Методы и способы экономического анализа предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение методов и способов экономического анализа предприятия, а также разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо поэтапно решить следующие задачи:
1) рассчитать долю основного и оборотного капитала в структуре активов;
2) рассчитать уровень фондоотдачи и материалоемкости;
3) провести факторный анализ объема продаж;
4) рассмотреть структуру себестоимости продукции;
5) рассмотреть структуру текущих активов;
6) рассчитать скорость и время оборота запасов;
7) провести факторный анализ потребности в оборотных активах;
8) рассчитать уровень рентабельности предприятия, продукции, собственного капитала;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...……………………………...……………………………………………4
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНО-СТИ……………………………………………………………………………………...6
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…...…33
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНО-СТИ…………………………………………………………………………………….47

Файлы: 1 файл

analiz_chkpz Галина.docx

— 214.69 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...……………………………...……………………………………………4

ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………………………………...6

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…...…33

ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………………………….47

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский  баланс…………………………………………...53

ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет  о прибылях и убытках…………………………………...55

ПРИЛОЖЕНИЕ С Расходы  по обычным видам деятельности…………………….56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Анализ  финансово-хозяйственной деятельности играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организации, в её управлении, в укреплении её финансового состояния. Необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, анализировать влияние факторов на величину исследуемых экономических показателей. Экономический анализ - это комплексный метод изучения, измерения и обобщения влияния отдельных факторов на выполнение хозяйственных планов и на динамику хозяйственного развития.

Объект  курсовой работы – ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод».

Предмет – хозяйственно-экономическая деятельность ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод».

Целью написания курсовой работы является изучение методов и способов экономического анализа предприятия, а также разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо поэтапно решить следующие задачи:

  1. рассчитать долю основного и оборотного капитала в структуре активов;
  2. рассчитать уровень фондоотдачи и материалоемкости;
  3. провести факторный анализ объема продаж;
  4. рассмотреть структуру себестоимости продукции;
  5. рассмотреть структуру текущих активов;
  6. рассчитать скорость и время оборота запасов;
  7. провести факторный анализ потребности в оборотных активах;
  8. рассчитать уровень рентабельности предприятия, продукции, собственного капитала;
  9. провести факторный анализ рентабельности активов и собственного капитала;
  10. рассчитать критический объем продаж;
  11. провести факторный анализ прибыли;
  12. проанализировать производственно-финансовый леверидж;
  13. определить структуру капитала предприятия;
  14. рассчитать показатели ликвидности;
  15. рассчитать показатели финансовой устойчивости;
  16. рассчитать скорость и время оборота дебиторской и кредиторской задолженности;
  17. провести факторный анализ величины потребности в дебиторской задолженности;
  18. разработать организационные меры по улучшению деятельности предприятия.

Актуальность  данной работы заключается в ее практической направленности в части систематизации теоретических и практических методов и подходов к анализу и прогнозированию финансового состояния предприятия. Эффективность и достаточность предложенных подходов показана на практике путем их применения для конкретного предприятия - ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Доля основного и оборотного капитала в структуре активов

Таблица 1 - Доля основного  и оборотного капитала в структуре  активов

Актив

2006

2007

Темп роста, %

Внеоборотные активы (тыс. руб.)

462861

614969

132,86

Оборотные активы (тыс. руб.)

1028871

1920897

186,70

Баланс (тыс. руб.)

1491732

2535866

170,00

Доля основного капитала (%)

31,03

24,25

78,15

Доля оборотного капитала (%)

68,97

75,75

109,83


 

В табл. 1. приведены данные основного и оборотного капитала и их доля в структуре активов в 2006 и 2007 гг. Графически это соотношение представлено на рис. 1.

Рисунок 1. - Доля основного  и оборотного капитала в структуре  активов в 2006 и 2007 гг.

 

 

1.2. Фондоотдача

фондоотдача (ФО) – это финансовый коэффициент, характеризующий эффективность использования основных средств организации. Фондоотдача показывает, сколько выручки приходится на единицу стоимости основных средств.

(1)

где  В – выручка от реализации, тыс. руб.;

Ф – основные фонды, тыс. руб.

 

 

 

Таблица 2 – Показатели фондоотдачи  в 2006 и 2007 гг.

 

2006

2007

Темп роста, %

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (тыс. руб.)

1938301

3884467

200,41

Основные фонды (тыс. руб.)

423335

507489

119,88

Фондоотдача

4,58

7,65

167,03


 

В табл. 2. приведены данные уровня фондоотдачи в 2006 и 2007 гг. Графически это представлено на рис. 2.

 

Рисунок 2. – Уровень и  динамика фондоотдачи в 2006 и 2007 гг.

 

Фондоотдача увеличилась с 4,58 в 2006 до 7,65 в 2007 г. Это означает, что основные фонды используются более эффективно. Следует отметить, что динамика фондоотдачи имеет положительный характер. В первую очередь это связано с тем, что произошло увеличение активной части основных фондов. Также на положительную динамику фондоотдачи повлияло увеличение выручки от реализации.

 

1.3 Материалоемкость

материалоемкость - это финансовый коэффициент, характеризующий расход материалов в расчете на натуральную единицу или на единицу стоимости выпускаемой продукции.

)

где МЗ – материальные затраты, тыс. руб.;

В – выручка от реализации, тыс. руб.

 

Талица 3 - Показатели выручки, материальных затрат и материалоемкости.

Показатель

2006

2007

Темп роста,

%

Выручка (нетто) от продажи  товаров, продукции, работ, услуг (тыс. руб.)

1938301

3884467

200,41

Материальные затраты  (тыс. руб.)

