Межбюджетные отношения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Центральным вопросом межбюджетных отношений в стране является выравнивание финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении субъектов Российской Федерации. Из-за существующих территориальных различий в размещении и структуре отраслей экономики данная проблема носит объективный характер. Это связано со сверхвысокой концентрацией основной массы промышленного производства, финансовых возможностей налогоплательщиков в ограниченном числе регионов страны, что приводит к высокой дифференциации в налоговой базе регионов.

Файлы: 1 файл

курсовик финансы Дальгау 2011.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

К первоочередным расходным  обязательствам органов местного самоуправления следует относить расходы:

1) на оплату труда  и на начисления выплаты по  оплате труда работников муниципальных  учреждений, финансируемых за счет средств районного (городского) бюджета и бюджетов поселений;

2) на оплату коммунальных услуг  и приобретение котельно-печного  топлива муниципальными учреждениями, финансируемыми за счет средств  районного (городского) бюджета и  бюджетов поселений.

4. В случае достижения муниципальными  образованиями наилучших значений  показателей деятельности органов  местного самоуправления в сфере  благоустройства территории поселения  им предоставляется дотация на  поощрение достижения наилучших  значений показателей благоустройства.

Право на получение дотации на поощрение  достижения наилучших значений показателей  благоустройства имеют сельские и городские поселения (за исключением  городских округов). Объем дотации на поощрение достижения наилучших значений показателей благоустройства утверждается законом области об областном бюджете.

Показатели деятельности органов местного самоуправления в  сфере благоустройства территории поселения, методика распределения  дотации на поощрение достижения наилучших значений показателей благоустройства устанавливаются Правительством области. Распределение дотации на поощрение достижения наилучших значений показателей благоустройства между поселениями осуществляется исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере формирования и реализации на территории области единой внутренней политики с органами государственной власти области, органами местного самоуправления, до 15 ноября года, следующего за отчетным, и представляется Правительству области для утверждения.

В случае принятия закона области о преобразовании муниципальных  образований путем объединения  поселений по инициативе органов  местного самоуправления, бюджету объединенных поселений предоставляется грант в форме дотации на стимулирование укрупнения муниципальных образований.

Право на получение дотации  на стимулирование укрупнения муниципальных  образований имеют вновь образованные путем объединения поселений  сельские (городские) поселения. Объем дотации на стимулирование укрупнения муниципальных образований утверждается законом области об областном бюджете на очередной финансовый год. Распределение между сельскими (городскими) поселениями дотации на стимулирование укрупнения муниципальных образований устанавливается законом области об областном бюджете на очередной финансовый год в соответствии с методикой к Закону.

Из областного бюджета  местным бюджетам предоставляются  следующие виды субсидий:

1) субсидии бюджетам  муниципальных районов для формирования районных фондов финансовой поддержки поселений и бюджетам городских округов для финансового обеспечения решения вопросов местного значения поселений, распределение которых производится в соответствии с методикой согласно приложению N 8.

2) субсидии бюджетам  муниципальных районов (городских  округов) на софинансирование расходов по оплате коммунальных услуг и приобретению котельно-печного топлива муниципальных бюджетных учреждений, распределение которых производится в соответствии с методикой согласно приложению N 9.

3) субсидии   бюджетам   муниципальных   районов (городских округов)

- на софинансирование расходов на ремонт объектов социально-культурной сферы,

- распределение  которых  производится  в  соответствии  с методикой;

4) иные субсидии.

Субсидии бюджетам муниципальных  районов для формирования районных фондов финансовой поддержки поселений  и бюджетам городских округов  для финансового обеспечения решения вопросов местного значения поселений:

1) переданные бюджетам  муниципальных районов - используются  на образование районного фонда  финансовой поддержки поселений;

2) переданные бюджетам  городских округов - используются  на исполнение полномочий по вопросам местного значения поселений.

Субсидии бюджетам муниципальных  районов (городских округов) на софинансирование расходов по оплате коммунальных услуг  и приобретению котельно-печного  топлива муниципальных бюджетных  учреждений направляются:

1) на оплату оказанных муниципальным бюджетным учреждениям коммунальных услуг предприятиями и организациями жилищно-коммунального хозяйства и оплату котельно-печного топлива;

2) на предоставление  межбюджетных трансфертов бюджетам  поселений на оплату оказанных  муниципальным бюджетным учреждениям коммунальных услуг предприятиями и организациями жилищно-коммунального хозяйства и оплату котельно-печного топлива.

Субсидии бюджетам муниципальных  районов (городских округов) на софинансирование расходов на ремонт объектов социально-культурной сферы направляются:

1) на капитальный ремонт, реконструкцию и ремонт объектов  социально-культурной сферы, финансируемых  за счет средств районного  бюджета;

2) на предоставление  межбюджетных трансфертов бюджетам  поселений на капитальный ремонт, реконструкцию и ремонт объектов социально-культурной сферы, финансируемых за счет средств бюджетов поселений.

