Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 15:13, реферат
В широком смысле метод – это способ подхода к изучению реальной действительности, способ исследования природы и общест-ва. Всеобщим методом исследования является метод диалектики, означающий, что, во-первых, все явления изучаются во взаимосвязи и взаимообусловленности, во-вторых, все явления изучаются в дви-жении, изменении и развитии.
1. Метод экономического анализа и его характерные черты.
2. Методика экономического анализа.
3. Классификация факторов анализа
4. Способ сравнения в экономическом анализе
5. Способы приведения показателей в сопоставимый вид.
6. Использование относительных и средних величин
7. Применение способа группировок
8. Балансовый способ в экономическом анализе
9. Способ цепной подстановки
10. Способ абсолютных разниц
11. Способ относительных разниц
12. Индексный метод
13. Приемы корреляционного анализа
14. Интегральный способ и его применение в экономическом анализе
В аналитических расчетах применяют, исходя из необходимости, различные формы «средних»: средняя арифметическая, средняя гармоническая взвешенная, средняя хронологическая и др.
Сравнение как один из научных способов познания наиболее широко используется в экономическом анализе. Его сущность – со-поставление однородных объектов с целью выявления сходства либо различий между ними. С помощью сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях, устанавливаются изменения в уровне исследуемых объектов, изучаются тенденции и закономер-ности их развития. В экономическом анализе используются следую-щие виды сравнения:
5. Способы приведения показателей в сопоставимый вид
Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:
Сравнение несопоставимых показателей приведет к неправиль-ным выводам на основе результатов анализа. Поэтому прежде чем проводить сравнение надо привести показатели в сопоставимый вид, т.е. привести сравниваемые показатели к единой базе в соответствии с перечисленными факторами.
Если несопоставимость показателей вызвана разным уровнем стоимостной оценки, то для нейтрализации данного фактора показа-тели выражают в одних и тех же ценах. К примеру, для обеспечения сопоставимости валовой продукции ее физический объем в отчетном и базисном периодах выражают в ценах базисного периода:
Iвп = ∑q1p0 / ∑q0p0 ,
где q1 и q0 – физический объем производства i-го вида про-дукции, соответственно, в отчетном и базисном периодах;
p0 - цена i-го вида продукции в базисном периоде.
Многие показатели могут быть несопоставимы из-за изменения масштабов деятельности предприятия. К примеру, если сравнить сум-му затрат отчетного года (∑q1b1+a1) с затратами базисного года (∑q0b0+a0), то разность этих показателей будет обусловлена не толь-ко изменением уровня себестоимости продукции, но и изменениями в объеме производства продукции. Чтобы привести затраты в сопоста-вимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фактора, для чего сумму затрат базисного периода надо пересчитать на фак-тический объем производства продукции отчетного периода (∑q1b0+a0) и после этого сравнить с суммой затрат отчетного периода:
Iz = ∑q1b1+a1 / ∑q0b0+a0
где b – переменные затраты на единицу продукции i-го вида;
a –
постоянные затраты на весь
выпуск продукции в
Чтобы привести сравниваемые показатели к одинаковой струк-туре, необходимо фактический объем производства продукции перес-читать на структуру базисного периода:
Объем и структура производства продукции
Вид продукции |
Цена продукции, тыс. сум. |
Объем производства |
Удельный вес | ||
Прошл. период |
Отчет. период |
Прошл. период |
Отчет. период | ||
Обувь из натуральной кожи |
30 |
5000 |
5400 |
0,5 |
0,6 |
Обувь из искусственной кожи |
6 |
5000 |
3600 |
0,5 |
0,4 |
Итого |
10000 |
9000 |
1,0 |
1,0 |
ВП0 = 10000×0,5×30 + 10000×0,5×6 = 180000 тыс. сум
ВПусл. = 9000×0,5×30 + 9000×0,5×6 = 162000 тыс. сум
В приведенном примере в обоих случаях структура производства и цены одинаковы (на уровне базисного периода), разный только общий выпуск продукции. Это позволяет правильнее оценить при-рост физического объема продукции.
Сопоставимость показателей
в ряде случаев может быть достиг-нута,
если вместо абсолютных величин применить
средние или отно-сительные
6. Использование относительных и средних величин
Помимо абсолютных данных, в экономическом анализе широко применяются относительные показатели, которые обычно выражаются в процентах или коэффициентах. Относительные величины характеризуют уровень выполнения плановых заданий, соблюдение норм, темпов роста и прироста, структуру, удельный вес или пока-затели интенсивности, которые используются, например, для опреде-ления выпуска продукции в расчете на душу населения. Такие относительные показатели, хотя и исчисляются в абсолютных числах, от-носятся к категории относительных величин.
