Муниципальные финансы и проблемы их организации в условиях реформы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Развитие муниципальных финансов, их реформирование является важнейшим звеном в решении проблем межбюджетных отношений, определяющая роль которых очевидна в укреплении основ местного самоуправления.
Местное самоуправление самый близкий и самый доступный уровень власти. Именно на местном уровне власти рождается сильное и устойчивое гражданское общество.

Файлы: 1 файл

финансы курсовик.docx

— 63.65 Кб (Скачать файл)

     В рамках проводимых в настоящее время  реформ признается, что государство может гарантировать предоставление лишь минимального перечня и объема услуг населению РФ, а материальные и нематериальные услуги сверх данного минимума граждане могут получать на платной основе, в зависимости от своих материальных возможностей. В этих условиях необходимо четко определить этот минимум социальной гарантии, который предоставляется за счет финансовых ресурсов государству, а также разработать и создать новые механизмы социальной защиты граждан.

     Решение этой задачи во многом определяется состоянием и устойчивостью муниципальных  финансов, которые являются источником финансирования мероприятий по социальной защите граждан РФ. Кроме того, формы  и методы предоставления средств  из бюджетов, механизмы налогооблажения  доходов физических лиц могут  оказывать активное влияние на социальные процессы в стране, что подтверждают и теоретические исследования, и  мировой опыт.

     Совершенствование финансового механизма социальной защиты населения требует осуществления  комплекса мер, нацеленных на создание эффективной системы социальной помощи, обеспечение адресности при  ее предоставлении. Это позволит не только более полно реализовать  принцип социальной справедливости, но и повысить эффективность муниципальных  расходов на социальную поддержку граждан  РФ.

     Актуальность  проблемы разработки научно обоснованных основ функционирования муниципальных  финансов, совершенствования нормативно-правовой базы их организации предопределяются также зависимостью российской экономики  от мировой конъюнктуры цен, отраслевыми  и территориальными диспропорциями, существующими в РФ.

     По  мере развития рыночного хозяйства в России возникают и обостряются социально-экономические проблемы, которые не могут быть решены автоматически. Отраслевые кризисы, безработица, нарушения в денежном обращении, обострение конкуренции на мировых рынках требуют государственного финансового вмешательства. Государственное регулирование способно поддержать социально-экономическую стабильность современной системы рыночной экономики с ее сложными связями и тесной взаимозависимостью отдельных сфер. [13. C.31].

     Особое  место государственное финансовое регулирование занимает в странах, находящихся в процессе перехода к рыночной экономике, играя не только регулирующую, но и системообразующую  роль. Преобразование отраслевой и  региональной структур, создание нового народнохозяйственного комплекса, соответствующего российской специфике и требованиям рыночной экономики, вхождение в мировое сообщество невозможно без последовательного и целенаправленного регулирования со стороны государства. При этом большое значение придается развитию системы налогообложения, построению налоговой системы, адекватной требованиям развития национальной экономики.

     Наиболее  актуальные проблемы современного этапа  развития налоговых систем стран  с рыночной экономикой состоят в  следующем:

     1) налоговые системы сложны для  налогоплательщиков и эффективного управления со стороны налоговых органов, что ведет к росту расходов на налоговое администрирование и расширению масштабов уклонения от уплаты налогов;

     2) законодательно установленные высокие ставки налогов отрицательно влияют на процесс принятия экономических решений;

     3) налогообложение заставляет компании  инвестировать средства и изменять структуру баланса не по экономическим, а по налоговым причинам;

     4) финансирование инвестиций осуществляется за счет заемных, а не собственных средств.

     Ограниченность  возможностей финансирования государственных расходов через налоги, а также стремление к более рациональному использованию факторов производства, природных ресурсов в том числе, делают настоятельной необходимость решения этих проблем и в России.

     Решение этой задачи во многом определяется состоянием и устойчивостью муниципальных  финансов. Кроме того, формы и  методы предоставления средств из бюджетов, механизмы налогообложения доходов физических лиц могут оказывать активное влияние на социальные процессы в стране, что подтверждают и теоретические исследования, и мировой опыт.

