Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:17, курсовая работа
Центральным вопросом межбюджетных отношений в стране является выравнивание финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении субъектов Российской Федерации. Из-за существующих территориальных различий в размещении и структуре отраслей экономики данная проблема носит объективный характер. Это связано со сверхвысокой концентрацией основной массы промышленного производства, финансовых возможностей налогоплательщиков в ограниченном числе регионов страны, что приводит к высокой дифференциации в налоговой базе регионов.
К первоочередным расходным обязательствам органов местного самоуправления следует относить расходы:
1) на оплату труда
и на начисления выплаты по
оплате труда работников
2) на оплату коммунальных услуг
и приобретение котельно-
4. В случае достижения
Право на получение дотации на поощрение достижения наилучших значений показателей благоустройства имеют сельские и городские поселения (за исключением городских округов). Объем дотации на поощрение достижения наилучших значений показателей благоустройства утверждается законом области об областном бюджете.
Показатели деятельности
органов местного самоуправления в
сфере благоустройства
В случае принятия закона области о преобразовании муниципальных образований путем объединения поселений по инициативе органов местного самоуправления, бюджету объединенных поселений предоставляется грант в форме дотации на стимулирование укрупнения муниципальных образований.
Право на получение дотации
на стимулирование укрупнения муниципальных
образований имеют вновь
Из областного бюджета местным бюджетам предоставляются следующие виды субсидий:
1) субсидии бюджетам муниципальных районов для формирования районных фондов финансовой поддержки поселений и бюджетам городских округов для финансового обеспечения решения вопросов местного значения поселений, распределение которых производится в соответствии с методикой согласно приложению N 8.
2) субсидии бюджетам
муниципальных районов (
3) субсидии бюджетам муниципальных районов (городских округов)
- на софинансирование расходов на ремонт объектов социально-культурной сферы,
- распределение которых производится в соответствии с методикой;
4) иные субсидии.
Субсидии бюджетам муниципальных районов для формирования районных фондов финансовой поддержки поселений и бюджетам городских округов для финансового обеспечения решения вопросов местного значения поселений:
1) переданные бюджетам
муниципальных районов - используются
на образование районного
2) переданные бюджетам городских округов - используются на исполнение полномочий по вопросам местного значения поселений.
Субсидии бюджетам муниципальных
районов (городских округов) на софинансирование
расходов по оплате коммунальных услуг
и приобретению котельно-печного
топлива муниципальных
1) на оплату оказанных муниципальным бюджетным учреждениям коммунальных услуг предприятиями и организациями жилищно-коммунального хозяйства и оплату котельно-печного топлива;
2) на предоставление
межбюджетных трансфертов
Субсидии бюджетам муниципальных районов (городских округов) на софинансирование расходов на ремонт объектов социально-культурной сферы направляются:
1) на капитальный ремонт,
реконструкцию и ремонт
2) на предоставление
межбюджетных трансфертов
Условия предоставления и расходования указанных субсидий устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства области. Распределение между муниципальными образованиями указанных субсидий из областного бюджета утверждается законом области об областном бюджете. Цели и условия предоставления и расходования иных субсидий из областного фонда софинансирования расходов, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и методика их распределения между муниципальными образованиями устанавливаются законами области и (или) нормативными правовыми актами Правительства области. Решение об отказе полностью или частично от получения в очередном финансовом году межбюджетных трансфертов из областного бюджета (за исключением субвенций) или от налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений принимается представительным органом муниципального образования не позднее 1 сентября текущего финансового года. В случае принятия представительным органом указанного решения предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами ограничения и меры в очередном финансовом году применяются исходя из расчетного сокращения доли межбюджетных трансфертов из областного бюджета (за исключением субвенций) и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в собственных доходах местного бюджета, определенного им путем отнесения к одному или распределения между несколькими из трех последних отчетных финансовых лет общей величины уменьшаемых межбюджетных трансфертов (налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в очередном финансовом году.
