Международные расчеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть международно-кредитные отношения, а также законодательство РФ о валютном регулировании и валютном контроле.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ
2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ
2.1 Государственное регулирование международных кредитных отношений
2.2 Формы межгосударственного регулирования международного кредита
3. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ
3.1 Нормативные акты, действующие в области валютного регулирования
3.2 Законодательство РФ о валюте РФ, ценных бумагах в валюте РФ, иностранной валюте и валютных ценностях
3.3 Валютный контроль
4. ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА РАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ВАЛЮТНЫХ РЫНКАХ
4.1 Котировка иностранных валют
4.2 Курсы продавца и покупателя
4.3 Виды и эволюция валютных операций, риски банков при валютных операциях
4.4 «Спот».(валютные операции с немедленной поставкой.) и срочные сделки с иностранной валютой
4.5 Валютный курс рубля в поисках оптимума
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиография

Файлы: 1 файл

Международные расчёты.docx

— 120.76 Кб (Скачать файл)

Валюта А котируется с  премией по отношению к валюте Б, если процентная ставка по срочным  депозитам в валюте А ниже процентной ставки по вкладам в валюте Б. Наоборот, валюта А котируется с дисконтом, если процентная ставка по вкладам  в этой валюте выше, чем по вкладам  в валюте Б.

 

 

Курс покупателя

Курс продавца

     

Курс по наличной сделке 1ф. ст. во французских франках Процентная ставка по вкладам во французских  франках на 1 месяц (в % годовых) Процентная ставка по вкладам в фунтах стерлингов на 1 месяц (в % годовых)

8,880

6

3,5

8,8900


 

В таких условиях по сделкам  сроком на месяц курс фунта стерлингов котируется с премией в 2,5Уо годовых (6 "/о — 3,5%) по отношению к франку или франк котируется со скидкой в 2,5% по отношению к фунту стерлингов, т. е. премия

фунта стерлингов =2.5 х 8.8900= 0,0185 (франц. фр.)

12х100

Банк с целью извлечения курсовой прибыли устанавливает  премию продавца в размере 0,0380, премию покупателя — 0.0300. Это значит, что курс продавца по сделке сроком на месяц составит

8,8900 + 0,0380 - 8,9280.

В то же время курс покупателя равен 8.8800 + 0,0300 = 8,9100.

Рынок срочных валютных операций более узок, чем рынок наличных сделок. В основном срочные сделки осуществляются с ведущими валютами. Форвардные сделки заключаются, как  правило, на срок от 1 недели до 6 месяцев. Проведение сделок на срок свыше 6 месяцев может встретить затруднения, а на срок более 12 месяцев часто требует специальной договоренности. Банки, осуществляя срочные валютные сделки с клиентурой, могут требовать внесения депозита в размере определенного процента от суммы сделки. Такой депозит является для банка гарантией от убытков на курсах, если при наступлении срока сделки клиент не в состоянии внести сумму проданной валюты.

Срочные сделки с иностранной  валютой совершаются в следующих  целях:

конверсия (обмен) валюты в  коммерческих целях, заблаговременная продажа валютных поступлений или покупка иностранной валюты для предстоящих платежей, чтобы застраховать валютный риск:

страхование портфельных  или прямых капиталовложений за границей от убытков в связи с возможным  понижением курса валюты, в которой  они осуществлены;

получение спекулятивной  прибыли за счет курсовой разницы.

Деление срочных валютных операций на конверсионные, страховые  и спекулятивные в значительной мере условно. Почти в каждой из них  присутствует элемент спекуляции. Срочные  валютные сделки часто не связаны  с внешней торговлей или производственной деятельностью монополий и осуществляются исключительно в погоне за прибылью, основанной на разнице курсов валют  во времени — на день заключения и исполнения сделки.

Среди срочных сделок спекулятивного характера с иностранной валютой  различаются игра на понижение и  игра на повышение курса валюты. Если ожидается падение курса  валюты, «понижатели» продают ее по существующему в данный момент форвардному  курсу, с тем чтобы через определенный срок поставить покупателям эту  валюту, которую они в случае благоприятной  для них динамики курса смогут дешево купить на рынке, получив таким  образом прибыль в виде курсовой разницы. Если ожидается повышение  курса, «повышатели» скупают валюту на срок в надежде при его наступлении  получить ее от продавца по курсу, зафиксированному в момент сделки, и продать эту  валюту по более высокому курсу. Подобные сделки обычно заключаются в массовом масштабе в ожидании официальной  девальвации или ревальвации.

