Межбюджетные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 11:31, реферат

Описание работы

Межбюджетные отношения представляют собой совокупность отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса.

Содержание работы

1) Теоретические и правовые основы построения механизма межбюджетных отношений в Российской Федерации

1.1. Межбюджетные отношения: предпосылки формирования МБО, понятие, сущность, принципы, роль в выравнивании бюджетной асимметрии и социально-экономическом развитии территорий

1.2. Зарубежный опыт межбюджетного регулирования территорий и возможности его использования в российской практике

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 58.22 Кб (Скачать файл)

1) Теоретические и правовые основы построения механизма межбюджетных отношений в Российской Федерации

1.1. Межбюджетные отношения: предпосылки  формирования МБО, понятие, сущность, принципы, роль в выравнивании  бюджетной асимметрии и социально-экономическом  развитии территорий 

1.2. Зарубежный опыт межбюджетного  регулирования территорий и возможности  его использования в российской  практике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Теоретические  и правовые основы построения  механизма межбюджетных отношений  в Российской Федерации

 

 

1.1. Межбюджетные отношения: предпосылки  формирования МБО, понятие, сущность, принципы, роль в выравнивании  бюджетной асимметрии и социально-экономическом  развитии территорий 

 

Межбюджетные  отношения представляют собой совокупность отношений между органами государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов  РФ и местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления  бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности  органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса.

 

Совокупность  межбюджетных отношений основывается на бюджетном федерализме.

 

Межбюджетные  отношения базируются на следующих  принципах:

распределение и закрепление расходов и доходов  бюджетов по уровням бюджетной системы;

равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных  образований;

выравнивание  уровней минимальной бюджетной  обеспеченности субъектов РФ, муниципальных  образований;

равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с  федеральным бюджетом, равенство  местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

 

Отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты  субъектов РФ путем включения  соответствующих норм в федеральный  закон о федеральном бюджете. В аналогичном порядке отдельные  виды расходов бюджетов субъектов РФ могут передаваться из бюджета субъекта РФ местным бюджетам.

 

Финансовые  ресурсы, необходимые для осуществления  отдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения  Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются  в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета  и учитываются раздельно по каждому  передаваемому виду расходов. Средства, переданные федеральному бюджету, бюджету субъекта РФ, местному бюджету в качестве обеспечения отдельных государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджет как доход в форме безвозмездных перечислений.

 

В течение  финансового года органы законодательной, представительной и исполнительной власти, представительные органы местного самоуправления не могут принимать  решений, приводящих к увеличению расходов бюджетов либо снижению доходов бюджетов других уровней бюджетной системы, без внесения изменений и дополнений в соответствующие законы о бюджетах, компенсирующих увеличение расходов, снижение доходов.

 

С целью  реализации принципа равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом необходимо установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.

 

Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг, нормативы  минимальной бюджетной обеспеченности, являющиеся основой для расчета  финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета, определяются на основе единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и  других особенностей субъектов РФ.

 

Соглашения  между Российской Федерацией и субъектом  РФ, содержащие нормы, нарушающие единый порядок взаимоотношений между  федеральным бюджетом и бюджетами  субъектов РФ, и другие положения, установленные бюджетным кодексом, федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год, являются недействительными.

 

Финансовая  помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации  имеет следующие формы:

дотации или субвенции на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

субвенции на финансирование отдельных целевых  расходов.

 

Субъект РФ, получающий финансовую помощь из федерального бюджета, принимает на себя определенные обязательства.

 

Финансовая  помощь из федерального бюджета бюджету  субъекта РФ, предоставляемая на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных  услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные  государственные социальные стандарты. Перечень, виды и количественные значения минимальных государственных социальных стандартов устанавливаются федеральным  законом и определяются возможностями консолидированного бюджета РФ. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются Правительством РФ. Составление и исполнение бюджетов основано на приоритетном финансировании расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств.

 

Порядок предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности определяется федеральным законом.

 

Субвенции бюджетам субъектов РФ предоставляются  на финансирование расходов, имеющих  целевой характер, в том числе:

-расходов по федеральным целевым программам, капитальных расходов;

-расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы;

-других целевых расходов.

 

Субъекты  РФ привлекают целевые бюджетные  ссуды на финансирование кассовых разрывов, связанных с сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений  доходов, на срок до шести месяцев  на возмездных и безвозмездных условиях. Цели предоставления таких ссуд, условия  оплаты и возврата целевых бюджетных  ссуд субъектам РФ определяются федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год. Если предоставленные  бюджетные ссуды не погашены до конца  финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счет средств  финансовой помощи, оказываемой бюджету  субъекта РФ из федерального бюджета  в очередном финансовом году. Если бюджет субъекта РФ не получает финансовой помощи из федерального бюджета в очередном финансовом году, непогашенная часть бюджетной ссуды погашается за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых и бюджет субъекта РФ.

