Межбюджетные отношения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Центральным вопросом межбюджетных отношений в стране является выравнивание финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении субъектов Российской Федерации. Из-за существующих территориальных различий в размещении и структуре отраслей экономики данная проблема носит объективный характер. Это связано со сверхвысокой концентрацией основной массы промышленного производства, финансовых возможностей налогоплательщиков в ограниченном числе регионов страны, что приводит к высокой дифференциации в налоговой базе регионов.

Файлы: 1 файл

курсовик финансы Дальгау 2011.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

 

Центральным вопросом межбюджетных отношений в стране является выравнивание финансовых ресурсов, имеющихся в  распоряжении субъектов Российской Федерации. Из-за существующих территориальных  различий в размещении и структуре  отраслей экономики данная проблема носит объективный характер. Это связано со сверхвысокой концентрацией основной массы промышленного производства, финансовых возможностей налогоплательщиков в ограниченном числе регионов страны, что приводит к высокой дифференциации в налоговой базе регионов.

Традиционно совершенствование  межбюджетных отношений является одним  из основных направлений бюджетной  политики РФ. Современный этап развития межбюджетных отношений в Российской Федерации подчинен задачам посткризисной  стабилизации доходной базы бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований; обеспечения безусловного и в полном объеме исполнения расходных обязательств данных публично-правовых образований; повышения ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за объем и качество оказываемых государственных и муниципальных услуг; создания стимулов субъектов РФ и муниципальных образований к повышению качества бюджетного процесса и обеспечению эффективности управления бюджетными средствами.

Одним из ключевых инструментов управления межбюджетными отношениями, позволяющих решать указанные задачи, выступают межбюджетные субсидии. Долевое финансирование и целевой характер отличают субсидию от иных форм межбюджетных трансфертов.

По своему содержанию межбюджетные субсидии сочетают регулирующую и стимулирующую функции. Принцип долевого финансирования направлен на мотивацию его получателя в принятии и исполнении софинансируемых расходных обязательств. Через условия софинансирования формулируются требования к органам государственной власти и органам местного самоуправления по соблюдению необходимых показателей формирования бюджетов, применению новых форм организации бюджетных отношений, повышению эффективности использования бюджетных средств и др.

На разных этапах развития межбюджетных отношений в Российской Федерации межбюджетное субсидирование было направлено на мотивацию органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления к решению различных задач: в период с 2001 г. - на расширение состава расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований в приоритетных для Российской Федерации направлениях (прежде всего социального назначения); с 2004 г. - на реформирование региональных и муниципальных финансов и обеспечение эффективности управления бюджетными средствами; с 2009 г. - на повышение качества организации бюджетного процесса и активизацию применения инструментов бюджетирования, ориентированных на результат.

Особенность организации  межбюджетного субсидирования в  Российской Федерации проявляется в интеграции территориального и отраслевого распределения государственных финансовых ресурсов. Через механизм межбюджетного перераспределения средств осуществляется государственная финансовая поддержка субъектов хозяйствования отдельных отраслей (преимущественно находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ). В частности, обязательства Российской Федерации по государственной поддержке сельского хозяйства, субъектов малого и среднего предпринимательства реализуются через обязательства по предоставлению субсидий субъектам РФ на реализацию данных мероприятий. Аналогично, через механизм межбюджетного субсидирования осуществляется финансовое обеспечение обязательств по государственной финансовой поддержке определенных категорий граждан и организаций социального назначения.

Таким образом, субсидии бюджетам являются инструментом регулирования  территориального, отраслевого и  социального развития. Целевая направленность субсидий позволяет оказывать воздействие  не только на мотивацию органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправлении в обеспечении финансовой поддержки приоритетных отраслей и социальных объектов, но и на заинтересованность субъектов хозяйствования в осуществлении определенных расходов и программ.

Принцип разграничения  доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами  бюджетной системы РФ, содержание которого раскрыто в бюджетном кодексе, является основой построения межбюджетных отношений.

Одним из основных элементов системы межбюджетных отношений, наряду с разграничением расходных полномочий и доходных источников, является финансовая помощь нижестоящим бюджетам из бюджетов вышестоящего уровня бюджетной системы. Исторически сложившаяся неоднородность размещения производственных комплексов на территории России и острый экономический кризис привели к усилению межрегиональной дифференциации и появлению территорий, характеризующихся устойчивым и глубоким спадом в основных отраслях экономики и резким снижением уровня жизни населения. Результаты опубликованных исследований убедительно свидетельствуют об усилении неоднородности экономического пространства страны за годы рыночных преобразований, причем интенсивность нарастания негативных тенденций такова, что под угрозой оказывается политико-социальное единство государства. В этой связи проблема межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов приобрела сегодня особую актуальность, однако на законодательном уровне понятие финансовой помощи не закреплено.

Целью настоящей работы является анализ понятий: межбюджетные отношения, выравнивание бюджетной обеспеченности, разграничение доходов и расходов между бюджетами разного уровня, межбюджетные трансферты, распределение средств регионального фонда финансовой поддержки, выявление проблем в рассматриваемых категориях и пути их решения.