В случае ожидания резкого  скачкообразного изменения курса  валюты несбалансированность спроса и  предложения на нее в любом  случае будет вызвана нормальными  операциями по покрытию рисков.

5.5 Валютный курс рубля  в поисках оптимума

 

Из внешних аспектов денежного  регулирования наиболее острым по существу и по социально-политическому резонансу  выступает вопрос о регулировании  валютного курса рубля.

Либерализация экономических  связей потребовала изменения существовавших ранее взглядов на систему валютного  регулирования, включая) в качестве одного из основных ее компонентов, регулирование  валютного курса. Имея в виду, что  наша страна не первой встала перед  проблемой выбора позиции в отношении  регулирования валютного курса, целесообразно посмотреть, чем руководствуются  при решении этой проблемы на Западе.

В странах с рыночной экономикой на этот счет традиционно существуют две точки зрения. Сторонники одной  отрицают необходимость и целесообразность регулирования валютного курса, полагая, что он должен складываться как результат свободного взаимодействия рыночных сил. Их оппоненты считают  необходимым регулирование курса  с той или иной степенью жесткости. При этом разброс мнений в отношении  реально требуемой жесткости  регулирования весьма велик от фиксации курса до более или менее свободного его «плавания».

Противники регулирования  курса (жесткие монетаристы) базируют свое мнение на том обстоятельстве, что регулирующие воздействия на курс валюты вступают в противоречие с антиинфляционной политикой. Последняя  рассматривается ими в качестве главного императива государственного регулирования. Действительно, антиинфляционные мероприятия предполагают в общем  случае повышение процентных ставок и как следствие приток капитала, рост спроса на валюту данной страны и  ее укрепление (повышение курса). При этом меры, направленные против тенденций к повышению курса национальной валюты означают увеличение ее предложения через валютные интервенции. Очевидно, при прочих равных условиях эти меры ведут к общему увеличению денежной массы, что, согласно монетаристской теории, стимулирует инфляционные тенденции. Отсюда следует очевидный вывод о противоречиях между антиинфляционной политикой и регулированием валютного курса.

Практика, однако, свидетельствует  о том, что отказ от регулирования  курса приводит к возникновению  не менее острых, чем инфляция, проблем  для экономики, хотя и в иной плоскости. Так, в начале 80-х гг. официальной  доктриной правительства США  было провозглашено невмешательство  в процесс определения курса  доллара на валютном рынке. Однако последовавшее  значительное укрепление доллара с  резким ростом импорта, падением экспорта, трудностями экономического роста  и безработицей заставили американскую администрацию отойти от радикальных  взглядов в отношении целесообразности регулирования валютного курса. Иную позицию по данному вопросу  занимают австрийские экономисты. Они  исходят из того, что в основе инфляционных процессов прежде всего  лежит не монетарный, а затратный  фактор. В свою очередь, уровень затрат (в Австрии) в значительной степени  обусловлен уровнем цен на импортируемые  товары. Исходя из этого, основой автрийской школы денежно-кредитного регулирования  является концепция «твердой» национальной денежной единицы (чем она «тверже», тем дешевле импортные товары). Вместе с тем, безусловно, Австрия  не заинтересована и в чрезмерном укреплении своей денежной единицы, поскольку последствия этого  были бы идентичны тем, что имели  место до середины 80-х гг. в США. Исходя из этого, Австрия «привязывает»  шиллинг к группе достаточно стабильных европейских валют, главным образом  к германской марке как валюте основного торгового партнера, и  строит свою денежно-кредитную политику сообразно достижению этой цели. Иначе  говоря, непосредственное денежное регулирование  как регулирование денежной массы  выступает вторичным по отношению  к регулированию валютного курса.

В связи с регулированием курса рубля есть три принципиальных вопроса. Первый: существует ли оптимальный  курс рубля? Второй: если да, то каков  этот курс? Наконец, третий: какими мерами государственного воздействия можно  обеспечить поддержание такого курса, если данная проблема в принципе разрешима?

