Методы и способы экономического анализа предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение методов и способов экономического анализа предприятия, а также разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо поэтапно решить следующие задачи:
1) рассчитать долю основного и оборотного капитала в структуре активов;
2) рассчитать уровень фондоотдачи и материалоемкости;
3) провести факторный анализ объема продаж;
4) рассмотреть структуру себестоимости продукции;
5) рассмотреть структуру текущих активов;
6) рассчитать скорость и время оборота запасов;
7) провести факторный анализ потребности в оборотных активах;
8) рассчитать уровень рентабельности предприятия, продукции, собственного капитала;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...……………………………...……………………………………………4
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНО-СТИ……………………………………………………………………………………...6
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…...…33
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНО-СТИ…………………………………………………………………………………….47

Файлы: 1 файл

analiz_chkpz Галина.docx

— 214.69 Кб (Скачать файл)

 

а) Рассчитаем влияние материалоемкости на изменение рентабельности активов  с помощью метода цепных подстановок.

Отклонение:

(44)

 

Рассчитаем влияние емкости  заработной платы на изменение рентабельности активов.

Отклонение:

)

 

Рассчитаем влияние факторов на изменение рентабельности собственного капитала фирмы

Исходная модель:

Рассчитаем влияние емкости  амортизации на изменение рентабельности активов.

Отклонение:

                       (46)

 

Рассчитаем влияние емкости  прочих затрат на изменение рентабельности активов.

Отклонение:

         (47)

 

б) Рассчитаем влияние фондоемкости основного капитала на изменение рентабельности активов:

       (48)

 

Рассчитаем влияние фондоемкости оборотного капитала на изменение рентабельности активов:

      (49)

 

Совокупное влияние факторов:

(50)

 

Между перечисленными факторами  и рентабельностью активов наблюдается обратная взаимосвязь: если изменяемый фактор снижается, то результирующий (рентабельность) возрастает, и наоборот. Совокупное же изменение рентабельности активов на конец отчетного года положительно.

 

1.12 Влияние различных  факторов на рентабельность собственного  капитала фирмы:

а) рентабельности продаж;

б) скорости оборота активов;

в) коэффициента финансовой зависимости.

Рассчитаем влияние перечисленных  факторов по формуле Дюпона.

Исходная модель:

 

где - рентабельность продаж;

- скорость оборота оборотных  активов;

КФЗ - коэффициент финансовой зависимости.

Расчет данных показателей  приведен в табл.12.

 

Таблица 12 - Расчет факторов, влияющих на рентабельность собственного капитала

Показатели

2006

2007

Темп роста, %

Чистая прибыль, тыс. руб

82186

323499

393,62

Объем продаж, тыс. руб

1938301

3884467

200,41

Активы, тыс. руб

1491732

2535866

170

Собственный капитал, тыс. руб

422470

789578

186,90

Рентабельность продаж

0,042

0,083

197,62

Скорость оборота активов

1,299

1,532

117,94

Коэффициент финансовой зависимости

5,531

3,211

58,05


 

Рассчитаем влияние факторов на изменение рентабельности собственного капитала фирмы

Исходная модель:

 

а) Рассчитаем влияние рентабельности продаж методом цепных подстановок.

(53)

 

б) Рассчитаем влияние скорости оборота активов.

 

 

в) Рассчитаем влияние коэффициента финансовой зависимости.

 

 

Совокупное влияние факторов:

             (56)

Рентабельность собственного капитала находится в прямой зависимости  от рентабельности продаж и скорости оборота активов: с ростом данных показателей рентабельность собственного капитала возрастает. Коэффициент финансовой зависимости оказывает отрицательное воздействие: чем он выше, тем ниже рентабельность собственного капитала. Совокупные же изменения положительны.

 

1.13 Критический объем  продаж в базовом и отчетном  периоде:

а) в натуральных единицах;

б) в стоимостном выражении.

критический объем продаж – объем производства, при котором  выручка компенсирует затраты, т.е. прибыль равна 0.

а) Критический объем продаж в натуральных единицах рассчитывается по формуле:

,                                                                        (57)

где С – совокупные постоянные затраты, тыс. руб.;

Р – цена единицы продукции, тыс. руб.;

v – удельные переменные затраты.

Постоянные затраты: амортизация  и прочие затраты;

Переменные затраты: материальные затраты, затраты на оплату труда и отчисления на соц. нужды.

 

 

б) Критический объем продаж в стоимостном выражении рассчитывается по формуле:

,                                                               (60)

где vсовокуп – совокупные переменные затраты, тыс. руб.;

V – фактический объем производства, ед.

Пусть в 2006 г. было произведено 168669 ед. продукции, а в 2007 – 216058 ед.

Таблица 13 - Расчет критического объема продаж

Показатели

2006

2007

Темп роста, %

Цена за единицу продукции, тыс. руб.

11,49

17,98

156,48

Постоянные затраты, тыс. руб.

226534

348544

153,86

Переменные затраты, тыс. руб.

1334612

2822474

211,48

Издержки на единицу продукции, руб.

9,26

14,68

158,53

Объем продаж, тыс. руб.

1938301

3884467

200,42

Фактический объем производства, ед.

168669

216058

128,02

Критический объем продаж, ед.

101584,75

105619,39

103,97

Критический объем продаж, тыс. руб.

728405,15

1272058,39

174,64


 

Из табл. 13 видно, что критический объем продаж (точка безубыточного объема реализации) для 2006 г. составляет 101584,75 единиц изделий или 728405,15 тыс. руб. Для 2007 г. критическим объемом является 105619,39 единиц изделий и 1272058,39 тыс. руб.

