Место и роль Счетной палаты в органах финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определение места Счетной палаты в системе органов финансового контроля, направлений совершенствования ее деятельности. В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить место Счетной палаты в системе органов финансового контроля, а именно: формирование и принципы работы Счетной палаты, задачи и контрольные полномочия Счетной палаты, организация и планирование работы Счетной палаты, взаимодействие Счетной палаты с Президентом Российской Федерации и органами государственной власти; 2. Провести анализ деятельности Счётной палаты как высшего органа государственного контроля

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. Место Счетной палаты в системе органов
финансового контроля……………....…………….……………………5
1.1 Формирование и принципы работы Счетной палаты…………...….5
1.2 Задачи и контрольные полномочия Счетной палаты………………6
1.3 Организация и планирование работы Счетной палаты…….………7
Глава 2. Анализ деятельности Счётной палаты как высшего органа государственного контроля…………………………………………....9
2.1 Общая характеристика Счётной палаты Российской Федерации…9
2.2 Основные направления деятельности Счётной палаты
Российской Федерации………………………………………………….15
2.3 Анализ деятельности Счётной палаты за 2008-2012 гг…………..18
2.4 Анализ деятельности Счетной палаты РД за 2011г. и предложения
по совершенствованию………………………………………………….22
Глава 3. Приоритеты и направления совершенствования
Счетной палаты ……………………………………………………….35

Заключение……………………………………………………………..42

Список использованной литературы……………………………….44

Файлы: 1 файл

Место и роль Счетной палаты в органах финансового контроля ИЗМ.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Проводимые в Российской Федерации широкомасштабные реформы  государственного управления, бюджетного процесса, необходимость контроля за ходом реализации приоритетных национальных проектов «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Образование», «Здоровье», «Развитие агропромышленного комплекса» требуют осуществления адекватной модернизации системы внешнего государственного финансового контроля как одного из важнейших условий обеспечения гарантий результативности и эффективности проводимых преобразований.

Особое внимание планируется  уделить проверкам эффективности  деятельности государственных организаций, адекватности расходования средств  на закупку товаров и предоставление услуг, в частности, на крупные суммы бюджетных средств, оплату консалтинговых услуг и иных работ, а также проверкам в области обеспечения справедливой конкуренции при заключении государственных контрактов. 2

 Одной из важнейших  задач государственной политики в сфере управления государственным сектором экономики Счетная палата считает обеспечение повышения эффективности управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации. В связи с этим Счетная палата будет не только осуществлять внешний оперативный контроль за ходом исполнения федерального бюджета, но и участвовать в оперативном аудите мероприятий, связанных с распоряжением федеральной собственностью.

 Одной из важных  задач предстоящей деятельности  Счетной палаты будет анализ  эффективности и законности как уже совершенных, так и планируемых приватизационных мероприятий в целях обеспечения интересов государства как собственника федерального имущества.

 Кроме того, будет  продолжено изучение проблем,  связанных с правовыми и экономическими аспектами приватизации интеллектуальной собственности, созданной на средства федерального бюджета.

 Наряду с дальнейшим  повышением качества осуществляемой  Счетной палатой финансовой экспертизы  законопроектов продолжится работа  по формированию совместно с органами законодательной власти действенной системы антикоррупционного мониторинга правовых актов.

Счетная палата продолжит  работу по координации деятельности контрольно-счетных органов в  субъектах Российской Федерации  в решении задач по обеспечению эффективного и рационального использования финансовых ресурсов на каждом уровне бюджетной системы, повышению качества управления финансами на региональном и муниципальном уровнях, достижению прозрачности деятельности и обеспечению подконтрольности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Одним из важнейших направлений  деятельности Счетной палаты будет  расширение и совершенствование  взаимодействия с органами исполнительной власти и правоохранительными органами в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве в сфере выявления фактов нецелевого использования и хищения государственных средств и собственности, борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями, содействия в выявлении каналов финансирования террористических организаций и др.

Опираясь на мировой  опыт и международные стандарты, Счетная палата продолжит работу по обеспечению своей информационной открытости для общества и организации  «обратной связи» с гражданами, в  том числе в сфере обеспечения контроля за наиболее проблемными участками государственного сектора экономики и деятельностью органов исполнительной власти по достижению социально значимых целей.

