В странах
с развитым рынком ценных бумаг
наиболее распространенным методом
денежно-кредитного регулирования
являются операции на открытом
рынке. Они представляют собой официальные
операции центрального банка по купле-продаже
ценных бумаг в банковской системе.
К основным
ценным бумагам, с которыми
совершаются операции на открытом
рынке, относятся: казначейские
векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации
государственного займа, краткосрочные
ценные бумаги. [33, с.283]
Механизм
использования операций на открытом
рынке в качестве инструмента
денежно-кредитного регулирования
заключается в том, что центральный
банк, покупая либо продавая коммерческим банкам
ценные бумаги, перечисляет либо снимает
с их корреспондентских счетов соответствующие
суммы, расширяя или сокращая тем самым
кредитные ресурсы коммерческих банков.
Валютная
интервенция как элемент валютной
политики представляет собой куплю-продажу валюты
центральным банком с целью регулирования
валютного курса и оказывает непосредственное
воздействие на количество денежной массы
в обращении.
Функция
банка банков. Важнейшей чертой.,
которая отличает центральные
банки от коммерческих, является то, что они
не имеют дела непосредственно с населением.
Его основными клиентами являются коммерческие
банки, которые выступают в роли посредников
между экономикой и центральным банком.
Он принимает на хранение кассовые резервы
коммерческих банков и оказывает им кредитную
поддержку. Центральные банки в этой функции
можно назвать кредитором последней инстанции,
представляющим национальным институтам
возможность рефинансирования на определенных
условиях в случае временного дефицита
ликвидных средств. Кредитную помощь центральные
банки могут оказывать еще и в форме переучета
векселей или предоставления кредитов
под залог ценных бумаг (ломбардный кредит).
К данной
функции можно отнести деятельность
центральных банков по надзору,
в результате чего поддерживается необходимый
уровень стандартизации и профессионализма
в национальной банковской системе. Центральные
банки осуществляют регистрацию коммерческих
банков и лицензирование их деятельности.
Они также определяют направления развития
коммерческих банков, их слияние и реорганизацию,
размещения отделений и филиалов банков
по территории страны.
Функция
банка правительства. В этой
функции центральный банк выступает
в качестве кассира, кредитора
и финансового консультанта правительства.
Он ведет счета по всем поступлениям средств
и расходов правительства, а также счета
всех государственных предприятий, организаций
и учреждений. Кредитная деятельность
центральных банков в отношении правительства
связана с кредитованием финансовых потребностей
государства и его властных органов.
Однако во
многих странах существуют довольно
жесткие ограничения на предоставление
средне- и долгосрочных кассовых
кредитов казначейству, являющихся
наиболее простым и техничным
способом покрытия дефицита государственного
бюджета. Например, в Канаде, США,
Швеции и Японии кассовые кредиты казначейству
либо вообще не практикуются, либо эти
кредиты предоставляются государству
центральными банками в исключительных
случаях. [16, с.63]
В современных
условиях прямые кассовые кредиты центрального банка, используемые
для покрытия бюджетного дефицита, широко
распространены в развивающихся странах.
В странах с переходной экономикой отдельные
центральные банки уже перестали финансировать
в кредитной форме расходы государственного
бюджета.
В этой
функции важно выделить деятельность
центральных банков по управлению
государственным долгом, а также
то, что они консультируют Минфин
по вопросам размещения и погашения
государственных займов, выбора
дат эмиссии и определения
доходности государственных ценных бумаг в зависимости
от рыночной ситуации.
Хранение
централизованного золотовалютного
запаса страны. Данную функцию
можно отнести к древнейшей. Она
позволяет центральным банкам
производить международные расчеты
по всем кредитам и займам
государства, активно участвовать
на рынке международных ссудных капиталов,
регулировать платежный баланс по счетам
текущих операций и по счетам операций
с капиталом и финансовыми инструментами.
Эта функция обусловлена, прежде всего,
взаимоотношениями и обязательствами
центрального банка с международными
фондами и организациями.