     Совершенствование финансового механизма социальной защиты населения требует осуществления комплекса мер, нацеленных на создание эффективной системы социальной помощи, обеспечение адресности при ее предоставлении. Это позволит не только более полно реализовать принцип социальной справедливости, но и повысить эффективность государственных и муниципальных расходов на социальную поддержку граждан РФ.

     Кроме того, объективной необходимостью является оценка долгосрочных последствий проведения реформ в бюджетно-налоговой сфере как сточки зрения повышения эффективности механизмов формирования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, так и с позиции их влияния на национальную экономику. Следует обеспечить непротиворечивость целей реформы в сфере государственных и муниципальных финансов, теоретических концептуальных подходов к ее проведению и мероприятий по ее реализации.

     Однако, несмотря на актуальность, данные проблемы не находят должного отражения в научных исследованиях и публикациях. В результате отсутствует теоретическое обоснование мер по обеспечению финансовой стабильности и бюджетной устойчивости в Российской Федерации, что отрицательно сказывается на качестве принимаемого финансово-бюджетного законодательства, снижает эффективность государственного финансового регулирования социально-экономических процессов.

     В этой связи все большее значение приобретают разработка и реализация комплекса мер по совершенствованию управления государственными и муниципальными финансами, повышению эффективности государственного финансового воздействия на социально-экономические процессы в России в целях обеспечения устойчивого экономического роста и улучшения качества жизни населения Российской Федерации.

     Для решения данной задачи необходимо разрабатывать  и широко обсуждать перспективы  развития муниципальных финансов, оценивать  их соответствие современным требованиям развития Российской Федерации, обоснованность выбора направлений и механизмов государственного финансового регулирования социально-экономических процессов в условиях проведения широкомасштабных реформ в нашей стране и высокого уровня ее зависимости от внешних факторов. 

     3.2 Пути повышения доходов муниципальных образований

     Основной  для российских муниципалитетов  Закон № 131 «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» действует  в полном объеме уже почти год. Но муниципальное законодательство еще нуждается в существенной доработке. Главное, в чем действительно  нуждаются в настоящее время  муниципалитеты – это стабильность законодательства и гарантии отсутствия масштабных изменений, которые могут  привести к перестройке уже налаженной работы.

     Больше  всего вопросов вызывает финансовое обеспечение местного самоуправления. Одна из ключевых проблем связана  с тем, что закрепленные на сегодняшний  день за муниципалитетами доходы мало связаны с производственной деятельностью  организаций, находящихся на территории муниципальных образований, что  значительно снижает заинтересованность органов МСУ в развитии собственной  налоговой базы и экономики муниципального образования.

     Выравнивание  уровня бюджетной обеспеченности муниципальных  образований порождает иждивенческие  настроения. К чему работать на привлечение финансовых средств на территорию, если можно преспокойно жить на субсидии и дотации из районных бюджетов и бюджетов субъектов?! Бесспорно, есть ряд определенных муниципальных образований, которым дотации жизненно необходимы. Им просто не заработать средств в местный бюджет, необходимых для нормального существования. Но, вместе с тем, есть муниципалитеты, которые хотят и могут зарабатывать, пытаются это делать, но ограничены действующим законодательством.

     Например, муниципалитеты не могут в полной мере распоряжаться имуществом и  землей. Законодательные ограничения  в этом случае приводят к резкому  сокращению возможностей для развития бизнеса на территориях муниципальных  образований. Одним из самых сложных  вопросов остается вопрос разграничения  собственности на землю. Например, распоряжение земельными участками, право собственности  на которые не разграничено, сплошь и рядом передается от областных  центров в субъекты РФ, а от городских  и сельских поселений - в муниципальные  районы.

     Строительство жилья или новых предприятий  ведется на территории конкретных поселений. Между тем, в ряде субъектов земли  в собственность поселений не переданы. Это негативно сказывается  на налоговой базе поселений и  не дает возможностей для развития экономики. Кроме того, сегодня муниципалитеты фактически отстранены от процедур кадастровой  оценки земли. Межевание, оформление земельных  участков, присвоение им кадастровых  номеров производится на уровне субъекта. Это в корне неверно, порождает  огромные очереди в соответствующих  инстанциях, ведет к неудобству жителей  и предпринимателей.