Условия предоставления и расходования указанных субсидий устанавливаются нормативными правовыми  актами Правительства области. Распределение между муниципальными образованиями указанных субсидий из областного бюджета утверждается законом области об областном бюджете. Цели и условия предоставления и расходования иных субсидий из областного фонда софинансирования расходов, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и методика их распределения между муниципальными образованиями устанавливаются законами области и (или) нормативными правовыми актами Правительства области. Решение об отказе полностью или частично от получения в очередном финансовом году межбюджетных трансфертов из областного бюджета (за исключением субвенций) или от налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений принимается представительным органом муниципального образования не позднее 1 сентября текущего финансового года. В случае принятия представительным органом указанного решения предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами ограничения и меры в очередном финансовом году применяются исходя из расчетного сокращения доли межбюджетных трансфертов из областного бюджета (за исключением субвенций) и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в собственных доходах местного бюджета, определенного им путем отнесения к одному или распределения между несколькими из трех последних отчетных финансовых лет общей величины уменьшаемых межбюджетных трансфертов (налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в очередном финансовом году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ  И РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ  ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ И ПУТИ  ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 

2.1 Разграничение доходов и расходов между бюджетами разного уровня

Вторым принципом бюджетной  системы Российской Федерации, содержащимся в ст. 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип разграничения  доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами  бюджетной системы Российской Федерации  означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Действующее законодательство не использует понятия "закрепленные доходы" и "регулирующие доходы", которые ранее существовали в бюджетном законодательстве. В настоящее время все доходы разграничены между уровнями бюджетов бюджетной системы и закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации на постоянной основе. В ст. 50 и 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержатся исчерпывающие перечни налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета. В ст. 56 и 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержатся исчерпывающие перечни налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, а в ст. 61, 61.1, 61.2, 62 содержатся перечни налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов. Налоговые доходы в перечисленных статьях закреплены в процентных отчислениях в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации. Согласно вышеназванным статьям Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от региональных налогов, установленные в ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации, зачисляются в региональные бюджеты в полном объеме - 100%, а доходы от федеральных налогов - в разных процентных соотношениях. Например, налог на доходы физических лиц зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации по нормативу 70%. Доходы от местных налогов также зачисляются в местные бюджеты в размере 100%, а доходы от федеральных бюджетов - по определенному процентному нормативу. Например, налог на доходы физических лиц зачисляется в местные бюджеты по нормативу 10%.

Такое жесткое нормативное (законодательное) закрепление доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в Бюджетном кодексе Российской Федерации на практике обеспечивает стабильность и устойчивость бюджетной системы Российской Федерации, так как и региональные, и местные власти точно знают о доходах, которые можно планировать в бюджете соответствующего уровня на следующий финансовый год. Это обстоятельство способствует повышению качества и своевременности составления и ускорения темпов утверждения региональных и местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований. Органы государственной власти разных уровней бюджетной системы Российской Федерации и органы местного самоуправления обладают определенными полномочиями по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств каждый в определенных пределах. Бюджетные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления установлены в ст. 7, 8, 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Органы государственной  власти Российской Федерации не вправе формировать и осуществлять бюджеты  субъектов Российской Федерации, определять направления расходования средств  региональных бюджетов, вмешиваться  в деятельность органов местного самоуправления по формированию доходной части бюджетов и осуществлению расходных полномочий.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации  также не вправе вмешиваться в  деятельность органов местного самоуправления по формированию доходной части бюджетов и осуществлению расходных полномочий.

Формирование и расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляют органы управления государственными внебюджетными фондами. Органы управления государственными внебюджетными фондами обладают самостоятельностью в осуществлении полномочий по формированию бюджетов внебюджетных фондов и расходованию средств таких бюджетов. Органы государственной власти (местного самоуправления) не должны вмешиваться в компетенцию органов управления государственными внебюджетными фондами. Вместе с тем существуют исключения из правила невмешательства одних органов власти в деятельность других органов власти и органов управления государственными внебюджетными фондами. Таким исключением являются межбюджетные трансферты, которые представляют собой средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, могут перечисляться другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. В этом случае органы государственной власти одного уровня бюджетной системы вправе устанавливать порядок, условия и направления расходования межбюджетных трансфертов.

Органы государственной  власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе возлагать на юридических и физических лиц финансовые и иные обязательства  по обеспечению выполнения своих  полномочий, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации любой бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, что предопределяет публично-правовую природу отношений, связанных с формированием и исполнением бюджетов, а также характер правового регулирования, особенности разграничения предметов ведения и полномочий в финансово-бюджетной сфере между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочия по формированию доходов и осуществлению расходов, утверждению источников финансирования дефицитов являются исключительной прерогативой публично-правовых образований, которыми являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Публично-правовые образования не вправе перекладывать свои обязательства по обеспечению доходной и расходной части соответствующего бюджета на юридических и физических лиц. Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами также не вправе перекладывать свои обязанности на юридических и физических лиц. Это правило закреплено и подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации, в котором отмечается недопустимость произвольного отказа государства от выполнения своих публично-правовых обязательств.

2.2 Формы финансовой  помощи бюджетам субъектов из  федерального бюджета

 

Бюджетный кодекс РФ определяет формы и условия предоставления финансовой помощи в ст. ст. 44, 133 - 141, причем, как справедливо было отмечено Ю.В. Друговой, существует противоречие между положениями ст. 44 и ст. 133. В первой из названных статей финансовая помощь определяется как безвозмездная и безвозвратная передача средств, тогда как в ст. 133 в качестве одной из форм финансовой помощи названа бюджетная ссуда, предоставляемая на возвратной (а иногда и возмездной) основе. В этой связи указанный автор предлагает изложить ст. 44 Бюджетного кодекса РФ в следующей редакции: финансовая помощь - это передача денежных средств бюджету другого уровня бюджетной системы как на безвозвратной и безвозмездной основе (дотация, субвенция, субсидия), так и на возвратной и возмездной (безвозмездной) основе (бюджетная ссуда). Я согласна с необходимостью устранения противоречий в статьях основного бюджетного закона, но считаю, что понятие финансовой помощи должно быть включено в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ "Понятие и термины, применяемые в настоящем Кодексе", а не в ст. 44, которая находится в главе "Общие положения о доходах бюджетов" и рассматривает финансовую помощь с точки зрения формирования доходной части бюджета нижестоящего уровня бюджетной системы. Кроме того, предложенное определение сужает перечень форм финансовой помощи, не упоминая о предоставлении бюджетных кредитов.

Информация о работе Межбюджетные отношения в России