Одновременно
с вышеизложенными функциями
центральные банки выполняют
ряд системных мероприятий, которые
дополняют их деятельность в
денежно-кредитной сфере страны,
и способствуют выполнению их первоочередных задач.
[33, с.278]
Таким образом,
центральный банк – это привилегированная
и элементарная финансовая организация,
наделённая функциями административного
органа. В разных государствах
они создавались различными путями
и поэтому сегодня имеют неодинаковый статус.
Большинство центральных банков является
собственностью государства. Однако он
может быть и акционерным обществом, где
правительству принадлежит часть акций.
Главной задачей центрального банка обычно
считается обеспечение устойчивости покупательной
способности национальной денежной единицы
и соответственно поддержание стабильных
внутренних цен. Для решения этой задачи
центральные банки выполняют свои основные
функции.
1.2 Цели и функции
НБ Республики Беларусь
Национальный банк - единая централизованная
организация, состоящая из центрального
аппарата, структурных подразделений
и организаций, находящихся на территории
Республики Беларусь и за ее пределами.
Задачи и
функции центрального банка в
большинстве стран мира определены в нескольких законах:
Конституции, законах о центральном банке
страны, о банковской деятельности. [7,с.351]
Основной целью
деятельности центрального банка принято
считать поддержание монетарной,
и в первую очередь ценовой
стабильности в экономике. Обязанность центрального банка
и его полномочия в данной области, как
правило, закрепляются в законе о центральном
банке и уставе центрального банка. Количественное
значение целевого показателя ценовой
стабильности (допустимого прироста индекса
потребительских цен) устанавливается
в программных документах, определяющих
денежно-кредитную политику на перспективу.
Однако монетарная
стабильность — это не единственная
цель, на достижение которой направлена
деятельность центрального банка. Повседневная
работа центральных банков также ориентирована
на поддержание финансовой (макрофинансовой)
стабильности в экономике. Под финансовой
стабильностью принято понимать способность
финансовой системы одновременно удовлетворительно
выполнять три ключевые функции:
- эффективно и непрерывно способствовать
межвременному распределению ресурсов
в экономике от владельцев сбережений
к инвесторам и распределению экономических
ресурсов в целом;
- определять
финансовые риски и оценивать
их на перспективу с приемлемой
точностью, а также относительно хорошо управлять
ими;
- непрерывно
или без напряжения абсорбировать
финансовые и реальные экономические
неожиданные события или шоки.
[12]
Согласно Банковскому
кодексу Республики Беларусь основными
целями деятельности Национального
банка являются:
-защита и
обеспечение устойчивости белорусского
рубля, в том числе его покупательной
способности и курса по отношению
к иностранным валютам;
-развитие и
укрепление банковской системы
Республики Беларусь;
-обеспечение
эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной
системы.
Получение прибыли
не является основной целью деятельности
Национального банка. [2]
Функции центрального
банка отличаются большим разнообразием,
что связано с его двойственной
сущностью. С одной стороны, он выступает системообразующим элементом
банковской системы, представляет и защищает
в стране ее интересы, с другой стороны,
центральный банк является одним из участников
национальной экономической политики,
на финансовом рынке он выполняет функцию
агента государства, отстаивая его интересы
и цели развития. Данный статус проявляется
в использовании эмиссионным банком и
рыночных и административных инструментов
в процессе выполнения своих функций.
Если центральный банк преобразовать
в классический государственный орган
либо в обычную коммерческую организацию,
то возможности государства воздействовать
на направления, скорость и мощность
денежных потоков в стране уменьшатся.
[7,с.351-352]
Центральный банк
призван быть:
-эмиссионным
центром страны, т.е. пользоваться
монопольным правом на выпуск банкнот;
- органом регулирования
экономики денежно-кредитными методами.