Таким образом, критический  объем продаж в 2007 г. возрос как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

 

1.14 Анализ изменение прибыли под влиянием изменения параметров CVP-модели. График CVP–модели.

Исходная модель:

 

где Р – цена ед. продукции, тыс. руб.

Q – объем продукции, ед..;

v – переменные затраты на единицу продукции, руб.;

С – постоянные затраты, тыс. руб.

Таблица 14 – Изменения параметров CVP–модели

 

2006

2007

P

11,49

17,98

Q

168669

216058

v

7,91

13,06

C

1334612

2822474

Pf ()

1938006,81

3884722,84


 

 

Рассчитаем изменение  прибыли за счет изменения:

а) объема продукции:

 

 

б) цены:

 

 

в) переменных затрат:

(65)

 

г) совокупных затрат:

(66)

 

Совокупное изменение:

Таким образом, изменение  цены и объема продукции оказывает  положительное влияние на изменение прибыли: с увеличением данных показателей растет величина прибыли, и наоборот. Между величиной прибыли и постоянными и переменными затратами имеет место обратная зависимость: чем существеннее возросли затраты, тем существеннее снизилась прибыль, и наоборот. Наибольшее влияние на изменение прибыли оказал рост постоянных затрат.

Влияние изменения факторов CVP-модели на изменение прибыли показано на рис. 14.

Рис. 14 - Изменение прибыли под влиянием изменения параметров

CVP-модели

Рис. 15 – График CVP-модели


 

 

 

 

 

 

 

 

1.15 Анализ производственно-хозяйственного  левериджа

производственный леверидж – потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения структуры себестоимости продукции и объема ее выпуска.

финансовый леверидж – потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения объема и структуры собственного и заемного капитала.

производственно–финансовый леверидж – произведение уровней производственного и финансового левериджа. Он отражает общий риск, связанный с возможным недостатком средств для возмещения производственных расходов и финансовых издержек по обслуживанию внешнего долга.

а) степень операционной зависимости (СОЗ) – это процентное изменение прибыли до выплаты процентов и налогов (ПДВ), вызванное изменением объема продаж на 1 %:

 

где DПДВ (%) - процентное изменение прибыли до выплаты налогов;

DV (%) - процентное изменение объема продаж.

 

 

Это означает, что к концу  отчетного года степень операционной зависимости снижается, что в свою очередь означает небольшое снижение зависимости от постоянных издержек. Это положительно влияет на деятельность предприятия.

степень финансовой зависимости (СФЗ) определяется как процентное изменение прибыли на акцию (ПНА) при изменении прибыли до выплаты процентов и налогов на 1 %:

 

где  - процентные платежи.

 

 

Это означает, что к концу  отчетного года степень финансовой зависимости снижается, что в свою очередь означает снижение зависимости от изменения прибыли до выплаты процентов и налогов. Это уменьшает риск деятельности предприятия.

степень комбинированной зависимости – процентное изменение прибыли на акцию, вызванное процентным изменением объёма продаж:

 

 

 

Расчеты показателей представлены в табл.15.

Таблица 15 - Анализ производственно-финансового левериджа

Показатель

2006

2007

Темп роста, %

Прибыль от реализации продукции

1938301

3884467

200,4

Маржинальный доход (Выручка  – Переменные издержки)

603689

1061993

175,9

Прибыль до налогообложения

112311

439568

391,4

Чистая прибыль

82186

323499

393,6

СОЗ

0,311

0,273

87,8

СФЗ

3,29

1,34

40,7

СКЗ

1,023

0,502

49,1


 

На основе данных табл.15 можно  сделать вывод о том, что степени операционной, финансовой и комбинированной зависимостей снизились в 2007 г. Это означает, что прибыль стала менее подвержена колебаниям объема продаж.

б) График прибыли для отчетного и базового периода

Рис. 16 – График прибыли  в 2006 и 2007 гг.

 

На рисунке 16 отражена зависимость  прибыли до выплаты процентов  и налогообложения от объема продаж. Такая зависимость характеризуется углом наклона линии ПДВ или степенью операционной зависимости. Уменьшение СОЗ вызвало уменьшение угла наклона линии ПДВ, следовательно, ПДВ стала менее подверженной колебаниям объема продаж.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Структура собственного  и заемного капитала

Структура собственного и  заемного капитала представлена в табл. 16.

Таблица 16 – Структура  собственного и заемного капитала

     

Показатели

Величина

Доля (%)

2006

2007

2006

2007

СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ

472470

789578

-

-

Уставный капитал

160058

160058

33,88

20,27

Собственные акции, выкупленные  у акционеров

17

0

0,0036

0

Добавочный капитал

99454

95821

21,05

12,14

Резервный капитал

5567

8003

1,18

1,01

Нераспределённая прибыль

207408

525697

43,90

66,58

ЗАЁМНЫЙ КАПИТАЛ

1019262

1746288

-

-

Долгосрочные кредиты  и займы

16600

150000

1,63

8,59

Отложенные налоговые  обязательства

33501

40750

3,29

2,33

Краткосрочные кредиты и  займы

695905

1135781

68,28

65,04

Кредиторская задолженность

263265

413205

25,83

23,66

Задолженность участникам (учредителям)

9991

6551

0,98

0,38

Итого капитал:

1491732

2535866

-

-

Доля СК

31,67

31,14

-

-

Доля ЗК

68,33

68,86

-

-

Информация о работе Методы и способы экономического анализа предприятия