     Ситуация  усугубляется тем, что в соответствии с ФЗ-131 в местной собственности  остается только имущество, необходимое  для осуществления соответствующих  полномочий. Соответственно, свободных  помещений, которые могли бы сдаваться  в аренду, передаваться предпринимателям, остается все меньше. Да и сам  процесс перераспределения имущества  между уровнями публичной власти оказывается крайне сложным и затратным, что создает неопределенность и усложняет работу муниципалитетов.

     Таким образом, формирование стабильной доходной базы местных бюджетов остается важнейшим  направлением развития МСУ. Один из таких  шагов - законопроект ФЗ № 224115-5 который  разработан совместными усилиями депутатов  Государственной Думы - членов комитетов  по вопросам местного самоуправления и по бюджету и налогам, Министерства финансов, Минрегиона, других заинтересованных ведомств и принят Государственной  Думой в первом чтении.

     В этом законопроекте предусмотрены  изменения Бюджетного кодекса РФ, направленные на совершенствование  механизмов предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям, и определение новых источников пополнения доходов местных бюджетов. Если законопроект будет одобрен  в нынешней редакции, бюджетный процесс  в муниципальных образованиях будет  зависеть от уровня финансовой самостоятельности  органов местного самоуправления. Сегодня  же практически все муниципалитеты оказались лишены права самостоятельно устанавливать оплату труда депутатам  и муниципальным служащим, вводить  дополнительные меры социальной поддержки  для отдельных категорий граждан  и решать другие вопросы, решение  которых допускается только за счет собственных доходов, так как  объем финансовой помощи составляет около 60 процентов от доходов местных  бюджетов.

     Кроме того, предлагается не включать в состав финансовой помощи, учитываемой при  установлении названных ограничений, не только субвенции, но и межбюджетные трансферты на осуществление части  полномочий по решению вопросов местного значения при передаче их либо от поселений  муниципальным районам, либо, наоборот, в соответствии с соглашениями, заключенными между муниципальными образованиями. Осуществляется также корректировка  механизма предоставления субсидий из бюджетов поселений в бюджеты  муниципальных районов на решение  вопросов местного значения межмуниципального характера. Уточняется порядок финансирования вопросов, решение которых отнесено не к полномочиям, а к праву органов МСУ.

     Большое значение имеют предложения по улучшению  администрирования при взимании земельного и транспортного налогов, налогов на имущество физических лиц. Например, предусматривается установление обязанности налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей - самостоятельно определять налоговую базу по земельному налогу не только в отношении земельных  участков, фактически используемых ими  в предпринимательской деятельности, но и в отношении участков, просто предназначенных для такой деятельности.

     В настоящее время налоговая база по земельному налогу определяется по состоянию на 1 января каждого года и в случае приобретения земельного участка в течение года, налоговая  база будет переопределяться лишь с 1 января следующего налогового периода, что приводит к уменьшению поступлений  от земельного налога в местные бюджеты. В случае принятия законопроекта  налоговые платежи будут поступать  в местные бюджеты с момента  возникновения права собственности.

     Таким образом, муниципальные финансы  могут образовываться из трех основных источников: государственных средств, собственных средств муниципального образования, заемных средств или  муниципального кредита. 

 

Заключение 
 

     Таким образом, муниципальные финансы - форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования. Муниципальные финансы составляют основу экономической самостоятельности муниципальных образований.

     Местное самоуправление - самый близкий к людям и самый доступный для их непосредственного контроля уровень власти. Там лучше всего видны наиболее эффективные направления распоряжения ограниченными средствами. Наконец, на этом уровне власти труднее всего украсть общественные деньги. Только на местном уровне рождается сильное устойчивое гражданское общество.

Информация о работе Муниципальные финансы и проблемы их организации в условиях реформы местного самоуправления