Национальный Банк - Центральный банк страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Исследования и разработки: в работе исследовался Национальный банк, определены его основные цели и функции, структура органов управления НБ РБ, законодательные основы и нормативно – правовые акты, осуществляемые НБ, отражена сущность денежно – кредитной политики Республики Беларусь, рассмотрено нормативно-правовое регулирование денежно – кредитной политики в Республике Беларусь, произведен ее анализ и пути совершенствования, показано и проанализировано состояние платежной системы, ее динамика и тенденции развития.

Файлы: 1 файл

Nats_Bank_RB.doc

— 486.00 Кб (Скачать файл)

Отдельные категории  служащих Национального банка согласно перечню, утверждаемому Советом  директоров Национального банка, в  соответствии с законодательством  Республики Беларусь имеют право на ношение форменной одежды, а также по согласованию с Министерством внутренних дел Республики Беларусь - на ношение и хранение оружия. [2]

          Национальный банк действует в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, другими законодательными актами, настоящим Уставом.

           Как механизм, исключающий преграды для финансирования государственного сектора, была проведена разработка и принят Банковский кодекс, который должен определил: систему и статус распорядительных банковских органов, их полномочия в отношении коммерческих банков; статус и степень независимости Национального банка; порядок создания и прекращения деятельности кредитно-финансовых организаций, в том числе порядок формирования уставного фонда; права и обязанности кредитно-финансовых учреждений, их кредиторов, вкладчиков и клиентов; ответственность кредитно-финансовых учреждений; регламентацию процедуры их санации и банкротства; правовые нормы по страхованию вкладов и т. д. Важно определить меру участия Национального банка в бюджетном процессе. Необходимо усилить взаимосвязь кредитной политики с общеэкономической политикой государства, преодолеть дезинтеграцию бюджетно-налоговой и денежно-кредитной сфер. Бюджет, налоги, кредит, фондовый рынок, цены, приватизацию, целесообразно связать в единый механизм, активно воздействующий на процессы воспроизводства. [2]

           Национальный банк в пределах своей компетенции принимает (издает) нормативные правовые акты (постановления Правления Национального банка и Совета директоров Национального банка), обязательные для выполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.

           Национальный банк вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления.

           Нормативные правовые акты Национального банка должны соответствовать законодательным актам Республики Беларусь. В случае противоречия нормативного правового акта Национального банка законодательному акту Республики Беларусь применяется законодательный акт Республики Беларусь. [21]

           Нормативные правовые акты Национального банка подлежат включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

           Нормативные правовые акты Национального банка направляются в Национальный центр правовой информации для включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь в порядке и сроки, определенные законодательством.

            Нормативные правовые акты, принятые (изданные) Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления, направляются в этот центр органом, указанным первым в числе принявших (издавших) нормативный правовой акт, если иное не установлено законодательством.

           Нормативные правовые акты Национального банка вступают в силу со дня их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок.

  Нормативные правовые акты Национального банка после их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и официального опубликования печатаются в периодическом печатном издании Национального банка.

Таким образом, Национальный банк – это единая централизованная организация. В ее состав входят центральный аппарат, структурные подразделения и организации, находящиеся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. 

Осуществляя деятельность, Национальный банк получает доходы и  несет расходы. Свои функции Национальный банк реализует через осуществление активных и пассивных операций. Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.

 

 

3.Денежно-кредитная политика и организация платежной системы как основной функции НБ Республики Беларусь

3.1 Денежно-кредитная  политика НБ РБ, ее анализ, проблемы  и пути совершенствования

Денежно-кредитная  политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. [22]

Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной  политики определяется тем, насколько  удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.

В условиях экономики  переходного периода проблемы определения  направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов.

 

Конечными целями денежно-кредитного регулирования являются: достижение устойчивых в среднесрочном периоде темпов экономического роста;

- существенное  снижение темпов инфляции; уменьшение  отрицательного сальдо торгового  баланса за счет опережающих  темпов роста экспорта по сравнению  с импортом;

- обеспечение  роста инвестиций.

Для создания условий  по достижению этих целей необходимо средствами денежно-кредитной политики обеспечить:

-поддержание  темпов роста денежной массы  в тесной связи с темпами  роста реального сектора экономики;

-рост иностранных  активов банковской системы республики;

-положительные  значения реальных процентных ставок;

-стабильную  динамику валютного курса белорусского  рубля.

Активы Национального  банка на 1 января 2010 г. составили 26 697,9 млрд. рублей и увеличились за отчетный год на 11 740 млрд. рублей (на 78,5 процента). Активы баланса включают следующие статьи:

-  наличные  денежные средства в иностранной  валюте - 317,2 млрд.

-  рублей (1,2 процента в активах);

-  драгоценные  металлы и драгоценные камни  - 1 288,2 млрд. рублей (4,8 процента в  активах), из них размещенные на  депозитных и корреспондентских счетах в банках-нерезидентах - 774,1 млрд. рублей;

-  вложения  в ценные бумаги - 601,6 млрд. рублей (2,3 процента в активах), из них  ГДО - 601,5 млрд. рублей;

-  средства, размещенные в банках, - 19 737,7 млрд. рублей (73,9 процента  в активах) за вычетом созданного резерва на возможные потери в сумме  423,9 млрд. рублей, из них:

-  кредиты  банкам - 8 325,3 млрд. рублей, в том числе  предоставленные в порядке рефинансирования  для поддержания ликвидности  банковской системы Республики  Беларусь - 8 310,6 млрд. рублей;

