Место и роль Счетной палаты в органах финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определение места Счетной палаты в системе органов финансового контроля, направлений совершенствования ее деятельности. В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить место Счетной палаты в системе органов финансового контроля, а именно: формирование и принципы работы Счетной палаты, задачи и контрольные полномочия Счетной палаты, организация и планирование работы Счетной палаты, взаимодействие Счетной палаты с Президентом Российской Федерации и органами государственной власти; 2. Провести анализ деятельности Счётной палаты как высшего органа государственного контроля

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. Место Счетной палаты в системе органов
финансового контроля……………....…………….……………………5
1.1 Формирование и принципы работы Счетной палаты…………...….5
1.2 Задачи и контрольные полномочия Счетной палаты………………6
1.3 Организация и планирование работы Счетной палаты…….………7
Глава 2. Анализ деятельности Счётной палаты как высшего органа государственного контроля…………………………………………....9
2.1 Общая характеристика Счётной палаты Российской Федерации…9
2.2 Основные направления деятельности Счётной палаты
Российской Федерации………………………………………………….15
2.3 Анализ деятельности Счётной палаты за 2008-2012 гг…………..18
2.4 Анализ деятельности Счетной палаты РД за 2011г. и предложения
по совершенствованию………………………………………………….22
Глава 3. Приоритеты и направления совершенствования
Счетной палаты ……………………………………………………….35

Заключение……………………………………………………………..42

Список использованной литературы……………………………….44

Файлы: 1 файл

Место и роль Счетной палаты в органах финансового контроля ИЗМ.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Как известно, главной целью государственного финансового контроля является максимизация поступления денежных средств в казну, недопущение их нецелевого использования, эффективное использование финансовых ресурсов и получение наибольшей отдачи. При этом одной из основных задач государственного финансового контроля является не только выявление, но и оперативное возмещение потерь государственного бюджета, предупреждение, пресечение нарушений требований действующего законодательства, а также совершенствование всей системы управления государственными ресурсами путем разработки соответствующих рекомендаций и предложений. Именно эти задачи определяют роль государственного финансового контроля в системе обеспечения экономической безопасности страны и ее устойчивого социально-экономического развития.

По данным Счетной Палаты Российской Федерации в 2011 году нарушения в финансово-бюджетной сфере Российской Федерации выявлены на сумму 718,5 млрд. руб., что в 3 раза больше, чем в 2009 г. и в 1,5 раза больше, чем в 2010 г. При этом, объем нецелевого использования бюджетных средств в 2011 г. составил 1 181,4 млн. руб., что в три раза меньше чем в 2009 г. Неэффективное использование бюджетных средств в 2011 г. составило 511,4 млрд рублей. В структуре выявленных в 2011 г. нарушений (по объемам средств) наибольшую долю занимают два основных вида: неисполнение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации (356,3 млрд. руб., 50 %) и нарушения законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд на сумму (238,5 млрд руб., 33 %). Согласно Отчетам Счетной палаты такая структура нарушений сохраняется неизменной в последние годы.

По результатам контрольных  мероприятий в 2011 г. в соответствии с решениями Коллегии Счетной  палаты органам государственной  власти, предприятиям и организациям было направлено 336 представлений и 410 информационных писем. Следует отметить, что по сравнению с 2000 г. количество представлений и предписаний Счетной палаты сократилось почти в два раза. С одной стороны это свидетельствует о сокращении результативности деятельности Счетной палаты. С другой стороны - говорит о сокращении самих нарушений (по их числу) в результате систематических проверок Счетной палаты, а также вследствие усиления взаимодействия с правоохранительными органами. Так, по выявленным в 2011 г. фактам нарушения законодательства в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, другие правоохранительные органы было направлено 176 материалов, в том числе в органы прокуратуры - 63, Следственный комитет Российской Федерации -31, МВД России - 40, ФСБ России - 42 материала. По материалам Счетной палаты возбуждено 72 уголовных дела, 4 материала приобщены к уголовным делам. Кроме того, возбуждено 23 дела об административных правонарушениях.

