Мировая валютно - финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоритических и практических основ функционирования мировой валютно-финансовой системы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.раскрыть понятие мировой валютно-финансовой системы и рассмотреть ее основные элементы;
2.исследовать эволюцию мировой валютно-финансовой системы;
3.проанализировать современное состояние валютной системы в мире и России;
4.выявить основные тенденции развития мировой валютно-финансовой системы.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические аспекты функционирования мировой валютно-финансовой
системы …………………………………………………………………..………… 5
1.1 Понятие и основные элементы мировой валютно-финансовой ………….
системы …………………………………………………………………………….. 5
1.2 Эволюция мировой валютно-финансовой системы ………………………… 7
2. Современное состояние мировой валютно-финансовой системы …………. 16
2.1 Регулирование и контроль мировой валютно-финансовой ………………..
системы в момент ее становления по настоящее время……………………….. 16
2.2 Анализ мировой валютно-финансовой системы…………………………… 20
2.3 Место России в мировой валютно-финансовой системе ………………….. 22
3. Перспективы развития мировой валютно-финансовой системы ………….. 27
3.1 Влияние финансового кризиса на мировую валютно-финансовую ………….
систему ……………………………………………………………………………. 27
3.2 Реформы мировой валютно-финансовой системы ………………………… 32
Заключение ……………………………………………………………..………… 37
Список используемой литературы ……………………………………………… 39

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 81.71 Кб (Скачать файл)

Ключевым решением, определяющим тенденции развития банков и кредитную политику на ближайшее десятилетие, стало положение о переходе на новые стандарты размеров капитала  и ликвидности  («Базель-III»). С принятием «Базель-III»  стремление банков к рисковым операциям должно уменьшиться, в результате чего  снизится вероятность и  острота будущих кризисов. Новые  стандарты ограничивают использование механизма левериджа (кредитного плеча), предусматривают решение проблемы несовпадения требований и обязательств по срокам, а также устанавливают буферные резервы капитала, которые можно использовать в неблагоприятные периоды. Новые стандарты будут инкорпорированы в национальные законы и нормативные акты, их внедрение начнется с 2013 г. и закончится к началу 2019 г. [12, 112-113]

Продолжается работа над  составлением списка системнозначимых финансовых институтов (СЗФИ), проблемы которых могут ударить по мировой экономике и деятельность которых должны отслеживать международные надзорные органы. Речь идет о двух списках. В первый (примерно 20 банков) попадают организации, ведущие глобальный бизнес, контроль над ними будет более жестким и международным. Во второй список будут включены крупные банки-мировые лидеры, играющие системообразующую роль в национальных экономиках, но чей крах (из-за незначительности зарубежных активов) не представляет угрозы для мировой финансовой системы.  Надзор за этими банками будут осуществлять национальные регуляторы.

   В рамках регулирования рынка деривативов принято решение о переводе к 2012 г. торговли по  стандартным контрактам на традиционные биржи или электронные площадки, предусмотрена более строгая отчетность и надзор за рисковыми хедж-фондами.  В ноябре 2011 страны «двадцатки» подвели промежуточные итоги борьбы с «налоговыми гаванями». К этому времени СФС определил юрисдикции, которые не в полной мере сотрудничают в проведении оценки их налоговых режимов или не добились существенного прогресса в решении проблем недостаточного соблюдения согласованных на международном уровне стандартов обмена информацией и сотрудничества.

В сентябре текущего года МВФ  объявил, что вводит систему обязательной проверки финансовой стабильности  (FSAP) в отношении 25 стран мира, обладающих крупнейшими финансовыми системами, в том числе России. До сих пор такие проверки носили не обязательный, а добровольный характер и проводились раз в 5 лет. Проверка включает в себя изучение стабильности банковской системы и финансового сектора, проведение стресс-тестов, оценку качества банков, страховых компаний, уровня надзора по сравнению с международными стандартами, готовность властей принимать меры в случае системных сбоев.

