетика и строительство
4. Сельское хозяйство и рыболовство
5. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
6. Жилищно-коммунальное хозяйство
7. Образование
8. Культура и искусство
9. Здравоохранение и физическая культура
10. Социальная политика
11. Прочие расходы
12. Расходы целевых бюджетных фондов Итого расходов
Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы,
связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные
мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-
коммунальное хозяйство — примерно треть всех расходов. Следует отметить, что
в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-
коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на
образование — 67% (на дошкольное воспитание — 83%, начальное и общее среднее
образование — 87%), на здравоохранение и физическую культуру — 55%,
социальную политику — 49%, культуру и искусство — 45%.
Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства
скромнее. Тем не менее, в общебюджетных расходах на промышленность,
энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского
хозяйства и рыболовства — 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи — 40%.
Структура расходов
отдельных видов местных
объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного
уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть
предприятий жилищно-коммунального хозяйства и поэтому удельный вес
ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее
значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов
власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах
подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-
культурных мероприятий.
Одним из главных
направлений использования
финансирование развития местной производственной базы как основы для
получения в будущем собственных доходов.
Местным органам
подведомственна подавляющая
учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и
здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают
расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они
составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских
бюджетах — от 60 до 80%.
В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее
быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что
связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и
проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам
градостроительства,
комплексного развития административно-
единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т. д.
Тенденции развития экономики города Брянска за последние годы свидетельствуют
о наличии стабилизирующих факторов. Наметилось снижение темпов роста
потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению, уровня
инфляции – показателя, характеризующего стабильность действующей
экономической системы. Так, если индекс потребительских цен за 1999 г.
составил 141,5%, то за 2000 г. – 118,7%. В течение всего прошедшего года
индекс потребительских цен постепенно снижался.
Сформировалась положительная динамика промышленного производства,
обусловленная прежде всего ростом физических объемов, развитием процессов,
импортозамещения, относительным сокращением производственных издержек.
Если за 1999 г. индекс физического объема составлял 11,9%, то за 2000 г.
индекс физического объема составил 118,6%. Кроме роста объема товарной
продукции в сопоставимых ценах, происходит увеличение объема отгруженной
продукции по сравнению с произведенной, что говорит об уменьшении остатков
готовой продукции на складах.
Индекс цен производителей промышленной продукции за год составил 130,6%, по
инвестициям в основной капитал – 135,6%, тарифам на грузовые перевозки –
120,4%.
Макроэкономические показатели
социально-экономического
январь – декабрь 2000 г. |
в % к соответствующему периоду | ||
январю – декабрю 1999 г. |
декабрю 1999 г. | ||
Экономические индикаторы Объем промышленной продукции, млн рублей в том числе: потребительские товары, из них, пищевые Ввод в действие жилых домов, тыс.кв.м. Розничный товарооборот по всем каналам реализации, млн.руб. Грузооборот предприятий транспорта, млн.т/км. |
6599,3 2303,5 1882,5 109,2 5589,1 419,5 |
159,0 155,2 150,3 82,3 115,4 97,2 |
135,7 148,1 129,3 116,7 |
Социальные индикаторы Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, рублей Реальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника (без выплат социального характера) Численность официально зарегистрированных безработных на конец отчетного периода, человек Индекс потребительских цен на товары и услуги |
1655,6 2417 101,6* |
141,2 115,5 63,6 122,3 |
131,9 111,1 118,7 |