 

Уполномоченный  орган государственной власти Российской Федерации имеет право на проведение ревизии бюджета субъекта РФ, получающего  финансовую помощь из федерального бюджета. При получении субъектом РФ финансовой помощи в объеме, превышающем 50% расходов его консолидированного бюджета, ревизия  бюджета субъекта РФ проводится в  обязательном порядке.

 

Ревизия бюджета субъекта РФ проводится контрольным  органом Минфина и Счетной  палатой РФ.

 

Финансовая  помощь из бюджета субъекта РФ местному бюджету может быть оказана в  следующих формах:

на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований с  целью финансирования минимальных  государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления;

субвенции на финансирование отдельных целевых  расходов;

другие  формы, предусмотренные бюджетным  законодательством субъекта РФ.

 

Местному  бюджету могут быть предоставлены  бюджетные ссуды из бюджета субъекта РФ на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета.

 

Порядок предоставления и расчет финансовой помощи на выравнивание уровня социально-экономического развития определяются законом субъекта РФ. Порядок предоставления и расчет субвенций на финансирование целевых  расходов местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ определяются законом  субъекта РФ. Порядок и условия  предоставления бюджетных ссуд из бюджета  субъекта РФ определяются органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с бюджетным кодексом и законом  субъекта РФ о бюджете на очередной  финансовый год.

 

Уполномоченный  орган государственной власти субъекта РФ вправе провести ревизию местного бюджета, получающего финансовую помощь из бюджета субъекта РФ. Ревизию  бюджета муниципального образования  может проводить орган финансового  контроля исполнительной власти или  контрольный орган субъекта РФ. Заключение контрольного органа заслушивается  при рассмотрении законодательным  или представительным органом субъекта РФ проекта бюджета субъекта РФ. Если местному бюджету предоставляется  финансовая помощь в объеме, превышающем 30% расходов местного бюджета, финансовый орган субъекта РФ может поставить  в качестве условия предоставления финансовой помощи исполнение местного бюджета органом, исполняющим бюджет субъекта РФ.

 

Органы  государственной власти субъектов  РФ осуществляют контроль за расходованием средств, поступивших в местные бюджеты из бюджетов субъектов РФ.

 

Федеральным законом о федеральном бюджете  может быть предусмотрена финансовая помощь местным бюджетам на финансирование целевых расходов, предусмотренных  федеральными целевыми программами  либо федеральными законами. Органы государственной  власти субъектов РФ осуществляют контроль за расходованием средств, поступивших в местные бюджеты из бюджетов субъектов РФ.

 

Формирование  бюджета закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) имеет свои особенности:

 

1) в доходы  бюджета ЗАТО в полном объеме направляются псе виды федеральных, региональных и местных налогов и другие поступления, аккумулируемые на его территории;

 

2) при  недостаточности собственных и  регулируемых доходов бюджету ЗАТО выделяются из федерального бюджета дотации на финансирование расходов, связанных с функционированием органов местного самоуправления. Размер дотаций утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

 

3) превышение  доходов над расходами бюджета ЗАТО не подлежит изъятию в бюджеты других уровней бюджетной системы.

 

Исполнение  бюджета ЗАТО производится Федеральным казначейством РФ. Дополнительные льготы по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах ЗАТО, предоставляются органами местного самоуправления соответствующих образований по согласованию с Минфином РФ.

 

 

Бюджетная политика государства - главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности.

 

Финансовая  политика представляет собой совокупность целенаправленных мер государства  в области управления финансами  в целях определения наиболее эффективных, отвечающих современным  условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической  политики государства.

 

Важнейшей составной частью бюджетной политики страны выступает, как уже отмечено, концепция межбюджетных отношений. На ее основе разрабатываются подходы  к разграничению доходных и расходных  полномочий между уровнями власти, определению критериев и методов  предоставления финансовой помощи на базе условий функционирования бюджетной  системы. Иными словами, совершенствуются финансово-бюджетные отношения между  федеральными, региональными и местными органами власти, что является одним  из главных факторов политико-экономического развития России и, следовательно, успеха реализации бюджетной политики. Во-первых, обоснованное разграничение их доходных полномочий - это обязательное условие  эффективного сбора налогов и  оптимизации налоговой нагрузки на различные сегменты экономики, включая  ее частный сектор. Во-вторых, понятное разграничение расходных полномочий определяет эффективность общественного  сектора и меру его воздействия на экономику, в особенности на формирование хозяйственной инфраструктуры. В-третьих, предоставление финансовой помощи через межбюджетные отношения сглаживает социально-экономические различия между регионами, способствует выравниванию и ускорению хозяйственного развития. В-четвертых, отлаженные финансовые отношения между уровнями власти являются условием укрепления государственности и упрочения правопорядка, безопасности общества.

Информация о работе Межбюджетные отношения