Международные расчеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть международно-кредитные отношения, а также законодательство РФ о валютном регулировании и валютном контроле.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ
2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ
2.1 Государственное регулирование международных кредитных отношений
2.2 Формы межгосударственного регулирования международного кредита
3. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ
3.1 Нормативные акты, действующие в области валютного регулирования
3.2 Законодательство РФ о валюте РФ, ценных бумагах в валюте РФ, иностранной валюте и валютных ценностях
3.3 Валютный контроль
4. ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА РАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ВАЛЮТНЫХ РЫНКАХ
4.1 Котировка иностранных валют
4.2 Курсы продавца и покупателя
4.3 Виды и эволюция валютных операций, риски банков при валютных операциях
4.4 «Спот».(валютные операции с немедленной поставкой.) и срочные сделки с иностранной валютой
4.5 Валютный курс рубля в поисках оптимума
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиография

Файлы: 1 файл

Международные расчёты.docx

— 120.76 Кб (Скачать файл)

Расчеты в Форме аванса наиболее выгодны для экспортера, т.к. оплата товаров производится импортером до отгрузки, а иногда даже до их производства. Если импортер оплачивает товар авансом. он кредитует экспортера. Согласно международной практике платежи в Форме аванса составляют 10-33% суммы контракта.

Сущность расчетов по открытой форме состоит в платежах импортера экспортеру после получения товара. Сумма текущей задолженности учитывается в книгах торговых партнеров. Данная форма международных расчетов связана с кредитом по открытому счету. Порядок расчетов по погашению задолженности по открытому счету определяется соглашением между контрагентами.

В международных расчетах применяются переводные векселя, выставляемые экспортером на импортера. Тратта - документ, составленным в установленной законом Форме и содержащий безусловный приказ кредитора (трассанта) заемщику (трассату) об уплате в указанный срок определенной суммы денег названному в векселе третьему лицу (ремитенту) или предъявителю. За оплату векселя ответственность несет акцептант, в качестве которого выступает импортер или банк. Акцептованные банками тратты легко превратить в наличные деньги путем учета. Форма, реквизиты, условия выставления и оплаты тратт регулируются вексельным законодательством, которое базируется на Единообразном вексельном законе, принятом Женевской вексельною конвенцией 1930 г. Прообразом тратты были появившиеся в XII -XIII вв. сопроводительные письма с просьбой выплатить подателю (обычно купцу) соответствующую сумму в местной валюте. С развитием товарно-денежных отношении и интернационализацией хозяйственных связей вексель стал универсальным кредитно-расчетным документом. Использование тратты в дополнение к инкассо и аккредитиву дает право на получение кредита и валютной выручки.

В международных расчетах используются также чеки, впервые появившиеся в XVI в. в виде квитанции кассиров, которые за хранение денег взимали проценты с вкладчиков. Если платеж осуществляется с помощью чека, то должник (покупатель) либо самостоятельно выставляет чек (чек клиента), либо поручает его выписку банку (чек банка). Формы и реквизиты чека регулируются национальным и международным законодательством (Чековой конвенцией 1931 г.). Чек подлежит оплате по предъявлении.

Вмешательство государства  в сферу международных расчетов проявляется в периодическом  использовании валютных клирингов -соглашений между правительством двух и более стран об обязательном взаимном зачете международных требований и обязательств.

 

3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ

 

Международных кредит - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношении, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процента, В качестве кредиторов и заемщиков выступают частные предприятия (банки, фирмы), государственные учреждения. правительства, международные и региональные валютно-кредитные и Финансовые организации. Международный кредит участвует в кругообороте капитала на всех его стадиях. Международный кредит осуществляется на следующих принципах:

1) возвратность: если полученные средства не возвращаются, то имеет место безвозвратная передача денежного капитала, т.е. финансирование: ,

2) срочность, обеспечивающая возвратность в установленные кредитным соглашением сроки:

3) плотность, отражающая действие закона стоимости и способ осуществления дифференцированных условия кредита:

4) материальная обеспеченность, проявляющаяся в гарантии его погашения:

5) целевой характер - определение конкретных объектов ссуды (например, "связанные" кредиты), его применение прежде всего в целях стимулирования экспорта страны-кредитора.