-  средства  в иностранной валюте, размещенные  Национальным банком на депозитных  счетах в банках-нерезидентах, - 5 208 млрд. рублей;

-  средства, размещенные в банках-нерезидентах  по операциям РЕПО, - 4 722,8 млрд. рублей;

-  кредиты и иные операции с клиентами - 804,1 млрд. рублей (3 процента в активах), из них задолженность Правительства по кредитам Национального банка, отнесенным на внутренний государственный долг, - 415,6 млрд. рублей, активы, переданные в доверительное управление, - 207 млрд. рублей;

-  долгосрочные  финансовые вложения - 2 229,4 млрд. рублей (8,4 процента в активах), из них  в сельскохозяйственные организации  - 1 882,4 млрд. рублей;

-  основные  средства и нематериальные активы - 485,2 млрд. рублей (1,8 процента в активах);

-  прочие  активы - 1 234,5 млрд. рублей (4,6 процента  в активах), из них сумма изменений  справедливой стоимости (переоценка) производных финансовых инструментов - 860,4 млрд. рублей. [19]

По итогам работы за 2009 год Национальным банком получены доходы в сумме 1 676,2 млрд. рублей, произведены расходы в сумме 1 598,6 млрд. рублей, прибыль составила 77,6 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом доходы Национального банка возросли на 938,3 млрд. рублей (в 2,3 раза), расходы - на 906 млрд. рублей (в 2,3 раза).

Национальным  банком в соответствии с Законом  Республики Беларусь ”О республиканском  бюджете Республики Беларусь на 2009 год“ 80 процентов полученной прибыли  перечислено в республиканский  бюджет (62,1 млрд. рублей). Прибыль, остающаяся в распоряжении Национального банка и подлежащая распределению, составляет 15,5 млрд. рублей.

Анализ денежно-кредитных  отношений, состояния валютного  рынка, платежного баланса, банковского  сектора и платежной системы  во взаимосвязи с экономическим  и социальным развитием страны показывает, что Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь в целом обеспечено выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 460 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 211, 1/9980).

Основными направлениями  развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009г. предусмотрены следующие перспективы (табл. 3.1) [28]:

Таблица 3.1

Показатели  деятельности Национального банка  и банков на 2009г.

Показатели

Прогноз на

01.01.2009г.

1

2

 

Индекс потребительских  цен, % декабря к декабрю

Инфляция, %

Изменение официального обменного курса по отношению  к российскому рублю, %

Официальный обменный курс белорусского рубля к доллару США, рублей за 1 доллар США

Прирост широкой  денежной массы, %

Прирост активной рублевой денежной массы (денежного  агрегата М1), %

Прирост рублевой денежной базы, %

Прирост международных  резервных активов Республики Беларусь, млн.долларов США

Ставка рефинансирования, %

Процентные ставки по вновь выдаваемым кредитам, %

Процентные ставки по вновь привлекаемым срочным депозитам, %

Прирост собственного капитала банков, %

Прирост ресурсной  базы банков, %

Прирост объемов  депозитов юридических лиц, %

Прирост объемов  депозитов физических лиц, %

 

107-109

7-9

плюс 2 – минус 2

 

2100-2200

23-31

24-29

26-30

 

475-525

8-10

11-13

8-10

13-17

22-28

19-31

29-34

Прирост объем  долгосрочной задолженности, %

Прирост объем  краткосрочной задолженности, %

Доля проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску, %

Доля проблемной задолженности в задолженности  клиентов и банков по кредитным операциям

Прирост требований банков к экономике, %

Выдача банками  долгосрочных (инвестиционных) кредитов экономике, трлн.руб.

Рентабельность  капитала банков, %

Рентабельность  активов банков, %.

Среднегодовой параметр доступности клиентов к  автоматизированной системе межбанковских  расчетов, % от ее дневного фонда рабочего времени

22-30

20-28

не более 4,5

 

не более 2,5

21-29

3,6-3,8

11

1,8

 

не ниже 99


 

 

В период с 2010 до 2012 г. предполагается решение следующих задач [22]:

  • недопущение годовой инфляции выше 5 %;
  • создание третьего уровня кредитно-финансовых учреждений — специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений с ограниченными лицензионными полномочиями и без права ведения расчетных счетов юридических и физических лиц (инвестиционные, трастовые, ипотечные и т.д.);
  • формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем полное покрытие рублевой денежной базы.
  • достижение свободной конвертируемости белорусского рубля на национальном и внешних валютных рынках.

Основной вектор преобразований в денежно-кредитной политике Республики Беларусь — переход к зрелым рыночным институтам и механизмам.

Одновременно будет  совершенствоваться методологическая база регулирования и надзора за банками, координация деятельности Национального банка с другими органами денежно-кредитного регулирования.

В целом денежно-кредитная  политика будет проводиться и четком соответствии с макроэкономическими параметрами социального и экономического развития страны и будет направлена на стабилизацию экономики Республики Беларусь и повышение благосостояние населения.

Денежно-кредитная  политика проводилась с учетом складывающейся в условиях мирового финансово-экономического кризиса макроэкономической ситуации. Монетарная политика была направлена на сохранение макроэкономической и финансовой стабильности как важнейшего условия достижения параметров экономического и социального развития страны, предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 459 «Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2009 год» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 211, 1/9979), Законом Республики Беларусь от 13 ноября 2008 года «О республиканском бюджете на 2009 год» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 288, 2/1546).

Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

Информация о работе Национальный Банк - Центральный банк страны