   Процесс реформирования международных организаций начался с наделения их дополнительными финансовыми ресурсами. В результате принятых G20 решений МВФ привлек свыше 750 млрд долл., а многосторонние банки   развития - 235 млрд. долл. В условиях все большей взаимозависимости и интеграции мировой экономики существенно возрос размер и волатильность потоков капитала. Изменчивость  потоков капитала в настоящее время обусловлена различными темпами  посткризисного восстановления развитых экономик и  стран с формирующимися рынками. Глобальные сети финансовой безопасности призваны снизить дестабилизирующее воздействие внезапной смены потоков капитала путем создания механизмов оперативного доступа к финансовым ресурсам. Для уже существующей  в рамках МВФ  т.н. гибкой кредитной линии (для стран с сильной экономикой) предусматривается увеличение сроков действия и снятие лимитов доступа. Кроме того создается т.н. превентивная  кредитная линия (для достаточно сильных стран, испытывающих трудности). Оба инструмента не предполагают в качестве условия выдачи кредита предъявление к заемщику каких-либо требований в сфере проводимой им экономической политики. Третий элемент системы – Глобальный стабилизационный механизм – комплекс инструментов, доступных в случае нового финансового кризиса.

Сеульский саммит «двадцатки» одобрил договоренности, достигнутые министрами финансов и председателями центральных банков на встрече в Кенжду (2010 г.) и последующее решение МВФ о перераспределении квот и участия в управлении этой организацией в пользу динамично растущих стран. Изначально предполагалось передать от развитых развивающимся странам 6% квот, но реально их объем составил 3%.  Это произошло из-за несовершенства формулы распределения голосов в МВФ. Участники саммита договорились пересмотреть формулу до 2013, а к 2014  провести первый раунд распределения квот по новым правилам.  Незначительное перераспределение квот сопровождалось передачей двух должностей в Исполнительном совете МВФ, занимаемых ранее европейскими странами с развитой экономикой. Параллельно с реформой МВФ идет увеличение числа голосов развивающихся  стран и стран с переходной экономикой во Всемирном банке.

Между тем по важным вопросам посткризисного развития, таким как  «искусственная девальвация» и «валютные  войны», бесконтрольное накачивание  национальных экономик денежной ликвидностью отдельными странами (прежде всего США) единой позиции нет и, видимо, быть не может. Эти проблемы, равно как и проблема «чрезмерных дисбалансов по счету текущих операций», в обтекаемой форме обозначены в итоговых документах последнего саммита. Оценка устойчивых значительных дисбалансов, по мнению «двадцатки», должна осуществляться на основе согласованных индикативных критериев. При этом подчеркивается необходимость принятия во внимание специфических условий в той или иной стране (регионе), в том числе в странах, относящимся к крупным производителям сырья.

Создание набора индикаторов  для оценки действий отдельных стран  по устранению дисбалансов в своих  экономиках лидеры стран поручили специальной  рабочей группе по реализации Рамочного  соглашения по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного  роста. По итогам деятельности группы предполагается принять решения  на очередном саммите  G20 осенью 2012 года.

 Кризис показал, что  ведущие экономические державы  способны принимать «беспрецедентные  и в высшей степени скоординированные  меры бюджетного и денежно-кредитного  стимулирования»  и  смогли не допустить депрессии, на грани которой стояла мировая экономика. Между тем по многим вопросам страны G20 придерживаются кардинально отличных подходов, и формирование новой финансовой архитектуры обещает стать длительным процессом поиска компромиссов.

 

Заключение

 

Итогом изучения дисциплины «Финансы» явилось написание  курсовой работы, цель которой совпала  с ее тематикой и была направлена на изучение теоретических и практических основ  мировой валютно-финансовой системы.

Первая глава курсовой работы предполагала рассмотрение теоретических  основ мировой валютно-финансовой системы, ее основные понятия и этапы  эволюции.

Валютная система - это  совокупность экономических соглашений, связанных с функционированием  валюты и форм их организации.

Национальная валютная система  – часть денежной системы страны, в рамках которой формируются  и используются валютные ресурсы, осуществляется международный платежный оборот.

В её состав входят: национальная валютная единица; режим валютного курса, условия обратимости валюты; система валютного рынка и рынка золота, порядок международных расчетов  в стране, состав и система управления золотовалютными резервами страны; статус национальных учреждений, регулирующих валютные отношения страны.

Одним из важнейших элементов  валютной системы является валютный курс, который формируется под  действием большого числа макро- и микроэкономических факторов внутренней и внешней сфер экономики.

Во второй главе тщательно  рассмотрен контроль и регулирование  мировой валютно-финансовой системы. 

Валютное регулирование  в широком смысле – это регламентация  государством основных принципов организации  национальной валютной системы и  механизмов её функционирования. Сущность валютного регулирования заключается  в создании такой системы воздействия  на конвертируемость национальной валюты, валютного курса, внутреннего валютного  рынка и платежного баланса, которая  отвечала бы стратегическим задачам развития национальной экономики и отражала  потребности текущего момента.

