Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 15:47, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение методов и способов экономического анализа предприятия, а также разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо поэтапно решить следующие задачи:
1) рассчитать долю основного и оборотного капитала в структуре активов;
2) рассчитать уровень фондоотдачи и материалоемкости;
3) провести факторный анализ объема продаж;
4) рассмотреть структуру себестоимости продукции;
5) рассмотреть структуру текущих активов;
6) рассчитать скорость и время оборота запасов;
7) провести факторный анализ потребности в оборотных активах;
8) рассчитать уровень рентабельности предприятия, продукции, собственного капитала;
ВВЕДЕНИЕ...……………………………...……………………………………………4
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНО-СТИ……………………………………………………………………………………...6
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…...…33
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНО-СТИ…………………………………………………………………………………….47
а) Рассчитаем влияние материалоемкости на изменение рентабельности активов с помощью метода цепных подстановок.
Отклонение:
(44)
Рассчитаем влияние емкости заработной платы на изменение рентабельности активов.
Отклонение:
)
Рассчитаем влияние факторов на изменение рентабельности собственного капитала фирмы
Исходная модель:
Рассчитаем влияние емкости амортизации на изменение рентабельности активов.
Отклонение:
(46)
Рассчитаем влияние емкости прочих затрат на изменение рентабельности активов.
Отклонение:
(47)
б) Рассчитаем влияние фондоемкости основного капитала на изменение рентабельности активов:
(48)
Рассчитаем влияние фондоемкости оборотного капитала на изменение рентабельности активов:
(49)
Совокупное влияние факторов:
(50)
Между перечисленными факторами
и рентабельностью активов
1.12 Влияние различных
факторов на рентабельность
а) рентабельности продаж;
б) скорости оборота активов;
в) коэффициента финансовой зависимости.
Рассчитаем влияние
Исходная модель:
где - рентабельность продаж;
- скорость оборота оборотных активов;
КФЗ - коэффициент финансовой зависимости.
Расчет данных показателей приведен в табл.12.
Таблица 12 - Расчет факторов, влияющих на рентабельность собственного капитала
Показатели |
2006 |
2007 |
Темп роста, % |
Чистая прибыль, тыс. руб |
82186 |
323499 |
393,62 |
Объем продаж, тыс. руб |
1938301 |
3884467 |
200,41 |
Активы, тыс. руб |
1491732 |
2535866 |
170 |
Собственный капитал, тыс. руб |
422470 |
789578 |
186,90 |
Рентабельность продаж |
0,042 |
0,083 |
197,62 |
Скорость оборота активов |
1,299 |
1,532 |
117,94 |
Коэффициент финансовой зависимости |
5,531 |
3,211 |
58,05 |
Рассчитаем влияние факторов на изменение рентабельности собственного капитала фирмы
Исходная модель:
а) Рассчитаем влияние рентабельности продаж методом цепных подстановок.
(53)
б) Рассчитаем влияние скорости оборота активов.
в) Рассчитаем влияние коэффициента финансовой зависимости.
Совокупное влияние факторов:
(56)
Рентабельность собственного капитала находится в прямой зависимости от рентабельности продаж и скорости оборота активов: с ростом данных показателей рентабельность собственного капитала возрастает. Коэффициент финансовой зависимости оказывает отрицательное воздействие: чем он выше, тем ниже рентабельность собственного капитала. Совокупные же изменения положительны.
1.13 Критический объем продаж в базовом и отчетном периоде:
а) в натуральных единицах;
б) в стоимостном выражении.
критический объем продаж – объем производства, при котором выручка компенсирует затраты, т.е. прибыль равна 0.
а) Критический объем продаж в натуральных единицах рассчитывается по формуле:
,
где С – совокупные постоянные затраты, тыс. руб.;
Р – цена единицы продукции, тыс. руб.;
v – удельные переменные затраты.
Постоянные затраты: амортизация и прочие затраты;
Переменные затраты: материальные затраты, затраты на оплату труда и отчисления на соц. нужды.
б) Критический объем продаж
в стоимостном выражении
,
где vсовокуп – совокупные переменные затраты, тыс. руб.;
V – фактический объем производства, ед.
Пусть в 2006 г. было произведено 168669 ед. продукции, а в 2007 – 216058 ед.
Таблица 13 - Расчет критического объема продаж
Показатели |
2006 |
2007 |
Темп роста, % |
Цена за единицу продукции, тыс. руб. |
11,49 |
17,98 |
156,48 |
Постоянные затраты, тыс. руб. |
226534 |
348544 |
153,86 |
Переменные затраты, тыс. руб. |
1334612 |
2822474 |
211,48 |
Издержки на единицу продукции, руб. |
9,26 |
14,68 |
158,53 |
Объем продаж, тыс. руб. |
1938301 |
3884467 |
200,42 |
Фактический объем производства, ед. |
168669 |
216058 |
128,02 |
Критический объем продаж, ед. |
101584,75 |
105619,39 |
103,97 |
Критический объем продаж, тыс. руб. |
728405,15 |
1272058,39 |
174,64 |
Из табл. 13 видно, что критический объем продаж (точка безубыточного объема реализации) для 2006 г. составляет 101584,75 единиц изделий или 728405,15 тыс. руб. Для 2007 г. критическим объемом является 105619,39 единиц изделий и 1272058,39 тыс. руб.
Таким образом, критический объем продаж в 2007 г. возрос как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
1.14 Анализ изменение прибыли под влиянием изменения параметров CVP-модели. График CVP–модели.
Исходная модель:
где Р – цена ед. продукции, тыс. руб.