Можно говорить о том, что наблюдается  тенденция увеличения активности Счетной  палаты по представлению материалов в правоохранительные органы. В целом данная тенденция свидетельствует об активизации деятельности в области устранении нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, выявленных Счетной палатой. Однако, сокращается число возбужденных уголовных дел. Данный факт отражает не низкую активность правоохранительных органов, а скорее сокращение крупных нарушений, по которым наступает уголовная ответственность. По результатам проверок к ответственным работникам проверяемых организаций применятся меры административного характера, такие, как предупреждение, выговор, лишение премии и увольнение. По представлениям Счетной палаты за 2011 г. было применено 765 административных взысканий, в 2010 и 2009 г. соответственно 352 и 341.

В целом Счетная палата Российской Федерации за весь период своей деятельности показала себя как весьма продуктивный орган финансового контроля. За период 2000-2011 гг. ею было проведено 5528 контрольных мероприятий, в ходе которых было выявлено нарушений законодательства на сумму 1850,5 млрд. руб. По результатам этих контрольных мероприятий было направлено 4498 представлений и предписаний органам государственной власти, предприятиям и организациям. Убедительные цифры и большая работа, но общество столкнулось с тем, что, зачастую, наказание за грубейшие нарушения, вскрытые Счетной палатой Российской Федерации, не наступало. В результате проверок Счетной палатой выявляются множественные нарушения в бюджетной сфере. Однако, основным следствием этой деятельности является только констатация фактов выявленных нарушений.

В настоящее время в Российской Федерации уже сложилась своя система организации государственного финансового контроля, тяготеющая к  автономной модели. По мнению Председателя Счетной Палаты Российской Федерации  С. В. Степашина данная система включает в себя «три вертикали или три контура»: президентский финансовый контроль (во главе с Контрольным управлением главы государства), внутренний финансовый контроль (во главе с Министерством финансов Российской Федерации) и внешний финансовый контроль - контроль от лица парламента как представительного органа власти (Счетная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы субъектов Федерации)1.

Несмотря на противоречивые мнения относительно правильности отнесения  проверок со стороны финансовых органов исполнительной власти к внутреннему контролю или о правомерности названия органом финансового контроля Контрольного управления Президента Российской Федерации, большинство исследователей данной проблемы согласны с тем, что в настоящее время отсутствует единая система государственного финансового контроля. Контрольная деятельность по-прежнему характеризуется неупорядоченностью, эпизодичностью, дублированием, далеко не полным охватом ревизиями и проверками всего массива расходуемых государством средств. Доклады составляют те, кто расходует средства и заинтересован получать их как можно больше. Зачастую обязанность проверять использование своих ассигнований государство возлагает непосредственно на правоохранительные органы, прибегает к услугам прокуратуры, ФСБ, полиции. Не реализуется главное в контроле -повышение его общественной результативности путем объединения усилий и возможностей уже сформированных необходимых элементов системы государственного финансового контроля. Каждый из его действующих органов эволюционирует своим путем, в ограниченном пространстве своей компетенции.

 

2.4 Анализ деятельности Счетной палаты РД  за 2011г. и предложения по совершенствованию

Счетная палата РД, проанализировав  итоги социально-экономического развития РД отмечает, что в 2011 году сложилась положительная динамика основных показателей социально-экономического развития РД.

Исполнение республиканского бюджета  РД в 2011 году происходило в условиях экономического роста, постепенного сокращения численности безработных и увеличения денежных доходов населения.

Улучшение динамики показателей в  основных секторах экономики способствовало увеличению объемов и темпов роста  ВРП. В целом за 2011 год, номинальный  объем ВРП (оценка) в текущих ценах составил 330,4 млрд. рублей, темп роста реального объема ВРП в 2011 году по сравнению с 2010 годом 104,9% (в 2010 году по сравнению с 2009 годом 103,4%), индекс-дефлятор ВРП по отношению к ценам 2010 года 110,4% .

