Межбюджетные отношения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Центральным вопросом межбюджетных отношений в стране является выравнивание финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении субъектов Российской Федерации. Из-за существующих территориальных различий в размещении и структуре отраслей экономики данная проблема носит объективный характер. Это связано со сверхвысокой концентрацией основной массы промышленного производства, финансовых возможностей налогоплательщиков в ограниченном числе регионов страны, что приводит к высокой дифференциации в налоговой базе регионов.

Файлы: 1 файл

курсовик финансы Дальгау 2011.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

- провести распределение  и закрепление расходов бюджетов  по определенным уровням бюджетной  системы Российской Федерации;

- разграничить на постоянной  основе и распределить по временным  нормативам регулирующие доходы  по уровням бюджетной системы  Российской Федерации;

- гарантировать равенство  бюджетных прав муниципальных  образований, а также равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации;

- осуществить выравнивание  уровней минимальной бюджетной  обеспеченности муниципальных образований;

- разграничить доходы  и расходы между бюджетами  разных уровней.

Таким образом, можно предложить следующее определение: межбюджетные отношения - это взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Очевидно, что если попробовать отказаться вообще от межбюджетных отношений, то многие муниципальные образования окажутся совершенно без ресурсов, тогда как отдельные станут "сверхобеспеченными". Чтобы этого избежать, государству необходимо изымать часть доходов в бюджеты более высокого уровня и перераспределять их между муниципальными образованиями с помощью дотаций, субсидий и субвенций.

1.2 Вертикальное  и горизонтальное выравнивание  бюджетной обеспеченности

В российском бюджетном  законодательстве термин "выравнивание" впервые употребляется в Бюджетном кодексе РФ. В финансово-правовой и экономической науке категория "бюджетное выравнивание" (сбалансированность) рассматривается в двух формах: как вертикальное и горизонтальное выравнивание. Методы бюджетного выравнивания зависят от его формы. Так, методы вертикального выравнивания обусловлены "вертикальным" устройством бюджетной системы и направлены на устранение несоответствий между расходными функциями и доходными полномочиями соответствующих уровней власти.

С помощью методов  горизонтального выравнивания решаются важнейшие задачи бюджетной политики Российской Федерации: задача обеспечения каждому гражданину России гарантированных государством услуг и благ вне зависимости от экономического положения того или иного субъекта Федерации или муниципального образования, повышения их качества и доступности, задача формирования благоприятного предпринимательского климата, обеспечения социальной стабильности.

Процесс горизонтального  бюджетного выравнивания состоит в  распределении и перераспределении доли финансовых ресурсов, получаемых из вышестоящего бюджета, между нижестоящими бюджетами. Методами бюджетного выравнивания здесь будут регулирующие налоги, возмещение расходов, связанных с передачей расходных полномочий или принятием решений, вызвавших дополнительные расходы или потери доходов других бюджетов, передача средств в форме прямой финансовой помощи (поддержки). Таким образом, финансовая помощь - один из методов горизонтального бюджетного выравнивания.

Однако, по мнению некоторых  специалистов, горизонтальное выравнивание и предоставление финансовой помощи - одно и то же.

В Бюджетном кодексе РФ используется понятие "бюджетное выравнивание", которое необходимо рассматривать как часть бюджетного регулирования. Под бюджетным выравниванием понимается процесс, осуществляемый органами власти вышестоящего уровня с целью сглаживания различий в уровнях социально-экономического развития нижестоящих территорий для обеспечения их гражданам государственных гарантий на определенном, минимально допустимом уровне. Бюджетное регулирование включает в себя выравнивание бюджетной обеспеченности и стимулирование деятельности органов власти.

Государственные и муниципальные  образования одного уровня развиты неодинаково и имеют разные возможности для мобилизации налогов и сборов. Поэтому главной задачей бюджетного выравнивания ставится выделение менее благополучным из них таких средств, которые увеличат доходы их бюджетов до уровня обеспечения расходов в расчете на одного жителя, примерно равного расходам государственных и муниципальных образований среднего достатка.

Межбюджетное регулирование  не ограничивается выравниванием бюджетной  обеспеченности территориальных образований, где она меньше минимально необходимого уровня. В его функции входит также возмещение бюджетам дополнительных расходов или потерь доходов, вызванных решениями, принятыми органами власти другого уровня, и возможное долевое участие бюджетов вышестоящего уровня в расходах нижестоящих бюджетов с учетом стимулирования приоритетных (наиболее социально значимых) с позиции вышестоящих органов власти направлений расходования средств этих бюджетов.

Таким образом, механизм бюджетного регулирования представляет собой совокупность методов (в том числе правовых) и средств, при помощи которых государство воздействует на процессы формирования и использования бюджетных ресурсов. При этом данный механизм оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие страны.

Межбюджетное регулирование осуществляется, как правило, органами власти вышестоящего уровня путем, как уже отмечалось, вертикального (между разными звеньями бюджетной системы) и горизонтального (в разрезе бюджетов одного и того же звена бюджетной системы) выравнивания бюджетной обеспеченности территориальных образований, у которых она ниже минимально необходимого уровня.

Выравнивание бюджетной  обеспеченности субъекта Российской Федерации  осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе  федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации распределяются между субъектами Федерации, расчетная  бюджетная обеспеченность консолидированных  бюджетов которых не превышает уровень расчетной бюджетной обеспеченности данных субъектов, определенный в качестве критерия предоставления указанных дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации по методике, утверждаемой в соответствии с федеральным законом.