Регулирование экономики путем
воздействия на состояние кредита
и денежного обращения – составной
элемент экономической политики
правительства, главными целями которой являются достижение
стабильного экономического роста, низкого
уровня безработицы и инфляции, выравнивание
платежного баланса[4,с.232];
- банком банков,
т.е. совершать операции не
с торгово-промышленной клиентурой,
а преимущественно с банками
данной страны: хранить их кассовые
резервы, размер которых устанавливается
законом, предоставлять им кредиты (кредитор
последней инстанции), осуществлять надзор,
поддерживая необходимый уровень стандартизации
и профессионализма в национальной кредитной
системе[11,с.350];
- банкиром правительства,
для этого он должен поддерживать
государственные экономические
программы и размещать государственные
ценные бумаги; предоставлять кредиты
и выполнять расчетные операции
для правительства, хранить (официальные)
золотовалютные резервы;
- главным расчетным
центром страны, выступая посредником
между другими банками страны
при выполнении безналичных расчетов,
основанных на зачете взаимных
требований и обязательств (клирингов)[9,с.405];
- органом надзора
за кредитными учреждениями, валютными и кредитными
рынками, в целом за кредитной системой,
обеспечивающего должный уровень ее надежности
и устойчивости [8,с.254];
- кредитором
последней инстанции, предоставляя
кредит коммерческому банку в
непредвиденной им ситуации и
при отсутствии у него иной возможности
получить денежные средства.[16]
Национальный
банк Республики Беларусь выполняет
следующие функции:
- разрабатывает
Основные направления денежно-кредитной
политики Республики Беларусь
и совместно с Правительством
Республики Беларусь обеспечивает проведение
единой денежно-кредитной политики Республики
Беларусь в порядке, установленном Банковским
Кодексом и иными законодательными актами
Республики Беларусь;
-осуществляет
эмиссию денег;
-регулирует
денежное обращение;
-регулирует
кредитные отношения;
-организует
функционирование платежной системы
Республики Беларусь;
-является для
банков кредитором последней
инстанции, осуществляя их рефинансирование;
-осуществляет
валютное регулирование;
-организует
и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и
через уполномоченные банки и небанковские
кредитно-финансовые организации в соответствии
с законодательством Республики Беларусь;
-выполняет функции
центрального депозитария государственных
ценных бумаг и ценных бумаг
Национального банка, если иное не определено
Президентом Республики Беларусь;
-осуществляет
выпуск (эмиссию) ценных бумаг
Национального банка;
-выполняет функции
финансового агента Правительства
Республики Беларусь и местных
исполнительных и распорядительных
органов по вопросам исполнения республиканского
и местных бюджетов и консультирует их
по этим вопросам;
-дает согласие
на осуществление банками и
небанковскими кредитно-финансовыми
организациями операций с ценными
бумагами в случаях, предусмотренных
законодательством Республики Беларусь;
-осуществляет
государственную регистрацию банков
и небанковских кредитно-финансовых
организаций;
-осуществляет
лицензирование банковской деятельности;
-регулирует
деятельность банков и небанковских
кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному
осуществлению и проводит надзор за ней;
-устанавливает
правила и порядок осуществления
банковских операций;
-устанавливает
для банков и небанковских
кредитно-финансовых организаций,
банковских групп и банковских
холдингов требования по осуществлению ими
внутреннего контроля;
-согласовывает
выпуски ценных бумаг банков
и небанковских кредитно-финансовых
организаций в случаях, предусмотренных
законодательством Республики Беларусь;
-регулирует
деятельность банков и небанковских
кредитно-финансовых организаций
по выдаче и обращению векселей, если иное
не определено Президентом Республики
Беларусь;
-устанавливает
для банков и небанковских
кредитно-финансовых организаций
требования по осуществлению
ими операций с форвардными
и фьючерсными контрактами, опционами
и иными финансовыми инструментами срочного
рынка;
-осуществляет
методологическое руководство бухгалтерским
учетом и финансовой отчетностью
в банковской системе, разрабатывает
и утверждает методики бухгалтерского
учета и финансовой отчетности для Национального
банка, банков и небанковских кредитно-финансовых
организаций;