Q – объем продукции, ед..;
v – переменные затраты на единицу продукции, руб.;
С – постоянные затраты, тыс. руб.
Таблица 14 – Изменения параметров CVP–модели
2006 |
2007 | |
P |
11,49 |
17,98 |
Q |
168669 |
216058 |
v |
7,91 |
13,06 |
C |
1334612 |
2822474 |
Pf () |
1938006,81 |
3884722,84 |
Рассчитаем изменение прибыли за счет изменения:
а) объема продукции:
б) цены:
в) переменных затрат:
(65)
г) совокупных затрат:
(66)
Совокупное изменение:
Таким образом, изменение цены и объема продукции оказывает положительное влияние на изменение прибыли: с увеличением данных показателей растет величина прибыли, и наоборот. Между величиной прибыли и постоянными и переменными затратами имеет место обратная зависимость: чем существеннее возросли затраты, тем существеннее снизилась прибыль, и наоборот. Наибольшее влияние на изменение прибыли оказал рост постоянных затрат.
Влияние изменения факторов CVP-модели на изменение прибыли показано на рис. 14.
Рис. 14 - Изменение прибыли под влиянием изменения параметров
CVP-модели
Рис. 15 – График CVP-модели
1.15 Анализ производственно-
производственный леверидж – потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения структуры себестоимости продукции и объема ее выпуска.
финансовый леверидж – потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения объема и структуры собственного и заемного капитала.
производственно–финансовый леверидж – произведение уровней производственного и финансового левериджа. Он отражает общий риск, связанный с возможным недостатком средств для возмещения производственных расходов и финансовых издержек по обслуживанию внешнего долга.
а) степень операционной зависимости (СОЗ) – это процентное изменение прибыли до выплаты процентов и налогов (ПДВ), вызванное изменением объема продаж на 1 %:
где DПДВ (%) - процентное изменение прибыли до выплаты налогов;
DV (%) - процентное изменение объема продаж.
Это означает, что к концу отчетного года степень операционной зависимости снижается, что в свою очередь означает небольшое снижение зависимости от постоянных издержек. Это положительно влияет на деятельность предприятия.
степень финансовой зависимости (СФЗ) определяется как процентное изменение прибыли на акцию (ПНА) при изменении прибыли до выплаты процентов и налогов на 1 %:
где - процентные платежи.
Это означает, что к концу отчетного года степень финансовой зависимости снижается, что в свою очередь означает снижение зависимости от изменения прибыли до выплаты процентов и налогов. Это уменьшает риск деятельности предприятия.
степень комбинированной зависимости – процентное изменение прибыли на акцию, вызванное процентным изменением объёма продаж:
Расчеты показателей представлены в табл.15.
Таблица 15 - Анализ производственно-финансового левериджа
Показатель |
2006 |
2007 |
Темп роста, % |
Прибыль от реализации продукции |
1938301 |
3884467 |
200,4 |
Маржинальный доход (Выручка – Переменные издержки) |
603689 |
1061993 |
175,9 |
Прибыль до налогообложения |
112311 |
439568 |
391,4 |
Чистая прибыль |
82186 |
323499 |
393,6 |
СОЗ |
0,311 |
0,273 |
87,8 |
СФЗ |
3,29 |
1,34 |
40,7 |
СКЗ |
1,023 |
0,502 |
49,1 |
На основе данных табл.15 можно сделать вывод о том, что степени операционной, финансовой и комбинированной зависимостей снизились в 2007 г. Это означает, что прибыль стала менее подвержена колебаниям объема продаж.
б) График прибыли для отчетного и базового периода
Рис. 16 – График прибыли в 2006 и 2007 гг.
На рисунке 16 отражена зависимость прибыли до выплаты процентов и налогообложения от объема продаж. Такая зависимость характеризуется углом наклона линии ПДВ или степенью операционной зависимости. Уменьшение СОЗ вызвало уменьшение угла наклона линии ПДВ, следовательно, ПДВ стала менее подверженной колебаниям объема продаж.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Структура собственного и заемного капитала
Структура собственного и заемного капитала представлена в табл. 16.
Таблица 16 – Структура собственного и заемного капитала
Показатели |
Величина |
Доля (%) | ||
2006 |
2007 |
2006 |
2007 | |
СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ |
472470 |
789578 |
- |
- |
Уставный капитал |
160058 |
160058 |
33,88 |
20,27 |
Собственные акции, выкупленные у акционеров |
17 |
0 |
0,0036 |
0 |
Добавочный капитал |
99454 |
95821 |
21,05 |
12,14 |
Резервный капитал |
5567 |
8003 |
1,18 |
1,01 |
Нераспределённая прибыль |
207408 |
525697 |
43,90 |
66,58 |
ЗАЁМНЫЙ КАПИТАЛ |
1019262 |
1746288 |
- |
- |
Долгосрочные кредиты и займы |
16600 |
150000 |
1,63 |
8,59 |
Отложенные налоговые обязательства |
33501 |
40750 |
3,29 |
2,33 |
Краткосрочные кредиты и займы |
695905 |
1135781 |
68,28 |
65,04 |
Кредиторская задолженность |
263265 |
413205 |
25,83 |
23,66 |
Задолженность участникам (учредителям) |
9991 |
6551 |
0,98 |
0,38 |
Итого капитал: |
1491732 |
2535866 |
- |
- |
Доля СК |
31,67 |
31,14 |
- |
- |
Доля ЗК |
68,33 |
68,86 |
- |
- |
Информация о работе Методы и способы экономического анализа предприятия