При этом использование  при определении расчетной бюджетной  обеспеченности субъекта Российской Федерации  показателей фактических доходов  и расходов за отчетный период и (или) показателей прогнозируемых на плановый период доходов и расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации не допускается.

Распределение дотаций  из Федерального фонда финансовой поддержки  субъектов Российской Федерации  утверждается федеральным законом  о федеральном бюджете на соответствующий  год;

д) равенство всех бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Как указывают специалисты, мировой опыт демонстрирует отсутствие идеальной для всех стран модели межбюджетных отношений в силу огромного влияния политики и исторических традиций на бюджетно-налоговое устройство разных стран. Правильная организация процесса регулирования межбюджетных отношений способна обеспечить относительное выравнивание условий социально-экономического развития федеративного государства. Правовому регулированию межбюджетных отношений отведена не последняя роль.

1.3 Межбюджетные отношения в субъектах РФ

Правовую основу межбюджетных отношений в области составляют Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав (основной Закон) Амурской области, и иные законы и нормативные правовые акты области, регулирующие межбюджетные отношения.

Законы и нормативные правовые акты области, регулирующие межбюджетные отношения, не могут противоречить федеральному законодательству и настоящему закону.

Установлен единый норматив отчислений в бюджеты муниципальных районов от налога на доходы физических лиц в размере 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета области от указанного налога. Установлен единый норматив отчислений в бюджеты городских округов от налога на доходы физических лиц в размере 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета области от указанного налога. Распределение между поселениями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений осуществляется в соответствии с методикой согласно приложению N 1.

Распределение между муниципальными районами (городскими округами) дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) осуществляется в соответствии с методикой согласно приложению N 2.

Перераспределение дотаций между  бюджетами муниципальных районов (городских округов) в течение  финансового года не допускается.

Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции управления в сфере финансов, размещает перечень исходных данных, необходимых для проведения расчетов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) на очередной финансовый год, на официальном сайте Правительства области в сети Интернет и проводит сверку указанных данных в порядке и сроки, устанавливаемые нормативным правовым актом Правительства области.

Внесение изменений  в исходные данные для проведения расчетов распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) на очередной финансовый год после проведения сверки не допускается.

В случае согласия представительного  органа муниципального образования  заменить дотацию (часть дотации) на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц решение представительного органа муниципального образования о замене дотации или части дотации (с указанием доли) на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц представляется в установленный для проведения сверки исходных данных срок в исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции управления в сфере финансов.

Дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц  устанавливаются на три года.

Районный фонд финансовой поддержки  поселений на очередной финансовый год образуется в составе районного бюджета в размере не менее чем 85% объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района на текущий финансовый год.

Распределение между поселениями  средств дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района осуществляется в соответствии с методикой согласно приложению N 3.

Перераспределение дотаций между бюджетами поселений в течение финансового года не допускается.

Субсидии областному бюджету из местных бюджетов предоставляются  ежемесячно, не позднее 15-го числа, в  размере одной двенадцатой от общего размера субсидии из местного бюджета, установленного законом области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Дотации на поддержку мер по обеспечению  сбалансированности местных бюджетов из областного бюджета бюджетам муниципальных  районов (городских округов) предоставляются  при выполнении условий соглашения по оздоровлению местного бюджета, заключенного исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции управления в сфере финансов, и муниципальным образованием, в случаях:

1) неисполнения местных бюджетов  в связи с выпадающими доходами местных бюджетов по причинам, не зависящим от деятельности органов местного самоуправления;

2) обеспечения мер по сбалансированности  местных бюджетов в процессе  их исполнения;

3) принятия нормативных правовых  актов Российской Федерации и  области, приводящих к изменению объема расходов местных бюджетов.

Объем дотации на поддержку мер  по обеспечению сбалансированности местных бюджетов утверждается законом  области об областном бюджете  на очередной финансовый год.

Распределение дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов между муниципальными районами (городскими округами) производится исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции управления в сфере финансов, по единой методике, утвержденной Правительством области, и представляется Правительству области для утверждения.

В случае достижения муниципальными районами (городскими округами) наилучших  значений показателей качества управления органов местного самоуправления им предоставляется дотация на поощрение достижения наилучших значений показателей качества управления органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Объем дотации на поощрение достижения наилучших значений показателей качества управления органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов утверждается законом области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Показатели качества управления органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов устанавливаются Правительством области.

Распределение дотации  на поощрение достижения наилучших  значений показателей качества управления органов местного самоуправления между  муниципальными районами (городскими округами) производится исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере управления экономикой, по методике, утвержденной Правительством области, и представляется Правительству области для утверждения.

В случаях и порядке, предусмотренных законом области  об областном бюджете на очередной финансовый год и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства области, муниципальным районам (городским округам) предоставляется дотация на доведение финансовой помощи до уровня текущего года. Распределение между муниципальными районами (городскими округами) дотации на доведение финансовой помощи до уровня текущего года устанавливается законом области об областном бюджете на очередной финансовый год. Размер дотации на доведение финансовой помощи до уровня текущего года муниципальному району (городскому округу) на очередной финансовый год устанавливается в размере, необходимом для доведения финансовой помощи на очередной финансовый год до 80% финансовой помощи текущего года и для обеспечения реализации первоочередных расходных обязательств органов местного самоуправления.

Информация о работе Межбюджетные отношения в России