Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:09, курсовая работа
Исследования и разработки: в работе исследовался Национальный банк, определены его основные цели и функции, структура органов управления НБ РБ, законодательные основы и нормативно – правовые акты, осуществляемые НБ, отражена сущность денежно – кредитной политики Республики Беларусь, рассмотрено нормативно-правовое регулирование денежно – кредитной политики в Республике Беларусь, произведен ее анализ и пути совершенствования, показано и проанализировано состояние платежной системы, ее динамика и тенденции развития.
Развитие кредитных отношений должно сопровождаться адекватным контролем за состоянием банковских рисков. Банки обязаны отслеживать финансовое состояние заемщиков, объективно оценивать риск невыполнения ими своих обязательств и стоимость внесенного залога, формировать в необходимых объемах резервы на возможные потери.
Важным направлением развития кредитных операций банков могут стать: кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечный и потребительский кредиты. В то же время на степень коммерческих интересов банков к таким операциям влияют уровень риска, издержки банка, связанные с необходимостью проработки большого количества кредитных заявок и инвестиционных проектов клиентов, а также стоимость ресурсов, привлеченных банком. [16]
С начала реализации Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001 – 2010 годы, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 28 мая 2002 г. № 274 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 63, 1/3717) (далее – Концепция), прошло девять, почти уже 10 лет, и уже возможно оценить фактические результаты за этот период и перспективы дальнейшего развития банковской системы. Принятие Концепции и ее реализация способствовали укреплению и развитию банковской системы, повышению ее роли в социально-экономическом развитии страны.
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 92, 1/7667), определены приоритеты и параметры макроэкономического развития страны, для реализации которых необходимо повысить функциональную значимость и роль банковского сектора в экономике, эффективность проводимой денежно-кредитной политики.
Поставленные
на текущее пятилетие задачи по обеспечению
высоких и устойчивых темпов экономического
роста, повышению уровня благосостояния
и качества жизни народа вызвали
необходимость уточнения
В Программе
определяются цели, задачи и основные
направления развития банковского
сектора, а также меры по повышению
эффективности денежно-
Стратегическими целями развития банковской системы Республики Беларусь являются повышение устойчивости и эффективности функционирования банковского сектора, рост потенциала и совершенствование состава банковских инструментов адекватно растущим потребностям экономики и населения.
Из вышесказанного очевидно, что развитие банковской системы предполагает расширение состава и объема, улучшение качества банковских услуг, повышение доверия к банкам со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, населения республики, интеграцию банковского сектора Беларуси в региональные, мировую банковскую и финансовую системы.
2.2.Административно
– правовая структура НБ
Национальный банк Республики Беларусь представляет собой единую централизованную организацию, состоящую из структурных подразделений центрального аппарата и структурных подразделений, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. [24,c.68]
К структурным подразделениям Национального банка относятся главные управления по областям, специализированное управление, учебный центр, центральное хранилище, расчетный центр, детский санаторий "Ружанский".
Полномочия
структурных подразделений
Имущество Национального
банка находится в
Уставный фонд
Национального банка
Национальный
банк для обеспечения своей
Прибыль Национального банка образуется от осуществления им деятельности в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства.[27]
Прибыль Национального банка на 1 января 2010 г. составила 77,6 млрд.руб.,что на 61,3 млрд.руб больше, чем в 2007 г.(табл.2.1) [28]
Показатель |
01.янв.08 |
01.янв.09 |
01.янв.10 |
Динамика,млрд.руб. |
Тр,% |
Тпр,% |
активы, млрд.руб. |
15060 |
14957,9 |
26697,9 |
11637,9 |
177,2768924 |
77,2768924 |
обязательства,млрд.руб |
14250 |
14758,9 |
26233,8 |
11983,8 |
184,0968421 |
84,0968421 |
доходы,млрд.руб. |
435,5 |
737,9 |
1676,2 |
1240,7 |
384,89093 |
284,89093 |
расходы,млрд.руб. |
353,9 |
692,6 |
1598,6 |
1244,7 |
451,7095225 |
351,7095225 |
прибыль,млрд.руб. |
16,3 |
45,3 |
77,6 |
61,3 |
476,0736196 |
376,0736196 |
Источник: собственная разработка на основании Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. №257 «Об утвеждении отчета Национального банка за 2008 год» и Указа Президента Республики Беларусь от 25 мая 2010 г. №274 «Об утвеждении отчета Национального банка за 2009 год».
Свои функции Национальный банк реализует через осуществление активных и пассивных операций.
Активы Национального банка возросли за период 2007-2009 гг. на 77,2768924%,т.е. на 11637,9 млрд.руб.
Обязательства Национального банка в 2007 г. составляли 14250 млрд.руб. Это на 11983,8 млрд.руб меньше, чем в 2009 г.
