Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 17:40, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что для большинства российских предприятий управление, основанное на прогнозировании деятельности становится одним из условий выживания и успешного функционирования. При этом обеспечение эффективности такого управления требует умения предвидеть вероятное будущее состояние предприятия и среды, в которой оно существует, вовремя предупредить возможные сбои и срывы в работе.. Это достигается с помощью прогнозирования как плановой, так и практической работы предприятия по всем направлениям его деятельности, и в частности, в области прогнозирования сбыта продукции (товаров, работ, услуг).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
1.
МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОБЪЕМА ПРОДАЖ………………
5
1.1.
Экономический смысл различных методов прогнозирования….
5
1.2.
Цели и задачи прогнозирования объема продаж………………...
9
2.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПО МЕТОДУ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ……….
15
2.1.
Исходная информация(6 вариант)………………………………...
15
2.2.
Составление прогноза по методу бюджетирования……………..
17
3.
ФИНАНСОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПО МЕТОДУ «ПРОЦЕНТА ОТ ПРОДАЖ»……………………………………………
23
3.1.
Исходная информация……………………………………………..
23
3.2.
Составление прогноза по методу «процента от продаж»………..
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
26
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………
3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… | 3 | |||
1. | МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОБЪЕМА ПРОДАЖ……………… | 5 | ||
| 1.1. | Экономический смысл различных методов прогнозирования…. | 5 | |
| 1.2. | Цели и задачи прогнозирования объема продаж………………... | 9 | |
2. | ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПО МЕТОДУ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ………. | 15 | ||
| 2.1. | Исходная информация(6 вариант)………………………………... | 15 | |
| 2.2. | Составление прогноза по методу бюджетирования…………….. | 17 | |
3. | ФИНАНСОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПО МЕТОДУ «ПРОЦЕНТА ОТ ПРОДАЖ»…………………………………………… |
23 | ||
| 3.1. | Исходная информация…………………………………………….. | 23 | |
| 3.2. | Составление прогноза по методу «процента от продаж»……….. | 24 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… | 26 | |||
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………… | 28 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что для большинства российских предприятий управление, основанное на прогнозировании деятельности становится одним из условий выживания и успешного функционирования. При этом обеспечение эффективности такого управления требует умения предвидеть вероятное будущее состояние предприятия и среды, в которой оно существует, вовремя предупредить возможные сбои и срывы в работе.. Это достигается с помощью прогнозирования как плановой, так и практической работы предприятия по всем направлениям его деятельности, и в частности, в области прогнозирования сбыта продукции (товаров, работ, услуг).
Многообразие проблем, возникающих при обеспечении жизнедеятельности предприятия и являющихся предметом прогнозирования, приводит к появлению большого количества разнообразных прогнозов, разрабатываемых на основе определенных методов прогнозирования. Поскольку современная экономическая наука располагает большим количеством разнообразных методов прогнозирования, каждый менеджер и специалист по планированию должен овладеть навыками прикладного прогнозирования, а руководитель, ответственный за принятие стратегических решений, должен к тому же уметь сделать правильный выбор метода прогнозирования.
Цель работы: рассмотреть методы прогнозирования объемов продаж. Исходя из поставленной цели, в данной работы сформулированы задачи, среди них:
сущность основных понятий в области прогнозирования;
признаки классификации, виды прогнозов объемов продаж и их краткая характеристика;
практические задания (вариант 6)
Информационную базу исследования, проведенного в курсовой работе составили работы таких авторов, как М.М. Алексеева, Б.Г. Мазманова, Е.М. Четыркин, Л.И. Бушуева, Е.А. Лобанова и др.
Таким образом, прогноз - это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или другой форме суждения о возможном состоянии объекта (в частности предприятия) и его среды в будущий период времени. Прогноз сбыта строится на основе анализа продаж товара в прошлом и их экстраполяции. В крупных розничных организациях прогнозирование сбыта объединяет в себе процессы планирования сверху вниз и снизу вверх. Планирование сверху вниз означает, что цели устанавливаются руководством организации и спускаются вниз по всем уровням иерархии. При планировании снизу вверх специалисты по закупкам и другие оперативные менеджеры определяют для себя цели по товарам и прибыли, а затем согласуют их с высшим руководством.
1. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОБЪЕМОВ ПРОДАЖ
1.1 Экономический смысл различных методов прогнозирования
Самым простым способом прогнозирования рыночной ситуации является экстраполяция, т.е. распространение тенденций, сложившихся в прошлом, на будущее. Л.И. Бушуева в своей статье отмечает, что сложившиеся объективные тенденции изменения экономических показателей в известной степени предопределяют их величину в будущем. К тому же многие рыночные процессы обладают некоторой инерционностью. Особенно это проявляется в краткосрочном прогнозировании. В то же время прогноз на отдаленный период должен максимально принимать во внимание вероятность изменения условий, в которых будет функционировать рынок.
Методы прогнозирования объема продаж можно разделить на три основные группы:
методы экспертных оценок;
методы анализа и прогнозирования временных рядов;
казуальные (причинно-следственные) методы.
Методы экспертных оценок основываются на субъективной оценке текущего момента и перспектив развития. Эти методы целесообразно использовать для конъюнктурных оценок, особенно в случаях, когда невозможно получить непосредственную информацию о каком-либо явлении или процессе.
Вторая и третья группы методов основаны на анализе количественных показателей, но они существенно отличаются друг от друга.
