Национальный Банк - Центральный банк страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Исследования и разработки: в работе исследовался Национальный банк, определены его основные цели и функции, структура органов управления НБ РБ, законодательные основы и нормативно – правовые акты, осуществляемые НБ, отражена сущность денежно – кредитной политики Республики Беларусь, рассмотрено нормативно-правовое регулирование денежно – кредитной политики в Республике Беларусь, произведен ее анализ и пути совершенствования, показано и проанализировано состояние платежной системы, ее динамика и тенденции развития.

Файлы: 1 файл

Nats_Bank_RB.doc

— 486.00 Кб (Скачать файл)

-устанавливает  для банков и небанковских  кредитно-финансовых организаций  порядок составления статистической  отчетности по формам и в  сроки, определенные законодательством Республики Беларусь;

-разрабатывает  национальные стандарты финансовой  отчетности для Национального  банка, банков и небанковских  кредитно-финансовых организаций  в соответствии с международными  стандартами финансовой отчетности  и осуществляет методологическое руководство ведением в них бухгалтерского учета и отчетности;

-определяет  порядок проведения в Республике  Беларусь расчетов в безналичной  и наличной формах;

-осуществляет  операции, необходимые для выполнения  основных целей деятельности  Национального банка;

-организует  расчетное и (или) кассовое  обслуживание Правительства Республики  Беларусь, организаций, перечень  которых определен в Уставе  Национального банка, и иных  организаций в случаях, предусмотренных  законодательными актами Республики  Беларусь;

-организует  составление платежного баланса  Республики Беларусь, включая международную  инвестиционную позицию Республики  Беларусь, и принимает участие  в его разработке;

-создает золотовалютные  резервы по согласованию с  Президентом Республики Беларусь  и управляет ими в пределах своей компетенции;

-формирует золотой  запас Государственного фонда  драгоценных металлов и драгоценных  камней Республики Беларусь и  осуществляет оперативное управление  им в пределах своей компетенции;

-устанавливает  цены купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;

-устанавливает  порядок открытия счетов в  драгоценных металлах и условия  их ведения в банках и небанковских  кредитно-финансовых организациях  на территории Республики Беларусь, а также условия открытия резидентами таких счетов в банках и иных кредитных организациях за ее пределами.

-устанавливает  совместно с уполномоченными  государственными органами порядок  ввоза в Республику Беларусь  и вывоза за ее пределы драгоценных  металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;

-организует  инкассацию и перевозку наличных  денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных  камней и иных ценностей;

-осуществляет  контроль за обеспечением безопасности и защиты информационных ресурсов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях;

-проводит анализ  и прогнозирование состояния  денежно-кредитных отношений, отношений  в области валютного регулирования  и валютного контроля, платежного  баланса Республики Беларусь и банковской системы во взаимосвязи с социально-экономическим развитием Республики Беларусь, публикует соответствующие статистические данные и материалы анализа и прогнозирования в периодическом печатном издании Национального банка;

-заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;

-выполняет другие  функции, предусмотренные Банковским  Кодексом и иными законодательными  актами Республики Беларусь. [2]

Наделение центрального банка вышеназванными функциями позволяет обеспечить эффективное функционирование банковской системы. Для реализации перечисленных функций центральный банк имеет обширную сеть региональных учреждений и центральный аппарат.[7,с.267]

Таким образом, основные цели деятельности Национального банка - это: защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, его покупательной способности и валютного курса; развитие и укрепление банковской системы страны; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Основными функциями  Национального банка являются: функция  эмиссионного банка, функция  фирменного банка государства, функция банка  банков, функция  органа регулирования  экономики, функция главного расчетного центра страны.

