Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:09, курсовая работа
Исследования и разработки: в работе исследовался Национальный банк, определены его основные цели и функции, структура органов управления НБ РБ, законодательные основы и нормативно – правовые акты, осуществляемые НБ, отражена сущность денежно – кредитной политики Республики Беларусь, рассмотрено нормативно-правовое регулирование денежно – кредитной политики в Республике Беларусь, произведен ее анализ и пути совершенствования, показано и проанализировано состояние платежной системы, ее динамика и тенденции развития.
-устанавливает
для банков и небанковских
кредитно-финансовых
-разрабатывает
национальные стандарты
-определяет
порядок проведения в
-осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;
-организует
расчетное и (или) кассовое
обслуживание Правительства
-организует
составление платежного
-создает золотовалютные
резервы по согласованию с
Президентом Республики
-формирует золотой
запас Государственного фонда
драгоценных металлов и
-устанавливает цены купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;
-устанавливает
порядок открытия счетов в
драгоценных металлах и
-устанавливает
совместно с уполномоченными
государственными органами
-организует
инкассацию и перевозку
-осуществляет
контроль за обеспечением
-проводит анализ
и прогнозирование состояния
денежно-кредитных отношений,
-заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;
-выполняет другие
функции, предусмотренные
Наделение центрального банка вышеназванными функциями позволяет обеспечить эффективное функционирование банковской системы. Для реализации перечисленных функций центральный банк имеет обширную сеть региональных учреждений и центральный аппарат.[7,с.267]
Таким образом, основные цели деятельности Национального банка - это: защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, его покупательной способности и валютного курса; развитие и укрепление банковской системы страны; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Основными функциями Национального банка являются: функция эмиссионного банка, функция фирменного банка государства, функция банка банков, функция органа регулирования экономики, функция главного расчетного центра страны.
2. Организационно – правовая основа деятельности НБ Республики Беларусь
2.1 История
образования НБ Республики
После Октябрьской
революции филиалы
В 1923–1925 годах в республике начали действовать филиалы общесоюзных акционерных банков: Промбанка, Всесоюзного кооперативного, а с 1936 года — Соргбанка. B эти годы сформировалась система местных банков. В 1923 году открыт гомельский рабочий банк, который примерно через год был преобразован в местный коммунальный банк. В 1925 году создан Белкоммунбанк.
В целях концентрации
свободных средств для
Решить эти узловые задачи можно было лишь на базе твердой валюты, поэтому с переходом к нэпу был взят курс на укрепление денежной системы. В 1922–1924 годах была проведена денежная реформа. Создана денежная система, а госбанк стал эмиссионным центром СССР и органом регулирования денежного обращения. Введение устойчивой валюты благотворно сказалось на подъеме производства и укреплении в целом всей экономики.
В результате перестройки банковской системы с 1932 до 1959 года в Беларуси функционировали: Коммунальный банк; конторы с филиалами госбанка СССР, Промбанка СССР, Сельхозбанка СССР, а до 1957 года и Соргбанка СССР.
В предвоенном 1940 году в Беларуси функционировало 10 областных контор и 184 отделения госбанка. В них работало 4087 человек. Настоящим испытанием для белорусских банковских работников, как и для всего народа, была Великая Отечественная война. 25 июня 1941 года Белорусская контора госбанка была эвакуирована в Тамбов, а в ноябре — в Караганду, в марте 1942 года она переехала в Горький. 9 сентября 1943 года по распоряжению СНК СССР она была закрыта. Возобновила свою работу в октябре 1943 года и в декабре переехала в Гомель, а в июле 1944 года — в Минск.
Одной из важнейших
функций государственной
Вскоре после
завершения восстановительного периода
потребовались и
Крупная реорганизация банковской системы была произведена и в 1987 году. Учреждены белорусские республиканские банки со своими филиалами госбанка, Внешэкономбанка, Сберегательного банка, Промстройбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка СССР, которые действовали на принципах хозрасчета и самофинансирования.
Принципиально новый этап начался в развитии банковской системы страны с приобретением Беларусью самостоятельности. В декабре 1990 года приняты Законы "О Национальном банке Республики Беларусь" и "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь". Все учреждения банков СССР на территории Беларуси были объявлены ее собственностью. На базе Белорусского республиканского банка госбанка СССР создан Национальный банк Республики Беларусь. Специализированные государственные банки преобразованы в акционерные коммерческие: Белагропромбанк, Белвнешэкономбанк, Белбизнесбанк, Белпромстройбанк, а также Сберегательный банк. На рубеже 80-90-х годов стали создаваться на акционерной и паевой основе коммерческие банки. Среди них — Беларусбанк, Приорбанк, Бресткомбанк, Комплексбанк и другие. [20]
На сегодняшний день развитие банковской системы Республики Беларусь осуществляется с учетом ее структурных особенностей: экономика республики является индустриальной, основу ее производственного комплекса составляет промышленность; экономика республики имеет ограниченную внутреннюю сырьевую и топливно-энергетическую базу, тесно связана торгово-экономическими отношениями со многими странами, прежде всего с Россией. [18]
Отсюда вытекает стратегия развития в отношении банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в которой базовыми направлениями являются: интегрирование денежной системы и банковского сектора экономики Республики Беларусь с Российской Федерацией, расширение и углубление взаимодействия с другими странами, международными финансовыми организациями; проведение денежно-кредитной политики, отвечающей динамичному социально-экономическому развитию страны; уменьшение участия государства в фондах банков; совершенствование налогообложения банков; формирование нормативно-правовой базы, соответствующей новым условиям функционирования банков.
Важнейшими направлениями развития структуры банковской системы в ближайший период будут являться:
- снижение удельного веса активов (пассивов), концентрируемых системообразующими банками, и доведение уровня данного параметра в 2010 году до 50-60% и, соответственно, повышение доли несистемообразующих банков;
- уменьшение участия государства в банках;
- развитие альтернативных
банкам кредитных и других
организаций –
- организация
банков с участием
- повышение
самостоятельности банков в
К целям и направлениям развития банковской системы также относят:
- укрепление устойчивости банков и системы в целом, исключающее возможность возникновения системного банковского кризиса;
- повышение
до международного
- существенное
повышение доверия к
- количественное увеличение (активы до 80-100% от ВВП, собственный капитал до 8-10% от ВВП) и качественный рост (до международного конкурентного уровня) операций белорусских банков;
- снижение доли
госсектора в уставных фондах
банков до уровня не выше 50%,
повышение доли иностранных
Факторы, тормозящие развитие банковской системы РБ:
- проблема формирования
правовой базы для создания
ссудно-сберегательных
- проблема оттока
финансовых ресурсов из
- адекватность общему состоянию экономики;
- низкий совокупный капитал банковской системы;
- ограниченный
перечень используемых
- слабая защищенность от ряда банковских рисков;
- слабое развитие
современных банковских
- высокий уровень налогообложения и сложность налогового законодательства. [18]
Среди первостепенных мер по реформированию банковской системы страны следует отметить также преодоление избыточного государственного вмешательства в ценообразование, развитие имеющихся предпосылок развития фондового рынка. Следует осуществлять меры со стороны государства, которые позволили бы обеспечить переориентацию значительных сумм валютных средств из обслуживания мелкооптовой торговли в производственный сектор. Для этого необходимо укрепить финансовое состояние банков, резко повысить их надежность и доверие к ним. В свою очередь это предполагает отказ от любых попыток давления на банки с целью направления их ресурсов на высокорискованные и убыточные проекты, вывод банковского надзора на самые современные стандарты.
Информация о работе Национальный Банк - Центральный банк страны