Муниципальные финансы и проблемы их организации в условиях реформы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Развитие муниципальных финансов, их реформирование является важнейшим звеном в решении проблем межбюджетных отношений, определяющая роль которых очевидна в укреплении основ местного самоуправления.
Местное самоуправление самый близкий и самый доступный уровень власти. Именно на местном уровне власти рождается сильное и устойчивое гражданское общество.

Файлы: 1 файл

финансы курсовик.docx

— 63.65 Кб (Скачать файл)

Тема: Муниципальные финансы и проблемы их организации в условиях реформы местного самоуправления 

Введение 

     Развитие  муниципальных финансов, их реформирование является важнейшим звеном в решении  проблем межбюджетных отношений, определяющая роль которых очевидна в укреплении основ местного самоуправления.

     Местное самоуправление самый близкий и  самый доступный уровень власти. Именно на местном уровне власти рождается  сильное и устойчивое гражданское  общество.

     Поэтому так важно наряду с созданием  организационно-правовых условий обеспечения  возможностей функционирования органов  местной власти проводить работу по формированию и укреплению финансовой основы местного самоуправления.

     Укрепление  финансовых основ местных бюджетов создаст предпосылки к повышению  роли местного самоуправления как публичной  власти, способной нести всю полноту  ответственности за обеспечение  нужд и потребностей населения, проживающего на территории муниципального образования, позволит рассматривать местное  самоуправление как реальный инструмент для решения вопросов местного значения. Работа финансовых органов непосредственно  влияет на развитие экономики муниципалитета, во многом предопределяя эффективность  работы органов власти.

     Муниципальные финансы являются первичным звеном в системе государственных финансов, что обуславливает их высокую  зависимость от бюджетного регулирования  на региональном и федеральном уровне. В связи с чем, реформа муниципальных  финансов как инструмент повышения  эффективности деятельности органов  местного самоуправления связана с  вопросами развития государственных  финансов в целом, реформирование которых занимает центральное место в экономической программе Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     Необходимым условием жизнеспособности местного самоуправления является наличие достаточной экономической и финансовой базы для его осуществления. Без этого какое-либо реальное, а не фиктивное, местное самоуправление невозможно. Не случайно, что значительное место финансовым и экономическим основам местного самоуправления отводится в международно-правовых актах и российском законодательстве.

     Поэтому проблема данной курсовой работы носит  актуальный характер в современных условиях. Об этом так же свидетельствует частое изучение поднятого вопроса.

     Главная цель данной курсовой работы - рассмотреть муниципальные финансы и проблемы их развития в условиях местного самоуправления. Исходя из поставленной цели рассмотреть следующие задачи:

     - рассмотреть муниципальные финансы  и их формирования;

     - принципы организации муниципальных финансов;

     - доходы и расходы местных бюджетов;

     - проблемы развития муниципальных финансов.

     Объектом  исследования выступают элементы управления муниципальными финансами.

     Предмет исследования - изучение проблем экономической самостоятельности муниципальных образований.

     Курсовая  работа выполнена на 35 листах и содержит: введение, три раздела, заключение, список использованной литературы.

     Теоретической основой работы послужили научные разработки отечественных и зарубежных ученых по актуальным вопросам управления муниципальными финансами, учебные пособия по муниципальному менеджменту, периодическая литература, информация из интернет - сайтов.  

 

       Теоретические основы управления муниципальными финансами. 

1.1 Понятие муниципальных финансов

     Муниципальные финансы - совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

     Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.

     Муниципальные финансы включают:

     - средства местного бюджета;

     - муниципальные внебюджетные фонды;

     - государственные и муниципальные  ценные бумаги, принадлежащие органам  местного самоуправления;

     - другие денежные средства, находящиеся  в муниципальной собственности.

     Местный бюджет - это бюджет соответствующего муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Поскольку согласно Конституции  РФ местное самоуправление не входит в систему органов государственной  власти и управления, местные бюджеты  также не относятся к системе  государственных финансов, хотя, безусловно, составляют интегральный элемент единой финансово-бюджетной системы страны.

     К местным бюджетам в Российской Федерации  относят районные, городские, сельские, поселковые бюджеты и районные бюджеты  в городах. Финансовую основу местного самоуправления составляют местный  бюджет, муниципальные внебюджетные фонды и иные финансовые ресурсы. Местные органы власти в соответствии с имеющимися у них полномочиями и в пределах, установленных федеральным законодательством, могли вводить свои налоги, сборы, штрафы и иные платежи, являющиеся источниками финансовых поступлений, создавать свои банки, страховые, инвестиционные компании и т. п.

     Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

     Согласно  Конституции Российской Федерации  органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Основными задачами органов местного самоуправления являются обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения, а также владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. При этом Конституция одновременно провозглашает самостоятельность местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий и гарантии государства по отношению к местному самоуправлению. [12. C.94].

     Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные  ценные бумаги, принадлежащие органам  местного самоуправления, и другие финансовые средства.

