Мировая валютно - финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоритических и практических основ функционирования мировой валютно-финансовой системы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.раскрыть понятие мировой валютно-финансовой системы и рассмотреть ее основные элементы;
2.исследовать эволюцию мировой валютно-финансовой системы;
3.проанализировать современное состояние валютной системы в мире и России;
4.выявить основные тенденции развития мировой валютно-финансовой системы.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические аспекты функционирования мировой валютно-финансовой
системы …………………………………………………………………..………… 5
1.1 Понятие и основные элементы мировой валютно-финансовой ………….
системы …………………………………………………………………………….. 5
1.2 Эволюция мировой валютно-финансовой системы ………………………… 7
2. Современное состояние мировой валютно-финансовой системы …………. 16
2.1 Регулирование и контроль мировой валютно-финансовой ………………..
системы в момент ее становления по настоящее время……………………….. 16
2.2 Анализ мировой валютно-финансовой системы…………………………… 20
2.3 Место России в мировой валютно-финансовой системе ………………….. 22
3. Перспективы развития мировой валютно-финансовой системы ………….. 27
3.1 Влияние финансового кризиса на мировую валютно-финансовую ………….
систему ……………………………………………………………………………. 27
3.2 Реформы мировой валютно-финансовой системы ………………………… 32
Заключение ……………………………………………………………..………… 37
Список используемой литературы ……………………………………………… 39

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 81.71 Кб (Скачать файл)

Все нерезидентные деньги, находящиеся в странах третьего мира, все денежные средства, находящиеся  в высокоразвитых странах и принадлежащие  финансовым лицам из СТМ и представляют стоимостное выражение тех продуктов  и ресурсов, что отданы фактически безвозмездно развивающимися странами высокоразвитым. Объем этих средств огромен. По приблизительным оценкам он составляет величину порядка 100 000 000 0000 0000 (сто триллионов) долларов США. Именно таковая цена высокого уровня жизни стран золотого миллиарда, такова цена эксплуатации стран третьего мира высокоразвитыми с помощью механизма мировых финансов. Создан этот механизм эксплуатации во время и после Второй мировой войны. Причем образцом для него послужила финансовая система оккупационных денег, разработанная фашистской Германией с целью эксплуатации покоренных территорий.

Нынешняя мировая финансовая система получила название Ямайской валютной системы. За последние столетия Европа, а затем и все мировое  сообщество прошло целый ряд мировых  валютных систем − Парижскую, Лозаннскую (послеверсальскую), Бреттон-Вудскую. Нынешняя мировая финансовая система также не вечна. И в настоящее  время уже начинаются дискуссии по вопросу о том, какая новая мировая финансовая система должна придти на смену нынешней. Эти обсуждения приобрели особую значимость в связи с тем, что столп современной финансовой системы − доллар США − начал шататься и может обрушиться, развалив не только сами Соединенные Штаты, но и всю нынешнюю мировую финансовую систему, под обломками которой могут оказаться государства и целые континенты. Это может быть куда масштабнее и страшнее, чем Великая депрессия тридцатых годов прошлого века, только в США, по некоторым данным, унесшая около 10 миллионов жизней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы развития мировой валютно-финансовой системы

3.1 Влияние финансового кризиса на мировую валютно-финансовую систему

 

Мировая финансовая система, так же как и национальные финансовые системы, в том числе и российская финансовая система, переживает в настоящее время тяжелый кризис, вызвавший волну недоверия к финансовой системе и к государственному управлению финансами.

Экономисты указывают  на три основные причины кризиса: во-первых, ошибки государственного регулирования; во-вторых, циклическое развитие экономики; в-третьих, провал сложившейся финансовой системы.

Поскольку финансовый кризис коснулся практически всех стран, которые  так или иначе связаны экономическими отношениями между собой, назрела  необходимость рассматривать мировую  финансовую систему как институционально - или структурно-правовую форму организации финансовых отношений. Мировой финансовый рынок предполагает наличие финансовой системы, представляющей собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются денежные ресурсы [23,7-10].

Одним из приоритетных направлений  в формировании финансовой,  системы является усиление ее роли в борьбе с финансово-экономическим кризисом. При этом необходимость реформирования финансовой системы представляется базовым условием успешного построения цивилизованных рыночных отношений в стране.

