Методы и способы экономического анализа предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение методов и способов экономического анализа предприятия, а также разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо поэтапно решить следующие задачи:
1) рассчитать долю основного и оборотного капитала в структуре активов;
2) рассчитать уровень фондоотдачи и материалоемкости;
3) провести факторный анализ объема продаж;
4) рассмотреть структуру себестоимости продукции;
5) рассмотреть структуру текущих активов;
6) рассчитать скорость и время оборота запасов;
7) провести факторный анализ потребности в оборотных активах;
8) рассчитать уровень рентабельности предприятия, продукции, собственного капитала;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...……………………………...……………………………………………4
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНО-СТИ……………………………………………………………………………………...6
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…...…33
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНО-СТИ…………………………………………………………………………………….47

Файлы: 1 файл

analiz_chkpz Галина.docx

— 214.69 Кб (Скачать файл)

Скорость оборота дебиторской  задолженности определяется по формуле:

 

 

где ДЗ - величина дебиторской задолженности, тыс. руб.

Время оборота дебиторской  задолженности рассчитывается по формуле:

                                                                         (83)

Скорость оборота кредиторской задолженности рассчитывается по формуле:

 

где КЗ – величина кредиторской задолженности, тыс. руб.

Время оборота кредиторской задолженности рассчитывается по формуле:

                                                                       (85)

 

Расчет времени и скорости оборота дебиторской и кредиторской задолженностей представлен в табл. 20.

 

Таблица 20 - Скорость и время оборота дебиторской и кредиторской задолженности

Показатель

2006

2007

Темп роста,

%

Выручка от реализации, тыс. руб.

1938301

3884467

200,41

Дебиторская задолженность, тыс. руб.

292654

632805

216,30

Кредиторская задолженность, тыс. руб.

263265

413205

156,95

Скорость оборота дебиторской  задолженности, об. в год

6,62

6,14

0,93

Скорость оборота кредиторской задолженности, об. в год

7,36

9,4

127,72

Время оборота дебиторской  задолженности, дней

55,14

59,45

107,82

Время оборота кредиторской задолженности, дней

49,59

38,83

78,30


 

Динамика показателей  скорости и времени оборота ДЗ и КЗ представлена на рис. 22 и 23.

 

 

Рис.22 – Динамика скорости оборота дебиторской и кредиторской задолженностей

 

Рис.23 - Динамика времени  оборота дебиторской и кредиторской задолженностей

 

По данным рисунков видно, что скорость оборота ДЗ снизилась, а время оборота ДЗ возросло. В то же время, скорость оборота КЗ возросла, а время оборота КЗ сократилось.

 

2.5 Влияние различных факторов  на величину потребности в  дебиторской задолженности

Исходная модель:

                                          (86)

Отклонение:

 

Рассмотрим влияние объема продаж и скорости оборота дебиторской  задолженности на величину потребности дебиторской задолженности:

 

 

 

 

 

 

Дебиторская задолженность возросла на тыс. руб. в результате роста объема продаж и на тыс. руб. за счет снижения скорости оборота дебиторской задолженности.

Рассмотрим влияние объема продаж и времени оборота дебиторской  задолженности на величину потребности дебиторской задолженности:

Исходная модель:

 (88)

Отклонение:

 

 

 

 

 

 

 

В результате увеличения времени оборота дебиторская задолженность сократилась на 5107,28 тыс. руб., а за счет увеличения объема продаж дебиторская задолженность возросла на 35294,99 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Результаты исследования показателей деятельности ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» показали, что у предприятия неустойчивое финансовое состояние. На предприятии необходим контроль над запасами, так как они составляют существенную часть активов баланса. Величина запасов возросла на 74,2 % в 2007 г.

Для осуществления контроля над запасами необходимо улучшить показатели источников средств для формирования запасов и затрат (ЗЗ).

Запасы представляют собой  один из важнейших факторов обеспечения  постоянства и непрерывности воспроизводства. Состояние и эффективность использования производственных запасов как самой значительной части оборотного капитала является одним из основных условий успешной деятельности предприятия.

Управление запасами - важная часть общей политики управления оборотными активами предприятия, основная цель которой - обеспечение бесперебойного процесса производства и реализации продукции при минимизации совокупных затрат по обслуживанию запасов. На предприятии образовался излишек запасов. Избыток запасов приводит к увеличению затрат на их хранение, росту налога на имущество, неполучению возможных доходов из-за замораживания финансовых ресурсов в запасах, потерям в результате физической порчи и моральному старению запасов и т.д.

