Методы и способы финансового и управленческого анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 15:13, реферат

Описание работы

В широком смысле метод – это способ подхода к изучению реальной действительности, способ исследования природы и общест-ва. Всеобщим методом исследования является метод диалектики, означающий, что, во-первых, все явления изучаются во взаимосвязи и взаимообусловленности, во-вторых, все явления изучаются в дви-жении, изменении и развитии.

Содержание работы

1. Метод экономического анализа и его характерные черты.
2. Методика экономического анализа.
3. Классификация факторов анализа
4. Способ сравнения в экономическом анализе
5. Способы приведения показателей в сопоставимый вид.
6. Использование относительных и средних величин
7. Применение способа группировок
8. Балансовый способ в экономическом анализе
9. Способ цепной подстановки
10. Способ абсолютных разниц
11. Способ относительных разниц
12. Индексный метод
13. Приемы корреляционного анализа
14. Интегральный способ и его применение в экономическом анализе

Файлы: 1 файл

ФУА2.doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)

В аналитических расчетах применяют, исходя из необходимости, различные формы «средних»: средняя арифметическая, средняя гармоническая взвешенная, средняя хронологическая и др.

 

Сравнение как один из научных способов познания наиболее широко используется в экономическом анализе. Его сущность – со-поставление однородных объектов с целью выявления сходства либо различий между ними. С помощью сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях, устанавливаются изменения в уровне исследуемых объектов, изучаются тенденции и закономер-ности их развития. В экономическом анализе используются следую-щие виды сравнения:

  • сравнение фактических отчетных данных с плановыми. Резуль-татом сравнения является определение процента выполнения плана;
  • сравнение показателей в динамике с целью выявления тенден-ций, закономерностей в развитии экономического явления;
  • сравнение показателей анализируемого предприятия со средними значениями по отрасли;
  • сравнение показателей деятельности изучаемого предприятия с соответствующими показателями конкурентов;
  • сопоставление результатов различных управленческих решений с целью выбора оптимального решения;
  • сравнение результатов деятельности до и после принятия уп-равленческих решений с целью оценки их эффективности.

 

5. Способы приведения  показателей в сопоставимый вид

 

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

  • единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;
  • единство периодов времени, за которые производится сравне-ние;
  • сопоставимость условий производства;
  • сопоставимость методики исчисления показателей.

Сравнение несопоставимых показателей приведет к неправиль-ным  выводам на основе результатов анализа. Поэтому прежде чем проводить  сравнение надо привести показатели в сопоставимый вид, т.е. привести сравниваемые показатели к единой базе в соответствии с перечисленными факторами.

Если несопоставимость показателей вызвана разным уровнем  стоимостной оценки, то для нейтрализации  данного фактора показа-тели выражают в одних и тех же ценах. К примеру, для обеспечения сопоставимости валовой продукции ее физический объем в отчетном и базисном периодах выражают в ценах базисного периода:

 

Iвп = ∑q1p0 / ∑q0p0 ,

 

где q1  и q0 – физический объем производства i-го вида про-дукции, соответственно, в отчетном и базисном периодах;

p0  - цена   i-го   вида продукции в базисном периоде.

Многие показатели могут  быть несопоставимы из-за изменения  масштабов деятельности предприятия. К примеру, если сравнить сум-му затрат отчетного года (∑q1b1+a1) с затратами базисного года (∑q0b0+a0), то разность этих показателей будет обусловлена не толь-ко изменением уровня себестоимости продукции, но и изменениями в объеме производства продукции. Чтобы привести затраты в сопоста-вимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фактора, для чего сумму затрат базисного периода надо пересчитать на фак-тический объем производства продукции отчетного периода (∑q1b0+a0) и после этого сравнить с суммой затрат отчетного периода: 

 

Iz = ∑q1b1+a1 /  ∑q0b0+a0

 

где  b – переменные затраты на единицу продукции i-го вида;

       a –  постоянные затраты на весь  выпуск продукции в исследуемом   периоде.

Чтобы привести сравниваемые показатели к одинаковой струк-туре, необходимо фактический объем производства продукции перес-читать на структуру базисного периода:

                                                                                                         Таблица 4.2.1

 

Объем и структура  производства продукции

 

 

Вид продукции

Цена продукции, тыс. сум.

Объем производства

Удельный вес

Прошл. период

Отчет. период

Прошл. период

Отчет. период

Обувь из натуральной  кожи

30

5000

5400

0,5

0,6

Обувь из искусственной  кожи

6

5000

3600

0,5

0,4

Итого

 

10000

9000

1,0

1,0


 

 

ВП0 = 10000×0,5×30 + 10000×0,5×6 = 180000 тыс. сум

ВПусл. = 9000×0,5×30 + 9000×0,5×6 = 162000 тыс. сум

В приведенном примере  в обоих случаях структура  производства и цены одинаковы (на уровне базисного периода), разный только общий  выпуск продукции. Это позволяет  правильнее оценить при-рост физического  объема продукции.

Сопоставимость показателей  в ряде случаев может быть достиг-нута, если вместо абсолютных величин применить  средние или отно-сительные величины. Нельзя, например, сравнивать такие  абсолют-ные показатели, как объем  производства продукции, сумма прибыли и т.д., без учета производственной базы предприятия. Но если вместо абсолютных показателей взять относительные, например, произво-дство продукции на одного работника, сумма прибыли на один сум активов, то такие сопоставления вполне корректны.