Исходя из цели поставлены задачи:

- изучение сущности и принципов межбюджетных отношений;

- исследование понятий  вертикального и горизонтального  выравнивания;

- Исследование межбюджетных  отношений в Амурской области;

- изучение порядка  разграничения доходов и расходов  между бюджетами разных уровня;

- изучение порядка  распределения средств регионального  фонда финансовой поддержки муниципальных  районов и округов;

- выявление проблем  построения и регулирования межбюджетных отношений и путей их совершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

1.1 Определение  и принципы межбюджетных отношений

 

Межбюджетные отношения - отношения между органами государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Межбюджетные отношения основываются на принципах:

распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной  системы Российской Федерации;

разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным  нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

равенства бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

выравнивания уровней минимальной  бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований;

равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с  федеральным бюджетом, равенства  местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

В основу межбюджетных отношений  положены следующие принципы отношений  между различными уровнями власти:

а) распределение и закрепление  расходов бюджетов за определенными  уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

б) разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по единым нормативам доходов по уровням бюджетной  системы РФ;

в) равенство бюджетных прав субъектов  РФ, бюджетных прав муниципальных  образований;

г) выравнивание уровней минимальной  бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований. Вместо понятия бюджетной  обеспеченности в настоящей редакции Бюджетного кодекса РФ используется понятие уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации (местного бюджета), определяемого соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема бюджетных услуг в расчете на одного жителя.

Межбюджетные отношения  как правовой институт представляют собой совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Сущность и содержание межбюджетных отношений раскрываются в определении, которое содержится в Бюджетном кодексе РФ (ст. 6), где межбюджетные отношения определены как "взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса".

Из данного определения следует, что публично-правовые образования  вступают в определенные отношения  по вопросам регулирования бюджетных  отношений и бюджетного процесса. Следовательно, субъектами межбюджетных правоотношений являются публично-правовые образования, а объектом - регулирование бюджетных отношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Законодатель не уточняет конкретных вопросов "регулирования бюджетных  правоотношений", но поскольку межбюджетные отношения - это вид бюджетных правоотношений, в любом случае речь идет о бюджете.

Регулирование бюджетных  отношений предполагает их упорядочение, направление и развитие в процессе функционирования бюджетов. По смыслу Бюджетного кодекса РФ необходимость в таком регулировании обусловлена федеративным устройством России. Поскольку межбюджетные отношения обеспечивают территориальное перераспределение финансовых ресурсов и оказывают непосредственное воздействие на социально-экономическое развитие регионов, правовое регулирование межбюджетных отношений реализует конституционные права граждан. Кроме того, необходимость в регулировании межбюджетных отношений возникает в основном тогда, когда у органов власти нижестоящего территориального уровня при формировании бюджетов по объективным причинам не хватает средств от доходных источников, закрепленных на постоянной основе полностью или частично, для обеспечения минимально необходимых расходов в соответствии с возложенными на них функциями и полномочиями.

Регулирование бюджетных  правоотношений в аспекте межбюджетных отношений предполагает функционирование отношений:

а) с таким объектом, как бюджетные средства, которые  подлежат распределению (дотации, межбюджетные трансферты и др.). Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования;

б) процессуального, организационного характера (закрепление доходов  бюджетов разных уровней, их распределение  и разграничение расходных полномочий, контроль над движением бюджетных  средств). Так, распределение доходов, лежащее в основе межбюджетных отношений, представляет собой передачу органами государственной власти и органами местного самоуправления доходов, закрепленных за бюджетами, в иные бюджеты бюджетной системы РФ по нормативам отчислений, устанавливаемым на постоянной основе или на очередной финансовый год. В отличие от разграничения доходов между бюджетами, которое относится к компетенции только федеральных органов государственной власти, распределять доходы между бюджетами могут органы государственной власти обоих уровней и органы местного самоуправления муниципальных районов.

Основополагающим принципом  формирования бюджетов является их самостоятельность, выражающаяся в наличии собственных  источников доходов и права самостоятельно определять расходование средств. Однако часто бюджетам более низких уровней не хватает средств для реализации стоящих перед ними задач, и тогда вышестоящие бюджеты могут направлять дополнительные финансовые средства (источники доходов) нуждающимся бюджетам, что позволяет более рационально и эффективно использовать финансовые ресурсы в масштабе всего государства. Основу механизма бюджетного регулирования, с помощью которого федеральные, региональные и местные органы власти выполняют свои полномочия, составляет правовое закрепление определенного порядка финансовых потоков по уровням бюджетной системы государства и организация экономических отношений, возникающих по этому поводу.

Итак, сформировать местный  бюджет исключительно за счет собственных  источников доходов абсолютное большинство муниципальных образований не в состоянии. Различия между муниципальными образованиями очень велики, и уровни доходов, которыми обладают разные территории, также сильно различаются - по оценкам экспертов, в десятки, а то и сотни раз. Поэтому постоянно возникает необходимость в "переделе" финансовых ресурсов, и он осуществляется с помощью механизма межбюджетных отношений. Такие отношения позволяют:

Информация о работе Межбюджетные отношения в России