Доходы Национального банка на 1 января 2010 г. - 1676,2 млрд.руб., т.е. на 284,89093% больше по сравнению с 2007 годом.
Расходы Национального банка за три года увеличились и достигли 1598,6 млрд.руб.
Органами управления Национального банка являются Правление Национального банка и Совет директоров Национального банка.[2]
Высшим органом управления Национального банка является Правление Национального банка – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им. [2]
Члены Правления Национального банка назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь. С членами Правления Национального банка заключаются контракты в порядке и на условиях, определенных законодательством. [27]
Председатель Правления Национального банка также назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет. Одно и то же лицо может занимать должность Председателя Правления Национального банка не более двух сроков подряд. Он руководит деятельностью Правления Национального банка, а также представляет Национальный банк как центральный банк Республики Беларусь.
Полномочия Председателя Правления Национального банка определяются Уставом Национального банка.
Президент Республики Беларусь вправе освободить Председателя и (или) членов (члена) Правления Национального банка от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в случаях:
1. истечения срока полномочий;
2. неспособности
исполнения служебных
3. отставки;
4. ухода на пенсию по собственному желанию;
5. несоблюдения
Конституции Республики
6. разглашения сведений, составляющих государственную или служебную тайну;
7. признания
виновным в совершении
8. совершения виновных действий, которые дают основания для утраты доверия к данному лицу;
9. в иных случаях,
предусмотренных
Правление Национального банка Республики Беларусь принимает решения в форме постановлений и приказов. Компетенция правления Национального банка Республики Беларусь и порядок созыва заседаний Правления Национального банка Республики Беларусь определяются в Уставе Национального банка Республики Беларусь.[14,с.69]
Правление состоит из Председателя и десяти членов. Они назначаются на пять лет. Правление Национального банка принимает решения простым большинством голосов при условии присутствия на его заседании не менее восьми членов Правления. Его деятельностью руководит Председатель Правления, полномочия которого определяются Уставом Национального банка. [7,с.378]
Совет директоров Национального банка Республики Беларусь – исполнительный орган Национального банка Республики Беларусь, который обеспечивает выполнение банковских функций Национального банка Республики Беларусь как юридического лица. [14,с.69]
Председатель Правления Национального банка является руководителем Совета директоров Национального банка.
Количественный состав Совета директоров Национального банка определяется Правлением Национального банка.
Компетенция Совета директоров Национального банка и порядок созыва его заседаний определяются Уставом Национального банка. Совет директоров Национального банка организует свою работу в соответствии с регламентом. [2]
Члены Совета директоров Национального банка, за исключением его руководителя, назначаются Правлением Национального банка в порядке, установленном Уставом Национального банка.
Совет директоров Национального банка принимает решения простым большинством голосов при условии участия в его заседании не менее семидесяти процентов от численного состава членов Совета директоров Национального банка. [2]
Подразделения центрального аппарата Национального банка (департаменты и управления) объединены в четыре блока (за исключением управления внутреннего аудита). Монетарный блок включает департаменты: монетарной политики и экономического анализа; платежного баланса и банковской статистики; внешнеэкономической деятельности; монетарных операций; международных операций. В блок банковских продуктов и услуг входят финансово-экономическое управление и департаменты бухгалтерского учета и отчетности, эмиссионно-кассовых операций, расчетов и кредитно-финансовых инструментов. Надзорно-правовой блок объединяет департаменты юридический, банковского надзора, валютного регулирования и валютного контроля. Административный блок состоит из департамента администрации и управления кадровой политики, безопасности и защиты информации. [25]
В свою очередь в состав департаментов входят несколько отделов и управлений. Так, департамент монетарных операций объединяет депозитарий и управления операций с ценными бумагами и реализации монетарной политики; департамент банковского надзора состоит из отдела регистрации и лицензирования и управлений методологии пруденциального надзора, организации надзора, инспекции, информационно-аналитического. Организационная структура и штатное расписание департаментов Национального банка утверждаются Председателем Правления. Директора департаментов назначаются на должность Председателем Правления банка по согласованию с Советом директоров. Выполняемые подразделениями функции отражают функции Национального банка в целом. К примеру, Юридический департамент осуществляет разработку и проведение общей правовой политики Национального банка, прогнозирование правового обеспечения банковской деятельности; Департамент монетарных операций регулирует ликвидность банковской системы и кредитных отношений, проводит процентную политику. [26]
Законодательством Республики Беларусь, касающимся основ службы в государственном аппарате (о государственной службе), установлен статус служащих Национального банка. [10,с.379]
Условия найма,
увольнения, оплаты труда, права и
обязанности служащих Национального
банка определяются Советом директоров
Национального банка в
Служащие Национального банка согласно перечню должностей, утверждаемому Советом директоров Национального банка, не имеют права:
Информация о работе Национальный Банк - Центральный банк страны