Для решения первого, наиболее простого вопроса применим известный  со школьных лет метод доказательства «от противного». Предположим, что  оптимального курса рубля не существует. Это означало бы, что экономика  страны практически индифферентна  к любому сложившемуся курсу. Исходя из характера происходящих в стране социально-экономических процессов  и из характера валютного регулирования  и валютного рынка такой курс должен отличаться крайней нестабильностью  и тенденцией к форсированному падению. Очевидно, в таких условиях предположение  об индифферентном отношении экономики  к уровню и поведению курса  никак не может быть принято. Как  мы убедились выше, практически отвергается  оно и в странах с гораздо  более благополучной экономикой. Остается, таким образом, предположить, что оптимальный курс существует. Необходимо «лишь» определить его качественно  и количественно.

Предпримем попытку определить его исходя из особенностей инфляционных процессов в России. Взгляды на причины инфляции в стране отличаются большим разнообразием. В версиях  присутствуют и монетаристские и  «затратные» мотивы. Очевидно, что  отечественный вариант инфляции продуцирован взаимодействием различных  факторов. Однако, если определять основные причины инфляционных процессов, те речь должна идти о явлениях, лежащих  за пределами непосредственно денежной сферы. К таким явлениям принадлежит  неудовлетворительная с точки зрения стандартов рыночного хозяйства  структура экономики, включая в  эту оценку и чрезмерный уровень  монополизации. И в этом смысле нам  как будто больше подходит австрийский  вариант регулирования валютного  курса. С другой стороны, несмотря на то, что в последнее время цены импорта оказывают все более значительное влияние на общий уровень цен в России, тем не менее российская инфляция обусловлена в большей степени внутренними, чем внешними причинами. И, следовательно, валютный курс рубля более тесно связан с инфляционными тенденциями внутри страны и менее зависим от задач регулирования цен импорта, чем австрийский шиллинг. В целом, с учетом реальных проблем экономики, денежно-кредитная политика не может ориентироваться исключительно на поддержание валютного курса рубля, хотя, конечно, не может не учитывать этот аспект проблемы.

В целом, как видим, специфика  инфляции не помогает обнаружить целевой  ориентир валютного регулирования. Коль скоро ориентир не может быть обнаружен в сфере ценовых  процессов, видимо, он лежит в сфере  производства и торговли, причем в  той области, которая непосредственно  сориентирована на внешнеэкономический  оборот. Исходя из этого, за точку отсчета  при определении оптимального курса  предлагается взять его равновесный  курс в отношении экспорта и импорта, т.е. курс, обеспечивающий соблюдение интересов  экспортеров и импортеров традиционных товаров. В плоскости текущего регулирования  внешнеторговых операций данный подход может быть определен и таким  образом: базовый курс рубля не должен стимулировать сколько-нибудь значительных несанкционированных (не обусловленных  намеренными действиями государства) ценовых, «позиционных» (по товарным позициям) и иных сдвигов в структуре  экспортно-импортных операций. Наличие  таких сдвигов свидетельствовало  бы о нежелательном курсовом стимулировании, что, в свою очередь, вело бы к возникновению  дополнительных проблем для страны.

Такой подход основывается на предположении, что сложившаяся  на протяжении длительного периода, т.е. традиционная структура экспорта-импорта, соответствовала в основном существующей структуре и, следовательно, потребностям экономики. Отсюда, во-первых, вытекает положение о необходимости консервативного подхода к вопросам изменения структуры внешнеторговых отношений, поскольку речь не идет о стимулировании реальных изменений в структуре экономики, и, во-вторых, о целесообразности направленных дозированных воздействий на эту структуру с целью ее улучшения, стимулирующего прогрессивные изменения общеэкономической структуры.

Должен приниматься в  расчет и вопрос поддержания на требуемом  уровне сальдо торгового баланса. В  зависимости от конкретной экономической  ситуации возможны различные решения, однако спектр этих решений, как представляется, должен лежать в интервале от умеренно активных до умеренно пассивных значений сальдо торгового баланса. Такой  подход безусловно предполагает весьма жесткое регулирование валютного  курса рубля. Как уже отмечалось, не говоря об ошибочности определения  существующего рынка валюты как  «свободного», «свободное плавание»  курса в существующих условиях общеэкономической  нестабильности, инфляционных тенденций  и инфляционных ожиданий сводится к  весьма интенсивному падению рубля. Очевидно, не будучи ни направленным, ни тем более дозированным (государством), стремительное падение «плавающего» рубля способно оказать только негативное влияние на структуру экспорта-импорта и на экономическую ситуацию в целом.

Информация о работе Международные расчеты