Термин "финансовая система" является в настоящее время одним  из самых распространенных и часто  используемых в нормативно-правовых актах , судебных решениях , средствах массовой информации, в выступлениях главы государства , председателя Правительства РФ . Однако законодательного определения оно не имеет, отсутствует и единый концептуальный подход ученых к выработке рассматриваемой дефиниции. Следует также отметить ее сложный характер, так как можно выделить следующие аспекты: исторический, политический, экономический и правовой.

Следует также подчеркнуть, что увеличение количества нормативно-правовых актов, направленных на урегулирование отношений в финансовой системе, к сожалению, носит бессистемный, сиюминутный характер. При этом можно  сделать вывод, что чаще всего  данный термин употребляется в законодательстве в период кризисных явлений [23,13-14].

В.В. Путин подчеркивает, что Россия и США должны вместе работать над совершенствованием мировой финансовой системы. По его мнению, обеспечить "устойчивость глобальной финансовой системы" можно, "только сделав ее архитектуру взаимодополняемой и основывающейся на разноплановой системе региональных резервных валют и финансовых центров". В основном ученые рассматривают финансовую систему как совокупность звеньев (элементов, частей, т.е. ее составляющих) или как совокупность конкретных органов. Так, определяя финансовую систему в экономическом аспекте как "внутреннее строение финансов, совокупность входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений", Н.И. Химичева отмечает, что рассмотрение данного термина как системы финансовых органов "ведет к размыванию предмета изучения, его неясности". Противоположной точки зрения придерживался А.И. Худяков.

Е.М. Ашмарина рассматривает финансовую систему с нескольких сторон: с одной стороны - как совокупность целевых фондов, с другой - комплекс общественных отношений, как связанных с образованием, распределением и использованием этих фондов, так и сопутствующих этому процессу, а также как совокупность органов, принимающих участие в финансовой деятельности государства, связанной с эмиссией, образованием, накоплением, распределением и использованием денежных средств.

Следует отметить, что дискуссионность  определения термина "финансовая система" напрямую связана с предметом  финансового права, с очерчиванием его границ, с такими категориями финансового права, как финансовая деятельность, финансовая дисциплина.

Комплексный характер термина "финансовая система" определяется тем, что данное понятие должно являться объектом научных исследований ученых-экономистов, финансистов, административистов, поэтому основной задачей при рассмотрении данного термина представляется выделение круга общественных отношений, попадающих в сферу действия норм таких отраслей российского права, как финансовое, административное. Актуальность проблем в сфере международной финансовой системы обусловлена мировым финансово-экономическим кризисом и связана с необходимостью укрепления ее архитектуры в целях предотвращения аналогичных потрясений в будущем, предотвращения дальнейшего распространения кризиса.

Наиболее спорным представляется вопрос об определении финансовой системы  в правовом аспекте.

С.В. Запольский подчеркивает, что для определения финансовой системы как правовой категории  необходимо существование правовой дефиниции или юридической концепции, в которой это понятие имеет  правообразующее значение, поэтому  он определяет финансовую систему как "явление собирательное и, таким  образом, не имеющее собственного правового  значения" . Отметим, что юридические понятия (категории) формулируются в виде определений, кратко раскрывающих существо правовых явлений.

Особое внимание необходимо уделить принципам построения финансовой системы.

Н.И. Химичева отмечает, что  функционированию финансовой системы  в целом свойственны определенные принципы, которые находят закрепление  в законодательстве. При этом известный  ученый подчеркивает, что их выявление  и "четкое формирование в нормах права, в первую очередь в общей  части финансового как его  принципов имело бы существенное значение для определения финансовой деятельности государства соответственно конституционным основам".

Системные требования, принципы построения финансовой системы: законность, гласность, строгая финансовая отчетность, исполнение финансовых обязательства, исполнение финансовой дисциплины, экономическая  эффективность и обоснованность принятия решений, основанная на обобщающем анализе и конкретных расчетах, обеспечение  социальной направленности финансово-правового  регулирования. Создание эффективно действующей  финансовой системы предполагает "постоянную и кропотливую работу государства  как в сферах права, в том числе  и административного принуждения  к исполнению закона, так и в  сферах формирования институциональных основ финансовых отношений".

Финансовая система должна соответствовать принципам: устойчивость, стабильность финансовой системы, принцип  взаимодействия и согласованности  финансового контроля и государственного управления с государственными и  финансовыми органами, принцип федерализма.

Кроме того, и ученые, и  законодатели допускают смешение терминов "финансовая система" и "бюджетная  система", "финансовая система" и "валютная система".

Можно сказать, что налоговая, бюджетная системы являются частью финансовой системы.