 

 

2. Организационно – правовая основа деятельности НБ Республики Беларусь

2.1 История  образования НБ Республики Беларусь  и развитие банковской системы

После Октябрьской  революции филиалы действовавших  в Беларуси частных банков были национализированы, а земельные банки закрыты. 3 декабря 1921 года Совет Народных Комиссаров БССР принимает постановление об организации в Минске Белорусской конторы государственного банка и ровно через месяц, 3 января 1922 года, она начала функционировать. С этого времени и берет свое начало история становления и развития банковской системы Беларуси. Позже открылись местные отделения государственного банка в Витебске, Борисове, Бобруйске, Могилеве, агентства — в Слуцке, Мозыре, Орше, Климовичах, Полоцке. В связи с образованием СССР в 1923 году госбанк РСФСР преобразуется в государственный банк СССР. В его состав вошла и Белорусская контора. В январе 1927 года в ведение Белорусской конторы перешло гомельское отделение, подчинявшееся ранее непосредственно госбанку СССР.

В 1923–1925 годах  в республике начали действовать филиалы общесоюзных акционерных банков: Промбанка, Всесоюзного кооперативного, а с 1936 года — Соргбанка. B эти годы сформировалась система местных банков. В 1923 году открыт гомельский рабочий банк, который примерно через год был преобразован в местный коммунальный банк. В 1925 году создан Белкоммунбанк.

В целях концентрации свободных средств для кредитования нужд сельского хозяйства организованы окружные товарищества сельскохозяйственного кредита: Белорусское, Гомельское, Витебское, Оршанское, Калининское, Бобруйское, Могилевское, Мозырское и Полоцкое. Белорусское товарищество в 1924 году преобразовано в Белсельбанк, который взял на себя основную роль по кредитованию села. Деятельность госбанка и специализированных банков в те годы была всецело подчинена восстановлению и реконструкции народного хозяйства.

Решить эти  узловые задачи можно было лишь на базе твердой валюты, поэтому с  переходом к нэпу был взят курс на укрепление денежной системы. В 1922–1924 годах была проведена денежная реформа. Создана денежная система, а госбанк стал эмиссионным центром СССР и органом регулирования денежного обращения. Введение устойчивой валюты благотворно сказалось на подъеме производства и укреплении в целом всей экономики.

В результате перестройки  банковской системы с 1932 до 1959 года в Беларуси функционировали: Коммунальный банк; конторы с филиалами госбанка СССР, Промбанка СССР, Сельхозбанка СССР, а до 1957 года и Соргбанка  СССР.

В предвоенном 1940 году в Беларуси функционировало 10 областных контор и 184 отделения госбанка. В них работало 4087 человек. Настоящим испытанием для белорусских банковских работников, как и для всего народа, была Великая Отечественная война. 25 июня 1941 года Белорусская контора госбанка была эвакуирована в Тамбов, а в ноябре — в Караганду, в марте 1942 года она переехала в Горький. 9 сентября 1943 года по распоряжению СНК СССР она была закрыта. Возобновила свою работу в октябре 1943 года и в декабре переехала в Гомель, а в июле 1944 года — в Минск.

Одной из важнейших  функций государственной банковской системы, в том числе и белорусской, на всех этапах ее развития была и остается работа по организации денежного  обращения. В этом плане значительным событием явилось проведение денежной реформы в 1947 году.

Вскоре после  завершения восстановительного периода  потребовались и соответствующая  перестройка кредитно-денежной системы, и дальнейшее расширение кредитных  связей банка с народным хозяйством. Уже в 1959 году была проведена реорганизация  банковской системы. Упразднены специализированные банки, а их функции переданы госбанку и Стройбанку СССР. С 1959 года банковская система Беларуси была представлена учреждениями госбанка и Промстройбанка СССР.

Крупная реорганизация  банковской системы была произведена и в 1987 году. Учреждены белорусские республиканские банки со своими филиалами госбанка, Внешэкономбанка, Сберегательного банка, Промстройбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка СССР, которые действовали на принципах хозрасчета и самофинансирования.