Валютное регулирование  осуществляется посредством валютного  контроля.

Валютный контроль – система  мер по обеспечению, исполнению законов, норм и правил проведения валютных операций, установленных государством. Для осуществления валютного  контроля внешнеэкономической деятельности создается специальный механизм, который включает специальные инструменты  осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения.

В третьей главе рассмотрены  дальнейшие перспективы развития мировой  валютно-финансовой системы.

Подводя итог исследованию валютной системы вообще и валютной системы России в частности, считаю, что следует отметить следующее: либерализация рынка, в том числе  валютного, должна проводиться в  условиях достигнутой макроэкономической стабильности, крепкого валютно-финансового  положения страны, здоровой и эффективно функционирующей банковской системы. В этом случае проводимые реформы  достигают своих целей, становятся стимулом для развития внешнеэкономической  деятельности и интеграции национальной экономики в систему мирового хозяйства. 

Нынешняя же ситуация на валютном рынке далека от требуемой  для дальнейшего продолжения  процесса либерализации, когда нет  экономической стабильности, эффективного контроля со стороны Центрального Банка  за деятельностью коммерческих банков на валютном рынке.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые источники

1. Федеральный закон «Об  основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ.

2. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О  валютном регулировании и валютном  контроле".

 

Учебная и научная литература

3. Авдокушин E. Международные экономические отношения, 2009. – 130 с.

4. Аникин А.В. История  финансовых потрясений, 2010. – 209 с. 

5. Антонов В.А. Мировая  валютная система и международные  расчеты, - М: "Бизнес и экономика", 2009. – 192 с.

6. Борисов С.М. Валютные  проблемы новой России, 2007. – 202 с.

7. Глазьев С.Ю.  О стратегии  развития российской экономики:  Научный доклад. – М.: НИР, 2010. – 100 с.

8. Гринспен А. Эпоха потрясений: проблемы и перспективы мировой Финансовой системы, 2008. -  190 с.

9. Дурасова А.А.. Евро в качестве международной валюты: Проблемы и перспективы. – М.: МАКС Пресс, 2010. – 112 с.

10. ЕС и Россия: от прямых  капиталовложений к инвестиционному  сотрудничеству. / Отв. ред. А.В.  Кузнецов. - М.: Наука, 2008. – 100 с.

11. Киреев АЛ. Международная  экономика: Учебное пособие для  вузов: В 2 ч. – М.: Международные отношения, 2011. – 200 с.

12. Круглов В.В. Основы  международных валютно-финансовых  и кредитных отношений. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 432 с.

13. Лука К. Торговля на мировых валютных рынках. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 112 с.

14. Международные экономические отношения В.Е.Рыбалкина – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 214 с.

15. Платонова И.Н. «Перестройка  мировой валютной системы и  позиция России». 2009. - 240 с.

16. Спиридонов И. А. Мировая экономика / Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 170 с.

17. Тарасов В.И., Деньги. Кредит. Банки. – М: "ЮНИТИ", 2009. – 190 с.

18. Шмелев Н.П. Мировая валютная система и проблемы конвертируемости рубля - 2010. – 328 с.

19.   Финансы: Учеб. Пособие для вузов / Под редакцией проф.  Г.Б Поляк – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 179 с.

 

Периодическая печать

20. Буторина О. Грядущие перемены в международной валютной системе // Биржевое обозрение.- 2009.- № 4. – с. 3 – 7.

21. Валютное регулирование и валютный контроль: Сборник // Внешнеэкономический комплекс России. 2008. № 2. – с. 13 – 23.

21. Делягин М. Антикризисная  программа модернизации страны (о  разработке института проблем  глобализации). // Российский экономический  журнал №9-10, 2012. – с. 1 – 11.

22. Красавина Л.Н. Денежно  кредитная и валютная политика: научные основы и практика // Деньги и кредит, 2010. № 6. – с. 14 – 16.

23. Кудрин А.Л. Мировой  финансовый кризис и его влияние  на Россию // Вопросы экономики. 2012. № 1. – с. 7 – 13.

24. Шенаев В.Н. Мировой финансовый кризис в условиях многополярного мира // Бизнес и банки, 2008. № 44 . – с. 1 – 2.

25. Щеголева Н.Г. Валютное  регулирование на пути к либерализации  валютного рынка // Банковское дело, 2009. №10. - с. 12 – 19.

 

Электронные ресурсы

26. Официальный сайт  Министерства  Финансов РФ www. minfin.ru

 


Информация о работе Мировая валютно - финансовая система