2 ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1 Разграничение доходов и расходов между бюджетами разного уровня
Вторым принципом бюджетной системы Российской Федерации, содержащимся в ст. 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Действующее законодательство не использует понятия "закрепленные доходы" и "регулирующие доходы", которые ранее существовали в бюджетном законодательстве. В настоящее время все доходы разграничены между уровнями бюджетов бюджетной системы и закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации на постоянной основе. В ст. 50 и 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержатся исчерпывающие перечни налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета. В ст. 56 и 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержатся исчерпывающие перечни налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, а в ст. 61, 61.1, 61.2, 62 содержатся перечни налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов. Налоговые доходы в перечисленных статьях закреплены в процентных отчислениях в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации. Согласно вышеназванным статьям Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от региональных налогов, установленные в ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации, зачисляются в региональные бюджеты в полном объеме - 100%, а доходы от федеральных налогов - в разных процентных соотношениях. Например, налог на доходы физических лиц зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации по нормативу 70%. Доходы от местных налогов также зачисляются в местные бюджеты в размере 100%, а доходы от федеральных бюджетов - по определенному процентному нормативу. Например, налог на доходы физических лиц зачисляется в местные бюджеты по нормативу 10%.
Такое жесткое нормативное (законодательное)
закрепление доходов бюджетов всех
уровней бюджетной системы
Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований. Органы государственной власти разных уровней бюджетной системы Российской Федерации и органы местного самоуправления обладают определенными полномочиями по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств каждый в определенных пределах. Бюджетные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления установлены в ст. 7, 8, 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации не вправе формировать и осуществлять бюджеты субъектов Российской Федерации, определять направления расходования средств региональных бюджетов, вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по формированию доходной части бюджетов и осуществлению расходных полномочий.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации также не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по формированию доходной части бюджетов и осуществлению расходных полномочий.
Формирование и расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляют органы управления государственными внебюджетными фондами. Органы управления государственными внебюджетными фондами обладают самостоятельностью в осуществлении полномочий по формированию бюджетов внебюджетных фондов и расходованию средств таких бюджетов. Органы государственной власти (местного самоуправления) не должны вмешиваться в компетенцию органов управления государственными внебюджетными фондами. Вместе с тем существуют исключения из правила невмешательства одних органов власти в деятельность других органов власти и органов управления государственными внебюджетными фондами. Таким исключением являются межбюджетные трансферты, которые представляют собой средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, могут перечисляться другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. В этом случае органы государственной власти одного уровня бюджетной системы вправе устанавливать порядок, условия и направления расходования межбюджетных трансфертов.
Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе возлагать на юридических и физических лиц финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации любой бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, что предопределяет публично-правовую природу отношений, связанных с формированием и исполнением бюджетов, а также характер правового регулирования, особенности разграничения предметов ведения и полномочий в финансово-бюджетной сфере между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Полномочия по формированию доходов и осуществлению расходов, утверждению источников финансирования дефицитов являются исключительной прерогативой публично-правовых образований, которыми являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Публично-правовые образования не вправе перекладывать свои обязательства по обеспечению доходной и расходной части соответствующего бюджета на юридических и физических лиц. Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами также не вправе перекладывать свои обязанности на юридических и физических лиц. Это правило закреплено и подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации, в котором отмечается недопустимость произвольного отказа государства от выполнения своих публично-правовых обязательств.
2.2 Формы финансовой помощи бюджетам субъектов из федерального бюджета
Бюджетный кодекс РФ определяет формы и условия предоставления финансовой помощи в ст. ст. 44, 133 - 141, причем, как справедливо было отмечено Ю.В. Друговой, существует противоречие между положениями ст. 44 и ст. 133. В первой из названных статей финансовая помощь определяется как безвозмездная и безвозвратная передача средств, тогда как в ст. 133 в качестве одной из форм финансовой помощи названа бюджетная ссуда, предоставляемая на возвратной (а иногда и возмездной) основе. В этой связи указанный автор предлагает изложить ст. 44 Бюджетного кодекса РФ в следующей редакции: финансовая помощь - это передача денежных средств бюджету другого уровня бюджетной системы как на безвозвратной и безвозмездной основе (дотация, субвенция, субсидия), так и на возвратной и возмездной (безвозмездной) основе (бюджетная ссуда). Я согласна с необходимостью устранения противоречий в статьях основного бюджетного закона, но считаю, что понятие финансовой помощи должно быть включено в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ "Понятие и термины, применяемые в настоящем Кодексе", а не в ст. 44, которая находится в главе "Общие положения о доходах бюджетов" и рассматривает финансовую помощь с точки зрения формирования доходной части бюджета нижестоящего уровня бюджетной системы. Кроме того, предложенное определение сужает перечень форм финансовой помощи, не упоминая о предоставлении бюджетных кредитов.