Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 11:31, реферат
Межбюджетные отношения представляют собой совокупность отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса.
1) Теоретические и правовые основы построения механизма межбюджетных отношений в Российской Федерации
1.1. Межбюджетные отношения: предпосылки формирования МБО, понятие, сущность, принципы, роль в выравнивании бюджетной асимметрии и социально-экономическом развитии территорий
1.2. Зарубежный опыт межбюджетного регулирования территорий и возможности его использования в российской практике
-Германская модель
-Американская модель
-Канадская модель (Канада, Швейцария, Австрия)
Экономическая
модель есть упрощенное формальное описание
различных экономических
Модель межбюджетных отношений можно определить как совокупность взаимосвязей между субъектами бюджетных правоотношений по поводу формирования бюджетных средств, необходимых каждому уровню власти для реализации возложенных на нее полномочий.
Модели
межбюджетных отношений значительно
отличаются друг от друга. Их отличие
связано со спецификой построения бюджетной
системы каждой страны и формами
прохождения средств между ее
уровнями. Так, в одних странах
средства могут передаваться из федерального
бюджета в местные через
Необходимо
отметить, что в экономической
литературе существует огромное множество
взглядов, причем, иногда противоречащих
друг другу, на организацию межбюджетных
отношений в различных странах.
Однако, большинство авторов, изучая
модели организации межбюджетных отношений,
сводят их к модели бюджетного федерализма,
понимая под последним систему
налогово-бюджетных
- на четком
разграничении бюджетной
- наделении каждого уровня власти доходными источниками, достаточными для реализации этих полномочий;
- применении механизма трансфертов с целью сглаживания вертикальных и горизонтальных дисбалансов нижестоящих бюджетов с тем, чтобы обеспечить на всей территории страны определенный стандарт государственных услуг.
Интересным
представляется подход к изучению моделей
организации межбюджетных отношений
сквозь призму таких понятий, как
«централизация» и «
Существуют следующие модели организации межбюджетых отношенийисходя из взаимодействия органов власти разных уровней:
- модель кооперативного федерализма;
- модель
идеального федерализма (или
- модель
внутригосударственного
- модель
межгосударственного
Кооперативный
федерализм подразумевает сотрудничество
центра и субъектов в рамках федеративного
устройства. Сотрудничество между федерацией
и субъектами, а также непосредственно
между субъектами - один из признаков
федеративного государства. Отличительной
чертой кооперативного федерализма
является выделение момента
Идея
«многообразия в единстве»
Однако одним из отрицательных моментов кооперативного федерализма является непрозрачность решений, принимаемых центральными органами власти, сильное ограничение федерацией финансовой самостоятельности нижестоящих уровней.
Модели
идеального (дуалистического) федерализма
не существует в действительности.
Дуализм применительно к
В данной ситуации необходимость в сотрудничестве отпадает, так как каждый уровень власти несет ответственность за издание и исполнение определенных законов. Другой особенностью модели идеального федерализма является разделение финансовых полномочий между уровнями власти. Уровни власти имеют собственные источники доходов, в том числе налоговые, покрывающие все их расходы. Ни один из субъектов не зависит от финансовой поддержки федерации или другого субъекта. Модель дуалистического федерализма, являясь идеальной моделью, служит отправной точкой в дискуссиях о федерализме, в том числе дискуссий о реформе федеративной системы. Сравнение реально складывающейся на практике системы с идеальной моделью выступает основанием для проведения реформ. Такой метод принятия решений весьма эффективен.
Ни одна из существующих в мире федеративных систем не соответствует полностью модели дуалистического федерализма. Тем не менее, немецкие специалисты считают, что наиболее близкой к ней является описанная в Основном Законе (Конституции) ФРГ федеративная система страны.
Любая федеративная система предполагает минимальную степень кооперации федерального центра и региональных властей. В случае их сотрудничества федеративная система функционирует успешно. В традициях немецкого федерализма, еще со времен Северогерманского союза 1867 г., заложено сотрудничество центра и субъектов федерации и, таким образом, найдены точки их соприкосновения.
Модель
внутригосударственного федерализма
или связывающая модель характеризуется
распределением компетенции между
уровнями власти по их типу, а не по
государственным задачам или
политическим сферам. Таким образом,
все законодательство находится
в исключительной компетенции центра,
а исполнение этих законов в исключительной
компетенции субъектов
Необходимо отметить, что ни одна федеративная система не остается неизменной на протяжении длительного периода времени - баланс власти попеременно смещается то в сторону центра, то в сторону субъектов федерации. Федерализм представляет собой динамичную систему, приспосабливающуюся к постоянно меняющимся общественно-политическим условиям.
Использование
данных типов моделей организации
межбюджетных отношений характерно
для многих стран, но особенно ярко
этот процесс проявился в Германии,
которая в своем развитии апробировала
все эти модели. Следовательно, немецкий
федерализм несет в себе черты
различных теоретических
Типы
моделей бюджетного федерализма
изучены недостаточно. Интересной для
анализа представляется произведенная
английскими специалистами Г. Хьюзом
и С. Смитом группировка стран
ОЭСР в соответствии со следующими
признаками – схожесть подходов к
регулированию межбюджетных отношений,
особенность исповедуемой философии
бюджетного федерализма, соотношение
ролей центральных и
- в первую
группу вошли страны, характеризующиеся
значительной
- вторая
группа стран характеризуется
высокой долей участия
- третью
группу составили страны
- и, наконец,
в четвертую группу вошли
Богачева О. предлагает разделить модели организации межбюджетных
отношений в зарубежных странах на два типа: децентрализованные и кооперативные.
Децентрализованные модели характеризуются следующими основными чертами:
1) в разграничении
расходных полномочий между
2) наделение
разных уровней власти
3) высокая
степень финансовой
Ярким примером децентрализованной модели служит американский вариант бюджетного федерализма. К этому типу также можно отнести организацию межбюджетных отношений в Канаде.
Кооперативная модель обладает следующими особенностями:
1) более
широкое участие региональных
властей в перераспределении
национального дохода и
2) увеличение
доли региональных властей в
системе распределения
3) высокая
степень централизации
Кооперативная модель бюджетного федерализма получила более широкое распространение. В организации межбюджетных отношений ее используют многие европейские государства и, прежде всего, скандинавские страны, а также Германия и Швейцария. Сюда же можно отнести и Российскую Федерацию.
Итак, первый
тип модели (децентрализованный) характеризуется
наличием двух относительно независимых
уровней государственной власти
– федерального и субфедерального.
В основу этой модели положены особенности
налоговой системы, характеризующейся
наличием параллельных и независимых
друг от друга систем сбора налогов,
одновременное использование