Уровень инфляции в декабре 2011 года по сравнению с декабрем 2010 года составил 106,5 % (в декабре 2010 года по сравнению с декабрем 2009 года – 113,9%).

Республиканский бюджет РД за 2011 год  исполнен:

- по доходам в сумме 66 329 356,8 тыс. рублей, что составляет 96,8% от утвержденных (уточненных) назначений (68 548 012,7 тыс. рублей);

- по расходам в сумме  70  732 624,8 тыс. рублей или 98,2% от утвержденных (уточненных) назначений (72 051 390,6 тыс. рублей). Не исполнены бюджетные назначения в сумме 1 318 765,8 тыс. рублей, что составляет 1,9% общего объема расходов.

На балансе исполнения республиканского бюджета РД на 1 января 2012 года значатся остатки неиспользованных бюджетных средств (без учета  невыясненных поступлений) в сумме 1 498 380,8 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета – 1 168 410,8 тыс. рублей.

По сравнению с началом 2011 года остатки неиспользованных средств  на конец года уменьшились на 1 184 427,4 тыс. рублей или 44,2% (на начало 2011 года – 2 682 808,2 тыс. рублей).

В 2011 году республиканский бюджет РД исполнен с дефицитом в сумме 3 864 220,4 тыс. рублей и без учета суммы привлеченных бюджетных кредитов из федерального бюджета, изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета и поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале не превышает ограничений, установленных статьей 92.1 Бюджетного кодекса РФ.

По состоянию на 1 января 2012 года размер государственного долга  составил 6 515 726,8 тыс. рублей или 41,3% объема налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета РД и не превышает норматива, установленного статей 107 Бюджетного кодекса РФ.

Показатели  сводной бюджетной росписи республиканского бюджета РД и лимиты бюджетных  обязательств на 2011 год в разрезе  главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств республиканского бюджета РД доведены до Управления ФК по РД 23 декабря 2010 года в соответствии с Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи республиканского бюджета РД и бюджетных росписей главных распорядителей средств республиканского бюджета РД (главных администраторов финансирования дефицита республиканского бюджета РД), что соответствует требованиям пункта 5 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ.

По данным годового отчета об исполнении республиканского бюджета РД в доходы республиканского бюджета РД за 2011 год поступило 66 329 356,8 тыс. рублей, что составляет 96,8% от утвержденных сводной бюджетной росписью назначений (68 548 012,7 тыс. рублей), в том числе:

- налоговые и неналоговые  доходы - 13 485 197,0 тыс. рублей (налоговые – 13 119 513, тыс. рублей (исполнено на 85,1%); неналоговые – 365 684,0 тыс. рублей (исполнено на 104,3%), что составляет 85,5% от утвержденных назначений (15 764 324,4 тыс. рублей) или меньше на 2 279 127,2 тыс. рублей;

- безвозмездные поступления  - 52 844 159,7 тыс. рублей, что на 60 471,4 тыс. рублей больше утвержденных назначений (52 783 688,3 тыс. рублей).

В  структуре доходов  республиканского бюджета РД доля налоговых  и неналоговых доходов в 2011 году уменьшилась на 1 процентный пункт  и составила 20,3% против 21,3% в 2010 году

Уровень дотационности  республиканского бюджета РД по годовому отчету об исполнении республиканского бюджета РД за 2011 год составил   72,8%.

В 2010 году в республиканский  бюджет РД поступило налоговых доходов в сумме 13 119 513,0 тыс. рублей, что на 2 294 109,3 тыс. рублей или 14,9% меньше утвержденных назначений (15 413 622,3 тыс. рублей).

Основной объем налоговых  доходов в республиканский бюджет РД в 2011 году обеспечен поступлениями  налога на доходы физических лиц (31,4% к  объему налоговых доходов) и налога на прибыль организаций (28,5% к объему налоговых доходов).

Доля налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (акцизы) в общем объеме налоговых  доходов составила 27,7%, налога на имущество - 12,3 %, налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами -  0,1 %.