 

6. Использование относительных и средних величин

 

Помимо абсолютных данных, в экономическом анализе широко применяются относительные показатели, которые обычно выражаются в процентах или коэффициентах. Относительные величины характеризуют уровень выполнения плановых заданий, соблюдение норм, темпов роста и прироста, структуру, удельный вес или пока-затели интенсивности, которые используются, например, для опреде-ления выпуска продукции в расчете на душу населения. Такие относительные показатели, хотя и исчисляются в абсолютных числах, от-носятся к категории относительных величин.

При изучении массовых явлений, как-то: производительность труда работающих, расход материала на единицу продукции, возни-кает необходимость в средних  величинах.

Средние величины используются в экономическом анализе для обобщенной количественной характеристики совокупности однород-ных явлений по какому-либо признаку, т.е. одним числом характе-ризуют всю совокупность объектов. Например, средняя зарплата рабочих используется для обобщающей характеристики уровня оплаты труда изучаемой совокупности рабочих. С помощью средних величин можно сравнивать разные совокупности объектов: районы по уровню рентабельности, предприятия по уровню оплаты труда и др.

Наиболее распространенные виды средних – средняя арифмети-ческая: простая и взвешенная. При отсутствии прямых данных о весах применяется способ средней гармонической, а при расчете средних темпов роста обращаются к средней геометрической.

Все эти способы исчисления средних могут оказаться недостаточ-ными для характеристики типичных черт изучаемой совокупности. Следует иметь в виду, что любая средневзвешенная величина произ-водна от структуры тех данных, которые служат источником расчета. Более равномерное распределение численностей в ряду дает более типичную для всего ряда величину средней и наоборот.

Пример, рассчитать средний  квартальный объем реализации продукции  по данным за четыре квартала 2007 года.

 

 

Квартал

I

II

III

IV

Выручка xi, сум

587612

630544

691406

601417


 

Из каждого значения xi можно вычесть 587612, а затем рассчи-тать среднюю по «остаткам»:

 

 

 

0

42932

103794

13805


 

 

(0+42932+103794+13805) / 4 = 40133 сум.

Искомая средняя величина квартальной реализации будет равна 

                             Х = 40133+587612 = 627745 сум.


Помимо средней арифметической используются и другие формы средних величин. В первую очередь это средняя геометрическая, которая позволяет сохранять неизменные не сумму, а произведение индивидуальных значений величины:       

                          


                             Xгеом =      х1∙х2∙…∙хn


Основное применение средняя геометрическая находит  при изу-чении темпов роста.

Пример, темпы роста  цен на сырье, используемое в производстве продукции предприятия, в течение  четырех кварталов 2007 года были различными. Требуется найти квартальный темп роста цен в среднем за год по данным за четыре квартала года.

 

Квартал

I

II

III

IV

Темп роста

1,05

1,09

2,01

1,56


 

Темп роста цен за год составил: 1,05∙1,09∙2,01∙1,56 = 3,59.

Если воспользоваться  для расчета среднего темпа роста форму-лой средней арифметической, получим, что ежегодный темп роста составил в среднем 1,43 раза:

 

(1,05+1,09+2,01+1,56)/4 = 1,43

 

полученное значение вряд ли дает достоверную картину  темпов роста, поскольку если предположить, что цены каждый квартал уве-личивались в 1,43 раза, то тогда темп роста за год должен составить 4,15 раза:

 

1,43∙1,43∙1,43∙1,43 = 4,15 раза.

 

Для того чтобы указанное  противоречие не возникало, для рас-чета среднего квартального темпа роста  цен за год следует исполь-зовать формулу средней геометрической:

              


                                     1,05∙1,09∙2,01∙1,56 = 1,38.

 

В экономическом анализе  широко используется также средняя хронологическая. Для характеристики предприятия применяются интервальные и моментные показатели. Примерами первых являются товарооборот, прибыль, объем поступления за некоторый период; примерами вторых – данные о запасах, основных средствах, числен-ности работающих на определенную дату. Для усреднения интер-вальных показателей чаще всего используется формула средней арифметической, а для усреднения моментных показателей как раз и применяется формула средней хронологической. Если дан ряд мо-ментных показателей: Х1,…,Хn, то средняя хронологическая Sch для этого ряда рассчитывается по формуле:

 

Sch = (Х1/2+X2+...+Xn­1+Хn/2)/ n-1.

Пример, требуется найти  величину среднего товарного запаса в магазине в 2007 году, если имеются  следующие данные о запасах на начало каждого квартала (тыс. сум):

 

Запас

1 января

1 апреля

1 июля

1 октября

1 января

2007

2007

2007

2007

2008

100

120

111

140

106


 

Пользуясь формулой средней  хронологической, находим:

Sch = (100/2+120+111+140+106/2)/(5-1) = 118,5 тыс. сум.

Экономическая интерпретация  полученной величины такова: в течение 2006 года ежедневно предприятие имело запас товаров, равный в среднем 118,5 тыс. сум.

 

2.7. Применение  способа группировок

 

Группировка – это расчленение совокупности данных на группы с целью изучения ее структуры или взаимосвязей между компонентами.

Научная классификация экономических явлений их объединение в однородные группы и подгруппы, возможны лишь на основе их тщательного изучения. Нельзя группировать явления по случайным признакам: необходимо раскрыть их политико-экономическую при-роду. То же самое можно сказать о причинах и факторах, влияющих на показатели. В зависимости от цели анализа используются типо-логические, структурные и аналитические (причинно-следственные) группировки. Примеры типологических группировок – группы на-селения по роду деятельности, группы предприятий по формам соб-ственности и др.

Информация о работе Методы и способы финансового и управленческого анализа