Счетная палата продолжит  развивать международные контакты и добиваться лидирующих позиций в определении стратегических направлений внешней и внутренней деятельности ИНТОСАИ и ее региональных организаций, расширять возможности для участия в проведении различных проверок международного уровня, активно влиять на разработку и внедрение новых международных стандартов аудиторской и контрольной деятельности.

Важным фактором повышения  эффективности деятельности Счетной  палаты станут научное и методологическое обеспечение и сопровождение  ее контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической  деятельности, подготовка научно-исследовательских работ, отвечающих задачам Счетной палаты. Особое значение для Счетной палаты будут иметь осуществляемые Государственным научно-исследовательским институтом системного анализа Счетной палаты научные разработки по важнейшим проблемам экономической и финансовой политики, совершенствованию налогового и бюджетного законодательства, повышению эффективности внешнего государственного финансового контроля и его стандартизации.3

Совершенствование методологического  обеспечения деятельности Счетной палаты имеет объективный характер и является непрерывным процессом.

Необходимость совершенствования  обусловлена развитием законодательства Российской Федерации и государственного финансового контроля, накоплением опыта контрольной работы и практики применения утвержденных стандартов.

Совершенствование методологического  обеспечения должно осуществляться по двум направлениям:

-совершенствование системы стандартов Счетной палаты;

-формирование методического обеспечения по направлениям деятельности Счетной палаты.

Аудиторы Счетной палаты также представили конкретные и  совпадающие предложения по совершенствованию действующей системы стандартов, заключающиеся в следующем.

1. Необходимо упорядочить  структуру стандартов в соответствии  с их функциональным назначением, сократить количество действующих стандартов за счет их укрупнения на основе системной взаимосвязи.

2. Устранить некоторые  имеющиеся несогласованности между  различными стандартами и дублирования в них отдельных положений.

3. Внести в ряд стандартов финансового контроля конкретные изменения и дополнения, в том числе, касающиеся дополнительной регламентации отдельных процедур осуществления контрольной деятельности.

4. Большинство аудиторов  Счетной палаты отметили важность  и необходимость ускорить разработку стандартов проведения аудита эффективности и стратегического аудита.

В настоящее время  Сводный департамент, обобщив поступившие предложения, проводит подготовительную работу по формированию на основе утвержденных стандартов Счетной палаты единой системы стандартов.

Важным элементом методологического  обеспечения, наряду со стандартами, является формирование методического обеспечения по направлениям деятельности Счетной палаты. Организацию данной работы в соответствии с Регламентом осуществляют аудиторы Счетной палаты по возглавляемым направлениям деятельности Счетной палаты.

Подготовка специализированных методических документов, содержащих конкретные процедуры и методы осуществления контроля в рамках содержания направлений деятельности Счетной палаты, является существенным фактором для профессиональной подготовки, прежде всего, молодых и недостаточно опытных инспекторов, источником приобретения ими необходимых навыков контрольной работы.

Между тем, за последние  годы темпы подготовки специализированных методических документов существенно замедлились при одновременном росте количества разработанных стандартов (рисунок 3). Так, в 2007 году по всем направлениям деятельности Счетной палаты было подготовлен всего лишь один, а в текущем году - только 2 методических документа.

Вряд ли это можно  рассматривать как позитивную тенденцию, поскольку стандарты не могут заменить методические документы. Наоборот, принятие стандарта финансового контроля должно сопровождаться разработкой соответствующих методических документов по направлениям деятельности Счетной палаты, в которых бы устанавливались методы реализации требований и правил, содержащихся в стандарте, с учетом специфики их содержания.4

Необходимо разработать  среднесрочный план совершенствования методологического обеспечения деятельности Счетной палаты на 2013 – 2015 годы, который должен включать:

1. Подготовку на основе  утвержденных стандартов единой  системы взаимоувязанных стандартов, учитывающей опыт применения действующих стандартов и соответствующей потребностям в системной организации деятельности Счетной палаты, разработка которой планируется в апреле 2013 года.

2. Подготовку предложений  по переработке существующих  и разработке новых методических документов по направлениям деятельности Счетной палаты. Для этого полагаем необходимым подразделениям аппарата Счетной палаты, осуществляющим контроль по направлениям деятельности Счетной палаты, провести инвентаризацию методических документов на предмет их соответствия новой редакции Бюджетного кодекса и принятым за последние годы нормативным правовым актам, а также требованиям утвержденных в Счетной палате стандартов финансового контроля.