Удельный вес налоговых  доходов в общем объеме доходов  за 2011 год составил 19,8% (в 2010 году - 20,5%, в 2009 году – 15,7%, в 2008 году – 19,3 %, в 2007 году – 16,2 %).

По сравнению с 2010 годом объем поступлений налоговых доходов в республиканский бюджет РД увеличился на 1 342 539,0 тыс. рублей или 11,4%.

Поступления неналоговых  доходов в республиканский бюджет за 2011 год составили 365 683,4 тыс. рублей, что на 14 981,9 тыс. рублей или 4,3% больше утвержденных назначений (350 702,1 тыс. рублей)

Удельный вес неналоговых  доходов в общем объеме налоговых  и неналоговых доходов за 2011 год составил 2,7% (в 2010 году – 2,2%).

По сравнению с 2010 годом  поступления увеличились на 102 515,8 тыс. рублей или 39%.

В структуре неналоговых  доходов наибольший удельный вес (58,5%) составляют доходы от использования  имущества, находящегося в государственной собственности РД.

Контрольными  мероприятиями выявлены отдельные  нарушения и недостатки при управлении и распоряжении государственным имуществом РД.

 На 1 января 2012 года  общая задолженность налогоплательщиков  по налоговым платежам, пеням  и налоговым санкциям составляет        14 075 510,0 тыс. рублей, в том числе по:

- федеральным налогам  и сборам – 12 927 230,0 тыс. рублей или 91,8%% общей суммы задолженности;

- региональным налогам  и сборам – 459 457,0 тыс. рублей (3,3%);

- местным налогам и  сборам – 448 515,0 тыс. рублей (3,2%);

- налогам со специальным  налоговым режимом – 240 608,0 тыс. рублей (1,7%).

По сравнению с 2010 годом  общая сумма задолженности увеличилась  на 5 783 827,0 тыс. рублей (69,8%), в том числе по:

- федеральным налогам  - на 5 779 600,0 тыс. рублей (80,9%); 

- региональным налогам  - на 20 006,0 тыс. рублей (4,6%);

- налогам со специальным налоговым режимом – на 32 737,0 тыс. рублей (24,5%).

При этом, по местным налога задолженность уменьшилась на 24 982 тыс. рублей (14,8%).

В общей сумме задолженности 5 539 941,0 тыс. рублей или 38,1% составляет недоимка по налоговым платежам. По сравнению с 2010 годом сумма недоимки увеличилась на 1 725 640,0 тыс. рублей (47,5%), в том числе по:

- федеральным налогам  – на 1 719 609,0 тыс. рублей (58,5%);

- региональным налогам  – на 34 667 тыс. рублей (12,8%);

- налогам со специальным налоговым режимом – на 22 204 тыс. рублей (118%).

По местным налогам  недоимка уменьшилась на 50 840 тыс. рублей (16,6%).

Проверкой использования  средств, выделенных из резервных фондов установлено следующее:

- распоряжением Правительства  РД от 8 февраля 2011 года № 28-р администрации муниципального образования «Тляратинский район» на ремонтно-восстановительные работы здания администрации и приобретение мебели выделены средства в сумме 7 820,0 тыс. рублей, которые были использованы с нарушением требований Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещениях заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

- в нарушение Положения  о порядке расходования средств  резервного фонда Правительства РД (постановление Правительства РД от 13 июня 2001 года № 124) Министерством культуры РД не был представлен в Минфин РД отчет об использовании средств резервного фонда в сумме 1 881,5 тыс. рублей;

-  распоряжением Правительства  РД от 11 ноября 2011 года № 291-р  из резервного фонда Правительства  РД Комитету по молодежной  политике РД на приобретение  оборудования для обеспечения функционирования  республиканского передвижного центра по обучению блогеров выделено 484,4 тыс. рублей. Приобретенное оборудование передано подведомственному учреждению ГУ «Информационно-аналитический центр». На момент завершения контрольных мероприятий указанный республиканский передвижной центр не функционировал; 

Информация о работе Место и роль Счетной палаты в органах финансового контроля