Национальный Банк - Центральный банк страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Исследования и разработки: в работе исследовался Национальный банк, определены его основные цели и функции, структура органов управления НБ РБ, законодательные основы и нормативно – правовые акты, осуществляемые НБ, отражена сущность денежно – кредитной политики Республики Беларусь, рассмотрено нормативно-правовое регулирование денежно – кредитной политики в Республике Беларусь, произведен ее анализ и пути совершенствования, показано и проанализировано состояние платежной системы, ее динамика и тенденции развития.

Файлы: 1 файл

Nats_Bank_RB.doc

— 486.00 Кб (Скачать файл)

Сегодня можно  говорить о том, что последовательное проведение данной политики позволило обеспечить ряд положительных результатов.

1. Беларуси одной  из немногих стран бывшего  СССР удалось избежать системного  банковского кризиса. Конечно,  случались и банкротства банков, и определенные сбои в работе. Но даже во время российского  дефолта августа 1998 г., оказавшего весьма существенное негативное влияние на банковскую систему и всю экономику РБ, платежи осуществлялись стабильно, вкладчики при желании беспрепятственно могли получить свои деньги.

2. В последние  годы в республике достигнуты определенные качественные сдвиги в уровне стабильности национальной валюты и инфляционной ситуации. После перехода к единому курсу белорусского рубля (14 сентября 2000 г.) темпы девальвации последовательно снижались: с 33,9% в 2001 г. до 21,5% в 2002 г. По темпам инфляции имеет место следующая динамика: в 2001 г. индекс потребительских цен составил 46,1%, в 2002 г. - 34,8% (снижение более чем в 1,3 раза) [17].

 Таким образом, отметим, что в Республике Беларусь продолжается дедолларизация экономики, что обусловлено стабильным обменным курсом национальной валюты, устойчивым снижением инфляции и действующей курсовой политики.

В то же время  курсовая политика Национального Банка  Республики Беларусь вносила существенный вклад в подавление инфляционных процессов и одновременно содействовала повышению эффективности внешней торговли.

Опережающие темпы  кредитования в национальной валюте являются объективным подтверждением ее укрепления и расширения использования  в хозяйственном процессе. За январь-июнь 2006 г. прирост валовых кредитов в иностранной валюте составил всего 2%, тогда как валовые кредиты в белорусских рублях за тот же период увеличились на 17,6%.

Хотелось бы отметить некоторые положения, из которых Национальный Банк Республики Беларусь должен исходить при разработке денежно-кредитной политики республики.

Во-первых, важно  иметь в виду, что стратегической целью белорусского государства  является обеспечение социально-экономической  стабильности в республике, проведение взвешенных реформ, направленных на повышение уровня жизни народа. Это означает, что денежно-кредитная политика должна разрабатываться и реализовываться таким образом, чтобы не допускать или, по крайней мере, обеспечивать максимальное смягчение возможных «шоков». Стремительный рост безработицы, «революционная ломка» производственных структур, сложившихся в течение десятилетий в рамках индустриального комплекса СССР и стран СЭВ, которая сопряжена с остановкой крупнейших предприятий и которую пережили или до сих пор переживают некоторые страны СНГ и Восточной Европы, не должны повториться в Беларуси [17, с.88].

Во-вторых, следует  учитывать, что, несмотря на то, что  основу производственного комплекса  экономики республики составляют высококонцентрированные  предприятия, относящиеся к сложным, довольно наукоемким отраслям обрабатывающей промышленности (машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия и др.), в целом технологическая структура сложилась в условиях «дешевизны» сырьевых, энергетических, трудовых, а также финансовых ресурсов. Модернизация такой структуры, которая является весьма инерционной, требует времени и значительных инвестиций. С другой стороны, функционирование такой технологической структуры сопряжено с рядом других фундаментальных отношений в экономике и социальной сфере. Речь идет о системе перекрестного субсидирования, поддержании низких цен, не покрывающих издержек, на сельскохозяйственную продукцию, услуги жилищно-коммунального хозяйства и ряда других отраслей. И с этой точки зрения «завышенный» уровень официального валютного курса является «составным элементом» сложившейся, искаженной по отношению к мировому уровню, структуры цен ресурсоемкого типа технологического базиса производства.