     Понятие "местные финансы" идентично  понятию "финансовые ресурсы местного самоуправления". В значительной мере их основу составляют средства муниципального бюджета.

     Финансовые  средства  местного  самоуправления  представлены  в 

рамках  финансовой системы государства  в качестве одного из ее центральных  звеньев. Именно в финансовой сфере  проявляется неразрывная связь  между государственной и муниципальной  властью.

     Общие    начала    финансовой     деятельности     органов     местного

самоуправления  регулируются на уровне Конституции  Российской Федерации, устанавливающей  основные принципы организации и  деятельности общества и государства  и оказывающей существенное влияние  на развитие российского законодательства.

     В целом правовое регулирование финансовой деятельности органов местного самоуправления осуществляется на уровне Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных  образований. [15. C.108].

     Органы  местного самоуправления в рамках национальной экономической политики имеют право  на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они  могут свободно распоряжаться при  осуществлении своих функций.

     Финансовые  средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным  им Конституцией полномочиям. По меньшей мере, часть финансовых средств органов местного самоуправления должна обеспечиваться за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом. 

    1. Финансовая  политика муниципального образования

     Разрабатывая  свою финансовую политику, планируя доходы и расходы бюджета, муниципальное  образование может ставить перед  собой следующие цели:

     - обеспечить объем текущих расходов  бюджета, необходимых для достижения  качества жизни населения на уровне не ниже, а по возможности выше минимальных государственных социальных стандартов;

     - обеспечить формирование бюджета  развития;

     - обеспечить через субъект Федерации  финансирование отдельных государственных  полномочий, возложенных на органы  местного самоуправления, а также  финансирование выполнения федеральных  и региональных законов; 

     - обеспечить обслуживание и погашение  долговых обязательств;

     - иметь сбалансированный бюджет.

     Для реализации этих целей муниципальное  образование заинтересовано в разумном, не подавляющем деловую активность на территории увеличении доходов бюджета  и экономном, эффективном расходовании бюджетных средств.

     Увеличение  доходов местного бюджета может  происходить за счет внешних поступлений (увеличение размеров отчислений по регулирующим налогам, дотации, субвенции, финансирование участия в федеральных и региональных программах развития) и за счет внутренних источников.

     Возможности увеличения внешних источников достаточно ограничены. Здесь главным направлением политики муниципальной власти является грамотное обоснование потребности  в бюджетных средствах как  на решение вопросов местного значения, так и на выполнение государственных  полномочии и зашита этой потребности  перед субъектом РФ. При этом всегда желательно сокращение встречных финансовых потоков. Нередки случаи, когда субъект РФ оставляет в распоряжении муниципального образования малую долю собираемых на его территории налогов и в то же время дотирует это муниципальное образование. Такой политике можно противостоять объединенными усилиями муниципальных образований региона. Внутренними источниками увеличения доходов бюджета могут быть:

     - увеличение налогооблагаемой базы (налогового контингента) за счет  поддержки развития промышленности  и малого бизнеса на территории  муниципального образования:

     - повышение эффективности использования  муниципальной собственности, включая  собственность на землю и иные  природные ресурсы. В качестве  регуляторов могут выступать  ставки арендной платы за землю,  нежилые помещения и другое  имущество, их умелая дифференциация  в зависимости от местоположения, инфраструктурной обеспеченности, вида деятельности;

     - использование в отдельных случаях  заемных средств.

     Серьезной проблемой для обеспечения доходов  местных бюджетов является собираемость налогов. Для ее повышения органы местного самоуправления взаимодействуют  с территориальными налоговыми органами, оказывают содействие в их работе, осуществляют взаимообмен информацией. [4. C.139].

     Источниками сокращения расходов бюджета являются:

     - повышение эффективности хозяйственной  деятельности муниципальных предприятий  и учреждений, снижение их дотационности,  нормирование расходов на оказание  отдельных видов муниципальных  услуг, контроль за деятельностью  муниципальных предприятий и  учреждений;

     - регулирование цен и тарифов  на продукцию и услуга муниципальных предприятий и учреждений, расширение платности муниципальных услуг, устранение необоснованных льгот и привилегий:

     - привлечение частного капитала  к оказанию отдельных видов  муниципальных услуг, создание  эффективно действующей системы  муниципального заказа с использованием  конкурсов:

     - поддержка, а в отдельных случаях  прямое финансирование внедрения  ресурсосберегающих технологий  в муниципальном хозяйстве.

     Более подробно возможности и условия  использования перечисленных

источников  увеличения доходов и сокращения расходов местного бюджета

 будут рассмотрены в последующих разделах работы.

     Важным  инструментом муниципальной финансовой политики является мониторинг финансового  положения муниципального образования  и прогнозирование на его основе финансовых потоков в зависимости  от изменения отдельных факторов. Для решения этой задачи предложено несколько вариантов компьютерных моделей.  

Информация о работе Муниципальные финансы и проблемы их организации в условиях реформы местного самоуправления