Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:09, курсовая работа
Исследования и разработки: в работе исследовался Национальный банк, определены его основные цели и функции, структура органов управления НБ РБ, законодательные основы и нормативно – правовые акты, осуществляемые НБ, отражена сущность денежно – кредитной политики Республики Беларусь, рассмотрено нормативно-правовое регулирование денежно – кредитной политики в Республике Беларусь, произведен ее анализ и пути совершенствования, показано и проанализировано состояние платежной системы, ее динамика и тенденции развития.
Отдельные категории служащих Национального банка согласно перечню, утверждаемому Советом директоров Национального банка, в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право на ношение форменной одежды, а также по согласованию с Министерством внутренних дел Республики Беларусь - на ношение и хранение оружия. [2]
Национальный банк действует в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, другими законодательными актами, настоящим Уставом.
Как механизм, исключающий преграды для финансирования государственного сектора, была проведена разработка и принят Банковский кодекс, который должен определил: систему и статус распорядительных банковских органов, их полномочия в отношении коммерческих банков; статус и степень независимости Национального банка; порядок создания и прекращения деятельности кредитно-финансовых организаций, в том числе порядок формирования уставного фонда; права и обязанности кредитно-финансовых учреждений, их кредиторов, вкладчиков и клиентов; ответственность кредитно-финансовых учреждений; регламентацию процедуры их санации и банкротства; правовые нормы по страхованию вкладов и т. д. Важно определить меру участия Национального банка в бюджетном процессе. Необходимо усилить взаимосвязь кредитной политики с общеэкономической политикой государства, преодолеть дезинтеграцию бюджетно-налоговой и денежно-кредитной сфер. Бюджет, налоги, кредит, фондовый рынок, цены, приватизацию, целесообразно связать в единый механизм, активно воздействующий на процессы воспроизводства. [2]
Национальный банк в пределах своей компетенции принимает (издает) нормативные правовые акты (постановления Правления Национального банка и Совета директоров Национального банка), обязательные для выполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.
Национальный банк вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления.
Нормативные правовые акты Национального банка должны соответствовать законодательным актам Республики Беларусь. В случае противоречия нормативного правового акта Национального банка законодательному акту Республики Беларусь применяется законодательный акт Республики Беларусь. [21]
Нормативные правовые акты Национального банка подлежат включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
Нормативные правовые акты Национального банка направляются в Национальный центр правовой информации для включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь в порядке и сроки, определенные законодательством.
Нормативные правовые акты, принятые (изданные) Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления, направляются в этот центр органом, указанным первым в числе принявших (издавших) нормативный правовой акт, если иное не установлено законодательством.
Нормативные правовые акты Национального банка вступают в силу со дня их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок.
Нормативные правовые акты Национального банка после их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и официального опубликования печатаются в периодическом печатном издании Национального банка.
Таким образом, Национальный банк – это единая централизованная организация. В ее состав входят центральный аппарат, структурные подразделения и организации, находящиеся на территории Республики Беларусь и за ее пределами.
Осуществляя деятельность, Национальный банк получает доходы и несет расходы. Свои функции Национальный банк реализует через осуществление активных и пассивных операций. Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.
3.Денежно-кредитная политика и организация платежной системы как основной функции НБ Республики Беларусь
3.1 Денежно-кредитная политика НБ РБ, ее анализ, проблемы и пути совершенствования
Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. [22]
Все эти задачи
одинаково важны и
В условиях экономики переходного периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов.
Конечными целями денежно-кредитного регулирования являются: достижение устойчивых в среднесрочном периоде темпов экономического роста;
- существенное
снижение темпов инфляции; уменьшение
отрицательного сальдо
- обеспечение роста инвестиций.