Осуществляя оптимальную  денежно-кредитную политику, Национальному  Банку удалось добиться определенного прогресса. Динамика денежно-кредитных агрегатов выдерживается в пределах запланированных параметров, рыночные котировки рубля относительно стабильны, проводятся необходимые мероприятия по наращиванию золотовалютных резервов, платежная система функционирует нормально. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности проводимой политики, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.

Таким образом, денежно-кредитная политика Республики Беларусь осуществляется в общем  контексте социально-экономической политики и направлена на формирование благоприятных условий для реформирования народного хозяйства при недопущении (или минимизации) разного рода шоковых явлений.[17, с. 93].

 

Основные  направления денежно-кредитной политики на 2010 год

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2010 году направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.

Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год разработаны с учетом указов Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384 ”Об утверждении Программы социально- экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 92, 1/7667) и от 15 января 2007 г. № 27 ”Об утверждении Программы развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 16, 1/8268).[19]

Важнейшими  результатами выполнения Основных направлений  денежно-кредитной политики в январе — сентябре 2010 г. стали:

— поддержание  курса белорусского рубля к стоимости  корзины иностранных валют в  пределах установленного коридора допустимых значений;

— повышение  доступности кредитных ресурсов для нефинансового сектора экономики  при обеспечении привлекательности  сбережений, расширение кредитной поддержки  банками экономики;

— рост активов  и нормативного капитала банковского сектора;

— надежное и  безопасное функционирование платежной  системы.

Макроэкономическая  ситуация в январе — сентябре 2010 г. по сравнению с аналогичным  периодом 2009 г. характеризовалась ускорением темпов роста объемов производства и потребления.

Увеличение  внутреннего и внешнего спроса позитивно  сказалось на темпах роста ВВП. Объем  ВВП в январе — сентябре 2010 г. составил 116,6 трлн. руб., или 39,3 млрд. долл. США. В сопоставимых ценах он увеличился на 6,6%, тогда как в январе —  сентябре 2009 г. наблюдалось сокращение ВВП на 0,3%.

Существенно сократились  запасы готовой продукции. Если в  январе — сентябре 2009 г. соотношение  запасов готовой продукции и  среднемесячного объема производства составляло 77,8%, то в январе — сентябре 2010 г. оно снизилось до 54,2%.

Истекший период 2010 г. характеризовался также замедлением  темпов инфляции. Прирост индекса  потребительских цен в сентябре 2010 г. по сравнению с декабрем 2009 г. составил 6,8%, что соответствует  среднемесячному темпу инфляции 0,7%. За аналогичный период прошлого года индекс потребительских цен увеличился на 7,9% (0,8% в месяц).

Сложившийся уровень  инфляции приблизительно соответствует  темпам инфляции в соседних государствах. Так, по сравнению с декабрем 2009 г. потребительские цены в сентябре 2010 г. в России выросли на 6,2%, Украине — на 7,4%, Казахстане — на 5,2%.

На ситуации во внешней торговле в значительной степени отразились темпы восстановления деловой активности и экономического роста в странах — основных торговых партнерах. По предварительным данным платежного баланса, объем экспорта товаров и услуг в фактических ценах в январе — августе 2010 г. составил 18,3 млрд. долл. США, что на 19,3% больше, чем в аналогичном периоде 2009 г.

Объем импорта  товаров и услуг в январе —  августе 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. увеличился на 16,3% и составил 21,9 млрд. долл. США. Таким образом, сальдо внешней торговли товарами и услугами в январе — августе 2010 г. сложилось отрицательным в размере 3,6 млрд. долл. США. Это близко к уровню отрицательного сальдо внешней торговли аналогичного периода прошлого года — 3,5 млрд. долл. США.

Состояние внешней  торговли и платежного баланса в  целом определило ситуацию на внутреннем валютном рынке. Его оборот за январь — сентябрь 2010 г. уменьшился относительно аналогичного периода прошлого года на 37,6% и составил 64,8 млрд. долл. США.

Соотношение спроса и предложения на внутреннем валютном рынке характеризовалось сохранением  определенного дисбаланса. В целом  за 9 месяцев, без учета операций Министерства финансов, спрос на иностранную валюту превысил предложение на 3,9 млрд. долл. США.

Основным фактором сохранения чистого спроса на иностранную  валюту на внутреннем валютном рынке  в январе — сентябре 2010 г. явилось  несоответствие спроса и предложения  по операциям с иностранной валютой субъектов хозяйствования — резидентов. На этом сегменте рынка объем чистой покупки иностранной валюты за январь — сентябрь 2010 г. составил 4 млрд. долл. США против 3 млрд. долл. США в январе — сентябре 2009 г.