3.1 Государственное регулирование международных кредитных отношений

 

Международные кредитные отношения, как и валютные, служат объектом не только рыночного, но и государственного регулирования в стране. Степень вмешательства государства в международные кредитные отношения различна, но формы его в большинстве стран одинаковы, Государство является активным участником международных кредитных отношении, выступая в роли кредитора, донора, гаранта и заемщика,

В Западном Европе традиционно государство выступало как гарант международных кредитов. В настоящее время это характерно для США и Японии, т.к. формы участия государства в кредитовании и финансировании экспорта теперь унифицированы. Государство поощряет внешнеэкономическую деятельность предприятии с помощью субсидия, кредитов, налоговых, таможенных льгот, гарантий, субсидирования процентных ставок, т.е. бонификации (возмещения банкам за счет госбюджета разницы между рыночными и льготными процентными ставками по экспортным кредитам).

Государство, освобождая экспортеров от уплаты косвенных и некоторых прямых налогов, способствует снижению иен вывозимых товаров. повышая их конкурентоспособность. В соответствии с международной практикой товары, пересекающие границу, могут освобождаться от косвенных налогов. Хотя ГАТТ запрещает субсидирование экспорта, государство активно воздействует на размеры и условия экспортных кредитов, особенно средне- и долгосрочных1.

Для поощрения экспансии монополии на внешних рынках созданы государственные или полугосударственные экспортно-импортные (внешнеторговые) банки, которые осуществляют кредитование и страхование внешнеторговых операций, гарантируют экспортные кредиты частных банков.

Экспортно-импортный банк (ЭИБ) США создан в Феврале 1934 г. для кредитования торговли с СССР. Однако стремление США использовать этот банк для давления на СССР, требования выплаты долгов царского и Временного правительства привели к прекращению его деятельности. На его базе в марте 1934 г. был учрежден второй ЭИБ для обслуживания торговли с Кубой, а в мае 1936 г. оба банка были объединены. До второй мировой воины ЭИБ не играл существенной роли. После войны его полномочия были расширены, В 1945 г. ему было предоставлено право совершать банковские операции: кредитные. гарантийные (кроме эмиссии ценных бумаг и инвестиций в капитал акционерных компаний) с целью стимулирования экспорта американских товаров и услуг. ЭИБ выступает от имени американского правительства. Поэтому кредитные соглашения подписываются и гарантируются правительством страны-заемщика. В соответствии с уставом ЭИБ не конкурирует с частным капиталом, а дополняет его делая ставку на совместное стимулирование экспорта.

3.2 Формы межгосударственного  регулирования международного кредита

 

Противоречие между уровнем  интернационализации хозяйственной жизни и ограниченностью национальных форм регулирования привело к развитию межгосударственного регулирования международного кредита. Оно преследует следующие основные цели:

1я регулирование международного движения ссудного капитала для воздействия на платежный баланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов;

2) совместные межгосударственные меры по преодолению кризисных явлении:

3) согласование кредитной политики по отношению к определенным заемщикам - в основном к развивающимся странам, а также странам Восточной Европы и бывшего СССР,

Межгосударственное регулирование международного кредита осуществляется в различных формах:

- координация условий экспортных кредитов и гарантий:

- согласование размера помощи развивающимся странам:

- регламентация деятельности международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций; - рециклирование нефтедолларов и др.

Межгосударственное регулирование международного кредита имеет краткую историю, но роль его возрастает. Государство стремится встроить рыночные силы, конкуренцию в сфере международного кредита в механизм государственного регулированияя придать ему гибкость.

Попытки координации условий экспортных кредитов впервые были предприняты в 1934 г. когда был организован Союз страховщиков международных кредитов - «Юньон д*ассюранс де кредиэнтернасьональ» со штаб-квартирой в Берне. Бернский союз, объединяющий страховые компании более 20 стран, предназначен для обмена информацией и составления рекомендации относительно условии государственного страхования экспортных кредитов. Этот совещательный консультационный орган не выносит решении, обязательных для его членов. Бернский союз не является межправительственной организацией, т.к. входящие в него государственные учреждения официально не представляют свои правительства. Но, несмотря на "джентельменские соглашения" (1953 г.) членов Бернского союза не предоставлять гарантии по экспортным кредитам на срок свыше 5 лет, на практике крупные экспортеры добились государственных гарантии по кредитам на более длительные сроки.