Подразделениям аппарата Счетной палаты, осуществляющим обеспечение деятельности Счетной палаты, необходимо разработать предложения по подготовке новых и переработке существующих методических документов в соответствии с закрепленными за ними функциями. Указанную работу следовало бы осуществить в срок до мая 2013 года.

3. Сводный департамент  планирует в течение 2013 года создать и разместить во внутренней сети в электронном виде Фонд международных стандартов и документов, разработанных ИНТОСАИ, ЕВРОСАИ и АЗОСАИ для высших органов финансового контроля, для сравнительного анализа методологической базы Счетной палаты с рекомендациями международных органов и их использования сотрудниками Счетной палаты.

4. В течение 2013 года запланировано провести актуализацию и реструктуризацию Фонда нормативных документов Счетной палаты, размещенного во внутренней сети Счетной палаты. Для более удобного пользования документами данного фонда в его структуре следует выделить отдельные блоки - стандарты и методические документы, приказы и распоряжения, соглашения Счетной палаты и т.п.

Кроме того, подразделения  аппарата Счетной палаты должны дать предложения по изъятию из Фонда всех устаревших методических документов.

5. Организацию и координацию  работы по подготовке перспективного плана совершенствования методологического обеспечения деятельности Счетной палаты предлагается возложить на Сводный департамент, который мог бы на основании указанных выше предложений подразделений аппарата Счетной палаты сформировать проект данного плана и представить его на рассмотрение Коллегии Счетной палаты в ноябре 2013 года5

 

 

 

 

Заключение

Проблема построения эффективной системы государственного финансового контроля в современной  России носит многомасштабный и  многогранный характер. Она охватывает широкий круг вопросов научно-теоретического, социально-экономического, методологического, правового, методического, морально-нравственного и инструментального характера. Данная проблема должна решаться путем создания теоретической, методологической правовой базы, разработки концептуальных подходов по формированию единой системы государственного финансового контроля, принятия по нему общефедерального закона, а также путем применения соответствующих правовых норм и механизмов для оценки результативности и эффективности контрольной работы на всех уровнях властной иерархии.

Рассматривая организацию и планирование работы Счетной палаты, было выяснено, план работы Счетной палаты представляет собой совокупность контрольных мероприятий, экспертно-аналитических и других работ. Важнейшими направлениями работы Счетной палаты являются контрольно-ревизионная, экспертно-аналитическая и информационная деятельность.

Приоритетным направлением деятельности Счетной палаты в текущем  году является осуществление комплекса  контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий по обеспечению реализации стратегических целей и приоритетов Российской Федерации в области обороноспособности и безопасности государства.

Таким образом, Счетная  палата решает множество важных задач  и выполняет множество функций, так что невозможно представить  осуществление государственного финансового контроля без этого органа власти.

Финансовый контроль, поставленный в независимое положение  от администрации, только в том случае обретает необходимый авторитет, если деятельность его будет связана  с деятельностью законодательных  органов. Если формально органы финансового контроля и стоят обычно вне системы законодательных органов, то фактически они повсюду приобретают теснейшую связь с ними. Счетная палата Российской Федерации не должна функционировать в отрыве от аппарата административных и особенно финансовых органов.

 

 

Список использованной литературы

  1. Бурцев В.В. Система государственного контроля. – М.: Дело и Сервис, 2011. – 313 с.
  2. Воронин Ю.В. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. - М.: Финансовый контроль, 2011.
  3. Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. - Юстицинформ, 2011
  4. Грачева Е.Ю. Финансовая деятельность и финансовый контроль в системе социального управления, 2010.
  5. Ефимов B.C. Финансовые расследования и финансовый контроль // Финансы. М., – 2011. – № 1.
  6. Кунц Н.З. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации
  7. Овсянников, Л. Н. Ключевые проблемы формирования системы государственного финансового контроля // Государственный университет Минфина России. Финансовый журнал. - 2012. - № 1. - С. 11-24
  8. Опенышев С.П., Жуков В.А. Предмет, метод, виды и принципы государственного финансового контроля. // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. - 2011 - № 4
  9. Пансков В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране // Финансы. - 2005 - № 5
  10. Соменков А.Д. Правовое положение Счетной палаты Российской Федерации // Журнал российского права. 2012. N 3.

Информация о работе Место и роль Счетной палаты в органах финансового контроля