Со стороны  других участников внутреннего валютного рынка имела место чистая продажа иностранной валюты.

Так, объем чистой продажи иностранной валюты населением за январь — сентябрь 2010 г. составил 8 млн. долл. США. Для сравнения, в  аналогичном периоде 2009 г. имела  место чистая покупка физическими лицами иностранной валюты в эквиваленте 848,6 млн. долл. Позитивным изменениям динамики операций населения на внутреннем валютном рынке способствовало сохранение привлекательных условий для сбережений в национальной валюте.

Нерезидентами в январе — сентябре 2010 г. на чистой основе было продано иностранной  валюты на сумму 7 млн. долл. США, банками  — 132,6 млн. долл.

Курсовая политика в январе — сентябре 2010 г. обеспечивала устойчивость курса белорусского рубля.

В течение всего отчетного периода стоимость корзины иностранных валют была близка к значению, сложившемуся на начало года.

На 1 октября 2010 г. стоимость корзины иностранных  валют составила 1 069,01 руб., увеличившись по сравнению с началом года на 3,2%, при установленном коридоре возможных колебаний в пределах плюс-минус 10%

Динамика обменного  курса белорусского рубля к отдельным  валютам, входящим в состав корзины, определялась динамикой их взаимных курсов на мировом рынке.

В результате изменений  взаимных курсов мировых валют с 1 января по 1 октября 2010 г. курс белорусского рубля снизился к доллару США на 5,1%, до 3010 руб. за 1 доллар США, к российскому рублю — на 4,6%, до 99 руб. за 1 российский рубль. Курс белорусского рубля к евро изменился незначительно, укрепившись на 0,2%, до 4 099,62 руб. за 1 евро.

Было сохранено  позитивное воздействие курсовой политики на ценовые условия внешнеторговых операций для отечественных экспортеров. В январе — сентябре 2010 г. индекс реального эффективного курса белорусского рубля снизился по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. на 7,3%, индекс реального курса белорусского рубля к российскому рублю — на 12%. В сентябре 2010 г. по сравнению с сентябрем 2009 г. индекс реального эффективного курса белорусского рубля снизился на 1,9%, индекс реального курса белорусского рубля к российскому рублю — на 6,1%.

Параметры денежных агрегатов в январе — сентябре 2010 г. формировались на уровне, обеспечивающем достижение целей и решение задач  денежно-кредитной политики с учетом складывающихся макроэкономических условий.

Рублевая денежная масса на 1 октября 2010 г. составила 25,5 трлн. руб. За январь — сентябрь она  увеличилась на 23,1%, в абсолютном выражении — на 4,8 трлн. руб.

Широкая денежная масса на 1 октября 2010 г. составила 45,8 трлн. руб. С начала года она возросла на 20,2%, или на 7,7 трлн. руб. Удельный вес валютной составляющей в широкой денежной массе снизился с 45,6% на 1 января 2010 г. до 44,2% по состоянию на 1 октября 2010 г.

Величина международных  резервных активов Республики Беларусь в национальном определении по состоянию на 1 октября 2010 г. составила 6,5 млрд. долл. США. С начала 2010 г. она возросла на 506,7 млн. долл. США, или на 8,5%.

Позитивные  тенденции в экономике и финансовой сфере, сложившиеся в январе —  сентябре 2010 г., позволили ориентировать процентную политику в отчетном периоде прежде всего на снижение общего уровня процентных ставок в целях увеличения доступности кредитных ресурсов. При этом обеспечивалось сохранение привлекательности банковских депозитов в национальной валюте для юридических и физических лиц.

Важнейшим мероприятием процентной политики было поэтапное  снижение ставки рефинансирования. На протяжении января — сентября 2010 г. ставка рефинансирования снижалась  шесть раз, общая величина снижения составила 3 процентных пункта. Если на начало года ее уровень составлял 13,5% годовых, то по состоянию на 1 октября 2010 г. ее значение достигло 10,5%.

Среднее значение ставки рефинансирования за январь —  сентябрь 2010 г. составило 12,3%. Это на 1,7 процентного пункта меньше, чем за аналогичный период 2009 г.

Информация о работе Национальный Банк - Центральный банк страны