Методы анализа и прогнозирования динамических рядов связаны с исследованием изолированных друг от друга показателей, каждый из которых состоит из двух элементов: из прогноза детерминированной компоненты и прогноза случайной компоненты. Разработка первого прогноза не представляет больших трудностей, если определена основная тенденция развития и возможна ее дальнейшая экстраполяция. Прогноз случайной компоненты сложнее, так как ее появление можно оценить лишь с некоторой вероятностью.
В основе казуальных методов лежит попытка найти факторы, определяющие поведение прогнозируемого показателя. Поиск этих факторов приводит собственно к экономико-математическому моделированию — построению модели поведения экономического объекта, учитывающей развитие взаимосвязанных явлений и процессов. Следует отметить, что применение многофакторного прогнозирования требует решения сложной проблемы выбора факторов, которая не может быть решена чисто статистическим путем, а связана с необходимостью глубокого изучения экономического содержания рассматриваемого явления или процесса. И здесь важно подчеркнуть примат экономического анализа перед чисто статистическими методами изучения процесса.
Каждая из рассмотренных групп методов обладает определенными достоинствами и недостатками. Их применение более эффективно в краткосрочном прогнозировании, так как они в определенной мере упрощают реальные процессы и не выходят за рамки представлений сегодняшнего дня. Следует обеспечивать одновременное использование количественных и качественных методов прогнозирования.
Прогнозирование на основе экспертных данных.
Важно помнить, что при использовании экспертных данных имеет смысл оценивать только продажи на ближайший период, т. е., например, прогнозировать объем продаж на следующий месяц. Экспертные оценки объема продаж «через месяц-два», как правило, будут намного менее точны, чем полученные на основе анализа объективных данных, так как большинство людей при прогнозировании на длительный срок — тот, «который еще не скоро», — начинают чересчур творчески подходить к такой работе. В результате оптимисты оценки завышают, пессимисты — занижают, причем величину ошибки предсказать почти невозможно.
Один из методов обработки экспертных данных уже рассматривался в предыдущей главе. Его можно аналогично использовать и для обработки экспертных оценок объемов продаж в ближайшем периоде.
Иногда удается улучшить эту процедуру, если собирать от каждого эксперта (в том случае, если все они — сотрудники вашей компании) прогнозы объемов продаж по тому направлению, за которое он отвечает. Иными словами, менеджер по сбыту дает оценки своего объема продаж, руководитель группы продавцов — оценки объема продаж группы, менеджер продукта — оценки объема продаж своего продукта и т. п. Обработав полученные таким образом прогнозы продаж, можно вывести довольно достоверные.
Методы прогнозирования на основе данных об объемах Продаж в прошлых периодах описаны во многих учебниках и автоматизированы в большинстве компьютерных программ, имеющих отношение к продажам, маркетингу или планированию.
По мнениию Лобановой Е.А. При применении таких методов основное внимание стоит уделить:
1) сути применяемого метода, на каких предпосылках (ограничениях) он основан, для каких данных его стоит применять;
2) корректности используемых данных;
3) наличию сезонных колебаний в объеме продаж.
Если есть такая возможность, стоит обязательно проверить точность метода, попробовав спрогнозировать с его помощью известный вам объем продаж последнего периода на основе предыдущих данных. Не стоит сразу «браковать» метод, если результаты окажутся неудовлетворительными, — вполне возможно, что вы просто не до конца в нем разобрались
Также особенно аккуратно следует относиться к результатам прогнозирования по данному методу, если в объеме продаж вашей компании явно прослеживается быстрый рост или спад. Если рост объясняется тем, что вы обнаружили несколько новых сегментов клиентов, а спад — проблемами с производством, но в ближайшее время аналогичных «событий» не предвидится, то, скорее всего, и объем продаж прекратит быстро изменяться. Это может быть очевидно для вас, но вряд ли будет «очевидно» для применяемого метода, так как он использует для прогнозирования просто цифры, не имея представления об их экономической сути.
Прогнозирование на основе данных о показателях процессов детально описано Баззела Р.Д. В частности он пишет: « Что касается «воронки продаж» и ее модификаций, то их основная задача — управлять объемом продаж для достижения запланированных показателей, а не прогнозировать его. Другими словами, цель — не оценить возможный объем продаж, а получить информацию о том, какие управленческие воздействия надо произвести, чтобы реальный объем продаж с большей вероятностью совпал с запланированным. Метод прогнозирования на основе вероятностей является смешанным — он использует и объективные данные о процессах, и экспертные оценки вероятностей их успеха. Этот метод широко используется, и при наличии достаточного желания он может начать давать достаточно точные оценки».
Помимо этого, информация о показателях может быть использована и для более сложных методов прогнозирования, которые основываются на эконометрических моделях. Очевидно, что количество процессов на определенном этапе, так или иначе, влияет на объем продаж, но то же можно сказать и про количество закрытых за месяц определенных этапов, среднюю длительность различных этапов, среднюю длительность этапов и процессов по разным группам продуктов, по клиентам из разных сегментов и т. п. Характер влияния никогда нельзя узнать точно, более того, часто нельзя даже просто уверенно утверждать, есть ли значимое влияние или нет, но иногда с помощью математических методов анализа его можно выявить.
Последние методы прогнозирования — это методы будущего. Пока, их использование сильно ограничено отсутствием, как необходимой информации, так и необходимых знаний у тех, кто занимается прогнозированием. Тем не менее, в научной среде такие подходы уже начинают использоваться, а значит, лет через двадцать они станут широко распространенными и в бизнес-среде.
Прогнозирование на основе данных из четвертой группы может осуществляться по тем же принципам, что прогнозирование на основе экспертных данных и прогнозирование на основе данных