Для снижения величины запасов  реализуем определенное их количество на сумму 500000 тыс. руб., тем самым  увеличив собственный капитал предприятия  на 500000 тыс. руб. Тогда показатели изменятся  следующим образом:

Таблица 21 – Показатели устойчивости после реализации части запасов

Показатель

2007

После принятия мер

Нормативные

значения

Запасы

1177367

677367

-

Текущие активы

1920897

1420897

-

СК

789578

1289578

-

СОС

174609

674609

-

СДП

371910

871910

-

ОИ

1507691

2007691

-

ЗЗ

1182671

682671

-

Ф(СОС)

-1008062

-8062

-

Ф(СДП)

-810761

189239

-

Ф(ОИ)

325020

1325026

-

Коэффициент текущей ликвидности

1,23

0,91

>2

Коэффициент промежуточной  ликвидности

0,48

0,59

>0,7

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,07

0,07

>0,2

Скорость оборота запасов

3,30

5,73

-

Время оборота запасов

111,61

63,70

-

Коэффициент финансовой устойчивости

0,39

0,72

>0,75

Коэффициент соотношения ЗК и СК

2,21

1,35

<1

Коэффициент автономии

0,31

0,63

>0,5

Коэффициент финансовой зависимости

0,15

1,58

<2

Коэффициент маневренности СК

0,22

0,50

<0,5

Коэффициент обеспеченности ОС

0,09

0,47

>0,1

Коэффициент обеспеченности запасов

0,15

0,99

0,6-0,8

Рентабельность СК

40,97

25,09

-


 

Как видно из таблицы, предлагаемая мера эффективна, т.к. все показатели либо достигли нормативных, либо приблизились к ним. Финансовое состояние предприятия  из неустойчивого превратилось финансовое состояние с нормальной устойчивостью.

Динамика показателей  представлена на рис. 24.

Рис. 24 – Динамика абсолютных показателей финансовой устойчивости

Другим возможным направлением улучшения деятельности предприятия  является разработка жесткой системы  контроля за материальными затратами.

В структуре затрат 2007 г. наибольший удельный вес имеют материальные затраты (64,53 %).

Контроль за материальными  затратами позволит снизить материалоемкость продукции и увеличить материалоотдачу. Снижение материальных затрат позволит снизить переменные затраты, себестоимость продукции и увеличить ее рентабельность.

В 2007 г. материальные затраты  составляли 2046345 тыс. руб. Предположим, что более жесткая система контроля затрат позволила снизить их до 2040000 тыс. руб. Рассчитаем изменения показателей. Расчет этого изменения представлен в табл. 22.

Таблица 22 – Изменение  показателей за счет снижения затрат

Показатель

2007 г.

После принятия мер

Материальные затраты, тыс. руб.

2046345

2040000

Переменные затраты, тыс. руб.

1334612

1328267

Себестоимость продукции  на 1 руб.

0,85

0,84

Материалоемкость

0,59

0,53

Материалоотдача

1,89

1,91

Рентабельность продукции

9,80

11,79


 

Расчеты показывают, что  данная мера также эффективна.

 

Анализ финансового состояния  показал, что одной из самых актуальных задач на предприятии является большие объемы дебиторской задолженности. Дебиторская задолженность предприятия в 2007 г. выросла более чем в 2 раза (на 216,23 %). Скорость оборачиваемости дебиторской задолженности сократилась с 6,62 в 2006 г. до 6,14 в 2007, а вот время оборота, напротив, возросло на 4,31 дня. Все это говорит о необходимости принятия мер по управлению дебиторской задолженностью.

Задачами управления дебиторской  задолженностью в компании должны стать:

- ограничение приемлемого уровня  дебиторской задолженности;

- выбор условий продаж, обеспечивающих  гарантированное поступление денежных средств;

- определение скидок или надбавок  для различных групп покупателей  с точки зрения соблюдения  ими платежной дисциплины;

- ускорение востребования долга;

- оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

Эффективными будут следующие  мероприятия по совершенствованию  системы управления дебиторской задолженностью:

- исключение из числа партнеров  предприятий с высокой степенью  риска;

- периодический пересмотр предельной  суммы кредита;

- использование возможности оплаты  дебиторской задолженности векселями,  ценными бумагами;

- формирование принципов расчетов  предприятия с контрагентами  на предстоящий период;

- выявление финансовых возможностей  предоставления предприятием товарного  (коммерческого кредита);

- определение возможной суммы  оборотных активов, отвлекаемых  в дебиторскую задолженность  по товарному кредиту, а также  по выданным авансам;

- формирование условий обеспечения  взыскания задолженности;

- формирование системы  штрафных санкций за просрочку  исполнения обязательств контрагентами;

- использование современных  форм рефинансирования задолженности;

- диверсификация клиентов с  целью уменьшения риска неуплаты  монопольным заказчиком.

Управление дебиторской  задолженностью по товарным операциям  – это часть общей политики организации по выбору условий реализации продукции на определенный период времени, оптимизации общего размера дебиторской  задолженности. Одной из причин возникновения дебиторской задолженности является заключение договоров с отсрочкой платежей.

Для снижения дебиторской  задолженности предприятию необходимо в кратчайшие сроки оптимизировать условия проводимых сделок. При заключении договоров на продажу продукции преимущественной должна стать предоплата.

В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

Информация о работе Методы и способы экономического анализа предприятия