С Формированием ЕС регулирование международного кредита поднялось на межгосударственный уровень и осуществляется через региональные организации. Страны - члены ЕС заключили соглашение об условиях кредитования экспорта, минимальных процентных ставках и максимальных сроках кредитов.2

С целью ограничения государственного стимулирования экспорта товаров в условиях обострения конкуренции на мировых рынках регламентация международного кредита осуществляется в рамках ОЭСР. В начале 60-х годов достигнута договоренность членов ОЭСР об унификации сроков и процентных ставок по кредитам, доли покупательского аванса в контрактах на поставки судов, В 70-х годах достигнуто соглашение о предварительных консультациях по кредитам сроком более 5 лет и организован обмен информацией между правительствами. С 70-х годов применяются межгосударственные меры по ограничению субсидирования экспорта как средства конкурентной борьбы. В июне 1976 г. в рамках ГАТТ заключено "джентельменское соглашение" о единых условиях экспортных кредитов, субсидируемых государством, между США. Японией, ФРГ, Францией, Италией, Канадой. Великобританией вначале сроком на год. Затем оно было продлено до апреля 1978 г. и далее на неопределенный срок и распространено почти на все страны - члены ОЭСР. Договоренность стран ОЭСР об условиях экспортных кредитов, пользующихся государственной поддержкой, называется консенсусом. Главные элементы консенсуса: единый размер авансового платежа - обычно 15% от суммы контракта: дифференцированные условия кредитов по трем условным группам стран (богатые, средние, бедные), определяемые исходя из ВНП на душу населения: максимальный срок погашения: минимальные процентные ставки. В консенсусе косвенно подтверждено право страны выходить за его рамки при условии предварительной информации участников соглашения (например, при снижении стоимости кредита).

С середины 70-х годов до 1982 г. активно практиковалось межгосударственное регулирование движения ссудного капитала путем рециклирования нефтедолларовяиз нефтедобывающих стран. Региональное рециклирование осуществляли страны - члены ОПЕК путем использования валютной выручки от экспорта нефти для развития национальною экономики, помощи другим развивающимся странам, прибыльных инвестиций в промышленно развитые страны. Промышленно развитые страны производили рециклирование нефтедолларов в своих интересах для: 1),покрытия дефицита платежных балансов; 2) перераспределения нефтедолларов через банки в пользу развивающихся стран - импортеров нефти в целях расширения национального экспорта в эти страны: 3) аккумуляции указанных средств в международных валютно-кредитных и Финансовых организациях для последующего их использования в собственных интересах). С этой целью были созданы специальные фонды, в частности нефтяною Фонд МВФ.

Важной формой межгосударственного регулирования международного кредита являются международные совещания в верхах, на которых делаются попытки выработать совместные мероприятия по этим проблемам. На встречах на высшем уровне вопросы экспортных кредитов, передачи технологии, торговли зерном приобрели политическое значение в свете отношении Восток-Запад.

С конца 60-х годов сложилась своеобразная Форма сотрудничества банков на многостороннею основе - международные банковские клубы - с целью координации их деятельности. Например, Форекс клаб объединяет 1600 банкиров, представляющих мировые Финансовые центры, и ежегодно проводит совещания по актуальным проблемам международных валютно-кредитных и финансовых отношении,

Межгосударственное регулирование  кредита испытывает влияние противоречивых тенденций - партнерство и разногласия - во взаимоотношениях трех основных мировых финансовых центров - США, Западной Европы, Японии. Каждый центр силы стремится перенести последствия нестабильности национальной экономики на своих партнеров.

Ведущие корпорации и банки активно используют государственное регулирование международного кредита, когда им это выгод но. Иначе они конфликтуют с ним и бесконтрольно осуществляют международные кредитно-финансовые операции.

 

4. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ  О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И  ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ

4.1 Нормативные акты, действующие  в области валютного регулирования

В области валютного регулирования РФ главенствующее положение занимает Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г, (далее - Закон о валютном регулировании). Этот закон определяет такие основные понятия, как валюта РФ, иностранная валюта, валютные ценности, резиденты, нерезиденты. Закон о валютном регулировании гарантирует право собственности на валютные ценности, определяет виды валютных операции, а также возможность открытия счетов резидентов в иностранной валюте и счетов нерезидентов в рублях.

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнении в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" от 26 апреля 1995 г. (далее - Закон о ЦБРФ), перечисляя функции Банка России (ст.4). указывает, что в функции Банка России, в частности, входит осуществление валютного регулирования, включая операции по покупке иностранной валюты; определение порядка расчетов с иностранными государствами: организация и осуществление валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки согласно российскому законодательству. В соответствии с Законом от 9 октября 1992 г. (ст.9) ЦБ РФ является органом валютного регулирования. В частности. Банк России:

а) определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранном валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

б) издает нормативные акты, которые обязаны исполнять в  России резиденты и нерезиденты: в) проводит все виды валютных операций:

г) устанавливает правила поведения резидентами и нерезидентами в РФ операции в иностранной валюте и ценными бумагами в иностранною валюте, а также правила проведения нерезидентами в России операций в валюте Российской Федерации и ценными бумагами в валюте РФ:

Информация о работе Международные расчеты