Для создания условий по достижению этих целей необходимо средствами денежно-кредитной политики обеспечить:
-поддержание
темпов роста денежной массы
в тесной связи с темпами
роста реального сектора
-рост иностранных
активов банковской системы
-положительные значения реальных процентных ставок;
-стабильную
динамику валютного курса
Активы Национального банка на 1 января 2010 г. составили 26 697,9 млрд. рублей и увеличились за отчетный год на 11 740 млрд. рублей (на 78,5 процента). Активы баланса включают следующие статьи:
- наличные
денежные средства в
- рублей (1,2 процента в активах);
- драгоценные металлы и драгоценные камни - 1 288,2 млрд. рублей (4,8 процента в активах), из них размещенные на депозитных и корреспондентских счетах в банках-нерезидентах - 774,1 млрд. рублей;
- вложения в ценные бумаги - 601,6 млрд. рублей (2,3 процента в активах), из них ГДО - 601,5 млрд. рублей;
- средства, размещенные в банках, - 19 737,7 млрд. рублей (73,9 процента в активах) за вычетом созданного резерва на возможные потери в сумме 423,9 млрд. рублей, из них:
- кредиты
банкам - 8 325,3 млрд. рублей, в том числе
предоставленные в порядке
- средства
в иностранной валюте, размещенные
Национальным банком на
- средства,
размещенные в банках-
- кредиты и иные операции с клиентами - 804,1 млрд. рублей (3 процента в активах), из них задолженность Правительства по кредитам Национального банка, отнесенным на внутренний государственный долг, - 415,6 млрд. рублей, активы, переданные в доверительное управление, - 207 млрд. рублей;
- долгосрочные
финансовые вложения - 2 229,4 млрд. рублей
(8,4 процента в активах), из них
в сельскохозяйственные
- основные
средства и нематериальные
- прочие
активы - 1 234,5 млрд. рублей (4,6 процента
в активах), из них сумма изменений
справедливой стоимости (
По итогам работы за 2009 год Национальным банком получены доходы в сумме 1 676,2 млрд. рублей, произведены расходы в сумме 1 598,6 млрд. рублей, прибыль составила 77,6 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом доходы Национального банка возросли на 938,3 млрд. рублей (в 2,3 раза), расходы - на 906 млрд. рублей (в 2,3 раза).
Национальным банком в соответствии с Законом Республики Беларусь ”О республиканском бюджете Республики Беларусь на 2009 год“ 80 процентов полученной прибыли перечислено в республиканский бюджет (62,1 млрд. рублей). Прибыль, остающаяся в распоряжении Национального банка и подлежащая распределению, составляет 15,5 млрд. рублей.
Анализ денежно-кредитных отношений, состояния валютного рынка, платежного баланса, банковского сектора и платежной системы во взаимосвязи с экономическим и социальным развитием страны показывает, что Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь в целом обеспечено выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 460 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 211, 1/9980).
Основными направлениями развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009г. предусмотрены следующие перспективы (табл. 3.1) [28]:
Таблица 3.1
Показатели деятельности Национального банка и банков на 2009г.
Показатели |
Прогноз на 01.01.2009г. | |
1 |
2 | |
Индекс потребительских цен, % декабря к декабрю Инфляция, % Изменение официального обменного курса по отношению к российскому рублю, % Официальный обменный курс белорусского рубля к доллару США, рублей за 1 доллар США Прирост широкой денежной массы, % Прирост активной рублевой денежной массы (денежного агрегата М1), % Прирост рублевой денежной базы, % Прирост международных резервных активов Республики Беларусь, млн.долларов США Ставка рефинансирования, % Процентные ставки по вновь выдаваемым кредитам, % Процентные ставки по вновь привлекаемым срочным депозитам, % Прирост собственного капитала банков, % Прирост ресурсной базы банков, % Прирост объемов депозитов юридических лиц, % Прирост объемов депозитов физических лиц, % |
107-109 7-9 плюс 2 – минус 2
2100-2200 23-31 24-29 26-30
475-525 8-10 11-13 8-10 13-17 22-28 19-31 29-34 | |
Прирост объем долгосрочной задолженности, % Прирост объем краткосрочной задолженности, % Доля проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску, % Доля проблемной задолженности в задолженности клиентов и банков по кредитным операциям Прирост требований банков к экономике, % Выдача банками долгосрочных (инвестиционных) кредитов экономике, трлн.руб. Рентабельность капитала банков, % Рентабельность активов банков, %. Среднегодовой параметр доступности клиентов к автоматизированной системе межбанковских расчетов, % от ее дневного фонда рабочего времени |
22-30 20-28 не более 4,5
не более 2,5 21-29 3,6-3,8 11 1,8
не ниже 99 |
В период с 2010 до 2012 г. предполагается решение следующих задач [22]:
Основной вектор преобразований в денежно-кредитной политике Республики Беларусь — переход к зрелым рыночным институтам и механизмам.
Одновременно будет совершенствоваться методологическая база регулирования и надзора за банками, координация деятельности Национального банка с другими органами денежно-кредитного регулирования.
В целом денежно-кредитная политика будет проводиться и четком соответствии с макроэкономическими параметрами социального и экономического развития страны и будет направлена на стабилизацию экономики Республики Беларусь и повышение благосостояние населения.
Денежно-кредитная политика проводилась с учетом складывающейся в условиях мирового финансово-экономического кризиса макроэкономической ситуации. Монетарная политика была направлена на сохранение макроэкономической и финансовой стабильности как важнейшего условия достижения параметров экономического и социального развития страны, предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 459 «Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2009 год» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 211, 1/9979), Законом Республики Беларусь от 13 ноября 2008 года «О республиканском бюджете на 2009 год» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 288, 2/1546).
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.
Информация о работе Национальный Банк - Центральный банк страны