Принципиально новый этап начался в развитии банковской системы страны с приобретением Беларусью самостоятельности. В декабре 1990 года приняты Законы "О Национальном банке Республики Беларусь" и "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь". Все учреждения банков СССР на территории Беларуси были объявлены ее собственностью. На базе Белорусского республиканского банка госбанка СССР создан Национальный банк Республики Беларусь. Специализированные государственные банки преобразованы в акционерные коммерческие: Белагропромбанк, Белвнешэкономбанк, Белбизнесбанк, Белпромстройбанк, а также Сберегательный банк. На рубеже 80-90-х годов стали создаваться на акционерной и паевой основе коммерческие банки. Среди них — Беларусбанк, Приорбанк, Бресткомбанк, Комплексбанк и другие. [20]

На сегодняшний  день развитие банковской системы Республики Беларусь осуществляется с учетом ее структурных особенностей: экономика  республики является индустриальной, основу ее производственного комплекса  составляет промышленность; экономика республики имеет ограниченную внутреннюю сырьевую и топливно-энергетическую базу, тесно связана торгово-экономическими отношениями со многими странами, прежде всего с Россией. [18]

 

Отсюда вытекает стратегия развития в отношении  банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в которой базовыми направлениями являются: интегрирование денежной системы и банковского сектора экономики Республики Беларусь с Российской Федерацией, расширение и углубление взаимодействия с другими странами, международными финансовыми организациями; проведение денежно-кредитной политики, отвечающей динамичному социально-экономическому развитию страны; уменьшение участия государства в фондах банков; совершенствование налогообложения банков; формирование нормативно-правовой базы, соответствующей новым условиям функционирования банков.

Важнейшими  направлениями развития структуры  банковской системы в ближайший  период будут являться:

- снижение удельного  веса активов (пассивов), концентрируемых  системообразующими банками, и  доведение уровня данного параметра в 2010 году до 50-60% и, соответственно, повышение доли несистемообразующих банков;

- уменьшение  участия государства в банках;

- развитие альтернативных  банкам кредитных и других  организаций – ссудосберегательных  ассоциаций, кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, инвестиционных, пенсионных, медицинских и иных структур;

- организация  банков с участием иностранного  капитала, иностранных банков и  их структур;

- повышение  самостоятельности банков в своем  стратегическом развитии и осуществлении деятельности на основе принципа коммерческой эффективности и ответственности за конечные результаты.

К целям  и направлениям развития банковской системы также относят:

- укрепление  устойчивости банков и системы  в целом, исключающее возможность возникновения системного банковского кризиса;

- повышение  до международного конкурентного  уровня качества осуществления  банковским сектором функций  по аккумулированию сбережений  населения и субъектов хозяйствования, их трансформации в кредиты и инвестиции;

- существенное  повышение доверия к белорусской  банковской системе со стороны  инвесторов (в том числе иностранных)  и вкладчиков, в первую очередь  населения;

- количественное  увеличение (активы до 80-100% от ВВП,  собственный капитал до 8-10% от ВВП) и качественный рост (до международного конкурентного уровня) операций белорусских банков;

- снижение доли  госсектора в уставных фондах  банков до уровня не выше 50%, повышение доли иностранных инвестиций  в уставных фондах до уровня  не менее 20%.[15]

Факторы, тормозящие развитие банковской системы  РБ:

- проблема формирования  правовой базы для создания  ссудно-сберегательных ассоциаций, кредитных кооперативов;

- проблема оттока  финансовых ресурсов из регионов  через филиальную сеть крупных  банков;

- адекватность общему состоянию экономики;

- низкий совокупный  капитал банковской системы;

- ограниченный  перечень используемых финансовых  инструментов;

- слабая защищенность  от ряда банковских рисков;

- слабое развитие  современных банковских технологий;

- высокий уровень налогообложения и сложность налогового законодательства. [18]

Среди первостепенных мер по реформированию банковской системы  страны следует отметить также преодоление  избыточного государственного вмешательства  в ценообразование, развитие имеющихся предпосылок развития фондового рынка. Следует осуществлять меры со стороны государства, которые позволили бы обеспечить переориентацию значительных сумм валютных средств из обслуживания мелкооптовой торговли в производственный сектор. Для этого необходимо укрепить финансовое состояние банков, резко повысить их надежность и доверие к ним. В свою очередь это предполагает отказ от любых попыток давления на банки с целью направления их ресурсов на высокорискованные и убыточные проекты, вывод банковского надзора на самые современные стандарты.

Информация о работе Национальный Банк - Центральный банк страны