943260

2046345

216,94

Материалоемкость

0,49

0,53

108,16


 

В табл. 3 представлены данные для расчета материалоемкости, а также итоговое значение данного показателя. Уровень и динамика МЕ в 2006 и 2007 гг. показаны на рисунке 3.

Рисунок 3 - Уровень и динамика материалоемкости

 

Материалоемкость возросла с 0,49 в 2006 г. до 0,53 в 2007. На рис. 3 видно, что в 2006 г. на 1 рубль выпуска продукции приходилось 0,49 рубля затрат материалов, а в 2007 г. на 1 рубль выпуска пришлось 0,53 рубля затрат материалов, что означает, что материальные ресурсы стали использоваться менее эффективно

 

1.4 Детерминированные модели объема продаж и факторы, влияющие на их изменение

1.4.Модель зависимости объема продаж от изменения стоимости основных фондов

Исходная модель:                                                           (3)

где V – объем продаж, тыс. руб.;

ФО – фондоотдача (интенсивный  фактор);

Ф – стоимость основных средств, тыс. руб. (экстенсивный фактор)

Рассчитаем влияние экстенсивного  и интенсивного факторов на изменение  объема продаж методом цепных подставок.

Исходная модель:

(4)

(5)

Отклонение (6)

Данное отклонение раскладывается на факторы:

  1. за счет изменения ФО:

            (8)

  1. за счет изменения Ф:

 

Проверим, выполняется ли равенство

(10)

 

Равенство (10) выполняется.

Объем продаж возрос преимущественно  за счет увеличения фондоотдачи. Прирост стоимости основных фондов также оказал положительное влияние на динамику объема продаж.

1.4.2 Модель зависимости объема продаж от использования материальных ресурсов

Исходная модель:                                                              (11)

где V – объем продаж, тыс. руб.;

МО – материалоотдача (интенсивный  фактор);

МЗ – материальные затраты, тыс. руб. (экстенсивный фактор);

 

отсюда

 

 

Рассчитаем влияние экстенсивного  и интенсивного факторов на изменение  объема продаж методом цепных подставок.

Исходная модель:                      (13)

(14)

Отклонение =–                                (15)

Данное отклонение раскладывается на факторы:

  1. за счет изменения МЗ:

(16)

  1. за счет изменения МО:

 

Проверим, выполняется ли равенство

(18)

 

Равенство (18) выполняется.

Снижение материалоотдачи  отрицательно влияет на динамику объема выручки. Снижение объема выручки обуславливает и рост материальных затрат.

 

1.5 Структура себестоимости на 1 рубль продаж и динамика компонентов данного показателя

себестоимость - денежное выражение затрат на производство и реализацию единицы продукции. Выступает качественной характеристикой деятельности производителя, показателем конкурентоспособности. Включает в себя: затраты на сырье и материалы; оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизацию основных фондов; прочие расходы.

 (19)

 

Таблица 4 – Расчет себестоимости  на 1 рубль реализации

Структура себестоимости (тыс. руб.)

2006

2007

Коэффициенты затрат

Темп роста,

%

2006

2007

Материальные затраты

2046345

943260

0,527

0,487

92,41

Затраты на оплату труда

620058

310147

0,160

0,160

100

Отчисления на социальные нужды

156071

81205

0,042

0,042

100

Амортизация

29479

18307

0,008

0,009

112,50

Прочие затраты

319065

208227

0,082

0,107

130,49

Итого по элементам затрат

3171017

1561146

-

-

49,23


 

В табл. 4 представлена структура себестоимости на 1 рубль продаж по компонентам за 2006 и 2007 гг. Динамика компонентов данного показателя представлена на рис. 4.

Рисунок 4 - Динамика и структура себестоимости на 1 рубль продаж

Из диаграммы видно, что  в 2007 г. себестоимость на 1 рубль продаж возросла по всем компонентам по сравнению с 2006 г.

Рассмотрим динамику себестоимости  на рубль продаж по критерию постоянных и переменных затрат.

постоянные затраты – это затраты, которые не изменяются при изменении объема производства в определенном диапазоне

К постоянным затратам относятся: амортизация и прочие затраты.

переменные затраты – это затраты, общая величина которых изменяется прямо пропорционально изменению объема производства.

К переменным затратам относится: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды

Таблица 5 - Расчет постоянных и переменных затрат

Затраты (тыс.руб.)

2006

2007

Коэффициент затрат

Темп роста,

%

2006

2007

Постоянные 

348544

226534

0,09

0,12

54,69

Переменные

2822474

1334612

0,73

0,69

47,28


 

В табл. 5 приведен расчет постоянных и переменных затрат в структуре  себестоимости продаж. Их динамика представлена на рис. 5.

Рис. 5 - Постоянные и переменные затраты на 1 рубль продаж

Из рис. 5 видно, что в  отчетном году возросли как постоянные, так и переменные затраты.

1.6 Сопоставление темпов роста:

а) себестоимости и объемов продаж;

б) постоянных затрат и объема продаж;

в) активов и объема продаж.

Темп роста показателя рассчитывается по формуле:

 

 

Таблица 6 - Соотношение темпов роста объема продаж, себестоимости, постоянных затрат, активов предприятия

Показатели

2006

2007

Темпы

роста, %

Объем продаж (тыс. руб.)

3884467

1938301

200,41

Себестоимость на 1 руб. продаж

0,816

0,805

101,37

Постоянные затраты (тыс. руб.)

348544

226534

153,86

Активы (тыс. руб.)

2535866

1491732

170,00

Информация о работе Методы и способы экономического анализа предприятия