При изучении массовых явлений, как-то: производительность труда работающих, расход материала на единицу продукции, возни-кает необходимость в средних величинах.
Средние величины используются в экономическом анализе для обобщенной количественной характеристики совокупности однород-ных явлений по какому-либо признаку, т.е. одним числом характе-ризуют всю совокупность объектов. Например, средняя зарплата рабочих используется для обобщающей характеристики уровня оплаты труда изучаемой совокупности рабочих. С помощью средних величин можно сравнивать разные совокупности объектов: районы по уровню рентабельности, предприятия по уровню оплаты труда и др.
Наиболее распространенные виды средних – средняя арифмети-ческая: простая и взвешенная. При отсутствии прямых данных о весах применяется способ средней гармонической, а при расчете средних темпов роста обращаются к средней геометрической.
Все эти способы исчисления
средних могут оказаться недост
Пример, рассчитать средний квартальный объем реализации продукции по данным за четыре квартала 2007 года.
Квартал |
I |
II |
III |
IV |
Выручка xi, сум |
587612 |
630544 |
691406 |
601417 |
Из каждого значения xi можно вычесть 587612, а затем рассчи-тать среднюю по «остаткам»:
0 |
42932 |
103794 |
13805 |
(0+42932+103794+13805) / 4 = 40133 сум.
Искомая средняя величина квартальной реализации будет равна
Х = 40133+587612 = 627745 сум.
Помимо средней арифметической используются и другие формы средних величин. В первую очередь это средняя геометрическая, которая позволяет сохранять неизменные не сумму, а произведение индивидуальных значений величины:
Xгеом = х1∙х2∙…∙хn
Основное применение средняя геометрическая находит при изу-чении темпов роста.
Пример, темпы роста цен на сырье, используемое в производстве продукции предприятия, в течение четырех кварталов 2007 года были различными. Требуется найти квартальный темп роста цен в среднем за год по данным за четыре квартала года.
Квартал |
I |
II |
III |
IV |
Темп роста |
1,05 |
1,09 |
2,01 |
1,56 |
Темп роста цен за год составил: 1,05∙1,09∙2,01∙1,56 = 3,59.
Если воспользоваться для расчета среднего темпа роста форму-лой средней арифметической, получим, что ежегодный темп роста составил в среднем 1,43 раза:
(1,05+1,09+2,01+1,56)/4 = 1,43
полученное значение вряд ли дает достоверную картину темпов роста, поскольку если предположить, что цены каждый квартал уве-личивались в 1,43 раза, то тогда темп роста за год должен составить 4,15 раза:
1,43∙1,43∙1,43∙1,43 = 4,15 раза.
Для того чтобы указанное противоречие не возникало, для рас-чета среднего квартального темпа роста цен за год следует исполь-зовать формулу средней геометрической:
В экономическом анализе широко используется также средняя хронологическая. Для характеристики предприятия применяются интервальные и моментные показатели. Примерами первых являются товарооборот, прибыль, объем поступления за некоторый период; примерами вторых – данные о запасах, основных средствах, числен-ности работающих на определенную дату. Для усреднения интер-вальных показателей чаще всего используется формула средней арифметической, а для усреднения моментных показателей как раз и применяется формула средней хронологической. Если дан ряд мо-ментных показателей: Х1,…,Хn, то средняя хронологическая Sch для этого ряда рассчитывается по формуле:
Sch = (Х1/2+X2+...+Xn1+Хn/2)/ n-1.
Пример, требуется найти величину среднего товарного запаса в магазине в 2007 году, если имеются следующие данные о запасах на начало каждого квартала (тыс. сум):
Запас |
1 января |
1 апреля |
1 июля |
1 октября |
1 января |
2007 |
2007 |
2007 |
2007 |
2008 | |
100 |
120 |
111 |
140 |
106 |
Пользуясь формулой средней хронологической, находим:
Sch = (100/2+120+111+140+106/2)/(5-
Экономическая интерпретация полученной величины такова: в течение 2006 года ежедневно предприятие имело запас товаров, равный в среднем 118,5 тыс. сум.
2.7. Применение способа группировок
Группировка – это расчленение совокупности данных на группы с целью изучения ее структуры или взаимосвязей между компонентами.
Научная классификация экономических явлений их объединение в однородные группы и подгруппы, возможны лишь на основе их тщательного изучения. Нельзя группировать явления по случайным признакам: необходимо раскрыть их политико-экономическую при-роду. То же самое можно сказать о причинах и факторах, влияющих на показатели. В зависимости от цели анализа используются типо-логические, структурные и аналитические (причинно-следственные) группировки. Примеры типологических группировок – группы на-селения по роду деятельности, группы предприятий по формам соб-ственности и др.
Информация о работе Методы и способы финансового и управленческого анализа