С.В. Мирошник определяет финансовую систему как следствие разработанных  и официально утвержденных концептуальных идей, касающихся механизма финансово-правового  регулирования, как результат целенаправленного  воздействия финансово-экономических  инструментов на соответствующие общественные отношения, есть совокупность образующихся финансовых ресурсов, отличающихся своими правовыми режимами.

Думается, что после завершения очередного финансово-экономического кризиса изменится архитектура  не только мировой финансовой системы, но и российской финансовой системы [13,118].

Итак, современный финансово-экономический  кризис - это в первую очередь  кризис финансовой системы, показавший ее несостоятельность, а также необходимость в четком государственном регулировании. Практически все ученые отмечают тенденцию увеличения роли государства в регулировании кризисных явлений, в том числе путем правового регулирования, принятия превентивных мер, создания программ антикризисного управления. Проблема в том, что эти программы и меры должны разрабатываться не тогда, когда кризис стал "глобальным", всеохватывающим по своей широте, а государство должно постоянно выполнять свои функции с целью предотвращения кризисных ситуаций. Совершенно верно отметил В. Зорькин, что "глобальный финансово-экономический кризис по существу означает также кризис современного правового государства".

Термин "финансовая система" представляет собой комплексную  межотраслевую категорию. Следует  отметить, что с развитием рыночных отношений наблюдается тесное переплетение экономических и финансово-правовых категорий. Рассуждения А.И. Худякова в отношении указанных категорий  позволили сделать вывод, что "правовой институт - это финансово-экономический  институт, облеченный в правовую "одежду". Отсюда вытекает, что система особенной  части финансового права - это  облеченная в правовую "одежду" финансовая система" . На существовании в предмете финансового права трех составных частей, одной из которых является финансово-правовая категория, указывает К.С. Бельский . Правовой категорией считают финансовую систему А.А. Тедеев и В.А. Парыгина . Э.Д. Соколова подчеркивает, что "экономические категории, к которым относятся финансы и финансовая система, проявляются и реализуются лишь в правовой форме, которая может либо создавать благоприятные условия для их функционирования, либо тормозить их развитие" .

Следует также согласиться  с мнением Е.В. Покачаловой о том, что "четкая дифференциация финансовой системы на определенные звенья (институты), важна не только с теоретической, но необходима и с практической точки зрения".

Резюмируя выше изложенное, финансовую систему можно определить как основанную на определенных принципах взаимосвязанную совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов органами, осуществляющими финансовую деятельность.

 

3.2 Реформы мировой  валютно-финансовой системы

 

Глобальный кризис, начавшийся в сфере финансов, подтолкнул ведущие  страны мира к активизации усилий по обновлению всей мировой финансовой системы, в том числе улучшению  регулирования трансграничных потоков  капитала. Определять правила игры на мировом рынке и обеспечивать устойчивое развитие мировой экономики  в будущем вызвалась «большая двадцатка». В декларации первого  саммита «двадцатки» (Вашингтон, 2008 г.) были названы пять согласованных  общих принципов проведения реформ:

1) повышение уровня транспарентности финансовых рынков и подотчетности компаний, в том числе посредством более полного раскрытия информации о сложных финансовых продуктах;

2) укрепление качественного регулирования функционирования финансовых рынков (режимы регулирования, пруденциальный надзор, управление рисками) со стороны национальных и региональных органов власти, а также международных организаций;

3) обеспечение согласованности, целостности финансовых рынков, то есть увязки интересов их участников на национальном, региональном и международном уровнях;

4) укрепление международного сотрудничества между национальными и региональными регулирующими и надзорными инстанциями, а также органами власти при формулировании регламентирующих норм и выработке других мер во всех секторах финансовых рынков, в том числе применительно к трансграничному движению капиталов;

5) реформирование международных финансовых организаций.

По решению «двадцатки»  вместо действовавшего Форума финансовой стабильности в 2009 г. был создан Совет  по финансовой стабильности (Financial Stability Board) с более широкими полномочиями. Основной задачей СФС согласно документам саммита G20 является «координация на международном уровне работы национальных финансовых властей и устанавливающих стандарты международных организаций по созданию эффективной надзорной и регуляторной политики в мировом финансовом секторе». Действуя в координации с МВФ, ОЭСР, Базельским комитетом по банковскому надзору (БКБН),  ФАТФ и другими международными организациями, Совет по финансовой стабильности в первую очередь разрабатывает и обновляет нормы, регламентирующие деятельность финансовых компаний.

Информация о работе Мировая валютно - финансовая система